15 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +5,4 °C

Ученые говорят...
25 Июн  2019 1279

Вузы: "косметических" изменений недостаточно

Посещение Президентом столичного Студенческого городка и последующие встречи с деятелями высшего образования и науки позволили определить ряд приоритетов обеих сфер. О первоочередных задачах на будущее рассказывают руководители крупных отечественных вузов.

Фото Тимура Кайсарова.

Гафурджан МУХАМЕДОВ, ректор Ташкентского областного Чирчикского государственного педагогического института, заслуженный деятель науки Узбекистана:

- Отвечает ли сегодня высшее образование требованиям времени? Почему вузы, призванные служить основой научного и социально-экономического прогресса, не справляются с этой функцией в должном объеме? Кто или что им мешает, как устранить проблемы сферы и с чего нужно начинать ее коренную модернизацию? Общение Президента с представителями высшего образования, науки и талантливыми студентами было посвящено откровенной постановке именно этих принципиальных вопросов и очерчиванию общих контуров возможных решений.

Теперь уже всем стало понятно: реформу вузов, включая педагогические, нельзя ограничить "косметическим", текущим ремонтом. Надо менять главную идею, философию сферы, ее цели и подходы к их достижению. Думается, в этом плане есть два основных направления: внутренняя и внешняя интеграция.

Первая означает регулярную, последовательную и непрерывную связь как между вузами, так и отраслями, учеными и специалистами. Чтобы оперативно сообщать работающим в одном месте о переменах и новостях в другом, чтобы широко апробировать результаты исследований.

Вторая помогает не ограничиваться пределами страны, а тесно знакомиться с состоянием каждой научной дисциплины, всех видов промышленности развитых государств, обмениваться мнениями с зарубежными коллегами и идти в ногу с миром. К сожалению, в обоих направлениях у нас хватает недостатков.

Если наблюдать за положением дел в глобальных масштабах, то можно увидеть: идет стремление к узкой специализации. Нужны не те, кто поверхностно владеет ситуацией и понемногу разбирается во всех областях, а люди, глубоко знающие конкретную отрасль как свои пять пальцев и способные отвечать за нее.

Следующая актуальная и больная тема - донесение исследовательских, практических и инновационных достижений до студенческой аудитории, повышение оперативности и последовательности контактов между наукой и образованием. Не стоит скрывать: сегодня этот разрыв довольно велик. Решение - в системных реформах. Следует найти механизмы, способные воздействовать на сплочение структур обеих сфер, непрерывную связь четырех основных координирующих их ведомств - Академии наук, министерств дошкольного, народного и высшего и среднего специального образования.

Необходимо избавиться от бюрократических препятствий, стоящих перед наукой, вузами и их специалистами. Перед наставниками надо ставить только два условия: заниматься исследованиями и качественно вести пары.

Президент в своих выступлениях не раз подчеркивал, что ныне нам недостаточно лишь стандартных идей развития. Требуются именно инновационные, которые помогут реально изменить картину как в институтах, университетах и НИИ, так и оказать серьезное влияние на общественную, экономическую, политическую жизнь. Нужна система, позволяющая коммерциализировать конечную продукцию - научные результаты, а кадры должны быть востребованными не только в республике, но и за ее пределами.

Мне самому встреча дала немало пищи для размышлений, в том числе по дальнейшей модернизации педагогического образования. Значимо то, что общение с главой государства прошло в духе открытости и искренности, а в плане решения проблем и поддержки одаренной молодежи говорили не общие фразы, а предложили четкие, рациональные и полезные решения. Будет выработана концепция развития сферы до 2030 года. Одно из главных условий реализации задуманного - изменение мировоззрения и мышления всех представителей высшей школы и науки.

Садриддин ТУРАБДЖАНОВ, ректор Ташкентского государственного технического университета имени Ислама Каримова:

- На состоявшейся 24 мая в Национальном университете Узбекистана встрече под председательством главы государства обсуждалась подготовка квалифицированных конкурентоспособных кадров путем обеспечения интеграции высшего образования, науки и производства. Поднятые тогда вопросы и реализацию поставленных целей вновь подробно рассмотрели на совещании 28 мая. Озвучены важные темы, касающиеся реформирования деятельности вузов. Для устранения имеющихся недостатков и проблем по инициативе Президента намечены подготовка концепции на срок до 2030 года, создание университетов флагманского уровня и включение их в международные рейтинги. Резкий поворот в сторону развития поможет сделать и образование четырех постоянных комиссий: по анализу деятельности научно-исследовательских учреждений и практическому содействию в разрешении их проблем, по оценке учебного процесса и качества образования в высшей школе, по изучению духовно-просветительской работы и реализации пяти инициатив Президента, по привлечению соотечественников, добившихся ощутимых успехов в сфере за рубежом.

В частности, в качестве одного из базовых вузов ТашГТУ также должен войти в число флагманских. На наших плечах лежит огромная ответственность за обучение грамотных специалистов в связи с запуском новых высокотехнологичных производственных мощностей и организацией свободных экономических зон.

Для улучшения качества образования среди прочего предусмотрено внедрение информационно-коммуникационных технологий. Например, таких, которые позволят в режиме реального времени вести интернет-трансляции занятий в аудиториях, чтобы доступ к нужным знаниям получили и те, кто не является студентом. Также появится возможность более объективной оценки уровня преподавания и действенного поощрения педагогов. Это станет для них стимулом постоянно совершенствовать профессио­нальные навыки, работать над собой.

Всему коллективу университета нужно трудиться сплоченно и самоотверженно, чтобы качественно и вовремя исполнять обозначенные главой государства задачи, укреплять статус и потенциал ТашГТУ. Начатые преобразования обеспечат развитие человеческого капитала в нашей стране.

Записал
Алексей Романов.

(При поддержке пресс-службы Министерства высшего и среднего специального образования).

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 127 (29090) от 25 июня 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech