08 Август 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +28,2 °C

Финансы
1 Июл  2020 443

Приватизация банков: другой уровень развития

«Анализ текущей ситуации в банковской сфере показывает наличие ряда системных проблем, препятствующих развитию банковского сектора в соответствии с экономическими преобразованиями и потребностями общества, таких как высокая доля присутствия государства в банковском секторе, недостаточное качество менеджмента и управления рисками в банках с участием государства, низкий уровень финансового посредничества в экономике», говорится в Указе главы государства «О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы» от 12 мая этого года.

Актуальным становится вопрос приватизации банков, которая уже началась в Узбекистане. Чем будут отличаться частные банки от государственных? Как это скажется на обычных гражданах? Об этом и многом другом рассказал директор Департамента координации реформ коммерческих банков с участием государства Министерства финансов Жамшид АБДУШУКУРОВ.

 - Чем обусловлена данная необходимость, и когда в Узбекистане приватизация банков выйдет на финишную прямую?

 - Как известно, в банковской сфере Узбеки­стана накопилось немало проблем. Глава государства отметил это в вышеуказанном документе. В нем же предложены и пути решения. В частности, определены четыре приоритетных направления на следующие пять лет.

Это:

- привлечение стратегических инвесторов, способных внедрить передовые решения в банковскую систему, положительно повлиять на повышение эффективности финансовых и человеческих ресурсов;

- сокращение льготных и субсидированных кредитов, переход на осуществление кредитования только на рыночных условиях на основе сигналов денежно-кредитной политики;

- снижение зависимости банков от государственного фондирования с целью повышения возможности свободного распределения кредитных ресурсов;

- создание эффективной инфраструктуры банков, внедрение современных технологических решений в банковское дело.

Стоит отметить, что снижение государственной доли в банковской сфере играет важную роль в коренном реформировании системы. Именно поэтому работа в данном направлении уже стартовала. В частности, 22 июня состоялось подписание соглашения между Министерством финансов, Фондом реконструкции и развития и Ипотека-банком, с одной стороны, и Международной финансовой корпорацией, входящей в состав Всемирного банка, - с другой. Соглашением предусмотрено, что МФК выделит Ипотека-банку кредитную линию в сумах, эквивалентную 35 миллионам долларов, которая в последующем может быть сконвертирована в акции банка. Таким образом, МФК станет акционером банка и примет непосредственное участие в его трансформации с целью последующей приватизации. Данное партнерство Узбекистана с IFC полностью соответствует стратегии реформирования банковской системы.

Джорджина Бейкер, вице-президент IFC по Европе, Центральной Азии, Латинской Америке и Карибскому бассейну: «Финансирование IFC наряду с консультационными услугами, предоставляемыми в течение последних лет, является частью наших усилий по поддержке реформ и увеличения участия частного сектора в финансовом секторе Узбекистана. Инвестиции помогут Ипотека-банку эффективно реализовать план, направленный на привлечение частного сектора в капитал и расширение кредитования малых и средних предприятий по всей стране, что является необходимой мерой в нынешних сложных условиях».

 - Какая выгода от подобного согла­шения?

- Приватизация государственного Ипо­тека-банка при участии МФК - первый подобный проект в истории банковского сектора республики.

Главной выгодой данных соглашений является то, что процессом трансформации одного из крупнейших местных государственных банков будет непосредственно заниматься Международная финансовая корпорация, имеющая значительный опыт и возможности по привлечению экспертов международного уровня. Помимо этого, трансформация Ипотека-банка послужит примером для приватизации других государственных банков, что привлечет частный капитал, мировой опыт и современные технологии, которые окажут положительное влияние на банк и его клиентов. В настоящее время концентрация государственных банков в банковском секторе Узбекистана высока: пять из 30 банков страны полностью принадлежат государству, а в восьми владеет 50 процентами доли.

- В чем важность проведения таких реформ?

- Как показало изучение международного опыта, главным условием успешной реформы в банковской системе является снижение участия государства до уровня, необходимого для заполнения «пробелов» в финансовом секторе, то есть обслуживания государственными банками направлений, которые не обслуживаются частными, с целью расширения финансовой доступ­ности.

Это особенно актуально в условиях Узбеки­стана, в котором на банки с государственным участием приходится около 85 процентов всех активов. Преобладание на рынке государственных банков, имеющих доступ к относительно дешевому фондированию, а также их привлечение к финансированию низкорентабельных проектов обуславливают ценовые искажения для кредитов и депозитов.

Кроме того, из-за наличия «готовых» клиентских сегментов, в отличие от частных банков, государственные, как правило, слабо заинтересованы в повышении качества сервиса, внедрении современных IT-решений.

- Что от этого выиграют обычные граждане?

- Под трансформацией деятельности госбанков понимается перестраивание их деятельности на рыночные основы посредством принятия ряда системных мер, таких как:

- внедрение корпоративного управления, отвечающего мировым стандартам, в том числе за счет усиления роли наблюдательных советов, службы внутреннего аудита;

- выстраивание внутренних бизнес-процессов таким образом, чтобы банк был заинтересован в обслуживании клиентов с наименьшими временными затратами, в том числе за счет создания эффективной инфраструктуры и автоматизации деятельности банков;

- повышение стабильности банков за счет внедрения общепринятых принципов риск-менеджмента и усиления квалификационных требований к исполнительным органам банков и другое.

В целом после выхода государства из капитала за счет продажи госдоли стратегическим инвесторам, имеющим обширный мировой опыт, а также за счет усиления конкуренции на рынке банки направят усилия на коммерциализацию деятельности, предлагая наиболее привлекательные условия с целью удержания доли.

- Как продолжится работа по приватизации банков?

- Предусматривается продолжение реализации мероприятий по приватизации банковского сектора в два этапа: трансформация деятельности при участии международных финансовых институтов и последующая реализация государственной доли на конкурсной основе стратегическим инвесторам.

- Чем частные банки (без участия государства) будут отличаться от государственных?

- Ожидается, что по результатам реализации вышеуказанной Стратегии в респуб­лике будет функционировать только три государственных банка. Их деятельность от коммерческих станет отличаться в основном ориентацией на неохваченные сегменты: микробизнес, финансирование разных госпрограмм по поддержке населения, оказание банковских услуг в отдаленной местности и тому подобное.

Данный шаг станет не только новой точкой отсчета, но и выведет совсем на другой, усовершенствованный уровень развития всю банковскую сферу.

Беседовала
Оксана Малосабирова.
«Правда Востока».

Опубликовано в газете «Правда Востока» №138 от 1.07.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech