07 Июнь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +19,6 °C

Цифровизация
11 Мар  2020 589

Цифровизация на границе

"Следует улучшить систему контроля и инфраструктуры в сфере внешней торговли. В частности, на основе зарубежного опыта необходимо реформировать деятельность таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и других служб, осуществляющих контроль на таможенных постах"
Из Послания Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису.

В рейтинге "Ведение бизнеса" Всемирного банка по направлению "Трансграничная торговля" Узбекистан занимает 152-е место среди 190 стран. Основная причина - в сохраняющейся долгие годы бессистемности в организации работы таможенной сферы. Об этом говорил и глава государства на совещании, посвященном приоритетным задачам по реформированию системы внешнеэкономической деятельности.

Любая бессистемность в той или иной сфере рано или поздно приводит к негативным последствиям, среди которых простаивание товара на границе, порождение коррупционных схем, и не только. К примеру, во многих странах таможенные органы получают информацию о грузе до его прибытия на границу. Это позволяет ускорить прохождение через контроль. В Узбекистане же в прошлом году из 416 тысяч деклараций лишь 344 были оформлены до прибытия груза. Из-за отсутствия дистанционного контроля также образовывались огромные очереди. Оставляла желать лучшего и система администрирования. Чего стоит только тот факт, что импорт и экспорт 1836 видов товаров осуществлялся одновременно тремя ведомствами, из-за чего оформление документации растягивалось на недели, а то и месяцы. Все это приводит к издержкам в предпринимательской деятельности, к государственным затратам. Лучший выход из ситуации - минимизация человеческого фактора. А без внедрения цифровых технологий это невозможно.

Исходя из вышесказанного хочется отметить, что в таможенной сфере начались кардинальные изменения. Особое внимание уделяется цифровизации соответствующих процедур. Важным достижением в этом направлении можно считать введенный с 1 февраля порядок оформления документов разрешительного характера и сертификатов, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций, через таможенную информационную систему (ТИС) "Единое окно".

Основная цель внедрения и развития ТИС - создание единого интерфейса, позволяющего участникам внешнеторговых операций получать госуслуги по принципу One-Stop Service (получение услуг в одном месте).

ТИС состоит из двух блоков. В первом содержатся шесть рубрик: подача заявления, о портале, справочная информация, вопросы и пожелания, проверка подлинности выданных сертификатов, система анализа рисков. Во втором - данные о нетарифных мерах, интерактивные услуги контролирующих органов, их системы анализа и управления рисками, оформление грузовой таможенной информации, перечень логистических компаний, реестры таможенных и других органов.

Структура ТИС будет меняться с учетом предложений и пожеланий как госорганов, так и участников внешнеторговых операций. В частности, недавно первый блок по рекомендации Узгоскарантина дополнен рубрикой "Проверка подлинности выданных сертификатов". Поводом послужила пропажа пару лет назад нескольких бланков разрешительных документов в подразделении одного из контролирующих органов.

В целом на сегодня любой потенциальный импортер/экспортер через "Единое окно" может получить обобщенное представление о различных требованиях по ввозу-вывозу товара. Несмотря на то, что ТИС внедрена чуть более месяца назад, ею уже пользуются около пяти тысяч участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенная информационная система позволяет обмениваться данными в отношении внешнеторговых сделок, удаленно отслеживать стадии оформления разрешительных документов таможенной службой, уполномоченными органами, а также самими субъектами предпринимательства, получать документы разрешительного характера до фактического прибытия товаров на территорию республики на основании предварительной информации.

Посредством "Единого окна" реализуется полный переход на ведение общедоступных реестров разрешительных документов в электронном формате, а также поддержание в актуальном состоянии открытых данных об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации в Узбекистане и зарубежных странах.

Благодаря внедрению ТИС сократилось и время таможенного контроля на границе. В частности, установлены конкретные временные рамки для процедур госнадзора в отношении водителей, товаров и транспортных средств. Предусмотрена ситуация и технического сбоя. В этом случае применяется Единый регистрационный лист. Как только неисправности устранят, сведения в ТИС будут внесены в течение одного дня. Важный момент и в том, что время на проведение контрольных мероприятий строго лимитировано. Для легковых автомобилей - 15 минут, грузовых - 30. При этом на качестве контроля это никак не отразится.

В ТИС субъект предпринимательства может ознакомиться с законодательством, касающимся ВЭД, и действующими размерами ставок таможенных пошлин, НДС и акцизных налогов, сборов и других платежей. Найти необходимый документ можно через поисковую систему с помощью QR-кода или по его номеру. Также система ведет учет времени всех действий как участника ВЭД, так и представителя госоргана. Рейтинг предоставленных услуг позволит оценить деятельность госорганов в плане временных издержек.

Конечно, еще предстоит огромная работа по цифровизации таможенной сферы. Сегодня многие страны уже переходят от "электронной" к "интеллектуальной" таможне, что подразумевает использование технологий искусственного интеллекта. Игнорировать реалии современного мира нельзя. Любой импорт или экспорт всегда начинается с границы.

Оксана Малосабирова.
"Правда Востока".

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech