09 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +3,5 °C

Бизнес
29 Окт  2019 496

Траектория движения бизнес-климата в Узбекистане

Одним из важнейших объективных показателей качества деловой среды в странах мира является ежегодный рейтинг Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса". В последнем докладе "Ведение бизнеса 2020", опубликованном 24 октября, Узбекистан улучшил рейтинг на семь позиций, заняв 69-е место из 190 стран. Это позволило государству войти в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата, обойдя при этом Индонезию и Люксембург.

Это улучшение позиций в рейтинге вполне закономерно, так как в последние годы предпринимаются активные усилия по улучшению деловой среды в Узбеки­стане и позиций страны в "Ведении бизнеса". Результат: вверх - со 146-го на 69-е место. Только за последние три года рост составил 18 позиций. Поставлена задача к 2022 году создать условия для предпринимательства, соответствующие уровню топ-20 стран рейтинга.  В последние годы в этом направлении уже многое сделано.

С 1 января 2017 года отменены все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, а также встречных проверок, в том числе по уголовным делам, ограничивающих законные права и интересы предпринимателей. С января 2018 года Указом Президента был объявлен мораторий на два года на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением тех, которые необходимы в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.

С 1 июня 2018 года Указом Президента были отменены шесть видов лицензий и разрешительных документов в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения 38 лицензий и разрешений в 17, сократились сроки оформления 15 лицензий и 10 документов разрешительного характера.  Для устранения бюрократических барьеров и сокращения сроков функции оформления лицензий по девяти видам деятельности переданы от Кабинета Ми­нистров соответствующим государственным органам.

Упрощен механизм выделения микрокредитов вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям и субъектам семейного предпринимательства без образования юридического лица, а также создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности, обеспечивающий оказание финансового содействия субъектам предпринимательства. Установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью. Также учрежден независимый институт - Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Особую роль в повышении позиций в рейтинге "Ведение бизнеса" сыграли два принятых постановления Президента "О мерах по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса" от 13 июля 2018-го и "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса" от 5 февраля 2019-го.

В отличие от июльского постановления 2018 года нормативно-правовой документ от 5 февраля 2019 года определяет конкретные меры по каждому индикатору и сроки их введения, а также указывает министерства и ведомства, ответственные за достижение намеченных результатов как общего рейтинга, так и рейтинга по отдельным индикаторам.  В этом году шла активная реализация принятого пакета мер, направленных на упрощения условий деятельности бизнеса по направлениям, непосредственно связанным с конкретными индикаторами индекса "Ведение бизнеса". В частности, с 1 марта 2019 года установлены следующие нормативные положения.

 В сфере государственной регистрации субъектов предпринимательства введен порядок, в соответствии с которым банки могут дистанционно открывать банковские счета юридическим лицам, учредителями которых являются резиденты Республики Узбекистан, индивидуальным предпринимателям в процессе их государственной регистрации. К 2022 году планируется сократить время регистрации предприятия с четырех до одного дня.

В сфере получения разрешений на строительство отменен порядок определения исключительного целевого назначения земельных участков при выставлении их через аукцион на электронной торговой площадке E-ijro Auksion. Органам строительства переданы функции архитектурно-градостроительных советов по согласованию проектно-сметной документации. Установлено, что акт приемки в эксплуатацию построенных зданий и сооружений выдается одновременно с выпиской из свидетельства о государственной регистрации прав на объект недвижимости.

В сфере подключения к системе электроснабжения применяются экономические санкции за несанкционированные отключения потребителей от подачи энергоснабжения.

В сфере регистрации собственности установлено, что заявка для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета может подаваться по экстерриториальному принципу. Нотариальные конторы при удостоверении сделок, связанных с приобретением права собственности на недвижимость, в обязательном порядке направляют заявление о государственной регистрации прав на объекты недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию, на безвозмездной основе. Отменено требование об обращении и выдаче кадастрового дела на бумажном носителе, внедрен механизм ведения кадастровой документации на объекты недвижимости в электронном виде.

В сфере защиты миноритарных акционеров акционерам предоставлено право привлекать в судебном порядке заинтересованного члена наблюдательного совета к ответственности за ущерб, причиненный обществу в результате заключения крупной сделки и сделки с аффилированными лицами. Установлено, что конфликтные ситуации, возникающие в связи с отсутствием достаточного количества голосов для принятия решения, разрешаются в судебном порядке. Кроме того, внедряется механизм оплаты начисленных дивидендов по акциям через Центральный депозитарий ценных бумаг или инвестиционных посредников.

В сфере международной торговли сертификаты происхождения товара, наряду с Минис­терством инвестиций и внешней торговли, также выдаются Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан на основе заявления-декларации участника внешнеэкономической деятельности в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента подачи заявления.

В сфере обеспечения исполнения контрактов введен порядок, позволяющий проводить досудебное заседание в экономическом суде как метод разрешения споров, а также внедряется единая электронная система учета и оплаты населением всех платежей в судах по уголовным и гражданским делам, административных и экономических судах, в том числе государственной пошлины.

Именно проведенная в этом году большая работа по улучшению условий деятельности для бизнеса уже нашла свое отражение в общепризнанном международном рейтинге Всемирного банка. Показатели Узбекистана существенно улучшились за исключением показателя "Разрешение неплатежеспособности".

Индикатор "Регистрация предприятий" получил 96,2 балла, что на 0,2 процента выше, чем в прошлом году, что обеспечило восьмое место в глобальном рейтинге по данному показателю.

Индикатор "Получение разрешений на строительство" получил 61,7 балла, прибавив 0,3 процента.

Индикатор "Подключение к системе электроснабжения" поднялся на 0,9 процента, получив 86,9 балла.

Индикатор "Регистрация собственности" составил 67,9 балла, поднявшись на 0,9 процента.

Индикатор "Получение кредитов" остался без изменений, получив 65 баллов.

Индикатор "Защита миноритарных инвесторов" прибавил восемь процентов, получив 70 баллов.

Индикатор "Налогообложение" получил 77,5 балла, поднявшись на 0,6 процента.

Индикатор "Международная торговля" улучшился на 8,4 процента, получив 58,2 балла.

Индикатор "Обеспечение исполнения контрактов" прибавил 3,7 процента, достигнув 71,9 балла.

Индикатор "Разрешение неплатежеспособности снизился на 1,7 процента, получив 43,5 балла.

По прозвучавшим оценкам экспертов Всемирного банка, ключевыми моментами в области улучшения делового климата в Узбекистане стали реформы, проведенные в следующих направлениях:

- усиление защиты миноритарных инвесторов путем расширения прав и роли акционеров в принятии ключевых корпоративных решений, уточнения структур собственности и контроля, а также повышения корпоративной прозрачности;

- упрощение налогообложения за счет объединения налога на развитие социальной инфраструктуры с налогом на прибыль;

- упрощение международной торговли путем введения механизма таможенной проверки, основанной на риске, а также смягчения требований к документам на импорт;

- упрощение обеспечения исполнения контрактов путем принятия закона о добровольной медиации, а также создания финансовых стимулов, поощряющих стороны прибегать к урегулированию возникших споров посредством ме­диации.

Стоит отметить, что в число 20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата, наряду с Узбекистаном, вошли также четыре государства из региона Европы и Центральной Азии. Это Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан и Косово. И Россия, и Казахстан повысили свои позиции в рейтинге в этом году на три строчки относительно предыдущего года.

Виктор Абатуров.
Центр экономических исследований и реформ
при Администрации Президента.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №218 от 29.10.19.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech