03 Июль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +29,3 °C

18 Мар  2020 491

"Правда Востока" №57 от 18 марта 2020 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №57 (29287) от 18 марта 2020 года.

Постановление
Президента Республики Узбекистан

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ  ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ  ИЗДАТЕЛЬСКОЙ И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

В республике проводится широкомасштабная и системная работа по совершенствованию системы поддержки издательской и полиграфической сферы, развитию рынка печатной продукции.

Вместе с тем сегодняшнее состояние дел в издательской и полиграфической сфере требует усиления конкуренции среди издательских и полиграфических организаций, предупреждения нарушений авторского права, ограничения  выпуска некачественной продукции,  пересмотра порядка издания учебников и учебно-методических комплексов.

В целях резкого сокращения вмешательства государства, а также создания благоприятной деловой среды в издательской и полиграфической сфере, обеспечения поставки качественных учебников и учебно-методических комплексов для образовательных учреж­дений:

1. Одобрить предложения Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Министерства юстиции Республики Узбекистан и Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее - Агентство) по:

отмене, начиная с 1 октября 2020 года, государственного регулирования цен (установления предельного уровня рентабельности) при издании (переиздании) учебников и учебно-методических комплексов для образовательных учреждений за счет средств республиканского бюджета и средств Республиканского целевого книжного фонда;

внедрению, начиная с 1 июля 2020 года, системы уведомления уполномоченного государственного органа о начале издательской и полиграфической деятельности с отменой порядка выдачи разрешений на лицензирование издательской деятельности, а также порядка выдачи разрешений на осуществление полиграфической деятельности;

отмене, начиная с 1 января 2021 года, отчислений в фонд "Ижод" при Союзе писателей Узбекистана с выручки, поступающей от реализации печатной продукции издательских и полиграфических предприятий, а также оказания редакторских, издательских и полиграфических услуг, связанных с производством и реализацией печатной продукции.

2. Установить порядок, в соответствии с которым:

издательские и полиграфические предприятия, в том числе предприятия, выполняющие государственный заказ, свободно формируют политику ценообразования на основе рыночных  механизмов;

с 1 сентября 2020 года подготовка к печати и издание печатной продукции на основе государственного заказа, в том числе учебников и учебно-методических комплексов, осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, допускающем также возможность участия нерезидентов Республики Узбекистан. При этом настоящий порядок является обязательным и для корпоративных заказчиков;

уведомление уполномоченного государственного органа о начале издатель­ской и полиграфической деятельности субъектами предпринимательства осуществляется посредством автоматизированной информационной системы.

3. Согласиться с предложениями Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства и Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о:

передаче государственных предприятий "Издательско-полиграфический творческий дом "¤збекистон",  "Издательско-полиграфический творческий дом имени Гафура Гуляма" и "Полиграфический дом "¤іитувчи" Агентству по управлению государственными активами для приватизации в установленном порядке;

передаче государственного предприятия "Типография слепых" Агентству по управлению государственными активами для эффективного использования;

прекращении деятельности государственного предприятия "Научно-методический издательский центр "O'qituvchi", а также издательств в системе территориальных подразделений Агентства (за исклю­чением Республики Каракалпакстан); 

образовании в системе Агентства государственного предприятия "¤збекистон  нашриёти", присоединении к нему государственных предприятий "Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана" и "Государственное научное издательство "¤збеки­стон миллий энциклопедияси", а также передаче государственному предприятию "¤збекистон нашриёти" издательской базы государственного предприятия "Издательско-полиграфический творческий дом "¤збеки­стон", в том числе исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (А.Н.Арипов) в двухнедельный срок утвердить графики оценки,  реорганизации, выставления на торги и ликвидации государственных предприятий, предусмотренных настоящим пунктом.

4. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан:

а) в месячный срок принять в установленном порядке государственные предприятия "Издательско-полиграфический творческий дом "¤збекистон", "Издательско-полиграфический творческий дом имени Гафура  Гуляма", "Полиграфический дом "¤іитувчи" и "Типография слепых";

б) в двухмесячный срок с привлечением международных аудиторских и консалтинговых организаций:

утвердить планы мер по подготовке к приватизации и повышению привлекательности издательско-полиграфических предприятий с государственным участием, определив конкретные сроки проведения каждого  мероприятия и ответственных лиц;

внести в установленном порядке в Кабинет Министров предложения по эффективному использованию имущества нереализованных, а также ликвидированных издательско-полиграфических предприятий.

5. Установить, что:

исключительные авторские права ликвидируемых издательских организаций Агентства (за исключением прав на учебники и учебно-методические комплексы) передаются вновь образованному государственному предприятию "¤збекистон нашриёти";

действующие исключительные авторские (издательские) права на учебники и учебно-методические комплексы издательских организаций Агентства безвозмездно передаются Министерству народного образования Республики Узбекистан;

печатная продукция для образовательных учреждений подлежит обязательному утверждению на соответствие требованиям технического регламента.

6. Предоставить министру народного образования Республики Узбекистан право принятия решений об установлении сроков (периодичность новых изданий и переизданий) пользования учебниками и учебно- методическими комплексами для всех классов учреждений общего среднего образования, специализированных школ и школ- интернатов для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также по согласованию с Министерством финансов о дополнительном издании учебников и учебно-методических комплексов для всех классов учреждений общего среднего образования. При этом не допускается необоснованное изменение содержания учебников и учебно-методических комплексов.

7. Министерству народного образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о:

пересмотре и кардинальном совершенствовании деятельности Республиканского центра образования при Министерстве  народного образования (далее - Центр);

возложении на Центр задач по разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ общего среднего образования, отбору авторов и  составителей для создания учебников и учебно-методических комплексов, проведению экспертизы и апробации созданных учебников и учебно-методических комплексов, выдаче научных заключений об их применении в системе образования;

совершенствовании системы подготовки, издания и распространения учебников и учебно-методических комплексов в сфере образования, в том числе предупреждении допущения в них ошибок и недостатков, а также передаче Министерству народного образования исключительных прав на пользование учебниками и учебно-методическими комплексами, подготавливаемыми на основе государственного заказа;

приеме на работу на определенный срок на договорной основе научных работников, привлекаемых к реализации научно-технических проектов, связанных с созданием учебников и учебно-методических комплексов, исходя из объема выполняемых научно-технических работ.

8. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Союзом писателей Узбекистана в срок до 1 октября 2020 года внести в Кабинет Министров предложение о дальнейшем развитии и государственной поддержке фонда "Ижод" при Союзе писателей Узбекистана.

Союзу молодежи Узбекистана совместно с Агентством, Министерством финансов  Республики Узбекистан, Союзом писателей Узбекистана и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об организации творческих смотров-конкурсов, а также совершенствовании системы оказания финансовой помощи для издания первых книг талантливых молодых авторов.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан (Б.Ходжаев) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством инновационного развития, агентством "Узстандарт" и АО "Узкимёсаноат" в месячный срок сформировать и утвердить программу локализации производства импортируемого сырья (бумаги, картона, краски и клея) для снижения себестоимости производимой полиграфической продукции.

10. Антимонопольному комитету Республики Узбекистан усилить контроль за соблюдением требований законодательства о конкуренции при проведении тендерных (конкурсных) торгов на издание и переиздание учебников и учебно-методических комплексов для средних общеобразовательных учреждений.

11. Принять к сведению, что на Агентство и его территориальные подразделения возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере информации, полиграфии и издательской деятельности.

12. Агентству совместно с Министерством экономики и промышленности и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять меры по совершенствованию направлений образования сферы издательской деятельности в высших образовательных учреждениях.

13. Министерству народного образования в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о внедрении в общеобразовательных учреждениях республики современных учебников по STEAM предметам (Science - естественные науки, Technology - технологии, Engineering - техническое творчество, Art - искусство, Mathematics - математика), используемых в системе образования зарубежных государств.

14. Агентству в двухмесячный срок:

совместно с Министерством юстиции внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о порядке уведомления уполномоченного государственного органа о начале издательской и полиграфической деятель­ности;

пересмотреть требования законодательных актов и нормативно-технических документов в издательской и полиграфической сфере, принять меры по отмене не соответствующих современным требованиям норм и нормативов, в частности, практики получения заключения Союза писателей Узбекистана на подготовку к изданию и публикации творческих работ;

совместно с Министерством юстиции разработать и внести в Кабинет Министров проект закона об усилении административной ответственности за нарушения законодательства в издательской и полиграфической сфере;

совместно с агентством "Узстандарт",  Министерством здравоохранения и Министерством народного образования разработать и внести в Кабинет Министров предложения о приведении "Общего технического регламента о безопасности полиграфической продукции для образовательных учреждений" в соответствие с международными требованиями;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Президент Республики Узбекистан            Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,
16 марта 2020 года.

 

Богатство -  в памяти

Перемены и процессы обновления в жизни общества, придающие импульс развитию всего человечества, базируются прежде всего  на многовековых культурно-духовных традициях, научных школах. Узбекистанцы, издавна следовавшие этим благородным принципам, внесли огромный вклад  в процветание мировой цивилизации.  На территории нашей страны с древнейших времен ценилось стремление к науке, культуре  и духовному обогащению. В средние века  в плеяде тысяч ученых и поэтов, великих представителей разных сфер оказался религиозный деятель, суфийский учитель Бахауддин Накшбанд.

Бахауддин Мухаммад ибн Бурхануддин Мухаммад аль-Бухари родился в семье  ремесленника в деревне Касри-Хиндуван около Бухары. Его отец и дед были верующими людьми, всю жизнь посвятили духовной практике. Так, он с самого детства находился под влиянием тасаввуф - науки, цель которой - "воспитание сердца человека и его очищение". Взрослые брали его с собой на уроки  суфизма, где тот познавал "практику всех лучших черт человека и избавления от худших". Он стал изучать шариат и тарикат, начав свой духовный путь.

Будущий видный религиозный деятель всегда отличался от сверстников серьезностью, вдумчивостью. Пока ребята играли, он не принимал участия в их детских забавах, предпочитая общество взрослых. Стремился к знаниям,  постоянно  находился в  размышлениях и задавал старшим глубокие философские вопросы.

Он тянулся к труду. Считал честным лишь тот заработок, который достается в обмен на большие усилия. Как и отец, стал ткачом. Шелковая материя с золотыми и серебряными  нитями его производства пользовалась такой популярностью, что слава об умельце распространилась далеко за пределами его родной земли. Именно тогда он получил прозвище  Накшбанд, означающее  "чеканщик".

Юный богослов осуществил паломничество к святым местам - Мекке и Медине. Лишь спустя три года Бахауддин вернулся из хаджа полностью  укрепленным в вере. Отныне его идеалами стали духовная чистота, отрешение от роскоши и стяжательства. Аль-Бухари встал на путь миссионера,  активно проповедуя учение,  согласно которому истинный суфий обязан следовать сунне и всем правилам шариата.

О Бахауддине Накшбанде, его учении, а также накшбандийских шейхах сохранено около 200 древних рукописей. Сам он создал такие произведения на своем родном персо-таджикском языке, как "Хаётнама" ("Книга жизни"), "Далилул-ашикин" ("Свидетельство влюбленных"),  "Аврод" ("Покровы").

Среди многочисленных учеников и продолжа­телей духовной традиции  Накшбанда наиболее известны Хазрат Алауддин Аттар, Хаджа Мусафир Хорезми и другие.  С большим почтением о нем писали Джами, Навои, Хаджа Ахрор.

В историю он вошел во многом благодаря Одиннадцати принципам суфийского пути Накшбандия, из которых восемь ступеней духовного восхождения принадлежат Гиждувани. 

- Абдулхалик Гиждувани,  будучи учителем Бахауддина,  занимает в Накшбандийском  тарикате особое место, - говорит преподаватель Международной исламской академии  Узбекистана Махмуд Иргашев. - Совершается обряд (зикр) раз в неделю под руководством шейха после пятой неизменной молитвы. Его принципы призваны укрепить связь с высшими силами, вдохновить на праведный путь, достойные поступки и благие намерения. Оттого так много среди суфиев великих творческих личностей.

Скончался шейх в возрасте 73 лет в Касри-Хиндуване близ Бухары. Он погребен в саду на месте, которое сам заранее указал. Его последователи соорудили купол над его могилой, разбили сад и построили мечеть. Многие правители  пожертвовали вакф (большие  богатства) и приложили усилия в заботе о его наследии и возвеличивании деяний.

До сих пор могила шейха остается местом паломничества, где люди просят благодати, ступая по земле, по которой когда-то ходил он сам. Каждую пятницу проводятся религиозные мероприятия, паломники совершают обряды, а известные деятели направления рассказывают о жизни суфийского учителя, его духовном богатом наследии.

- Труды Бахауддина переводят с персо-таджикского языка фарси на узбекский, турецкий, арабский, русский, английский и другие, - продолжает М. Иргашев. - Бухарские персы в знак уважения и искренности часто произносят слова, ставшие в некоторых случаях обязательными: "Бахауддини балогардон", что можно перевести как "Отведи беду, Бахауддин".

Наше государство уделяет большое внимание сохранению наследия предков. И это важно. Периодически проходят реставрационные работы мест захоронения, священных памятников и архитектурных шедевров. Так и мавзолей Бахауддина Накшбанда превратился в крупный мемориал, сохранивший красоту,  величие, невероятную энергию, коей обладал великий учитель.

В XVI веке у могилы Накшбанда построены ханака и мечеть. Позже - минарет. В комплексе регулярно проводят реставрационные работы. В ближайшие дни ожидается выход множества  научных статей, художественных и исторических трудов о предке и его вкладе в историю не только своего направления, но и всей страны, цивилизации.

Сабина Алимова.
"Правда Востока".

 

 

В Кабинете Министров  Республики Узбекистан

14 марта т.г. в Кабинете Министров Республики Узбекистан состоялось видеоселекторное совещание, на котором всесторонне обсуждены неотложные задачи по реализации Государственной программы  «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»,  утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым  2 марта 2020 г. N№ УП-5953.

В работе совещания приняли участие руководители Администрации и советники Президента страны, Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров, органов государственного и хозяйственного управления, общественных организаций и хокимиятов территорий республики.

В центре внимания участников совещания стали практические вопросы и конкретные меры по реализации многогранных задач, определенных в Указе Президента страны и приложении к нему, состоящем из 284 поручений, охватывающих все аспекты политической, экономической, социальной и духовной жизни страны и общества. На реализацию программы за счет всех источников финансирования предусмотрено направить средства в объеме 18,2 трлн. сум и 10,3 млрд. долларов.

В ходе обсуждения участники совещания сосредоточили основное внимание  на конкретных предложениях, действенных механизмах, сроках и ответственных исполнителях каждого раздела и пункта  Государственной программы.

Выступление Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Н.М.Исмаилова было посвящено предлагаемым мерам по дальнейшему  совершенствованию системы государственного и общественного строительства. В их числе: разработка пакета законопроектов, в основном, прямого действия, внедрение с 2020 года в деятельность Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан системы «Электронный парламент»; проведение мониторинга с целью определения оценки народом принятых законов и их эффективности; заслушивание в обеих палатах – отчетов Правительства республики, Законодательной палате – информации руководителей  государственных органов и органов хозяйственного управления, в Сенате – отчетов  послов Узбекистана в зарубежных государствах. Особое внимание при этом будет сосредоточено на реализации разрабатываемых про­­­­-г­рамм, «дорожных карт» и концепций. 

Конкретным мерам по обеспечению верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы были посвящены выступления председателя Верховного суда К.Ф.Камилова и генерального прокурора Н.Т.Юлдашева. Ими были предложены конкретные меры по реализации приоритетных задач, определенных в Указе и программе. В их числе: разработка  новой редакции систематизированного закона «О судах», реформирование до 1 ноября 2020 г. апелляционной и кассационной инстанции, декриминализация до 1 июня 2020 г. видов преступлений в сфере предпринимательства, не представляющих большой общественной опасности и ряд других мер.

Руководители министерств инвестиций и внешней торговли, финансов, экономики и промышленности, занятости и трудовых отношений, Центрального банка основное внимание сосредоточили на системных задачах и мерах по дальнейшему развитию экономики и активному привлечению инвестиций. В числе первоочередных задач определены: разработка до 1 августа т.г. Программы сокращения бедности, а также пакета законопроектов по финансовому контролю, государственному долгу и официальной статистике; реализация с 1 июня 2020 года «дорожной карты» по трансформации банков с государственной долей; сокращение в 2020 году количества лицензий и иных разрешительных документов не  менее чем в два раза; создание моноцентров «Ишга мархамат» и центров профподготовки. Особое внимание было уделено созданию необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых инвестиций, а также интенсификации производства экспортоориентированной продукции.

В центре внимания совещания были практические меры в сфере социального развития. Руководители министерств здравоохранения, народного образования, высшего и среднего специального образования, физической культуры и спорта доложили о конкретных мерах по реализации следующих приоритетных задач, определенных в программе: увеличить в 2020 году в 1,3 раза обеспеченность государственных медучреждений и населения лекарствами и медицинскими изделиями; завершить в 2020 году подготовку к внедрению системы обязательного медицинского страхования; обеспечить к концу 2020 года доведение уровня охвата дошкольным образованием до 60,0 процентов; увеличить поэтапно с 2020/2021 учебного года в два раза параметры госзаказа приема в вузы на основе государственного гранта; принять меры по укреплению материально-технической базы и дальнейшему развитию массовости физической культуры и спорта высших достижений. 

Первоочередное внимание участники совещания уделили практическим мерам по реализации таких приоритетных задач как разработка проекта программы «Цифровой Узбекистан-2030», развитие системы «Электронное правительство», повышение потенциала отечественного рынка IT-технологий,  создание системы управления  государственными данными, внед­рение принципа «единого источника данных».

Важнейшее место в ходе обсуждения было уделено приоритетным вопросам просвещения, развития культуры и искусства, туризма. Была подчеркнута особая необходимость наполнения проводимых в этих сферах мероприятий глубоким идейно-нравственным и познавательным содержанием.

В выступлениях первого заме­стителя Спикера Законодательной палаты Саидова А.Х. и министра иностранных дел А.Х.Камилова  основное внимание было сосредоточено на реализации приоритетных задач в сфере укрепления прав и свобод человека, а также глубоко продуманной, взаимовыгодной и прагматичной внешней политики.  В их числе: укрепление и развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами Центральной Азии,  в рамках ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, Организации Исламского сотрудничества и других международных организаций; повышение авторитета Узбекистана на международной арене.

Участники совещания были проинформированы об основных итогах всесторонней аналитической работы и комплексной оценки сотрудничества Республики Узбеки­стан с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), проведённой Правительством республики совместно с ведущими отечественными и зарубежными экспертами. Было отмечено, что в представленных экспертами выводах указано наличие преимуществ полноправного участия Узбекистана в этой организации.

Председатель Сената Т.К.Нарбаева и первой заместитель председателя Сената С.С.Сафоев в своих  выступлениях основное внимание уделили вопросам дальнейшего  совершенствования совместной  работы Сената, его комитетов и  Правительства республики по  эффективной реализации приоритетных задач, определенных в Государственной программе.

Руководитель Администрации  Президента страны З.Ш.Низомиддинов особо обратил внимание участников совещания, руководителей и специалистов органов государственного и хозяйственного управления, а также органов исполнительной власти на необходимость повышения персональной ответственности за своевременность, эффективность и, самое главное, результативность выполнения государственной программы.

По итогам обсуждения и внесенных предложений приняты решения о создании республиканской координационной группы во главе с заместителем Премьер-министра – минист­ром экономики и промышленности Д.А.Кучкаровым и группы мониторинга контроля за реализацией программы. Утвержден  помесячный календарный график  реализации мероприятий. Определен механизм отчетности министерств, ведомств и хокимиятов, Кабинета Министров в Законодательной палате и Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также у Президента страны. 

 

 

Рыбоводство: водный дефицит  не помеха, а стимул  к интенсификации

После выхода постановления Президента  "О мерах по совершенствованию системы управления рыбной отраслью" от 1 мая 2017 года в стране началась широкомасштабная работа. Благодаря этому производство рыбы возросло.  По данным Госкомстата, в январе-декабре 2019 года всеми категориями хозяйств выловлено 115,2 тысячи тонн рыбы (больше  на 26,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2018-го). Правда, по прогнозным параметрам производство и улов рыбы в 2019 году планировалось довести до 201 тысячи тонн. 

Как идет развитие

В сообщении Госкомстата отмечено: половина улова пришлась на долю организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Наиболее успешными в производстве рыбной продукции стали Хорезмская область - 16,1 тысячи тонн, Навоийская -  13 тысяч, Андижанская - 12,6 тысячи, Каракалпакстан - 12,2 тысячи и Ташкент­ская область - 11 тысяч тонн.

По словам председателя Ассоциации "Узбекбаликсаноат" Омона Мусаева, задачей-минимум является обеспечение жителей республики качественной, доступной и, что немаловажно, разнообразной рыбной продукцией. Ассоциация объединила тринадцать территориальных предприятий с целью создания надежной кормовой базы и полноценного использования потенциала водоемов - как естественных, так и искусственных.

Бесспорно то, что в республике не так много водных ресурсов, чтобы  поз­волить себе их неэффективное использование рыбной отраслью. Но так  продолжалось много лет. И лишь сегодня ситуация стала меняться, правда, решены далеко не все проблемы. В свое время две-три тонны рыбы с гектара воды в год считались вполне приемлемым показателем. Сегодня появляются новые технологии, позволяющие кратно его увеличить. Так, после внедрения подобных экспериментальных технологий в Андижане стало ясно, что производство рыбы вполне можно повысить до 100-150 тысяч тонн с гектара.

В настоящее время в Узбекистане функционируют рыбхозы с разным уровнем интенсификации прудовой поликультуры. Поэтому необходимо разработать рекомендации по составлению биологических норм для выращивания рыбопосадочного материала и товарной рыбы. Для чего необходимо провести научно-биологическое обос­нование каждого водоема (искусственного или естественного), а также внедрения научно обоснованных методов и интенсивных технологий по выращиванию рыбы, которые уже сейчас  предприниматели стараются внедрять, но без предварительного научного изыскания. А согласно постановлению  Президента, указанному выше, динамичное развитие рыбной отрасли возложено на Ассоциацию "Узбекбаликсаноат", что подразумевает и участие в разработке бионормативов для всех категорий рыбоводства, а также нормативно-правовой базы, обеспечивающей рациональное использование ресурсов естественных и искусственных водоемов, внедрение механизмов стимулирования развития аквакультуры в республике.

Андижанский эксперимент

Внедряемая сегодня в Андижанской области ООО "Wella-fish" интенсивная технология прудовой аквакультуры впервые была продемонстрирована в Китае 2013 году в рамках программы маркетинга в пруду для интенсификации и повышения эффективности производства рыбы. Идея такова, что внутри водоема расположены дорожки для кормления, а отходы накапливаются в спокойной зоне в  конце дорожек качения. Эта технология интенсивной прудовой аквакультуры (IPA) разработана в США как средство повышения продуктивности существующих прудовых сооружений путем выращивания рыбы в аэрированных каналах и удаления твердых отходов, что позволяет в три раза и более увеличить производство рыбы по сравнению с традиционными технологиями разведения.

Система IPA выбрана для демонстрации в Китае в качестве средства удовлетворения спроса на рыбную продукцию в условиях растущих экономических и экологических ограничений для увеличения производства. Это включает в себя повышение стоимости земли и аренды прудов, что требует гораздо большей экономической отдачи от рыбных ферм, ограниченной доступности воды и снижения ее качества, а также обострения проблем безопасности пищевых продуктов.

Поскольку в Китае нет земельных площадей для расширения производства аквакультуры, для устранения этих ограничений и обеспечения экономической устойчивости отрасли необходима интенсификация производства в существующих рыбных водоемах. Технология IPA устраняет эти ограничения, позволяя усилить управленческий контроль, обеспечивающий увеличение производства рыбы при меньших затратах на единицу за счет повышения ее выживаемости и конверсии корма.

Еще один плюс: система нулевого обмена собирает питательные вещества для удобрения сельскохозяйственных культур и требует минимального использования лекарств и химических веществ для обеспечения безопасности пищевых продуктов.

Мешает ненаучный подход

Ранее в прудовом рыбоводстве  Узбекистана применяли метод (поликультура) совместного выращивания нескольких видов рыб, различающихся по спектру питания. Это позволяет более полно и рационально использовать естественную кормовую базу,  получать продукцию без дополнительных затрат на искусственные корма. Так, в Экспериментально-показательном производственном объединение рыбной промышленности "Балыкчи" специалисты А. Мамин и М. Абдулин получали до 70-80 ц/га рыбы. В целом по Ташкентской области только по  ЭППОРП "Балыкчи" рыбная продукция составляла 10 тысяч тонн. 

Ныне внедряемые технологии  Ассоциации "Узбекбаликсаноат" в Андижанской и других областях республики научно не пробированы. Всю продукцию составляет карп, которого выращивают и сейчас при высоких плотностях посадки и интенсивном кормлении. Однако в ряде случаев степень интенсификации карповодства в  монокультуре достигает критических границ и не всегда себя оправдывает. Для применения сверхинтенсивных методов разведения необходимы как научно-нормативная база, так и кормовая, а также уровень специализации фермеров. 

В настоящее время в сфере существуют две стратегические проблемы:

-   акклиматизация новых видов рыб, ориентированных на питание кормами растительного происхождения, разработка и производство полнорационных сбалансированных экстрадированных комбикормов, внедрение новых технологий для производства высокобелковых, гранулированных комбикормов на основе создания полнорационных рецептур из местного сырья для разновозрастных видов рыб;

 - разработка бионормативов всех категорий рыбоводства, нормативно-правовой базы, обеспечивающей рацио­нальное использование рыбных ресурсов естественных и искусственных водоемов, внедрение механизмов стимулирования развития аквакультуры в республике.

Учитывая это, необходимо отметить, что создание рациональных условий для воспроизводства рыбных запасов во внутренних водоемах связано с проведением комплекса научных мероприятий, важнейшими из которых являются регулирование рыболовства (лимитирование вылова ценных промысловых, отлов малоценных рыб), размножение и проведение мелиоративных мероприятий по поддержанию или соз­данию условий для естественного размножения промысловых рыб, искусственное рыборазведение интенсивного типа, акклиматизация промысловых рыб и кормовых организмов.

Необходима интеграция науки, образования и производства, требуется внедрение инновационных технологий в практику после научных изысканий.

Принимая во внимание актуальность данных вопросов, необходимо контролировать исполнение решений руководства страны, направленных  углубление экономических реформ в части деятельности научных организаций в рыбной отрасли.

Нариман Каримов.
Начальник отдела по координации научных разработок НИИ животноводства,  птицеводства и рыбоводства.

 

 

Как стать гражданином страны

В новой редакции Закона "О гражданстве Республики Узбекистан" основные нормы документа вступят в силу через полгода, однако отдельные - раньше.

Так, с 1 апреля 2020 года гражданами страны смогут стать лица без гражданства, прибывшие и постоянно прописанные в Узбекистане до 1 января 1995 года, не принявшие иностранное гражданство и проживающие до вступления в силу нового закона на основании вида на жительство. На тех же основаниях в гражданство вступает ребенок, чьи родители (одинокий родитель) признаны гражданами.

Для этого нужно подать заявление в органы внутренних дел по месту постоянного жительства, приложив к нему анкету, вид на жительство, свидетельство о браке или его расторжении, справку о перемене Ф.И.О. (если были изменения) и документ об уплате госпошлины.

Документы рассматриваются в течение трех  месяцев со дня подачи. Если все вышеперечисленные основания подтверждаются, заявитель получает гражданство исходя из заключения руководителя регионального подразделения внутренних дел,  согласованного с МВД.

Напомним, на необходимость введения такого порядка указывал Президент в Послании Олий Мажлису, подчеркивая, что это поможет решить жизненно важную проблему 50 тысяч наших граждан.

 

Проверка лишней  не бывает

На ЕПИГУ запустили услугу "Проверка задолженности по исполнительному документу".

 Планируете выезд за границу? Проверьте наличие задолженности по исполнительному документу на Едином портале интерактивных государственных услуг (www.my.gov.uz). Необходимо помнить, что пристав имеет право наложить запрет на выезд или даже вынести постановление об изъятии имущества в качестве возмещения. Это может изрядно подпортить настроение. Предварительная проверка лишней не будет. Новая услуга позволит избежать неприятных жизненных ситуаций.

Чтобы получить информацию о своих задолженностях, переданных в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре, следует пройти авторизацию на ЕПИГУ и в разделе "Гражданство" найти необходимую услугу.

В исполнительном документе указываются сумма задолженности, номер исполнительного производства, содержание соответствующего документа, наименование подразделения Бюро и номер телефона ответственного сотрудника, по которому можно уточнить нужную информацию.

 

Чем руководствуется частный нотариус

Принято постановление правительства, согласно которому нотариусы, занимающиеся частной практикой в Узбекистане, осуществляют деятельность  без создания юридического лица.

Постановлением утверждены Положение о порядке организации деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, а также Административный регламент оказания государственных услуг по лицензированию частной нотариальной деятельности, в которых говорится о том, что лицензирование такой деятельности, постановка на учет и снятие осуществляются Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, территориальными управлениями юстиции.

Частный нотариус без образования юридического лица открывает счет в банке, заключает трудовой договор с работниками и гражданско-правовые  договоры со специалистами и юридическими лицами для организации своей деятельности.

Ему, прежде чем приступить к работе, следует в обязательном порядке застраховать гражданскую ответственность.

В специализации должны быть указаны слова  "нотариус, занимающийся частной практикой", соответствующий район, город. Печать изготавливается по единому образцу, утвержденному Министерством юстиции.

Частный нотариус может иметь стажера, помощника, секретаря, других работников, связанных с организацией нотариальной деятельности. Он также определяет время работы и отдыха.

Нотариальные действия осуществляются через автоматизированную информационную систему "Нотариус". Поступления, взимаемые частным  нотариусом, переходят в его распоряжение после уплаты налогов и других платежей в Государственный бюджет.

 

Удовлетворить спрос на образование

В 2020/2021 учебном году в Узбекистане планируется увеличить количество квот приема  в высшие учебные заведения более чем 140 тысяч.

Такое количество значится в проекте постановления Президента, опубликованного на портале  СОВАЗ.

В нем также установлены общие параметры приема по подготовке бакалавров: на очную форму обучения - 101 555 абитуриентов, на заочную -  25 863, на вечернюю - 4343. На программу магистратуры планируется принять 10 643 человека.

Отметим, что общее количество бюджетных мест в бакалавриате при поступлении составит 22 732, а в магистратуре - 5408.

Санджар Якубов.

 

Книга побуждает делать добро

На основе Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и пяти важных инициатив Президента в стране проводится комплексная работа среди населения по пропаганде культуры чтения. При этом особое внимание уделяется раскрытию духовно-интеллектуального потенциала.

Значительные изменения происходят во всех сферах. В том числе системная организация работы по повышению духовности молодежи, в рамках которой акцент делается на повышении сознательности и формировании мировоззрения. Поставлена цель воспитать гармоничную личность, живущую в духе любви и преданности Отечеству. Особое внимание в этом контексте уделяется самосовершенствованию юношей и девушек, их настрою на поиск нового и постоянное получение знаний, в чем книга - лучший помощник.

Следует отметить, что проделана большая работа по укреплению соответствующей нормативно-правовой базы. На основе современных требований проведены организационные мероприятия по привлечению широкой общественности к решению важного вопроса. За короткое время районным и городским библиотекам страны доставлены сотни тысяч экземпляров художественной литературы. Школы музыки и искусства обеспечены музыкальными инструментами, спортивные объекты - инвентарем.

Благодаря занимательной инициативе "Караван просвещения" в регионах создаются книжные фонды. Например, в Наманганской области они уже пополнились 25 тысячами томов. Также каждый год проводится конкурс "Ёш китобхон" ("Молодой книголюб"), который  позволяет юношам и девушкам продемонстрировать таланты, вдохновляет на стремление к новым знаниям, способствует росту интереса к чтению.

В среднеобразовательных школах, колледжах, лицеях и вузах часто проводятся семинары и тренинги, встречи с писателями и поэтами, что помогает в формировании у учащихся глубокого духовного мира. Вместе с тем, как не раз отмечал лидер страны, существует проблема недостатка высококачественных книг, которые отвечали бы образовательным, художественным потребностям людей. В основном книжные лавки всегда заставлены. Но там нечего выбрать. Обновления на полках с отечественными современниками редки, а их имена из-за отсутствия рекламы никому неизвестны.

Именно по этой причине создана Национальная ассоциация издателей и книжных магазинов, работающая в статусе независимой. Ее цель - решение вопросов издания и распространения литературы, а также повышение культуры чтения населения, особенно среди молодежи, выдача специальных сертификатов для книжных магазинов. Имеющие его предприниматели будут регулярно обучаться продажам и издатель­ской деятельности.

- Издательства и книготорговые организации взаимосвязаны. Однако сейчас стараются выходить из ситуации в одиночку, - говорит руководитель ассоциации Эркин Абдурахманов. -  Необходимо сделать так, чтобы каждая структура работала в своей компетенции, сформировать систему организации издания и продаж. При этом следует наладить оптовые закупки, создать компании, которые бы занимались ими. На протяжении нескольких десятков лет никто не проводит маркетинг в издательствах. У нас просто нет опыта и, соответственно, знаний о том, как работать с читателями и торговыми сетями.

Актуальной задачей становится решение наиболее важных вопросов, связанных с формированием умения наслаждаться книгой, читать в удовольствие, а тем самым приобщаться  к созидательной мысли, добрым мотивам. Сегодня сама жизнь требует поддержки и дальнейшего развития издательской деятельности в стране, реализации печатных и электронных томов на основе здоровой конкуренции. Способствуют совершенствованию сферы и продвижению лучших образцов узбеки­станской литературы распоряжение Президента  "О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры  чтения" от 12 января 2017-го и постановление главы государства "О Программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения" от 13 сентября 2017 года.  В дальнейшем росте направления должны быть заинтересованы и представители отрасли -  писатели и издатели.

- Многие выпускают книги, не изучая рынок, его потребности, - продолжает Э. Абдурахманов. - В итоге произведения остаются нереализованными, лежат на складах, так и не увидев своего читателя. Все эти нюансы, проблемы, если их правильно определить и решить,  не просто сделают отрасль успешнее, но и  позволят литераторам не заниматься лишней работой, полностью посвятить себя творчеству. При грамотном маркетинге книгопечатание может быть весьма прибыльным, а следовательно, станут высокими гонорары для авторов.

Да, положительные тенденции определенно есть. Президент уделяет большое внимание книгочтению. Это дает эффект: в последние годы заметен рост продаж. Букинистический бизнес перестает быть заведомо проигрышным. Мы должны сохранить положительную динамику осуществляемых реформ.                                                 

Дурдана Пердебаева.

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech