16 Сентябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +15,8 °C

Интервью
9 Авг  2019 3128

Севара Назархан: "Надо уметь слышать музыку во всем"

"Достигая выси поднебесной,
Голос лился сверху водопадом,
И смолкал взволнованно оркестр,
Провожая восхищенным взглядом
Хрупкую изящную певицу
С многомерным, красочным сопрано -
Голос мог скорбеть и веселиться,
Мог лететь, как парус над волнами!"

                                                                       Блиц-интервью смотрите в нашем канале на mover.uz

Стихи, посвященные певице и композитору, заслуженной артистке Узбекистана Севаре Назархан многочисленными поклонниками ее творчества, как нельзя лучше свидетельствуют о всенародной любви и высочайшем уровне признания ее таланта. Ее без всякого преувеличения можно назвать звездой. Планета узнала о Севаре после совместных концертов с английским певцом, автором песен и музыкальным продюсером Питером Гэбриэлом в пятидесяти городах Европы, США и Канады в 2003 году. Русскоязычный зритель оценил Севару после участия в телевизионных проектах "Голос", "Точь-в-точь". А мы знали и любили ее всегда. Удивительно простая в общении и обаятельная, она расположила к непринужденной дружеской беседе с первых же минут. Наше эксклюзивное интервью с Севарой Назархан - о творчестве и роли артиста в судьбе зрителя, состоянии современной эстрады и многом другом.

- Вы росли в творческой семье. Наверняка любовь к музыке у вас родом из детства?

- Музыка в нашем доме была всегда. Но я ее жутко не любила, даже боялась, и когда слышала, всегда убегала. Часто бывает, что родители против выбора ребенком музыкального направления. У нас же все было наоборот. Папа с мамой прочили четверым детям именно такое образование.
В итоге я одна стала певицей, хотя мечтала о карьере стоматолога. Правда, эти планы разбились вдребезги, когда первый раз увидела кровь. Что же касается нынешнего ремесла, всегда казалось, что это не может быть профессией как таковой, это что-то эфемерное.

И это несмотря на то, что отец много гастролировал с Батыром Закировым, тесно общался с "Яллой", знал еще самый первый состав легендарного коллектива. Позже 40 лет отдал работе в радиокомитете, где в его распоряжении оказалось свыше 40 творческих ансамблей. Уставал ужасно, было много стрессов, но очень любил дело, которому посвятил всю жизнь.

Мама преподавала игру на народных инструментах в музыкальной школе, а потом долгие годы трудилась ее директором. Родители всегда были моими единомышленниками, поддерживали и помогали во всем - начиная от каких-то жизненных ситуаций и заканчивая первыми шагами в профессии.

В итоге в семь лет я поступила в музыкальную школу на основы композиции. У нас был удивительный преподаватель, очень талантливый. Из двух нот на фортепиано составлял очень красивую мелодию (перебирая пальцами по столу, Севара ее напевает - прим. авт.). Я, да и другие дети весь урок сидели буквально с открытым ртом. Своей второй мамой считаю наставника Нодиру Кабулову. Она всегда направляла мой голос и развивала его в нужном направлении. Именно она в свое время настояла на том, чтобы оставила оперу (изначально я занималась академическим вокалом). Подобные моменты оставляют в душе глубокий след.

- Как рождаются на свет ваши композиции?

- Не пишу стихи, слова к песне, но всегда, создавая музыку, отталкиваюсь от текста. Меня часто спрашивают, наверное, та или иная песня родилась у вас под воздействием  личных переживаний, несчастной любви? Ничего подобного! Создавая музыку, никогда не включаю эмоции. Для меня это больше логический процесс. Вдохновляют произведения Шерали Джураева, чье творчество можно назвать солью нашей земли, близки композиции Роджера Уотерса из легендарной группы "Пинк Флойд". Такая музыка призывает человечество к борьбе за мир, может подвигнуть к внутренней революции, пересмотру ценностей.

Сейчас работаю над созданием современной оперы, тему которой пока держу в секрете. Для меня это возможность подняться на совершенно иной уровень. Вообще считаю, у артиста за всю жизнь может быть одна песня, у актера - одна роль, которая приносит любовь и признание публики. И это уже большой успех. Если же удается создать нечто большее, то это уже серьезное достижение.

Никогда не обращаюсь к песенникам, которые пишут слова под музыку на заказ. Мне близко творчество поэ­тов. В их произведениях - сама жизнь. Возможно, такой серьезный подход к выбору текста композиции и самой музыке от того, что сцена для меня всегда была ответственной работой. Никогда не воспринимала ее как развлекаловку. Человек я по натуре не особо публичный, люблю уединение. Вероятно, именно поэтому для меня первостепенно погружение в информацию, а еще контакт с Всевышним, который помогает мне находить путь к сердцу слушателей. Где я честна сама с собой и окружающими, так это именно в музыке. Считаю, для каждого из них и для меня в первую очередь концерт - урок, где я пытаюсь донести до публики самое сокровенное. Так же, как и в моем новом альбоме, презентация которого состоялась в Ташкенте в начале года. Он так и называется "2019" и ассоциируется у меня с дорогой: под эти песни можно продолжать неспешный путь или, напротив, мчаться на высокой скорости.
В нем собраны удивительные авторы - Эркин Вахидов, Бобур Бобомурадов, Усман Азим. Правда, Усман Азим, чье творчество неразрывно связано с театром, был удивлен, когда на его стихи решила написать музыку. Но когда услышал композицию, ему очень понравилось.

- Где вам больше всего нравится выступать?

- Меня всегда немного расстраивает такой вопрос. Люблю петь везде. Одинаково близки и большие сцены, и уличные площадки. Для артиста любое выступление - хорошая школа. Если говорить о странах, то итальянцы всег­да воспринимают мои концерты на "ура", японцы в проявлении чувств так же искренни, как дети, родной зритель более стеснительный, скромный в проявлении эмоций, хотя наш народ - очень радушный и гостеприимный. Но, думаю, это просто разные проявления состояния души. Тема бесконечна, как и сама музыка, которая может меняться, но это не мешает ей находить всегда своего слушателя. Причем молодое поколение более восприимчиво к новым направлениям, в то время как старшее любит песни молодости. Всегда стараюсь включать в свой репертуар национальные композиции. Зритель этого ждет. Для меня в жизни очень важно не подстраиваться, но прислушиваться к мнению других людей.

- Вы сегодня известны широкой публике как исполнительница
популярной и фолк-музыки. Однако многие помнят вас и как потрясающую джазовую певицу. Почему в последние годы на ваших концертах не звучат импровизации?

- В целом могу сказать, что я - фанат импровизации. Одну и ту же композицию могу исполнить совершенно по-иному. Но зритель все равно их узнает, они дороги и ценны не только для меня, но и для них. Одна из любимых - "Юр, мухаббат".  Да, раньше я действительно тонула в джазе. Исполняла классику - Эллу Фицджеральд и других известных певцов. Хотя считаю, с моей стороны его исполнение было не совсем профессиональным - ведь я не знала английского языка, на котором звучат все великие произведения жанра. Два года исполняла только джаз. Это не прошло бесследно для последующей карьеры. Многое осталось в подсознании и сформировало меня как певицу. Можно сказать, этот опыт был моим вкладом в развитие голоса и становление индивидуального стиля. Здесь, если сравнить, много общего с футболом, которым увлекалась с детства и даже была в школе вратарем, - все играют по одним и тем же правилам, но у каждого свои приемы.

- Что можете сказать об   уровне современной отечественной эстрады?

-  Сейчас эстрада пребывает в некотором хаосе. И это не неприятная динамика, а естественное состояние. Первопричина тому - в недостаточном уровне образовательной системы, а обучение ведь многое решает. Я не берусь рассуждать об этом со стороны. Напротив, готова проводить лекции с молодежью, прививать ей любовь к музыке. Если к ней найти правильный подход, она окажется готовой к изменениям, причем - в лучшую сторону. Давно известная истина: творческий успех - это всего лишь один процент таланта и 99 - терпения и трудолюбия.

- Профессия певца, впрочем, как и любая другая творческая стезя - не из легких. Хотели бы вы, чтобы дети пошли по вашим стопам?

- Мы живем в универсальное время, когда человек может овладевать одновременно сразу несколькими профессиями, и это здорово. Если дети захотят связать судьбу именно с творчеством, никогда не буду препятствовать их выбору. Тем более у сына и дочки - идеальный слух. По крайней мере, творчество не травмоопасно, как профессиональный спорт.

Знаете, для того, чтобы стать настоящим певцом, мало обладать абсолютным слухом. Надо уметь слышать музыку во всем - в шуме барабанящих по крышам домов и асфальту капель дождя, в шелесте листвы. Такое единение очень важно. А еще надо гореть на сцене. Когда я выступаю, зрители знают, что я горю. Для меня это как исповедь, для них - возможность найти ответы на волнующие вопросы, поднять себе настроение, а возможно, что-то переосмыслить. И если такой контакт происходит, значит, твоя работа не напрасна.

Беседовала

Оксана Кадышева.

"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" №159 от 09.08.2019

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech