26 Май 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +14,4 °C

Культура
4 Апр  2019 4106

Зрители "штурмовали" театры

Иногда замечательная инициатива оборачивается неожиданными последствиями. Это не повод отказываться от хорошей идеи. Как раз наоборот.

 "Только открыли двери - как обычно, за час до спектакля, - зрители толпой влетели в фойе и прямиком в зал, не обращая внимания на выставку. Хаос с самого начала, и когда зал заполнился, стали закрывать двери. Вся администрация вышла на улицу, чтобы объяснить остальным, что мест нет. В их адрес сыпались оскорбления, дергали за волосы, оторвали пуговицы от пиджака. Все это снимали на видео и фото…"

Таким запомнился сотрудникам крупного столичного театра один из дней бесплатных показов спектаклей. Аналогичные ситуации были, к сожалению, и в других храмах искусства за время Недели театральных представлений, охватившей недавно всю страну. Ее организация - один из пунктов постановления Президента "Об утверждении Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан" от 28 ноября 2018 года. В документе отмечено, как важно удовлетворять растущие духовные потребности населения и обеспечивать социальное равенство в плане доступности учреждений сферы. Потому и решили впредь каждую весну на семь дней открывать двери государственных театров для всех желающих, чтобы соотечественникам удалось свободно посетить спектакли, выставки сценических декораций и костюмов, пообщаться с артистами. Ничего подобного в новейшей истории не устраивали, и последовавший ажиотаж застал врасплох и организаторов, и публику. Волна зрительского интереса в буквальном смысле захлест­нула все театры.

Скажем, в ГАБТе имени Алишера Навои можно было побывать на национальных и зарубежных операх и балетах. Для детей - сказка, а для всех гостей - выставка эскизов декораций и костюмов к нынешним и прежним постановкам. В Узбекском государственном драматическом театре, помимо спектаклей, проходили встречи с народными и заслуженными артистами, литераторами. Насыщенную программу в театрах музыкальной комедии (оперетты) и сатиры дополнили концертами, имени Мукими - вечером памяти звезды нашей сцены Шаходат Рахимовой, Молодежном - экскурсиями по закулисью, ТЮЗе - общением с будущими актерами - студентами Государственного института искусств и культуры Узбекистана. Аналогичная картина - в регионах. Так, Каракалпакский государственный академический музыкальный театр имени Бердаха устроил историческую фотоэкспозицию, концерты симфонического оркестра и хора.

- Подобрали на эти дни лучшие спектакли разных жанров, в том числе драмы "Кундузсиз кечалар" ("Беспросветные ночи") и "Имон" ("Вера"), комедии "Ревизор" и "Ужарлар" ("Упрямцы"), - рассказал директор Узбекского Национального академического драматического театра заслуженный артист Фатхулла Масудов. - Начали с популярнейшей постановки "Андишали келинчак" ("Покорная невестка"). Зал рассчитан на 540 мест, а пришло почти в полтора-два раза больше. И это в первый день, не говоря уже о следующих. Постарались вместить всех, чтобы создать условия для культурного досуга зрителей.

Билеты в некоторые театры за последние пару лет существенно поднялись в цене. Где-то по-прежнему можно попасть на первые ряды за 20 тысяч сумов, а где-то надо отдать уже 100. А если пойти всей семьей? Сумма выходит внушительная для многих соотечественников, особенно пенсионеров. Отчасти поэтому для некоторых семей каждый такой визит - настоящее событие, редкое, к которому готовятся и подбирают парадную одежду. Легко понять радость людей, когда есть возможность и спектакль увидеть, и домашний бюджет сохранить.

Желающих посетить показы оказалось так много, что они приходили даже за два-три часа до начала спектаклей! Выстраивалась очередь, и, к сожалению, мест внутри на всех могло не хватить. И даже когда действо начиналось, у входа продолжали стоять поклонники искусства, стучавшие в закрытые двери… Чтобы не разочаровывать их, в некоторых случаях администрация даже решала показывать спектакли два раза подряд. 

В соцсетях можно прочитать возмущенные отзывы тех, кто не успел войти, и комментарии других соотечественников: "Знала, что так будет! Хорошо не пошли, бесплатный сыр только в мышеловке", "На что вы рассчитывали? Кто раньше пришел, тот и сел", "А мы хотели пойти с ребенком в воскресенье. Видимо, подождем платной недели", "Массовые мероприятия превращаются в массовый хаос. Жаль пожилых людей". Вспоминали и схожие картины во время раздачи бесплатного плова на гуляньях вокруг сквера Амира Темура в сентябре 2017-го.

- Мы пропускали всех без исключения до тех пор, пока не заполнится зал. Остальных, к сожалению, пропускать не имели права для соблюдения техники безопасности. Стоячие места у нас не предусмотрены, тем более на балконах, - объяснил заместитель директора ГАБТа по работе со зрителем Ойбек Боходиров. - В свою очередь приносим извинения за доставленные неудобства. Сотрудникам и охране еле удавалось удерживать толпу. Мы не могли остановить зрителей даже со служебного входа. Друзья, так нельзя, это же театр!

И это, пожалуй, один из главных уроков недели бесплатных представлений - культуру поведения зрителей надо повышать. Причем проблема возникла не вчера, а столь массовое мероприятие лишь сделало ее еще более очевидной. Тем важнее продолжать такие просветительские инициативы, чтобы воспитывать аудиторию и приучать ее к сценическому искусству.

- Оперу "Лючия ди Ламмермур" слушала впервые, потому и пошла. Понравилась очень. Но суть не в том. Убедилась, что к таким акциям надо относиться серьезнее, - поделилась жительница столицы Людмила Калмыкова. - Зал был полон. Привели даже детей - рядом появился папаша с отпрысками от трех до двадцати трех лет. Маленьких постоянно успокаивали старшие, а отец вообще на сцену мало смотрел - больше смартфоном забавлялся. Спереди и сзади какие-то девушки болтали о чем-то...

О подобных случаях могут рассказать все, кто бывал в театрах. Вот несколько примеров:

"Впереди сидела семья, которая сначала достала бутерброды во время представления, а потом и вовсе начала сухари грызть. Про запах молчу, но звук хрустяшек остался в памяти лучше, чем музыка оркестра. И что, вы думаете, из таких детей когда-нибудь вырастут культурные взрослые?"

"…Люди не понимают, что там важна тишина, что нельзя вставать раньше времени, общаться во время спектакля, лопать попкорн, что свет от телефона мешает".

"…Очень много малышей. Для чего привели - не понятно. Они знакомы с произведением? Они даже не понимали, где и что происходит. Постоянно крутились, ногами в спину пинали, вставали".

"…Ощущение, что это поликлиника - половина зала кашляла так, что не слышно было артистов".

"…Весь спектакль приходится слушать детский плач. А некоторые по телефону разговаривают, и работники театра на это закрывают глаза… У матери сын капризничал, и в середине спектакля она выдает: "А можно музыку тише сделать, ребенок плачет". Меня одну удивляет, а зачем вообще в театр полуторагодовалого малыша вести, если он там капризничает?"

"…И тут зашуршали пакетики, и по залу разнесся запах вареных яиц и курочки. Прямо как в поезде".

"…Речь не о спектакле, который очень понравился, а о людях, которые совсем не умеют себя вести в подобных местах! Многие почему-то изначально садятся на чужие места. Опаздывают, что тоже неприлично, и первые 15 минут спектакля обязательно кто-то маячит перед твоими глазами. Не успел он закончиться, а уже выбежала часть зрителей как с пожара. И когда актеры вышли на поклон, было стыдно за такое неуважение к людям, которые почти два часа выкладывались перед неблагодарной публикой".

Как видно, невоспитанность части зрителей все же не помешала остальным оценить спектакли по достоинству, пусть и отвлекаясь на раздражающие факторы. И это тоже важный итог недели как весьма удачного начинания. Стало ясно: желающих ходить в театр очень много.

- Это прекрасная возможность для пропаганды искусства среди широкой аудитории, особенно молодежи, - отметила начальник управления Министерства культуры Мукаддас Ахмаджонова. - 37 государственных театров представили больше 250 спектаклей. Все их руководители убедились в том, насколько неравнодушны наши жители к сценическому искусству, ведь на показах изо дня в день были аншлаги. А ведь такого потока зрителей не ожидали! Неделя стала настоящим праздником и подарком для населения.

Действительно, переполненность залов - повод для расстройства части публики, но огромная радость для артистов, подчеркивали все собеседники. В каждом театре есть более и менее популярные спектакли. Порой бывает, что играют всего для пары десятков человек. Аншлаги же случаются не столь часто, как хотелось бы. А ведь энергия аудитории передается актерам, играющим с большим воодушевлением.

По мнению представителей сферы, отсутствие свободных мест - еще и напоминание о высокой ответственности мастеров искусств, внимать которым готовы тысячи и тысячи людей. Возможно, благодаря Неделе театральных представлений кто-то впервые пришел в театр - и навсегда стал его поклонником. Другие открыли для себя новые спектакли, драматургов или артистов. В этом заключается ключевая культурно-просветительская миссия подобных акций. И, как считают уже зрители, в будущем ее хорошо бы дополнить разъяснительной работой - готовить публику к посещению храмов Мельпомены, чтобы не создавать неудобств ни другим посетителям, ни творческому составу.

Ведь еще на встрече с творческой интеллигенцией в августе 2017-го наш Президент особо отметил важность культуры для воспитания людей и формирования их эстетического мира. Тогда такие визиты в театр станут обходиться без описанных выше неприятных моментов. И войдут в привычку у еще большего числа узбекистанцев, чтобы аншлаги не ограничивались одной неделей в году.

Рамиль Исламов.

"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 65 (29028) от 4 апреля 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech