05 Декабрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -2,2 °C

Уверенные шаги на пути интеграции в мировую экономику

Послание Президента Шавката Мирзиёева сегодня активно обсуждается представителями международного сообщества, изучающими ход политических и экономических реформ  в Узбекистане - стране, ситуация в которой  в значительной мере определяет политический климат в Центральноазиатском регионе.

Весьма важной составляющей речи главы государства стали итоги реализации фундаментальных преобразований в рамках политики открытости, стержнем которой является философия экономического прагматизма во внешней политике. Реформы, как следует из  Послания, ставят перед собой цель  не только расширить производственный потенциал, но и создать условия для перехода к качественно новому экономическому укладу. При этом важнейшим итогом всех реформ должно стать повышение уровня жизни населения.

Надо сказать, что Узбекистан сегодня переживает важный этап в своем историческом развитии.

C 2016 года республика отказалась от внешнеполитического изоляционизма и геополитической дихотомии. Серьезно меняется политическая система, четко определяются внешнеполитические приоритеты, выстраиваются новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные  на максимальном учете современных реалий и национальных интересов республики. 

В Узбекистане очень велика потребность в равноправном и взаимовыгодном взаимодействии с международным сообществом. Как отметил в своем Послании парламенту лидер республики, в предстоящий период будет продолжен диалог по вступлению страны во Всемирную торговую организацию.

В целях создания более благоприятных условий для взаимной торговли и смягчения внешнеторгового  режима завершаются переговоры по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) с Европейским союзом.

В своей внешней политике  Узбекистан придает особое значение Центральноазиатскому региону. В ноябре 2019 года проведена вторая неформальная встреча глав государств региона. Мероприятие продемонстрировало все возрастающую роль Узбекистана в обеспечении мира и стабильности в Центральной Азии, решении ключевых проблем региональной безопасности, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане.

В Послании парламенту  Президент подчеркнул: "Нам следует и далее укреплять отношения дружбы, добрососедства и стратегического партнерства со странами Центральной Азии во всех сферах".

При этом внимательно изучаются перспективы других имеющихся форматов международного сотрудничества, включая соглашение о зоне свободной торговли и т.д. Одной из приоритетных стратегических задач является расширение беспрепятственного доступа узбекистанских товаров и услуг на внешние рынки. Принимаются исключительные меры для улучшения бизнес-климата и создания благоприятных условий для иностранных инвестиций в Узбекистане, развития экспортно ориентированной экономики. В результате, если в 2015 году объемы экспорта составляли 12,5 млрд долларов, то в 2019-м  этот показатель достиг  19 млрд долларов.

Большое значение Узбекистан придает укреплению дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ. На Ашхабадском саммите СНГ 11 октября 2019 года Президент Шавкат Мирзиёев  озвучил главные приоритеты председательства Узбекистана в  Содружестве в 2020-м, а в Послании особо подчеркнул, что это имеет для нас историческое значение. "Мы задействуем все возможности для расширения экономического сотрудничества в рамках Содружества, повышения результативности принятых организацией решений и дальнейшего укрепления гуманитарных связей между странами-участницами", -  отметил глава республики.

Узбекистан рассматривает СНГ как площадку для углубления практического партнерства и повышения эффективности многостороннего сотрудничества прежде всего в сфере развития торгово-экономических связей, продвижении сов­местных проектов в разных отраслях, раскрытии транспортно-логистического и транзитного потенциала, укреплении региональной безопасности и культурно-гуманитарного обмена. Узбеки­стан предложил ускорить принятие новой Концепции развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года.  Следует отметить глубокую продуманность концепции председательства Узбекистана и насыщенность программы ее реализации. Фактически ни одна страна в СНГ не проводила столько мероприятий в период своего председательства.

Поддержание торговых преференций в рамках многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) на пространстве СНГ несет в себе широкие возможности усиления связанности постсоветского евразий­ского пространства за счет вхождения новых стран Большой Евразии в те или иные интеграционные форматы, подключения к глобальным рынкам и транспортной инфраструктуре. Это значительно повышает эффективность процессов экономического сотрудничества и сопряжение разноуровневых интеграционных процессов на пространстве СНГ.

В целом политика разноуровневой и разноскоростной интеграции на просторах Евразии показывает себя как работающая конструкция, имеющая широкие перспективы.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о взаимодействии Узбекистана с ЕАЭС, что стало возможным в связи с кардинальными изменениями с 2017 года  во внешнеэкономической стратегии республики. Ранее Узбекистан придерживался логики неприсоединения к каким-либо объединениям и делал упор на поддержку внутреннего производителя с опорой на внутренний рынок, двусторонние связи. Считалось  достаточным присоединение в 2011-м к зоне свободной торговли СНГ.

Такая модель позволяла поддерживать умеренный изоляционизм, не зависеть от глобальной конъюнк­туры, политических настроений и изменений у торговых партнеров. В то же время такая стратегия, на наш взгляд, объективно имела закономерные ограничители роста.

Внутренний рынок Узбекистана хотя и имеет заметную емкость, все же обладает естественными пределами, которые ограничивают потенциал дальнейшего роста экономики. Очевидно, что без поддержки  экспорта и выхода на новые рынки сбыта устойчивого роста экономики не достичь. В таких условиях  Президент Шавкат Мирзиёев практически сразу объявил серьезную перезагрузку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии с целью создания благоприятных условий для экспорта товаров сначала в соседние страны, а затем на более отдаленные рынки. В таких условиях вопрос институализации отношений Узбекистана, с одной стороны, и  наиболее крупного и продвинутого регионального интеграционного проекта ЕАЭС - с другой - оставался вопросом времени.

За 2016-2019 годы общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС благодаря достигнутым  двусторонним договоренностям вырос почти на 60 процентов - до 10 млрд долларов, что составило около 30 процентов внешнеторгового оборота страны. Это обстоятельство во многом объясняет то внимание,  которое приковано к перспективам расширения взаимодействия республики с Евразийским союзом.

Конечно, вступление республики с ее более, чем 33-миллионным населением, важным геостратегическим положением на карте Евразии и масштабными планами модернизации сделало бы ЕАЭС еще более значимым игроком с объединенным рынком, превышающим 200 млн человек. В то же время такая интеграция потребует серьезных усилий и трансформаций для обеих сторон объединения, что станет одновременно серьезным тестом для ЕАЭС и Узбекистана. Поиск взаимоприемлемого формата взаимодействия требует специального исследования и нахождения разумных компромиссов. Один из основателей теории экономической интеграции  Б. Балаш отмечал, что любой интеграционный процесс проходит ряд последовательных этапов, которые обуславливают достижение мультипликативного эффекта для всех его участников. Для лучшего понимания подходов Ташкента следует учитывать, что взаимодействие и любое сотрудничество Узбекистана с ЕАЭС будет  строиться на принципах, свободных от политической конъюнктуры, исходя исключительно из экономической целесообразности.

Как отметил в Послании Олий Мажлису Президент, "…в этом серьезном вопросе мы будем исходить прежде всего из интересов нашего народа, опираться на его мнение".

В связи с этим временной лаг между учреждением интеграционных институтов и формированием интегрированной экономики может быть довольно большим, если не получит развитие цифровая кооперация. Речь идет о создании общих цифровых платформ для торговли, промышленной кооперации, трансферта технологий, транспортных коридоров, отслеживания движения товаров от производителя до конечного пот­ребителя, а также общих интернет-ресурсов в сферах образования, культуры и туризма. Цифровизация имеет значительный потенциал усиления экономической и социальной связанности евразийского пространства, но при условии единой стратегии и совместных проектов.  В противном случае при автономной цифровой политике будут возникать дополнительные барьеры для формирующихся общих рынков.

Поэтому формирование евразийской интеграции должно быть тесно увязано с программами модернизации национальных экономик, созданием необходимых институтов,  продвигающих новые продукты и технологии на общий рынок стран-участниц и за его пределы, широким внедрением аутсорсинга в инновационной и хозяйственной деятельности.

Нынешнее Послание свидетельствует о наличии политической воли к выработке новых подходов в решении застарелых проблем в стране. Вместе с тем речь лидера Узбекистана показала, что в процессе нахождения новых точек рос­та стоящие перед республикой задачи выдвигают на повестку дня вопрос о совершенствовании форм взаимодействия  Узбекистана с его важнейшими партнерами, в том числе путем ускорения развития инновационного сотрудничества и выработки общих научно-технических приоритетов.

Зиядуллаев Наби Саидкаримович - автор более  350 научных работ, в том числе монографии "Математические методы в системах управления региональной экономики"  под редакцией лауреата Нобелевской премии,  академика Л.В. Конторовича. В 2018 году Указом Президента  России присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации" за большой вклад  в развитие науки и многолетнюю научную деятельность. 

Зиядуллаев Наби.
Главный научный сотрудник Института проблем 
рынка Российской академии наук.  Доктор экономических наук, профессор.
 

Опубликовано в газете «Правда Востока» №35 от 18.02.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech