16 Июль 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +39,4 °C

Транспорт
5 Янв  2019 10645

Время подводить итоги: цели и достижения "Uzbekistan Airways"

 За годы независимости многое изменилось в гражданской авиации страны. Заметно преобразились воздушные гавани, в них созданы условия для качественного обслуживания пассажиров и авиатехники. Тем не менее продолжается работа по осуществлению проектов, которые способны обеспечить еще более высокий статус сферы. Итоги 2018 года в беседе с корреспондентом "ПВ" подводит первый заместитель генерального директора НАК "Узбекистон хаво йуллари" Умид ХУСАНОВ.

- Умид Аброрович, завершился год, проходивший под эгидой поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Какая работа проделана в этом направлении?

- 2018-й для авиакомпании начался с запуска новой интерактивной услуги "выбор места", которая позволяет предварительно забронировать наиболее удобное для пассажира место на борту самолета. Это может быть любимое многими кресло у окна, в передней части салона или ближе к проходу. Также в этом году было разработано и внедрено официальное мобильное приложение для бронирования и приобретения авиабилетов "Uzbekistan Airways". Кроме того, если ранее для онлайн-оплаты услуг компании использовались только банковские карты "Visa" и "UzСard", то в ноябре список пополнился "MasterСard". Это сделало систему продажи более доступной как для граждан Узбекистана, так и для других стран.

Для поддержки грузоперевозчиков и создания дополнительных условий субъектам предпринимательства НАК активно участвовала в разработке проекта документа "О внедрении Национального портала логистики". Портал "logistika.uz" представляет для всех транспортных компаний и предпринимателей единую информационную базу данных о наличии грузов и возможностей по их перевозке. Грузовладельцам он позволяет легко найти и выбрать свободный или попутный транспорт на альтернативной основе, а также быстро решить вопросы перевозок скоропортящихся грузов (если это продовольственные товары или плодоовощная продукция).

Инновационные решения были внедрены и в работе call-центра Управления продаж перевозок - с 30 апреля в тестовом режиме функционирует специальное программное обеспечение для автоматизации и оптимизации деятельности.

Ярким и значимым событием, безусловно, можно назвать достижение трехмиллионного количества перевезенных пассажиров за год. Юбилейный зарегистрирован 17 декабря. Была организована торжественная встреча в международном аэропорту "Ташкент". Если говорить о цифрах, то в 2018-м "Uzbekistan Airways" выполнила более 21 тысячи рейсов, перевезла свыше трех миллионов человек.

Что касается развития отрасли, нельзя не отметить признание, которое получает НАК в других странах. Одно из них - награждение "Узбекистон хаво йуллари" Евразийской премией в области авиационного маркетинга на форуме "NETWORK 2018" в Казани. Также НАК неоднократно признана самой пунктуальной авиакомпанией в международных аэропортах "Домодедово", "Сочи", "Краснодар", "Казань" и других. На III Международном форуме "Sky Service", проводимом с целью развития сервиса и услуг на бортах гражданских воздушных судов, команда наших бортпроводников стала обладателем кубка престижного профессионального конкурса "Команда года", а одна из сотрудниц признана "Лучшим бортпроводником года".

- Расскажите о правовой базе, регулирующей деятельность гражданской авиации страны.

- Уже в первые годы независимости создана необходимая эффективная законодательная основа, отвечающая международным стандартам. Основополагающим документом в деятельности авиакомпании стал Воздушный кодекс, регулирующий отношения в области экс­плуатации воздушного пространства Узбекистана и деятельности всех его пользователей. Там определен порядок работы авиации на территории республики, обеспечения безопасности, удовлетворения потребностей народного хозяйства страны и граждан. В этом направлении эффективно работает Государственная инспекция по надзору за безопасностью полетов.

Имплементация в национальное законодательство мировых стандартов проводится постоянно. До настоящего времени Узбекистан присоединился практически ко всем действующим многосторонним профильным международно-правовым документам. Как отмечают эксперты, в нашей республике действует качественное авиационное законодательство, а структура сферы позволяет поддерживать высокий уровень безопасности полетов. Вместе с тем нормативная база отрасли регулярно совершенствуется.

По классической модели гражданской авиации функции разработки политики и надзора со стороны регулирующего органа, выполнение полетов и работа аэропортов должны быть независимы друг от друга. Ранее модель управления у нас была построена по другому принципу. В связи с этим 27 ноября 2018-го принят Указ Президента "О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан".

Документ нацелен на кардинальное совершенствование отрасли. В частности, произойдет реорганизация и создание на базе НАК акционерных обществ "Uzbekistan Airways" и "Uzbekistan Airports". Государственные унитарные предприятия, входящие в состав компании, преобразовываются в общества с ограниченной ответственностью. Будет создано ООО "Uzbekistan Helicopters" на базе ГУП "Авиакомпания специальных авиационных работ". Пройдет передача Центра "Узаэронавигация" в ведение Кабинета Министров.

Указом также предусматривается усиление государственного регулирования и создание конкурентной среды путем передачи Госавианадзору полномочий по выдаче разрешений на разовые полеты и строительство объектов вблизи аэродромов.

- Расширилась ли в этом году география полетов и сеть продаж НАК?

- За годы деятельности Национальной авиакомпании удалось расширить свои границы следований по всем континентам. Лайнеры "Uzbekistan Airways" летают более чем по 60 маршрутам в страны Европы, Азии, Америки, выполняют чартерные рейсы от Аляски до Новой Зеландии.

За последние три месяца освоены регулярные рейсы по трем новым направлениям - в Мумбаи, Владивосток и Джидду. Раньше в эти города полеты выполнялись на чартерной основе. Также прорабатывается вопрос открытия направлений в Тбилиси, Мюнхен и Карачи.

Значительно увеличена частота международных полетов. Например, количество рейсов по одному из самых востребованных маршрутов Ташкент - Москва возросло до 27 в неделю, а в сумме с полетами в столицу России из Самарканда, Бухары, Ургенча, Термеза, Намангана и Ферганы достигает 49.

Увеличена и частота рейсов из Ташкента в Сеул, Душанбе, Бишкек, Минск, Ростов-на-Дону, Астану и Новосибирск. По одному из самых популярных направлений - в Стамбул - в неделю выполняется десять рейсов из столицы и два из Самарканда.

Помимо прочего, "Uzbekistan Airways" имеет пассажирские электронные интерлайн-соглашения с 37 авиакомпаниями по всему миру. Благодаря им маршрутная сеть НАК значительно расширяется, пассажирам предоставляется большой перечень направлений для путешествий с учетом стыковочных рейсов партнеров.

- Насколько преобразились воздушные гавани страны?

- Реализация инфраструктурных проектов по реконструкции аэровокзальных комплексов, взлетно-посадочных полос, строительству терминалов позволила привести все аэропорты страны в соответствие с международными стандартами ICАО, повысить безопасность полетов и качество обслуживания. Сегодня 11 воздушных гаваней Узбекистана имеют статус международных и способны принимать любые типы судов, работать круглосуточно даже при очень сложных погодных условиях.

По всей стране усовершенствована и модернизирована система управления воздушным движением. Внедрены новые аэронавигационные системы, позволяющие сделать полеты более безопасными и увеличить количество пользователей воздушным пространством Узбекистана. Построены терминалы в аэропортах "Ташкент", "Бухара", "Ургенч", "Фергана", "Навои". В этом году в столице введен в эксплуатацию терминал прилета международных линий с пропускной способностью до 1200 пасс./час, в Нукусе - терминал на 400 пасс./час, в Ургенче произведен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы. В среднесрочной перспективе до 2021 года планируется реализация еще ряда проектов, предусматривающих реконструкцию и модернизацию инфраструктуры, в том числе реконструкцию аэровокзалов и взлетно-посадочных полос в Термезе, Самарканде и других, строительство международного пассажирского терминала в столице. В настоящее время Госкоминвестиций привлек турецкую компанию "Yildirim Hollding A.S." к разработке базового концептуального дизайна проекта возведения последнего на базе существующего "Ташкент-2".

В соответствии с принятыми госпрограммами, постановлениями Президента и правительства страны авиакомпания воплощала ряд инвестиционных и инфраструктурных инициатив по приобретению воздушных судов и модернизации наземной инфраструктуры аэропортов. В мае 2018 года поставлен первый из четырех "Boeing-787 Dreamliner". В 2019-2020-м появятся еще три лайнера. С их поступлением станем ведущим эксплуатантом таких воздушных судов в СНГ.

- Умид Аброрович, в этом году НАК "Узбекистон хаво йуллари" и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) подписали план совместных действий на 2018-2025-й по дальнейшему развитию сферы авиационных услуг нашей страны. Какие работы в соответствии с ним предусмотрено провести?

- В документ включены мероприятия по рассмотрению возможности, необходимости и следствий присоединения республики к Монреальской Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, предоставление IАТА консультаций по продвижению услуг хаба, созданного на базе международного аэропорта "Навои", на международный рынок грузовых перевозок. Также предусмотрено сотрудничество ассоциации с Центром "Узаэронавигация" как с участником Координационного совета "Евразия" для решения общих вопросов, регулярного обмена опытом и информацией.

Документ также включает предоставление IАТА практических методов обучения персонала - специалистов авиакомпаний, аэропортов, диспетчерского сос­тава управления воздушным движением (УВД) и работников туристических агентств, апробацию современных стандартов и технологий обслуживания пассажиров в аэропорту "Ташкент".

- Что сделано для совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров?

- Это направление всегда было важным в деятельности авиакомпании как один из главных факторов обеспечения безопасности полетов. Большое внимание уделяется не только обучению, но и непрерывному поддержанию квалификации летного персонала. Сегодня в Учебно-тренировочном центре НАК, который располагает высококвалифицированным инструкторско-преподавательским составом, современными авиационными тренажерами и Full-flight-симуляторами, тренируется летный состав и авиакомпании, и зарубежных перевозчиков. В течение года фактические показатели загрузки тренажеров "Airbus А320" и "Boeing 767" выросли в среднем до 60 процентов за счет интенсификации работы с авиакомпаниями Казахстана "Air Astana" и "Scat", а также с вновь привлекаемыми иностранными партнерами.

В настоящее время началась первоначальная подготовка пилотов непосредственно в Узбекистане. В сентябре был сдан в эксплуатацию тренажер по отработке навыков пожаротушения и действий при задымлении внутри салона самолета, изготовленный в Нидерландах. Такое оснащение Учебно-тренировочного центра позволяет формировать высокопрофессиональные кадры, отвечающие высоким требованиям авиакомпании.

- Насколько специалисты НАК могут самостоятельно и качественно поддерживать летную годность самолетов?

- "Uzbekistan Airways Technics" - не только структурное подразделение НАК, но и стабильно развивающееся авиаремонтное предприятие с 95-летней историей. Являясь мощным комплексом, имеющим современные оснащенные ангары и опытных специалистов, выполняет техническое обслуживание и ремонт всех типов воздушных судов, эксплуатируемых у нас. Сотрудники - от исполнителей до руководства - прошли обучение и продолжают повышать квалификацию в признанных мировых центрах подготовки специалистов.

Техническое оснащение "UAT" делает возможным ремонт любой сложности на "Boeing" и "Airbus". Уделяется особое внимание внедрению и развитию системы управления качества, выполняются все требования международных авиационных агентств и госавиаслужб.

В 2016 году на базе "UAT" совместно с корпорацией "Boeing" сдан в эксплуатацию цех по ремонту высокотехнологичных композитных конструкций планера современных судов. Производство оснащено необходимым оборудованием, в том числе печами с инертной средой для термообработки титановых сплавов, склеивания композитов. Есть оборудование для инспекций поверхности фюзеляжа неразрушающими методами контроля, что позволяет выполнять ремонт крупных металлических и композитных элементов конструкции. Все это как нельзя лучше говорит о возможностях "Uzbekistan Airways Technics" качественно поддерживать летную годность воздушного флота авиакомпании.

- Как развивается и модернизируется сфера управления воздушным движением?

- Сегодня каждый лайнер в нашем небе находится под постоянным контролем высококвалифицированных диспетчеров Центра "Узаэронавигация". За 11 месяцев прошлого года обслужено 57 155 воздушных судов, следующих транзитом через территорию республики, что на 13,5 процента больше, чем за аналогичный период 2017-го. В аэропортах республики построены и введены в эксплуатацию современные центры УВД, внедрены современные системы, позволившие сделать полеты еще более безопасными и увеличить количество пользователей воздушным пространством страны.

Говоря о планах на 2019 год, нужно отметить, что специалистам центра предстоит осуществить внедрение классификации воздушного пространства и маршрутов зональной навигации, в том числе и с сопредельными государствами. Планируется модернизация в Ташкентском центре автоматизированной системы УВД, а также работа над введением безголосовой системы передачи сообщений и координации.

Кроме того, в международных аэропортах страны предстоит выполнить комплекс мероприятий по модернизации радиотехнического оборудования обеспечения полетов. В стране идет процесс создания "бесшовного" воздушного пространства. Работая над этими и другими вопросами, наши специалисты ожидают рост воздушного трафика в свете активизации работы по привлечению иностранных туристов.

Мы гордимся тем, что Национальная авиакомпания благодаря всесторонней поддержке руководства страны сегодня занимает достойное место на международном рынке авиаперевозок.

Беседовал

Акимжан Адизов.

Опубликовано в газете "Правда Востока" №2 от 5 января 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech