22 Сентябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +21,4 °C

Энергетика
26 Окт  2018 525

ТЭК: об убытках, долгах и…

Запомнилось с детства: родители всегда оплачивали коммунальные услуги, особенно газ и электричество, на месяцы вперед. Тем самым экономили средства, ведь увеличение тарифов происходило как по графику. В ноябре их вновь планируют повысить, но почему-то теперь это мало кого устраивает. Уж слишком часто люди слышали о богатстве страны ископаемыми, зарплатах и ценах за рубежом и непродуктивности монополий. Уникальность случая в том, что и государство на этот раз действует нестереотипно: Президент подписывает постановления, предвещающие начало демонополизации отраслей топливно-энергетического комплекса, заместитель главы правительства лично комментирует решение о пересмотре стоимости энергоресурсов.

В одном из недавних номеров "ПВ" мы сообщали о возникающих убытках и долгах в отрасли, причина которых в том числе возрастающие диспропорции в ценообразовании на основные виды топливно-энергетических ресурсов.

По предоставленным редакции данным, "голубое топливо" продается потребителям в среднем по цене 289,7 тысячи сумов за тысячу кубометров. Фактическая себестоимость его производства с учетом доставки до конечного потребителя - 612,8 тысячи сумов. Таким образом, с каждой тысячи кубометров реализуемого газа прямые убытки АО "Узтрансгаз" составляют 323,1 тысячи сумов. С каждого киловатт/часа получает убытки АО "Узбекэнерго".

Плохи дела и с рентабельностью производства и сбыта бензина и дизельного топлива. Тем более основная часть нефтепродуктов импортная, а действующие цены на автобензин и дизтопливо были приняты при мировой стоимости 62 доллара за баррель нефти марки "Brеnt" (сейчас около 80 долларов).

Чтобы показать заниженность цен, обычно приводят в пример другие страны, где энергоресурсы стоят на порядок дороже. К примеру, у нас планируют поднять стоимость кубометра газа для населения до 320 сумов, что составляет около четырех центов. В Казахстане он стоит девять, в России - десять, в Кыргызстане - 20.

- Внимательно слежу за новостями и реакцией граждан, - прокомментировал ситуацию на встрече с журналистами заместитель Премьер-министра, министр финансов Жамшид Кучкаров. - Люди говорят: почему Узбекистан сравнивают со странами, в которых зарплата отличается от нашей. Очень правильный вопрос. Поэтому мы также постарались привести примеры Кыргызстана и Таджикистана. По сравнению с этими государствами наша экономика намного больше, но доходы населения почти на одном уровне.

Электричество подорожает на 9,4 процента и составит 250 сумов за кВт/час, один литр бензина марки АИ-80 станет стоить 4000 сумов, АИ-91 - 4500, дизельное топливо - 4800. 

Чтобы предотвратить цепную реакцию, когда вслед за ТЭК начинают менять ценники все, кому не лень, государство наметило ряд мер. Например, повышение тарифов на горячую воду и отопление для бытовых пользователей решено ограничить в среднем на десять процентов. Чтобы предприятия теплоснабжения не понесли убытки, расходы будут покрыты за счет бюджетной субсидии в размере около 286 млрд сумов в 2019 году. Также с 16 ноября ставки акцизного налога на нефтепродукты снижаются на 90 процентов, а на природный газ - с 25 до 15 процентов.

Большинство ограничивается обсуждением только тарифов и потому недоумевает, как очередной их пересмотр может на что-то повлиять. На самом деле тут немаловажную роль сыграют налоговые послабления, которые вкупе с новыми ценами дадут пространство для маневрирования забуксовавшей и неповоротливой махины. А немобильна она по простой причине - регулируют ее не рыночные принципы.

- Организации с госдолей можно сравнить с несостоявшимся ребенком - ему уже 30 лет, а он до сих пор просит у отца деньги, - рассказывает Ж. Кучкаров. -  Нам не нужны такие. В уставах подобное не предусмотрено. Задача - не помогать энергетической или нефтегазовой отрасли, а создать условия для обеспечения населения и экономики энергоресурсами на рыночных условиях по конкурентным ценам.

Очевидно, что все мы хотим разгосударствления и демонополизации ТЭК. Чтобы поставщики бились за потребителя, придумывали бонусы, линейку тарифов, из которых можно выбирать, демпинговали и лоббировали снижение налогов для удешевления продукции и услуг. Так вот, сейчас, если объявить приватизацию отрасли, судя по всему, частный сектор добровольно не откликнется. Так как придется продавать дешевле себестоимости. Именно поэтому повышение цен можно рассматривать как часть реформ.

Пример из недавнего прошлого - когда пересмотрели стоимость буханки. Как отметил Ж. Кучкаров, ее цена не повышена, а либерализована.

- Государство перестало регулировать цену на хлеб, чтобы фермеры перестали страдать, - сказал он. - Покупая две буханки за 1300 сумов и якобы получая при этом тысячу сумов "помощи", человек на самом деле забирал эти деньги у дехкан, вынужденных продавать зерно дешевле.

По словам заместителя Премьер-министра, фермеры, выращивающие пшеницу, по сути не были хозяевами земли и выращенной на ней продукции. Они были обязаны засеивать определенную долю земельного участка этой культурой. Урожай государство закупало по очень низкой цене. За исполнением пристально следили местные власти и правоохранительные органы. Из этого заниженного по стоимости зерна и впоследствии муки делали буханку.

Естественно, возможность получить муку дешевле рыночной - почва для коррупции и хищений. Наваривались при этом в основном посредники, получавшие периодический доход просто за то, что оказались между фермерами и конечными потребителями.

Меры, принимаемые для улучшения состояния ТЭК, - это стратегическая реформа, охватывающая не только нефтегазовую и энергетическую отрасли, а экономику в целом.

Во-первых, внесены принципиальные корректировки в макроэкономическую политику страны. Фундаментальной причиной возникновения диспропорций в экономике являлся тот факт, что в течение многих прошлых лет цены и тарифы на энергоресурсы повышались большими темпами по сравнению с ростом закупочных цен на хлопок-сырец и зерно. Теперь же последние приближены к уровню мировых. В результате аграрии полностью и своевременно платят за топливно-энергетические ресурсы (электроэнергия, дизельное топливо и иные) и минеральные удобрения. Как и предприятия-производители энергоресурсов - за потребленный природный газ и другие.

Коренные реформы электроэнергетической отрасли начаты с принятием постановления Президента "О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли" от 23 октября 2018 года. Согласно документу уже в декабре этого года приступят к формированию и утверждению перечня предприятий, рекомендуемых для приватизации и передачи в частные руки на условиях государственно-частного партнерства.

Разрабатывается стратегия развития отраслей топливно-энергетического комплекса с участием авторитетных международных экспертов, что предусмотрено постановлением Кабинета Министров "О мерах по привлечению авторитетных международных экспертов при разработке и реализации долгосрочных программ реформирования ключевых отраслей экономики" от 12 июля 2018-го.

АО "Узбекнефтегаз" в этом вопросе консультирует компания "Boston Consulting Group", "Узбек­энерго" - Европейский банк реконструкции и развития, группа Всемирного банка, Азиатский банк развития и Международная финансовая корпорация.

Словом, нововведений планируется много - от экспериментального внедрения базовых норм потребления газа и электроэнергии в Юнусабадском районе Ташкента до создания Министерства энергетики. Если быть оптимистичным, то, возможно, настанет то время, когда цены на энергоресурсы останутся неизменными, а может, и снизятся.

Мухаммад Каршибаев.

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 207 (28918) от 26 октября 2018 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech