30 Ноябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +3,6 °C

Социальный срез
24 Апр  2020 1655

Введена регистрация. Что изменится с исключением прописки?

Учет каждого гражданина по месту его жительства - один  из способов регулирования и отслеживания миграции населения внутри страны.  В Узбекистане до сих пор применялся термин "прописка", который использовался с 1932 года. Многие постсоветские государства уже давно отказались от данного термина, который привязывал граждан к месту жительства и ограничивал их передвижение по стране, нарушая одну из главных конституционных свобод граждан - свободу передвижения и выбор места жительства.

22 апреля 2020 года Президент Республики Узбекистан подписал Указ  "О мерах по реформированию порядка постоянной прописки и учета по месту пребывания". Ранее на сайте  http://2020.strategy.uz/ru были выставлены на общественное обсуждение мероприятия по совершенствованию системы постоянной прописки в столице и Ташкентской области. В проекте закона предлагалось заменить термин "прописка" на понятие "регистрация". Однако данное предложение ничего не изменит, если, конечно же, не внести соответствующие изменения в действующее  законодательство республики. С принятием Указа Президента термины  "постоянная прописка" и "учет по месту пребывания" будут заменены на "регистрацию по месту постоянного проживания" и "регистрацию по месту временного пребывания".

 Анализируя общие и отличительные черты этих двух терминов, можно сделать вывод, что прописка и регистрация, по сути, регулируют схожие отношения, хотя последнее более  либерально в отношении миграции населения. Так, любой гражданин  Узбекистана при смене прописки на регистрацию сможет свободно передвигаться по всей территории страны, работать, приобретать недвижимое имущество, обращаться за услугами в медицинские учреждения, устраивать детей в детские сады и школы в любом городе или районе, подавать документы на получение социальных выплат, не находясь на месте постоянной регистрации, и не только. Это позволит снять социальное напряжение на селе, связанное с бедностью и отсутствием возможностей занятости.

 Покупка недвижимости для граждан в Ташкенте и столичной области без постоянной прописки была мечтой до недавнего времени. С 1 апреля текущего года это ограничение снято. Так, любой гражданин, проживающий вне пределов города Ташкента и Ташкентской области, может приобрести недвижимое имущество без каких-либо ограничений, что в свою очередь подтвердит верховенство закона о равноправии соотечественников.

 На практике бывают случаи, когда у гражданина в собственности нес­колько квартир или домов. При этом он имеет право прописать близких родственников (первой и второй степеней родства) только по адресу, где сам прописан. В принятом Указе  Президента оговаривается этот  момент, по которому будет разрешено гражданам, имеющим в собственности несколько квартир или домов, прописывать своих родственников в эти жилые помещения. 

На основании пункта 5 Перечня категорий лиц - граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области, супруг (супруга) мог прописать супругу (супруга) по месту постоянной прописки. В результате увеличилось количество фиктивных браков и, соответственно, их расторжений по достижении цели - получения прописки. Хотя по части 1 статьи 49 и статьи 54 Семейного кодекса Республики Узбекистан такие браки признаются недействительными, и недействительны они с момента заключения.

 В целях борьбы с данным явлением в 2016 году было внесено изменение в пункт 5  Перечня, по которому супруги должны прожить один год вместе, и после этого возникало право супруга (супруги) быть прописанным. Данное положение хоть и снизило количество фиктивных браков, но в корне ущемляло права тех, кто регистрировал брак для создания настоящей семьи. А супруг (супруга), который не имел постоянной прописки в городе Ташкенте или Ташкентской области, должен был становиться на временный учет.

Кроме того, если супруги расторгают брак в течение года после получения постоянной прописки, то супруг (супруга) утрачивает  полученную постоянную прописку в Ташкенте или Ташкентской области. В Указе Президента предусматривается и этот момент. Так как создание крепкой и благополучной семьи является приоритетным направлением в  политике нашего государства, все указанные ограничения, способные стать причиной  регистрации фиктивного брака и ущемления прав добросовестных супругов, будут исключены из действующего законодательства.

 Несовершеннолетние дети, лишенные  родительской опеки и принятые в семью на воспитание (патронат), также не остались в стороне. В отличие от усыновленных детей, которые в силу части 1 статьи 165 Семейного кодекса Республики Узбекистан приравнены к родным детям усыновителя, приемные дети не обладают таким правом. Приемные родители, проживающие в Ташкенте и Ташкентской области, не могут прописать на постоянной основе по месту жительства приемных детей, достигших 16 лет и получивших паспорта, что ущемляет права последних. Указ Президента предусматривает норму, по которой приемные родители смогут зарегистрировать приемных детей по своему постоянному месту жительства.

На основании пункта 39 Положения о порядке постоянной прописки и учета по месту пребывания граждан Республики Узбекистан в  городе Ташкенте и Ташкентской области (приложение N№ 1 к постановлению Кабинета Минист­ров от 28 декабря 2019 года) учет  гражданина по месту пребывания в Ташкенте и столичной области производится на срок от десяти дней до одного года без выписки гражданина с постоянного места жительства. Так, гражданин, работающий на постоянной основе в столице и Ташкентской области, должен каждый год обращаться в отдел миграции районного или городского ОВД для продления своего учета, что вызывает неудобства из-за лишней волокиты по привлечению хозяина жилой площади и написания заявления. В целях исключения бюрократии и с учетом того, что граждане, работающие на постоянной основе в Ташкенте и Ташкентской области, планируют трудиться не один год, в проекте постановления Кабинета Министров предусматривается продление учета гражданина по месту пребывания с одного года до пяти лет. Включение данного положения позволит собственнику жилья исходя из целей гражданина установить срок до пяти лет для проживания на его жилой площади.

В целом Указ Президента, проекты закона и постановления, направленные на изменение правил прописки на регистрацию, положительно скажутся на общественной жизни населения, обеспечивая подлинно конституционные права граждан.

Эдуард Эгамбердиев.
Преподаватель кафедры ТГЮУ.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №84 от 24.04.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech