21 Сентябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +23,4 °C

11 Фев  2020 1066

"Правда Востока" № 30 от 11 февраля 2020 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №30 (29260) от 11 февраля 2020 года.

Постановление
Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУЖБ ГЕМАТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ  В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН, А ТАКЖЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ  И ТРУДНОИЗЛЕЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

В рамках Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан  на 2019-2025 годы проводится ряд мероприятий по оказанию населению доступной  и качественной первичной медико-санитарной, скорой медицинской и специализированной помощи.

Вместе с тем оказание медицинской помощи лицам, страдающим гематологическими, онкогематологическими и другими трудноизлечимыми заболеваниями, усиление профилактики данных заболеваний и предупреждение факторов, им способствующих, на сегодняшний день остается одной из актуальных задач охраны здоровья населения.

В целях поднятия на новый этап оказания гематологической помощи населению, дальнейшего развития системы предупреждения и раннего выявления заболеваний, внедрения в данную сферу передовых методов диагностики и развития технологий трансплантации в лечении гематологических заболеваний,  укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала служб гематологии  и трансфузиологии, а также организации  дополнительной финансовой поддержки  лечения лиц, страдающих онкогематологическими и трудноизлечимыми заболеваниями:

1. Утвердить Программу мер по развитию служб гематологии и трансфузиологии в Республике Узбекистан (далее - Программа) согласно приложению N№ 1, предусматривающую:

повышение в 7,5 раза уровня обеспеченности реагентами лабораторий медицинских учреждений для диагностики гематологических заболеваний;

повышение в 6 раз в 2020 году и поэтапно - в последующие годы уровня обеспеченности республиканских и региональных медицин­ских учреждений лекарственными средствами, необходимыми для лечения гематологических заболеваний;

проведение аутологической трансплантации стволовых клеток у лиц, страдающих  миеломной болезнью и лимфомой;

улучшение материально-технической базы службы трансфузиологии (крови), увеличение объема производства компонентов и препаратов крови, а также обеспечение их безопасности, развитие безвозмездного  донорского движения среди населения.

Принять к сведению, что, согласно Программе, на развитие службы гематологии предусмотрено выделение 546,5 млрд сумов и 70,7 млн долларов США.

2. Утвердить "Дорожную карту" по укреплению кадрового потенциала служб гематологии и трансфузиологии согласно приложению N№ 2, предусматривающую:

подготовку начиная с 2020/2021 учебного года и в последующие пять учебных лет кадров в магистратуре и клинической ординатуре по направлению специальности "Гематология и трансфузиология" на основе государственного гранта;

организацию прохождения стажировок  и повышения квалификации врачей-гематологов и лаборантов региональных медицин­ских учреждений в ведущих медицинских  учреждениях республики с сохранением  заработной платы по основному месту работы;

подготовку кадров по направлению "гематология" в зарубежных высших образовательных и научных учреждениях на этапах клинической ординатуры (резидентуры),  магистратуры и докторантуры.

3. Одобрить предложения Министерства здравоохранения и Министерства финансов Республики Узбекистан о создании:

Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра гематологии (далее - Центр) на базе Научно-исследовательского института гематологии и переливания крови;

отделения для взрослых на 20-30 мест в соответствующем медицинском учреждении города Ташкента и доведении количества койко-мест для взрослых и детей соответственно до 20-30 в гематологических отделениях за счет увеличения количества койко-мест в Бухарских, Джизакских, Навоийских, Сырдарьинских и Ташкентских областных взрослых и детских многопрофильных медицинских центрах, финансируемых за счет  Государственного бюджета Республики  Узбекистан.

4. Установить, что:

а) Центр:

является правопреемником по всем правам и обязательствам Научно-исследовательского института гематологии и переливания крови;

осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью отделений гематологии медицинских организаций Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;

б) начиная с 1 апреля 2020 года на Центр распространяется действующий порядок, связанный с ведением деятельности республиканских специализированных медицин­ских центров Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

5. Одобрить предложения Агентства по управлению государственными активами, АО "Худудгазтаъминот", Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и хокимията города Ташкента о безвозмездной передаче Центру зданий и сооружений Чиланзарского районного филиала газоснабжения АО "Худудгазтаъминот" вместе с прилегающей территорией, расположенных по адресу: город Ташкент, Чиланзарский район, квартал 5, дом 55 "а", с целью улучшения инфраструктуры Центра.

Хокимияту города Ташкента в двухмесячный срок обеспечить выделение Чиланзарскому районному филиалу газоснабжения АО  "Худудгазтаъминот" соответствующей  земельной площади.

6. Министерству здравоохранения совместно с Министерством строительства Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2020 года принять меры по разработке и проведению экспертизы в установленном порядке проектно-сметной документации по строительству нового и реконструкции действующих зданий Центра.

Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок принять меры по выделению из республиканского бюджета Республики Узбекистан средств, необходимых для разработки проектно-сметной документации Центра.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить внесение соответствующих изменений и (или) дополнений по включению в основные параметры Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2020-2022 годах проекта строительства нового и реконструкции действующих зданий Центра в установленном порядке.

8. Одобрить предложение Министерства здравоохранения, Министерства финансов и Антимонопольного комитета Республики Узбекистан о создании Фонда по содействию оздоровлению лиц, страдающих онкогематологическими и трудноизлечимыми заболеваниями (далее - Фонд) при Министерстве здравоохранения без статуса юридического лица.

9. Определить источниками формирования средств Фонда:

7 процентов суммы сбора акцизного налога на табачную продукцию, поступающей  в Государственный бюджет Республики  Узбекистан;

доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда на депозиты в коммерческих банках;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;

иные источники, не запрещенные законодательством.

10. Установить, что:

а) перечень онкогематологических и трудноизлечимых заболеваний, подлежащих  диагностике и лечению за счет средств Фонда, утверждается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

б) средства Фонда расходуются на:

закупку для соответствующих медицин­ских учреждений оборудования, лекарственных средств, медицинских изделий, лабораторных реактивов и других расходных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи лицам, страдающим онкогематологическими и трудноизлечимыми  заболеваниями;

 

привлечение в республику высококвалифицированных зарубежных специалистов для проведения высокотехнологичных сложных операций по онкогематологическим и трудноизлечимым заболеваниям;

возмещение расходов по приобретению  лицами, страдающими онкогематологическими и трудноизлечимыми заболеваниями, услуг  по оказанию высокотехнологичной диагностической и медицинской помощи в государственных и негосударственных медицинских организациях на территории республики.

11. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о Фонде.

При этом предусмотреть конкретный и прозрачный порядок расходования средств Фонда, вопросы отчетности о его доходах и расходах, обеспечения гласности и объективности.

12. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок утвердить:

структуру и устав Центра;

порядок оказания гематологической медицинской помощи по объему и видам оказываемых медицинских услуг в масштабе республики, области и района (города);

функциональные обязанности специалистов, а также стандарты оснащения кабинетов и отделений гематологии.

13. Министерству финансов Республики Узбекистан:

при формировании ежегодных параметров расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан предусмотреть средства, необходимые для реализации мероприятий, утвержденных настоящим постановлением;

обеспечить направление Фонду средств в установленном размере из Государственного бюджета Республики Узбекистан.

14. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством здравоохранения и Минис­терством иностранных дел Республики Узбекистан принять необходимые меры по привлечению льготных кредитов (займов) и грантов международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций для реализации мероприятий, предусмотренных в Программе.

15. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N№ 3.

16. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

17. Установить следующий порядок исполнения настоящего постановления:

Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. - обеспечить своевременное,  качественное и полноценное исполнение настоящего постановления, эффективно координировать деятельность министерств, ведомств и организаций, ответственных за реализацию  установленных мероприятий, ежеквартально принимать отчеты их руководителей о проведенной работе, принимать меры по своевременному устранению выявленных недостатков;

заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан - министру финансов Кучкарову Д.А. - обеспечить финансирование в полном объеме соответствующих мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, организовать контроль за эффективным использованием  выделяемых бюджетных средств;

министру здравоохранения Республики  Узбекистан Шадманову А.К. - совершенствовать меры по улучшению качества оказания населению гематологической помощи, профилактике, ранней диагностике и лечению  заболеваний, обеспечить целевое и эффективное расходование средств Фонда, еже­квартально вносить в Кабинет Министров  информацию об исполнении настоящего  постановления;

заместителю министра здравоохранения  Республики Узбекистан Низамову Б.М. - обеспечить своевременное и качественное проведение работ по строительству нового здания  и реконструкции действующих зданий Центра, укреплению материально-технической базы служб гематологии и трансфузиологии, закупке в установленные сроки в полном объеме лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники с широким привлечением в данную сферу грантовых средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций;

генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К. и исполняющему обязанности председателя Национальной телерадиокомпании  Узбекистана Хаджаеву А.Д. - организовать  статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сути и  содержания, а также практического значения настоящего постановления.

 

Президент Республики Узбекистан          Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,
10 февраля 2020 года.

 

 

Искусство  управлять водой

"В 2020 году планируется внедрить водосберегающие технологии почти на 44 тысячах гектаров, что в 4 раза больше, чем в прошлом году. На эти цели из государственного бюджета будет выделено 300 миллиардов сумов субсидий. Одновременно с этим требуется автоматизировать процессы управления объектами водного хозяйства, контроля и учета воды. Эти вопросы должны быть отражены в Концепции развития водного хозяйства".

(Из Послания Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису)

Нас всегда удивляет: как мало мы знаем об окружающем мире, родной стране, источниках ее богатства. Среди последних одно из главных мест занимают водные ресурсы. Вода… Казалось бы, что в ней особенного? А ведь именно ее наличие определяет жизнеспособность  и качество нашей жизни. И лозунги о том, что воду необходимо беречь, не просто пропагандистские штампы, а потребность человечества заботиться как о настоящем, так и будущем новых поколений. Не только сохранять воду, а эффективно управлять  ее распределением.

Об этом и многом другом рассказывает вышедший в  ноябре 2019-го "Справочник по вопросам управления водными ресурсами в Узбекистане".  Автор - Вадим Соколов, инженер-гидротехник, кандидат географических наук, а в последние несколько лет - руководитель Агентства Международного фонда спасения Арала (МФСА), имеющий множество научно-публицистических  работ и монографий, - вложил в книгу опыт четырех десятилетий работы в Среднеазиатском НИИ ирригации (САНИИРИ) и Научно-информационном центре Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии стран Центральной Азии (МКВК), а также практической деятельности в системе водного хозяйства. В беседе с корреспондентом "ПВ" автор вкратце рассказал об основных аспектах руководства по изучению и развитию ирригационной системы страны. Надеемся, читателю это будет так же интересно, как и нам.

- Вадим Ильич, для кого,  а главное - для чего появилась эта книга?

- Последние два-три года во всей стране и в частности в водном хозяйстве произошли большие перемены. Реформы в  некоторых вопросах во многом определили наблюдаемые  положительные изменения. Так, например, в 2018-м произошло разделение Министерства сельского и водного хозяйства, стало уделяться больше внимания повышению потенциала водохозяйственной отрасли, возвращению ей былой славы. Минводхоз Узбекистана был одной из мощнейших строительных организаций. К сожалению, строительная индустрия в сельском хозяйстве практически прекратила существование. Сейчас в рамках нового Министерства водного хозяйства много внимания уделяется возрождению мощностей организации, чтобы она не просто  занималась эксплуатацией уже существующей ирригационной системы, но и развивала производственно-строительную базу.

Поэтому, когда попросили подготовить настоящий справочник, я с удовольствием  согласился. Издание инициировано Германским обществом  по международному сотрудничеству (GIZ) для Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, занимающейся повышением квалификации и знаний руководящего состава различных сфер и отраслей республики. Предназначено оно для  более системного понимания проблем, связанных с водными ресурсами и их управлением. Справочник создан и для специалистов-гидротехников, работников сельского хозяйства, и для тех, кто в своей деятельности связан с управлением и  использованием воды. 

- Система водного хозяйства знакома вам не понаслышке. В справочнике много таких деталей, которые известны лишь узкому кругу специалистов...

- С 1982 года работал под руководством профессора Виктора Духовного в САНИИРИ. В рамках научно-исследовательских работ в этот период  собралось много практического материала, который и лег в основу справочника. С 1996-го работал в Научно- информационном центре, созданном в рамках МКВК для урегулирования вопросов, связанных с использованием трансграничных рек. Занимался  гидрологией региона, собирал информацию и участвовал в научно-исследовательских работах, полевых исследованиях по уточнению балансов рек и орошаемых зон. Отсюда много материалов по формированию и потерям стока в естественных условиях и под воздействием факторов хозяйственной деятельности человека. Много было посвящено изучению так называемого возвратного стока. Последние три с небольшим года приглашен в Агентство МФСА для организации  более эффективной его работы. Не прекращаю своей научной деятельности и сегодня.

Накопившиеся опыт и знания, полученные в ходе всей научно-практической деятельности, помогают более  широко и глубоко видеть проблемы, существующие в водном хозяйстве страны и региона в целом. Считаю, что многие вопросы и проблемы, связанные с окружающей средой, эффективным использованием водных ресурсов, требуют понимания общей водохозяйственной ситуации региона.

- О чем это издание?

- Первый раздел справочника  посвящен формированию водных ресурсов, их роли в природе и хозяйственных отношениях. Само это формирование распределено неравномерно.  В основном все реки берут исток в горной местности в вышерасположенных соседних странах - Кыргызстане и Таджикистане. Далее потоки устремляются в степные и пустынные районы  Узбекистана, Казахстана, Туркмени­стана, в которых и идет основное  использование воды. В вопросах неравномерного распределения и использования воды и других вопросах, отраженных в справочнике, я попытался передать накопленные за долгие годы опыт и знания.

Основная информация по водным ресурсам региона - в базе НИЦ МКВК (cawater.info).

Ранее проектными работами по сис­теме управления водными ресурсами занимался  целый ряд институтов некогда союзных республик Центральной Азии. Чтобы проектировать, необходима полная картина и информация о водных  ресурсах: где формируются, сколько их, где и в каком количестве используются. В период 1960-х - начала 1980-х проведено много полевых работ  (в которых принимал участие и я), составлены бассейновые схемы: мастер-планы формирования, использования и прогнозирования (с перспективой на 30 лет вперед), так называемые комплексные схемы использования водных ресурсов  отдельно для бассейнов главных рек  региона - Амударьи и Сырдарьи. Тогда же были сформулированы подходы оценок и расположения водных ресурсов, которые и легли в основу современной оценки их использования.

Сегодня составляется баланс наличия и фактической потребности воды. Причем наши потребности превосходят количество имеющихся ресурсов, а значит, мы уже живем в эпоху нарастающего водного дефицита. Это видно на примере исчезнувшего на глазах поколения Аральского моря... Чтобы правильно управлять водохозяйственным процессом, анализируется  баланс, необходимый для наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. На этом принципе строится современная система управления водой.

Еще на начальном этапе водного  дефицита (с 1980-х гг.) стали устанавливать лимиты или квоты на использование воды для сельского хозяйства  (основной потребитель водных ресурсов - до 90 процентов), промышленности, энергетики, питьевого водоснабжения. Существует определенная система удовлетворения потребностей со своими приоритетами, например, пить­евое и промышленное водоснабжение не лимитируется.

Учитывается и фактор цикличности при формировании водных ресурсов. Бывают мало- и многоводные годы.  В маловодные для сельхозпроизводителей подача воды жестко лимитируется. Фермеров об этом предупреждают заранее. Правда, прогнозирование - неточный процесс, тем более сегодня, когда происходят повсеместно климатические и изменения структуры  атмосферного влагопереноса. Появление новых факторов делает математические программы прогнозирования ненадежными. Гидрометеослужбы дают прогнозы с точностью до плюс-минус 15-20 процентов, что для управления водными ресурсами явно недостаточно. Во всем мире, включая и Узбекистан, для водного хозяйства достоверных методов прогнозирования еще не существует. Управленцам и сельхозпроизводителям приходится опираться на собственные практики и опыт, чтобы сохранять урожайность. И подобная ситуация настолько привычна для них, что доходит до казусов: в маловодные годы урожайность на полях страны бывает больше, чем в многоводные. То есть  ситуация с нехваткой водных ресурсов заставляет фермеров стать более дисциплинированными и затрачивать больше труда на культивацию и уход за будущим урожаем, соответственным получается и результат.

- Что означает интегрированное  управление водными ресурсами?

- Ранее такая модель называлась комплексной. Это метод управления водным балансом с точки зрения системного подхода. Как известно, вода используется в разных сферах жизнедеятельности: для питья, промышленности, сельского хозяйства. Для зон с территориальным разнообразием наличия и использования воды этот подход осуществляется по-разному: куда-то ее необходимо доставлять, а где-то ее избыток. Потому при комплексном управлении водными ресурсами делается увязка с территориальным разнообразием формирования и использования воды, с различными потребностями и игроками.

Структура управления водными  ресурсами в стране строится несколькими уровнями иерархии начиная с большой трансграничной реки (распределяет воду из этих рек непосредственно МКВК стран Центральной Азии), от которой ведутся магистральные каналы, доставляющие огромные массы воды на достаточно большие расстояния. Управление ими ведется на уровне национального министерства. От этих каналов идут вторичные каналы, распределяющие воду по областям и рай­онам. Ими управляют территориальные подразделения министерства, так называемые бассейновые управления ирригационных систем. От этих каналов идут другие отводы к фермерскому хозяйству (или Ассоциации водопотребителей), от которого ведут арыки, доставляющие воду на поля. Во избежание потерь все уровни управления и потребности воды необходимо увязывать между собой.

В справочнике есть раздел с таблицами, где приведены причины и цифры потерь продуктивности на оросительных системах и меры по их устранению на разных уровнях управления с примерной себестоимостью вложений для экономики.

Для каждого канала и системы устанавливается свой режим распределения, общий лимит для каждой территории. Затем исходя из потребностей пользователей на основе плана водопользования - территориальный  режим. За режимами поступления и расходования водных ресурсов наблюдает специальная государственная инспекция, которая согласовывает  договоры между потребителем (сельхозпроизводитель и поставщик воды). Вода потребителю поступает бесплатно, однако он платит за услуги по ее доставке непосредственно до места орошения. Оплата зависит от площади орошаемых культур, причем каждая культура имеет свою норму потребления.

Процесс открытия затворов для подачи воды происходит в присутствии представителей водохозяйственной организации, потребителя и надзорной инспекции. Как использовать  поступающую воду для полива (капельное орошение либо другой вид), решает сам потребитель.

Появилось много способов уменьшения потерь при поливах сельхозугодий: капельное орошение, дождевание, подача воды в трубах или гибких шлангах, выращивание под пленкой или полив через ряд. Об этих методах должен знать каждый фермер или руководитель сельхозпредприятия и  эффективно пользоваться ими.

- В недавнем Послании Президента Олий Мажлису отмечена необходимость автоматизации процессов  управления объектами водного хозяйства. Какова ситуация в этой сфере?

- Автоматизация водораспределения - это технические средства, позволяющие осуществлять управление  потоком воды через сооружения без непосредственного участия человека.  В бассейне Аральского моря, главным образом в бассейне реки Сырдарьи, проведено немало работ в этом  направлении за последние 20 лет.

Так, при содействии Швейцарии и Агенства USAID целый ряд крупных трансграничных гидроузлов в сфере ответственности Бассейновой водохозяйственной организации "Сырдарья" был оборудован системами автоматизации. Все это повысило качество водораспределения на гидроузле Учкурган и таких крупных каналах, как Большой Андижан­ский и Ферганский, Северный Ферганский, Хакулабад, Ахунбабаева, Араван-Акбуринский, Ходжабакирган и Южный Ферганский. Также автоматизированы каналы Пахтаабад, Южно-Голодностепский и Верхне-Чирчик­ский гидроузел. На основе этого  создана система контроля водораспределения со стороны БВО "Сырдарья".

К сожалению, в бассейне реки Амударьи такая работа пока не  осуществлялась, за исключением  Тахиаташского гидроузла в нижнем течении Амударьи.

Благодаря автоматизации обеспечена достоверность, открытость и доступность информации о водных ресурсах для заинтересованных организаций и водопользователей. Это важные аспекты, учитывая трансграничный характер наших главных рек. Поэтому в рамках МФСА и МКВК вопросы автоматизации (особенно в бассейне Амударьи) - среди приоритетных в перспективных планах и программах.

Работа в этом направлении должна быть продолжена, что поможет не только избежать технических потерь, но и сэкономит трудовые ресурсы.

- Знания, содержащиеся в справочнике, могут стать полезными непосредственно фермерам?

- Само издание не является руководством, но в нем приводятся ссылки на другие источники информации либо ценные веб-ресурсы. Скажем, на мобильное приложение "Томчи", разработанное Национальным проектом  управления водными ресурсами (при поддержке Швейцарии) и предназначенное для фермеров, сотрудников водохозяйственных организаций и других водопользователей, а также предпринимателей, которые производят и устанавливают водосберегающие технологии орошения. Им могут заинтересоваться специалисты, работающие в области ирригации и сельского хозяйства, студенты и профессорско-преподавательский состав отраслевых вузов,  широкая аудитория, имеющая отношение к вопросам управления водными ресурсами. Оно предоставляет быстрый доступ к информации о водосберегающих методах орошения, объясняет их преимущества, позволяет рассчитать примерную стоимость внедрения водосберегающих технологий; служит единой платформой для связи производителей и потребителей этих технологий, облегчает взаимодействие с пользователями. Подключиться к нему может любой желающий.  В нем есть информация о существующих технологиях водосбережения,  адреса организаций, производящих и устанавливающих такие системы. Еще одна услуга, предоставляемая "Томчи", - привязка к ближайшей метеостанции, с которой можно получить бесплатные рекомендации по режиму полива  (напоминание о времени проведения культивации) и не только. Приложение набирает популярность у фермеров. Но наша задача - сделать его повседневным помощником и инструментом сельхозпроизводителя.

В справочнике также приводятся ссылки на необходимые для работы источники: веб-сайты, руководящие документы.

- Насколько интересна эта информация для специалистов?

- Глядя на стремительность происходящих в стране изменений, появляются опасения, что через несколько лет справочник может морально устареть. Фундаментальные знания из него никуда не денутся, но появятся новые инструменты, правительственные  постановления, законы.

Сегодня в Узбекистане все водное хозяйство базируется на Законе  "О воде и водопользовании" 1993 года, в котором заложены базовые принципы еще того времени. Надеемся,  нынешний состав парламента страны рассмотрит новый закон или кодекс о воде, в котором будут учтены современные принципы интегрирования, детализации с учетом продуктивности воды для каждого региона, инструменты, будет привязка к сегодняшним реа­лиям, а также более четко обозначена ответственность каждого, механизм взаимоувязки, увеличена роль общественности в деле контроля за использованием воды. Необходимы и механизмы стимулирования людей за более разумное и эффективное ее использование.

Чтобы сохранить то великолепие природного баланса, которое сложилось в нашем регионе и дало жизнь многим цивилизациям с древнейших времен, мы должны прежде всего  измениться сами. Открывая кран в доме, представлять, сколько труда  затрачено для доставки до твоего дома чистой питьевой воды, и относиться к ней бережно.

Беседовал
Александр Зотов
"Правда Востока"

 

Основа промышленной политики - прозрачная конкурентная среда

В нашей стране ведение промышленной политики, направленной  на производство экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, создание высокой добавленной стоимости - одна из приоритетных задач. Как отметил глава государства, эффективное использование имеющегося сырья, углубление уровня локализации и расширение  ее масштабов должны стать основой промышленной политики.

Этого можно достичь путем выработки новой и эффективной системы, создания прозрачной конкурентной среды. Важной правовой поддержкой достижения такой цели стало постановление  Президента "О мерах по дальнейшему развитию промышленной кооперации и расширению производства востребованной продукции" от 1 мая прошлого года. В документе проанализирована работа, проводимая в стране по освоению новых видов готовой продукции, комплектующих изделий,  сырья и материалов, рекомендовано производство около ста их видов.  

Это не означает, что в центре внимания будут только вошедшие в перечень  виды продукции. Этот перечень станет обновляться исходя из  требований нынешнего времени. Главное, при  освоении рекомендуемой продукции участвовали не только избранные производители. Созданы возможности для задействования в нем любых субъектов предпринимательства или совместных предприятий.

В экономике все сферы взаимосвязаны. Например, без формирования современной электронной инфраструктуры и интеграции сфер невозможно развитие цифровой экономики. Современные цифровые и информационные технологии способствуют совершенствованию промышленной кооперации и расширению производства востребованной продукции.

В последние годы в большинстве государственных ведомств (Государственная налоговая инспекция, Таможенный комитет, Госкомстат и т.д.) создана электронная база данных о продукции, сертификации качества, направлениях деятельности производителей. Все это помогло созданию при Министерстве экономики и промышленности электронного кооперационного портала  на основании постановления  Президента "О дальнейшем повышении ответственности органов государственного и хозяйственного управления и органов исполнительной власти на местах за внедрение новой системы локализации производства и ускорение кооперационных связей в отраслях промышленности" от  24 августа 2019 года. Какие возможности создал портал, начавший деятельность в прошлом году?

- Потребители могут купить производимую на предприятиях страны готовую продукцию, комплектующие изделия, сырье и материалы непосредственно с нашей помощью без тендеров, - отмечает руководитель электронного портала Фаррух  Хужамкулов. - Местные производители могут разместить сведения о своей продукции бесплатно. На портале оперативно составляются хозяйственные договоры в онлайн-режиме. За время работы их количество достигло 29 000. Портал имеет около 28 000 пользователей. 

Конечно, в процессе электронной торговли важны качество продукции, ее своевременная доставка, гарантия оплаты.  

- Во-первых, если продукция производителя не сертифицирована, то портал не принимает ее, - говорит Ф. Хужамкулов. - При нарушении сроков договора уплачивается неустойка. Таких случаев, правда, не было, потому что производители сами заинтересованы в своевременном выполнении заказа. Как только на портал поступит информация о доставке продукции потребителю, обговоренная сумма из его банка перечисляется на расчетный счет производителя. Что касается гарантии оплаты: пока в банк портала не перечислится необходимая сумма за товар, электронная система не допустит его доставки. Поэтому потребители доверяют электронному кооперационному порталу, и он всегда востребован. На сегодня им охвачено 32 процента продукции промышленных предприятий.

В онлайн-режиме можно получить и информацию о видах  производимой в стране промышленной продукции, ее технических характеристиках, качественных показателях, объеме на рынке, а также сведения об экспортируемой и импортной продукции. На портале регулярно обновляют перечень востребованных и рекомендуемых к локализации товаров. Это своего рода бизнес-план для предпринимателей.

Можно привести много примеров относительно исполнения постановления главы государства по развитию промышленной кооперации и расширению локализации. В частности, для внедрения системы поддержки производства востребованной продукции на неиспользуемой территории АО "Ташкентский механический завод" в качестве эксперимента организован технопарк.

В регионах эффективно применяется система гарантирования и частичного покрытия кредитных ставок Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности при Кабинете Министров. Вместе с тем сроки внесения таможенных  платежей субъектов предпринимательства продлены до 120 дней, также оказывается содействие в вопросах сертификации и стандартизации.

Важность предстоящих задач

К слову, объем производства локализованной продукции в 2020-2021 годах повысится минимум на 20 процентов, что достигается производством ранее импортировавшихся товаров. Путем глубокой переработки полимеров, кожи, шерсти, шелка, меди и другого первичного сырья создана цепочка добавленной стоимости.

- В 2019 году масштабы осуществляемых работ  на основе программы локализации свидетельствуют о соз­дании крепкого фундамента в этой сфере, - говорит начальник управления Министерства экономики и промышленности Фазлиддин Рузиев. -  В рамках 839 проектов произведена конкурентоспособная на внешнем и внутреннем рынках продукция на 21,8 трлн сумов. Импортозамещение составило 2,4 млрд долларов. В этом году планируется улучшение показателей роста на 122,5 процента. В ведущих направлениях промышленности будут реализованы 1397 проектов, из них 837 - по локализации. Импортозамещение составит  2,8 млрд долларов.

15 января 2020 года на видеоселекторном совещании под председательством Президента обсужден вопрос производства конкуренто­способной продукции и определены задачи модернизации программы локализации. Как отметил глава государства, при осуществлении проектов надо обратить внимание на конкурентоспособность товаров, их экономическую эффективность, снижение себестоимости. 

На проведенном 7 января 2020-го совещании, посвященном приоритетным задачам по дальнейшему ускорению реформ в сфере строительства, в частности, перед Министерством развития информационных технологий и коммуникаций поставлена задача внедрения альтернативных, безопасных и несложных методов подтверждения личности для видов услуг, где требуется электронная подпись.

Если представить экономику в виде огромного дерева, то локализация производства, ускорение кооперационных отношений в сфере промышленности - его корни. Чем глубже корни, тем сильнее дерево. Аналогично - развитие этих направлений укрепляет мощь нового Узбекистана. 

Абдурауф Коржовов.

 

Тяжелая атлетика:  без раскачки - сразу  на пьедестал

В первый же день квалификационного турнира "Международное сотрудничество" по тяжелой атлетике сборная Узбекистана вписала в свой актив три награды. Считавшаяся фавориткой в весовой категории до 55 килограммов Муаттар Набиева трижды поднялась на вторую ступеньку пьедестала почета.

Среди штангистов сразу можно определить, кто претендует на медали. Достаточно взглянуть на заявки на первый подход к тяжелоатлетическому снаряду. Адижет Оларинойс из Нигерии, наша соотечественница Муаттар Набиева и представительница Туркменистана Кристина Шерметова вышли на помост тогда, когда с десяток их конкуренток уже завершили состязания.  И стало понятно, что именно эта тройка  разыграет между  собой медали в рывке, толчке и сумме двоеборья.

Первенствовала по всем показателям нигерий­ская штангистка, опередив Муаттар лишь на два килограмма. По меркам тяжелой атлетики - мизерное преимущество. 

Набиева на тысячу граммов уступила в рывке, подняв 89 килограммов, и столько же - в толчке (111 кг). Что примечательно, у нее сразу на пять килограммов была выше сумма в двоеборье, чем у К. Шерметовой (195 кг).

До соревнований "Международное сотрудничество" Муаттар занимала шестое место в мировом рейтинге. После завоеванных трех серебряных медалей она теперь в числе трех сильнейших атлетов планеты. Заметим, лидер в этой весовой категории - китаянка Фен Дэнь - не выступала.

Вышли на ташкентский помост еще два наших тяжелоатлета. По три подхода в рывке и толчке выполнил четко семнадцатилетний Огабек Нафасов. Однако далеко за чертой призеров оказался талантливый атлет среди взрослых.

- У этого парня большое будущее, - подчерк­нула исполняющая обязанности председателя Международной федерации Урсула Гарза Папандреа. - Огабек техничен. Это выделяет в общем всех ваших штангистов, видна узбек­ская школа тяжелой атлетики.

Отметила глава федерации и выступление миниатюрной Озоды Хожиевой, которая в самой легкой весовой категории заняла четвертое место. "Пока ей не хватает лишь опыта выступления на крупных турнирах".

Особо подчеркнула Урсула Гарза Папандреа то, что хозяева соревнований отлично подготовились к встрече атлетов более чем из 60 государств Азии, Африки и Европы. Красочным и праздничным получилось торжественное открытие турнира. Созданы условия, чтобы участники продемонстрировали лучшие качества. На высшем уровне работают все службы - транспортная, гостиничная, судейская коллегии.

Тренерский штаб сборной Узбекистана надеется, что весомые зачетные олимпийские баллы запишут в свою копилку еще и Ахмаджон Эргашев, находящийся на четвертой позиции в мировой табели о рангах, Достон Ёкубов (12), а также тяжеловес Акбар Джураев (2). Достойную конкуренцию ведущим тяжелоатлетам окажет Мухаммадкадыр Таштемиров (19).  В отдельных видах упражнений могут претендовать на призы также Кумушхон Файзуллаева и Долера Давронова, ряд молодых дарований.

Напомним, что после выступлений взрослых на помост выйдут юношеские и молодежные сборные, члены которых станут оспаривать награды первенств Азии. Пройдет смотр будущего континентальной тяжелой атлетики. Праздник продлится до 19 февраля.

 

Дзюдо: взлеты и падения

Одно из самых значимых состязаний завершилось в Париже - турнир серии "Большого шлема". В столицу Франции съехались 740 дзюдоистов из 121 страны. Сразу пятнадцать узбекистанцев  под руководством специалиста из Греции Илиаса Илиадиса оспаривали не только медали, но и олимпийские рейтинговые баллы.

Каскад сенсаций преподнес на татами в "Аккорхотелс арене", вмещающей 20 тысяч зрителей, каракалпакский мастер Шарофиддин Болтабаев в полутяжелой весовой категории. На пути к финалу победил сильнейшего дзюдоиста, возглавлявшего мировой рейтинг, - Саги Муки (Израиль). Не устоял перед нашим соотечественником и не менее титулованный японец Сотаро Фудзивара. Видимо, слишком много сил отдано было в предварительных схватках, поэтому в решающем поединке уступил. Лишь шидо (минимальный перевес) позволил чемпиону мира среди молодежи Маттиасу Кассе из Бельгии стать первым. Серебряная медаль "Большого шлема" - большое достижение  для Болтабаева. Записал в свою копилку  Шарофиддин 700 олимпийских баллов и вошел в топ-10 сильнейших атлетов мира.

"Бронза" вручена Хикматуллоху Тураеву  (73 кг), который на предварительном этапе заставил капитулировать чемпиона Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро (Бразилия) Фабио Базиле (Италия). Теперь у нашего земляка 3370 очков, и он явный претендент на поездку в Токио-2020.

Мог стать призером и Камолиддин Расулов. Немного не повезло. Занял пятое место и записал на свой счет 360 баллов. Он тоже близок к тому, чтобы принять участие в Олимпиаде.

Увы, остальные члены сборной не смогли пополнить багаж очков. Ниже своих возможностей выступили Шарофиддин Лутфуллаев, Диёрбек Уразбаев, Давлат Бабанов, Мухаммадкадыр Хуррамов, Бекмурад Олтибаев. Но они еще находятся в зачетном списке олимпийцев. Заметно снизились шансы побывать в Стране восходящего солнца у Диёры Кельдиёровой и Гульнозы Матниязовой.

 

Художественная гимнастика: себя показали, других увидели

Приглашение российского тренера Екатерины Пирожковой в сборную уже сказывается положительно на подготовке наших девушек к важным соревнованиям перед Всемирным форумом четырехлетия в Японии. Первый значимый результат - выступления узбекистанок в Москве  на международном турнире серии Гран-при. Завоеваны три бронзовые медали.

В групповых упражнениях отличились Нилуфар Шомурадова, Динара Равшанбекова, Камола Ирназарова, Ксения Александрова и Севара Сафаева. Новую сложную композицию они продемонстрировали с пятью мячами. Жюри довольно высоко оценило мастерство наших соотечественниц и в упражнениях с тремя обручами и двумя булавами. В этих двух видах программы группа из Узбекистана завоевала бронзовые награды среди конкурентов из сорока стран.

В одиночном разряде ставка делалась на Екатерину Фетисову. Но вписала свое имя в число призеров другая "художница" - Сабина Ташкенбаева, имеющая большой опыт в многоборье. Поднялась на третью ступеньку пьедестала почета в турнире на призы прославленной гимнастки Алины Кабаевой, начинавшей путь в большой спорт именно в Ташкенте.

 

Хоккей: "Без "Хумо"  плей-офф, как без  риса плов"

 Вот такой знаковый и рифмованный плакат в руках болельщиков заметили  на матче ташкентского клуба в рамках чемпионата высшей хоккейной лиги - Кубка Шелкового пути с "Динамо" из Твери.

 Фанаты знали, что написали. От этой игры зависело, сможет ли "Хумо" досрочно пробиться в стадию плей-офф. От дебютанта ждали чуда, и оно свершилось.

 Никакого преувеличения. Соперник грозный, немало повидавший. К 13-й минуте наши парни уступали - 0:2. При такой вязкой встрече, когда соперники больше жестко боролись в партере, нежели демонстрировали скорости на ледовой площадке, перевес был значительный. Но при неистовой поддержке болельщиков "Хумо", что называется, "раскаталось", вышло из клинча "Динамо". Ко второму перерыву счет сравнялся. Однако клуб из Твери вновь вышел вперед - 3:2. Еще жарче стало на "Хумо арене". Игра в догонялки продолжилась. Истинно капитанские качества в трудные минуты проявил лидер ташкентцев - Александр Щербина. Вел за собой товарищей по принципу "Делай как я". На его счету две шайбы. Отменно сыграли и другие нападающие - Павел Задунов, Семен Валуйский, Артем Воронин, а решающий гол забил защитник Алексей Пепеляев. Итог - 5:4. Волевая победа под бурные овации более шести тысяч зрителей.

Отметили они выигрыш и тем, что на площадку сбросили свыше восьмисот мягких игрушек. Настоящий "мишкопад". Так было задумано организаторами матча со статусом "благотворительный". И игрушки, и вырученные средства от билетов поступили в Фонд "Эзгу Амал", который оказывает помощь больным детям. Кстати, хоккеисты Александр Щербина и Антон Богацкий побывали в НИИ гематологии и переливания крови. Там приняли участие в передаче детям подарков и сувениров от имени "Хумо".

Хотя ташкентцам предстоит провести еще три встречи на выезде с российскими дружинами, но независимо от их результатов столичный клуб прочно застолбил за собой седьмое место в первой конференции высшей хоккейной лиги и получил право сыграть в следующем этапе чемпионата. Пока неизвестно, кто станет соперником. На этой стадии предстоит сыграть максимум семь матчей - необходимо одержать четыре победы, чтобы продолжить борьбу за награды в розыгрыше Кубка Шелкового пути.

 

Футбол: "Пахтакор"  начинает и выигрывает

Стартовал групповой этап Лиги чемпионов Азии. На самом престижном континентальном клубном турнире нашу страну представляет только "Пахтакор". Напомним, что не смогли продолжить выступления "Локомотив" и "Бунёдкор". Выбыли на предварительном отборочном этапе.

По жребию конкурентами пахтакоровцев в группе "В" являются дружины "Аль-Хиляль"  (Саудовская Аравия), "Шабаб Аль-Ахли" (Объединенные Арабские Эмираты), а также "Шахр Ходро" (Иран), уверенно сыгравшая в отборочном раунде.

Первый поединок - с "Шабаб Аль-Ахли" из Дубая. В мировом рейтинге по версии IFFHS занимает 110-е место и седьмое - в Азии. В Лиге чемпионов - с 2005 года. Самое значимое достижение - финал в 2015-м. Множество титулов в отечественном чемпионате. Достаточно сказать, что семь раз команда поднималась на высшую ступеньку пьедестала почета. В коллекции девять кубков ОАЭ и ряд других почетных призов. В текущем чемпионате занимает первое место после пятнадцати туров: одиннадцать побед, три ничьи, одно поражение. Отличная разница забитых и пропущенных мячей - 32:7. Агрессивное нападение и прочная оборона. Главный тренер - аргентинский специалист Родольфо Мартин Арруабаррена.  В составе такие легионеры, как Педро Конде (Испания), Давиде Мариани (Швейцария), уроженец Бразилии Энрике Луваннор (Молдова), Федерико Картабья (Аргентина). В этом сезоне приглашен и наш земляк Азиз Ганиев, член молодежной сборной Узбекистана.

По утверждению главного тренера "Пахтакора" Шоты Арвеладзе, его подопечные находятся в хорошей спортивной форме после ряда учебно-тренировочных сборов у себя дома и за рубежом. Главное, ему удалось сохранить чемпионский состав. Как говорится, ребята готовы без дрожи в коленях сыграть против столь сильного противника.

...В первом тайме гости лишь однажды пробили в створ ворот Эльдора Суюнова. Наш голкипер вообще оказался "безработным". Преимущество пахтакоровцев  было тотальным.  И выгодных моментов предостаточно.  Но лишь самый активный полузащитник Машарипов воспользовался голевой ситуацией - ошибкой вратаря "Шабаб Аль-Ахли"  Маджида Носыра и отправил мяч ему за шиворот метров с 25.

И дальше "Пахтакор" владел инициативой, действовал в основном  на половине поля  соперника. Навязывал свой стиль, контролировал подолгу мяч, но без угрозы для взятия ворот.

И во втором тайме хозяева поля играли по счету.  Большую часть времени земляки  проводили в центре, не позволяя при этом приближаться к своей штрафной площадке. Классическая схема игры команды, ведущей в счете. Однако,   кажется, не учли подопечные Шоты Арвеладзе коварство зеленого газона во время  дождя. Мяч то и дело менял траекторию в возникших лужах.  В середине второго тайма из-за этого арабская команда получила возможность подать угловой. После этого стандартного положения испанский легионер Конде сравнял счет - 1:1.

Признаюсь, только написал в блокноте, что никак себя не проявлял бомбардир минувшего сезона Черан, как он тут же вывел "Пахтакор" вперед.  Оказался в нужном месте.  Воспользовался отличной передачей с фланга Хамдамова, который буквально "утюжил" правый фланг атаки. Взятие ворот произошло на 70-й минуте. 

Оставшееся время наши ребята в основном защищались.  Порой просто отбойно выбивали  мяч куда попало. Помогли обороняться и сами гости. Играли довольно прямолинейно. Удержали победный счет в поединке,  который могли  выиграть с крупным результатом.

Следующий матч "Пахтакор" вновь проведет на своем стадионе. Встретится 17 февраля с иранским клубом  "Шахр Ходро", считающимся темной лошадкой в подгруппе. 

 

Совместные проекты расширяются

Министр энергетики Алишер Султанов провел переговоры с делегацией Саудовской Аравии, которую возглавлял председатель правления компании "Acwa Power" Мухаммад А. Абунаян.

Обсужден ход совместных проектов и перспективы дальнейшего сотрудничества. Министерством энергетики совместно с "Acwa Power" реализуется проект по строительству в Сырдарьинской области двух парогазовых установок (ПГУ) общей мощностью 1250 МВт. Между сторонами заключено соглашение об основных условиях реализации проекта, подписанное в рамках Энергетического инвестиционного форума, состоявшегося 20-21 сентября 2019 года в Ташкенте.

Проект реализуется в соответствии с поручением Президента Республики Узбекистан о строительстве рядом с Сырдарьинской ТЭС двух теплоэлектростанций, каждая с двумя парогазовыми установками мощностью 650-700 МВт (итого четыре ПГУ).

В его рамках компания "Acwa Power" обеспечит проектирование, поставку и строительство двух ПГУ за счет прямых иностранных инвестиций на сумму миллиард долларов.

При этом инвестором используются последние модели парогазовых установок с КПД более 60 процентов и выработкой порядка 10 млрд кВт/ч в год.

Для размещения парогазовых установок Министерством энергетики совместно с хокимиятом Сырдарьинской области и Международной финансовой корпорацией определены площадки в Баявутском районе и городе Ширин.

Также на стадии завершения находятся проекты инвестиционного и Соглашения о закупе электроэнергии, проработанные совместно с министерствами и ведомствами.

Наряду с этим идет подготовка к подписанию с "Acwa Power" соглашения по строительству ветровой электростанции мощностью 500 МВт в Навоийской области на условиях ГЧП (срок ввода в эксплуатацию намечен на 2022 год).

Стороны также договорились заключить меморандум о взаимопонимании по совместной подготовке кадров на базе техникума в городе Ширин Сырдарьинской области, сообщает пресс-служба Министерства энергетики.

 

Автобусный маршрут до Омска

Запускается регулярное автобусное сообщение  Ташкент - Омск.

Для создания дополнительных удобств пассажирам, путешествующим в Российскую Федерацию, новое сообщение откроется 15 февраля.

Рейсы запланированы на вторник и субботу. Расстояние между городами в 2200 километров автобусы проедут за 32 часа.

Первый автобусный рейс стартует в 18.00 15 февраля с ташкентского автовокзала. Цена билета - 450 000 сумов.

"Uzautotrans Service" предоставляет для маршрута современные автобусы. Пассажирские перевозки застрахованы, сообщает пресс-служба Министерства транспорта.

 

Сервис на ЕПИГУ

Лицензию на осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом теперь можно получить онлайн.

На Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) запущено онлайн-получение лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, сообщает пресс-служба Национального агентства проектного управления при Президенте Узбекистана.

Желающему достаточно подать заявку на получение лицензии и дождаться одобрения. За оказание услуги взимается сбор в размере одной базовой расчетной величины (223 тысячи сумов). За выдачу лицензионной карточки - государственная пошлина, размер которой зависит от вместимости автомобиля.

Уведомление о принятии решения вручается в письменной или электронной форме в течение одного рабочего дня. Лицензия выдается без ограничения срока действия.

 

АИ-92: теперь  и в Ферганской долине

Акционерным обществом "Узбекнефтегаз" организована продажа потребителям импортного бензина марки АИ-92 в сети автозаправочных станций под национальным брендом "UNG".

Теперь бензин высокого качества доступен также и в Ферганской долине. Десять автозаправочных станций предприятия в регионе начали реализацию этой импорт­ной продукции.

Отмечается, что в сети автозаправочных станций "UNG Petro" АИ-92 реализуется на 14-15 процентов дешевле, чем другими компаниями-импортерами.  А вскоре будет организована продажа по Ферганской долине и дизельного топлива, отвечающего европейским стандартам. Реализовывать его станут через сеть автозаправочных станций.

Также ведется работа по налаживанию продажи нефтепродуктов высокого качества через сеть автозаправочных станций в таких городах, как Джизак, Самарканд, Сырдарья и других.

 

IT-Park обрастает филиалами

В начале января стало известно, что в Ташкенте будет создан квартал IT-Park. И вот уже из Сырдарьинской области приходят известия о намерении открыть его филиал в Гулистане.

На встрече директоров IT-Park Фархода Ибрагимова и IT-Centers при IT-Park Нодира Алибекова с заместителями хокима Сырдарьинской области обсуждалась концепция будущего филиала IT-Park, который разместится в Гулистане на улице Самаркандской.

Площадь объекта составит 1800 квадратных метров. Его строительство позволит создать более 120 рабочих мест. В двухэтажном здании будут коворкинг-зона, конференц-зал, ивент-зона, лаборатория, медиастудия, лекционные комнаты, аудитории для киберспорта и робототехники, IT-центр и многое другое.

Санджар Якубов.

 

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech