17 Июль 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +26,4 °C

Интервью
7 Мар  2019 2296

Вся судьба в одном пируэте

Из зрительного зала ее полет кажется легким и воздушным, усилий не чувствуется вовсе, дыхание ровное, а на лице - неизменная улыбка. Это балет. Он видится волшебным, когда софиты освещают сцены и жизнь превращается в игру. Но всего шаг за кулисы, и теперь танец - это четко выверенные движения с почти математическим расчетом скорости, силы кругового вращения. Здесь учат улыбаться даже несмотря на боль, сложности пируэтов, длительные изнуряющие репетиции.

- Зритель должен получать удовольствие, наблюдая за изящными движениями на подмостках. На сцене это закон, - говорит Виолетта Бондяс - одна из ведущих солисток Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Она служит ему уже на протяжении 15 лет, с тех пор как окончила Ташкентскую государственную высшую школу национального танца и хорео­графии. Достойно представляла республику и за рубежом - на гастролях в Китае и Германии, а также Казахстане.

Виолетта - исполнительница главных ролей в ряде балетных постановок на сцене Большого. Первой на сцене ГАБТа была Аврора из "Спящей красавицы" П. Чайковского. Далее - образы в спектаклях "Дон Кихот" Л. Минкуса, "Жизель" и "Корсар" А. Адана, "Тысяча и одна ночь" Ф. Амирова, "Эсмеральда" Ц. Пуни, "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Хумо" А. Эргашева и другие.

- Но главная роль для меня - Одетта-Одиллия в "Лебедином озере". Это определяющий этап в моей карьере - танцевать такую сложную партию, - объясняет В. Бондяс. - В ней балерина должна показать не только нежную, робкую белую лебедь, но и коварную черную, околдовывающую своими чарами.

Один из ярких образов последних лет - легендарная царица Томирис в одноименном спектакле У. Мусаева. Выразительной пластикой и актерской игрой ведущая солистка раскрывает разносторонний характер самоотверженной предводительницы, любящей жены и матери.

- Впервые "Томирис" поставил еще в 1984 году наш главный балетмейстер - народный артист Узбекистана Ибрагим Юсупов. Он шел на сцене вплоть до закрытия здания на реконструкцию. За это время большая часть костюмов и декораций обветшала... Восстановлением спектакля занялся заслуженный артист Узбекистана, народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов. За основу взяли хореографию первоначальной постановки, однако было решено сократить некоторые сцены. Полностью обновили наряды, сценографию и световое оформление. Кроме того, создали специальный занавес с ликом царицы. Над партией со мной работала и делилась своим опытом ее первая исполнительница - мой педагог и репетитор, народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана, лауреат международных и национальных конкурсов Замира Давлетмуратова, - рассказывает Виолетта Бондяс.

- А были ли сложности при подготовке к исполнению главной роли?

- Я бы не называла это сложностями - таковы особенности профессии. Ведь кроме виртуозных технических пируэтов партия требует глубоких душевных переживаний. Невозможно танцевать на сцене с пустым сердцем и посторонними мыслями в голове. Здесь важно чувствовать то же самое, что века назад проживала великая Томирис. Ее танец - отражение внутреннего состояния героини, крик ее души - одинокой, беззащитной, но вынужденной бороться за счастье своего народа. Для меня работа над ролью - погружение в другое временное измерение. В постановке она - и мать, и жена, и свирепая воительница, и мудрая правительница. Она страдает, любит, боится, сомневается, принимает сложные решения. В этом ее судьба. И каждую ее ипостась необходимо передать зрителю посредством танца во всей глубине эмоций и чувств.

- На кого вы ориентируетесь во время исполнения своей партии?

- Если говорить о зрительном зале, то ощущаю поддержку каждого из присутствующих. С ними я - единое целое. А если говорить о балетной школе, то непревзойденный пример для меня - ведущие мастера отечественной сцены народные артисты Галия Измайлова, Ибрагим Юсупов, Виталий Васильев, Замира Давлетмуратова. У них училась главному в профессии. Перевоплощаться на сцене - привычное дело для любой актрисы, и важно оставлять у себя крупицу характера каждой последующей героини. Тогда постановка перестанет быть просто игрой, а будет уже частью жизни.

Руфина Жаляева.

 

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 46  (29009) от 7 марта 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech