27 Июнь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +28,5 °C

Культура
14 Мая  2019 3023

Вектор культурной модернизации страны

Искусство и культура - источник непреходящих духовных ценностей. От их уровня зависит будущее народа, государства. Каков вектор их развития в нашей стране? Что воплощено в жизнь, а что еще предстоит сделать для того, чтобы поднять качество сферы на новый уровень? На вопросы читателей об этом и многом другом отвечает министр культуры Республики Узбекистан Бахтиёр САЙФУЛЛАЕВ.

"Какие меры предпринимаются для сохранения исторического наследия Самарканда в период масштабного строительства туристской инфраструктуры?"

А. Алимов.
г. Самарканд. 

- Приказом Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 году на 25-й сессии в городе Хельсинки (Финляндия) "Самарканд - перекресток цивилизаций" был включен в Список Всемирного наследия. Объекты культурного наследия, расположенные на его территории, охраняются соответствующей Конвенцией ЮНЕСКО.

В постановлении Президента Республики Узбекистан "O мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия" от 19 декабря 2018 года установлен порядок, в соответствии с которым историко-культурные территории республики, включенные по своей ценности в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, считаются особо охраняемыми. Проекты запланированных на них работ по строительству и благоустройству подлежат обязательному согласованию с Департаментом культурного наследия при Министерстве культуры и Центром Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В связи с возведением мавзолея на территории мечети Хазрати Хизр подготовлен отчет, который направлен в Комитет Всемирного наследия и cогласован.

 

"Слышал, что в горах Байсуна археологи обнаружили аналог Великой китайской стены. Расскажите об этом подробнее."

В. Хасанов.
г. Ташкент. 

- Археологи Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан сов­местно с сотрудниками Института археологии Российской академии наук, исследовавшие северные границы древней Бактрии, обнаружили единую фортификационную систему, построенную в III веке до нашей эры.

Исследования помогли определить северную границу Бактрии. Прежде ученые предполагали, что она проходила по Амударье либо по отрогам Гиссарских гор, однако наличие системы укреплений указывает на то, что та располагалась в горах Байсуна.

Они создавали естественную преграду, а проходы между ними удерживались при помощи крепостей, объединенных в общую сис­тему фортификации, которую археологи успели окрестить Великой Бактрийской стеной. Цепь крепостей тянулась на 80 километров от Амударьи, используя для связи огневые и дымовые сигналы.

Основное место исследований, крепость Узундара, находилось на высоте 1700 метров между ущельем Узун-Дара и урочищем Кара-Камар.

В 2018 году ученым удалось целиком раскрыть цитадель крепости, составить ее подробный архитектурный план и доказать, что она была частью крупной фортификационной системы на границе Бактрии, обеспечивающей защиту от набегов кочевников.

По словам руководителя бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции Нигоры Двуреченской, Узундара - единственный известный ученым образец вос­точной эллинистической крепости раннего селевкидского времени. Собранные данные позволяют утверждать, что она защищала Бактрию на протяжении 150 лет. Археологи обнаружили на месте ее штурма более 200 наконечников стрел, боевых дротиков и втоков.

 

"Сегодня повсеместно внедряются современные компьютерные решения. Расскажите о сотрудничестве Минкультуры и Фонда "Цифровое доверие" в области применения технологий блокчейн в сфере."

З. Абдуллаева.
г. Бухара. 

- 23 ноября 2018 года между фондами развития культуры и искусства при Министерстве культуры страны и "Цифровое доверие" заключен меморандум. Согласно этому документу в сферу будет внедрен проект технологии блокчейн.

Блокчейн способен изменить и существенно упростить любую область деятельности. У многих отсутствует исчерпывающее представление о его границах и возможностях. Однако уже есть понимание критериев, как лучше использовать систему в культуре. К примеру, это касается статистической информации. Нам крайне важно знать реальные данные о целевой аудитории - посетителях музеев, театров, концертных залов. Но сегодня такой возможности нет. Блокчейн позволит аккумулировать сведения и станет применяться во всех информационных системах, где необходимо хранить данные так, чтобы нельзя было их незаметно изменить задним числом, исключив манипуляции ими.

Он также предоставит возможность реализовывать билеты в онлайн-режиме, что даст больше преимуществ конечному потребителю и позитивно отразится на развитии туризма. Важно и то, что систему разработают таким образом, что и другие заинтересованные компании по продаже билетов на посещение культурных мероприятий смогут контактировать с этой платформой.

Новшества вводятся на основе постановления Президента "О мерах по инновационному развитию сферы культуры и искусства в Республике Узбекистан" от 26 августа 2018 года. Взаимодействие сторон будет проходить по ключевым направлениям: создание Единой электронной системы учета билетных операций (ЕЭСБО), совместная подготовка научных материалов, информационных мероприятий, проведение взаимных стажировок и консультаций, систематический обмен данными и опытом.

Система электронных продаж билетов доказала свою эффективность и прозрачность во многих странах мира. В существующей модели в Узбекистане есть недостатки: низкие объемы реализации, "черный рынок", преобладание офлайн-режима. Соз­дание единой площадки с элементами блокчейн позволит модернизировать сферу культуры, исключив имеющиеся недос­татки и издержки.

 

"Каковы основные задачи Департамента культурного наследия при Министерстве культуры?"

В. Иванова.
г. Ташкент. 

- Oсновными задачами являются осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства по охране и использованию объектов материального культурного наследия, в том числе археологических, музейных экспонатов и коллекций, а также культурных ценностей; ведение госкадастра, выявление, документирование и постановка на учет объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность; осуществление историко-культурной и экспертизы проектно-сметной документации; контроль за ведением госкаталога археологических находок, соблюдением порядка и условий проведения исследований, своевременным учетом и передачей государству археологических находок, а также их закрепление за учреждениями науки, культуры и образования; ведение государственного каталога национального музейного фонда; установление тесного сотрудничества с учеными, народными мастерами, реставраторами и экспертами, оказание поддержки развитию уникальных методов, традиций и школ ремонтоведения, осуществлению общественного контроля; сотрудничество с международными и зарубежными организациями, в том числе привлечение грантов, кредитов финансовых институтов и благотворительных пожертвований и многое другое.

 

"Слышал, что всех артистов хотят обязать петь вживую, так как многие используют в своих выступлениях фонограмму. Как в настоящее время обстоят дела с решением этого вопроса?"

Д. Зухурова.
г. Наманган.

- Министерство культуры Узбекистана, а также государственное учреждение "Узбекконцерт" уделяют постоянное внимание тому, чтобы увеличить число артистов, поющих вживую, а также концертов, которые проходили бы без использования фонограммы.

В связи с этим 29 сентября 2018 года министерство и "Узбекконцерт" запустили новый проект. В столице перед Дворцом Дружбы народов состоялся гала-концерт в живом исполнении, в котором наряду с известными исполнителями приняли участие и молодые певцы.

К результатам эффективных работ также можно отнести государственный концерт, посвященный годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, который прошел 8 декабря 2018 года в живом исполнении. Однако именно такие вечера показали, что на сегодня многие популярные артисты далеки от живого исполнения. После этого возникла нужда в определенных требованиях.

Можно ли сказать, что певец, который не может петь вживую, является полноценным артистом? Однозначно, нет!

Исходя из этого, 8 февраля 2019 года в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента прошла пресс-конференция на которой директор Государственного учреждения "Узбекконцерт" О. Абдукаххаров выступил с официальным заявлением о живых выступлениях. Согласно ему артисты, поющие под фонограмму, начиная с этого года на концертах начнут на 30 процентов петь вживую. Затем показатель доведут до 60, 90 и 100 процентов. Нужно идти к этому шаг за шагом. В подобном процессе, за которым осуществляется сегодня строгий контроль, также откроется путь молодым талантам.

Кроме того, с нынешнего года при получении лицензии каждый артист проверяется Художественным советом на способность петь вживую. Для выявления юношей и девушек, которые могут выступать с живыми выступлениями, "Узбекконцерт" организовал смотр для талантливой молодежи, в котором приняли участие исполнители со всей республики. Конкурсантам, отобранным Художественным советом, предоставлена возможность участвовать в традиционных торжествах, посвященных Наврузу, проводимых в Ташкенте и ре­гионах.

 

"Какие меры планируется предпринять в ближайшее время для выведения цирка из кризисной ситуации (изношенная материально-техническая база, недостаточный уровень подготовки животных и их слабое здоровье, а также низкий уровень международного сотрудничества и отсутствие системы обучения и подготовки кадров)?"

В. Петров.
г. Ташкент. 

- Во исполнение постановления Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему развитию узбекского циркового искусства и поддержки деятельности государственного учреждения "Узбекский государственный цирк" от 23 января 2019 года осуществлен ряд мероприятий.

Руководством Узбекгосцирка разработана "Дорожная карта" до 2022 года. Совместно с Алмалыкским горно-металлургическим комбинатом подготовлен план деятельности "Клуба друзей", который поможет улучшать материально-техническую базу. Нашему же министерству представлен план по техническому оснащению цирка.

Вместе с руководством Узбекгосцирка и Республиканского эстрадно-циркового колледжа составлено соглашение о сотрудничестве, которое подразумевает практические занятия по акробатике, спортивной гимнастике, жонглированию и другим направлениям с ведущими артистами и учащимися.

В настоящее время в Узбекском государственном цирке имеется 65 животных. Раз в два года им делают необходимые прививки и проводят процедуры по выявлению и устранению заболеваний.

Для решения кадровых вопросов с Узбекским государственным университетом физической культуры и спорта подписан договор о взаимодействии по таким видам, как акробатика и гимнастика с последующим трудоустройством. Кроме того, на работу принято несколько зарубежных цирковых артистов.

Опубликованно в газете "Правда Востока" в № 98 (29061) от 14 мая 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech