25 Ноябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -1,1 °C

5 Ноя  2019 1262

"Правда Востока" № 223 от 5 ноября 2019 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №223 (29186) от 5 ноября 2019 года

Постановление Президента Республики Узбекистан
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах одной из ключевых задач  совершенствования системы государственного и общественного строительства определено  коренное повышение качества законотворческой деятельности, направленное на усиление влияния принимаемых законодательных актов на процесс реализации общественно-политических, социально-экономических и судебно-правовых реформ.

В стране в связи с активной реализацией правовых реформ увеличились количество и масштаб принимаемых нормативно-правовых актов по развитию государства и общества.

Вместе с тем проведенный анализ показал недостаточную организацию деятельности по анализу и оценке эффективности применения законодательства, неполноценное налаживание действенного организационно-правового механизма мониторинга их результативности.

В целях дальнейшего повышения эффективности исполнения нормативно-правовых актов, предупреждения возникновения, своевременного выявления и устранения норм, приводящих к неправильной либо противоречивой правоприменительной практике:

1. Принять к сведению, что в соответствии со статьей 42 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" мониторинг  исполнения нормативно-правовых актов осуществляется государственными органами и иными организациями.

2. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан о внедрении системы осуществления правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов (далее - правовой мониторинг).

Определить основными задачами правового мониторинга:

внедрение единой практики исполнения нормативно-правовых актов;

изучение соответствия правоприменительной практики целям принятия нормативно-правовых актов;

обеспечение полноценности правового регулирования общественных отношений;

обеспечение соответствия нормативно-правовых актов законам и международным обязательствам Республики Узбекистан;

выявление и устранение в нормативно-правовых актах противоречий, разногласий, коррупциогенных факторов, а также дублирующих друг друга и коллизионных норм;

создание единой системы понятий и терминов в нормативно-правовых актах.

3. Установить, что:

полноценное исполнение нормативно-правовых актов является приоритетной задачей органов государственного управления;

эффективность исполнения нормативно-правовых актов определяется путем осуществления правового мониторинга их применения на практике;

правовой мониторинг осуществляется органами государственного управления по нормативно-правовым актам, являющимся предметом регулирования в пределах их компетенции;

правовой мониторинг осуществляется в соответствии с планом осуществления мониторинга, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан (далее - план мониторинга);

при необходимости осуществления дополнительного правового мониторинга на основе поручений Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров правовой мониторинг осуществляется органами государственного управления без внесения дополнений в план мониторинга;

Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе выборочно отбирать и осуществлять повторный правовой мониторинг нормативно-правовых актов, в отношении которых органами государственного управления был осуществлен правовой мониторинг;

при осуществлении правового мониторинга органы государственного управления вправе привлекать адвокатов, специалистов научно-образовательных учреждений, представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, а также граждан на договорной основе. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств внебюджетных фондов, утверждаемых в порядке, установленном законодательством.

4. Определить Министерство юстиции Республики Узбекистан специальным уполномоченным органом по координации деятельности органов государственного управления в сфере осуществления правового мониторинга.

5. Предоставить Министерству юстиции Республики Узбекистан право:

участия в правовом мониторинге, проводимом органами государственного управления;

внесения обязательных для исполнения представлений по устранению правонарушений при осуществлении правового мониторинга в отношении органов государственного управления в случаях несвоевременного предоставления либо предоставления ими неправильной, недостоверной или неполной информации по итогам правового мониторинга.

6. Органам государственного управления обеспечить:

а) ежегодно в срок до 1 февраля:

формирование перечня нормативно-правовых актов, подлежащих правовому мониторингу, и представление его в Министерство юстиции Республики Узбекистан за подписью первого руководителя;

представление в Министерство юстиции Республики Узбекистан отчета о результатах правового мониторинга предыдущего года согласно плану мониторинга;

б) ежеквартальное внесение предложений в Министерство юстиции Республики Узбекистан по внесению изменений и дополнений в аналитическую информацию и нормативно-правовые акты в случаях выявления в них недостатков согласно плану мониторинга.

7. Министерству юстиции Республики Узбекистан ежегодно в срок до 20 февраля:

а) разрабатывать и вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект плана осуществления мониторинга на основе предложений органов государственного управления;

б) вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет о результатах правового мониторинга предыдущего года, осуществленного органами государственного управления, предусматривающий:

результаты исполнения плана мониторинга:

необходимость принятия нормативно-правовых актов, внесения в них изменений и дополнений либо их отмены;

предложения по совершенствованию правоприменительной практики, усилению мер по устранению пробелов и противоречий, а также норм, способствующих коррупционным проявлениям в законодательстве;

органы государственного управления, ответственные за разработку проектов нормативно-правовых актов и реализацию мер по повышению эффективности правоприменительной практики и противодействия коррупции.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан ежегодно в срок до 20 марта утверждать план мониторинга и отчеты о результатах правового мониторинга с проведением обсуждений на заседаниях президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан.

9. Утвердить Положение о порядке осуществления правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов согласно приложению N№ 1.

10. Установить, что:

руководители органов государственного управления несут персональную ответственность за качественное и своевременное осуществление правового мониторинга, тщательную разработку предложений по плану мониторинга, а также внесение в установленные сроки информации о состоянии осуществления правового мониторинга;

процессы, связанные с осуществлением правового мониторинга, в том числе организационные мероприятия, предусмотренные в пунктах 6-7 настоящего постановления, проводятся на специальной электронной площадке, создаваемой в Единой электронной сис­теме разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.

11. Министерству юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок в Единой электронной системе разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов принять меры по:

обеспечению оперативного электронного документооборота между участниками правового мониторинга;

формированию плана мониторинга;

внедрению специальной электронной площадки, предоставляющей возможность размещения материалов, подготовленных по результатам осуществленного правового мониторинга.

Министерству юстиции Республики Узбекистан регулярно координировать правильное управление специальной электронной площадкой, а также анализировать материалы, размещенные по итогам правового мониторинга.

12. Внести дополнения в Положение о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года N№ ПП-3666, согласно приложению N№ 2.

13. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Президент
Республики Узбекистан                      Ш.МИРЗИЁЕВ
город Ташкент,
2 ноября 2019 года.

 

 

Импульс реализации многосторонних инициатив

Столица Узбекистана стала площадкой для обсуждения перспективных вопросов на уровне премьер-министров - состоялось заседание Совета глав правительств (СГП) государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.  За ходом мероприятия на международном уровне была возможность  наблюдать у отечественных и зарубежных представителей СМИ.

В мероприятии также приняли участие главы правительств стран-наблюдателей при организации - Афганистана, Беларуси,  Монголии и Ирана, а также руководители ряда партнерских международных организаций, Межбанковского объединения и  Делового совета ШОС. В повестке заседания - вопросы укрепления и развития взаимодействия в торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной сферах. Без внимания не остались и перспективы углубления сотрудничества по комплексу взаимовыгодных направлений.

Характер диалога на международном уровне вполне можно назвать открытым. Стороны обменивались точками зрения относительно тех или иных задач развития, при этом акценты каждый из участников расставлял с учетом улучшения делового климата, благоприятных условий для развития транспортной, энергетической, промышленной, финансовой, сельскохозяйственной, таможенной, телекоммуникационной и других областей как на примере конкретного государства, так и всего пространства организации.

Одним из ключевых моментов истории развития ШОС было вступление Индии и Пакистана. Привели следующие данные: в прошлом году объем ВВП всех стран Шанхайской организации сотрудничества достиг 18,4 триллиона долларов, а это 22,5 процента от общего мирового показателя. Расширяющийся масштаб партнерства требует глобального и даже стратегического планирования. Все это нашло отражение в комплексе принятых документов, которые охватили как средне-, так и долгосрочную перспективу.

Есть о чем говорить  и что обсуждать

Заседание прошло под председательством Премьер-министра Республики Узбекистан Абдуллы Арипова. Он подчеркнул, что современные процессы глобализации сопряжены, с одной стороны, с возникновением новых вызовов и угроз, а с другой - созданием стратегических возможностей для обеспечения развития. Сохраняющаяся турбулентность в глобальной экономике диктует необходимость активного взаимодействия в реализации совместных инвестиционных, инфраструктурных, транспортных, агропромышленных и иных проектах.

Прозвучало предложение на ежегодной основе проводить экономический форум ШОС, направленный на активизацию контактов деловых кругов. Премьер-министр нашей страны приветствовал инициативу россий­ской стороны о разработке проекта Концепции сотрудничества государств-членов ШОС по развитию удаленных и сельских территорий в цифровую эпоху и Плана действий по ее практической реализации.

Отмечено, что значительным является потенциал взаимодействия в туристической сфере, которая стала одним из системных драйверов экономического развития и культурного сближения народов. Глава правительства Узбекистана предложил для обмена опытом и передовыми практиками в области туриндустрии использовать площадку Международного университета туризма "Шелковый путь" в Самарканде. Также отметил о возможностях Центра народной дипломатии ШОС в Ташкенте.

"Узбекистан выступает за активизацию сотрудничества по противостоянию вызовам климатических изменений. Для совместного поиска решений проблем экологии и дефицита водных ресурсов предлагаем разработать и принять Программу "зеленого" пояса ШОС. Учитывая глобальный масштаб и последствия Аральского кризиса, призываем партнеров поддержать предложение Узбекистана об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.

Совместными усилиями мы сможем обеспечить практическое выполнение договоренностей по дальнейшему укреплению многопланового сотрудничества, обеспечению устойчивого развития стран ШОС, благосостояния и процветания наших народов", - подчеркнул глава правительства Узбекистана.

О мире во всем мире  и не только

 "Мы должны продвигать развитие ШОС, чтобы оно отвечало интересам регионов и мира", - отметил Премьер Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Кэцян. В числе озвученных им инициатив - создание надежного заслона для обеспечения мира и безопасности. Наряду с сохранением стабильности он отметил необходимость реализации благоприятных условий для развития всех стран в рамках организации. Также подчеркнул важность совершенствования механизмов многосторонней торговли в рамках ВТО. Отметил, что в реализации перспективных проектов большую роль играет воплощение в жизнь инициативы "Один пояс, один путь".  О транспорт­ных артериях - более детально. Их создание обусловлено развитием экономик государств ШОС, а также перспективами дальнейшего роста в этом направлении. Говоря о социальном секторе, глава делегации высказал готовность страны в организации комплекса мероприятий по повышению знаний и навыков, а также программ здоровья.

Кыргызстан по линии ШОС в 2018-2019 годах провел ряд важных мероприятий - всего более 40. В мае в Бишкеке прошел бизнес-форум с участием ведущих представителей бизнес-сообщества. В рамках ШОС, отметил Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев, придают особое значение духовному и культурному обогащению. "В погоне за экономическими показателями мы не должны забывать о том, что человеческие ценности, культура и искусство, спорт - самые важные факторы развития наших народов. История наших стран и народов имеет общие корни, яркий пример - Великий шелковый путь", -сказал глава правительства КР.

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил, что товарооборот между странами ШОС растет. Для того, чтобы закрепить эту тенденцию, нарастить экономическое взаимодействие, создана обновленная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Особый акцент - на "цифру", инновационные технологии, экологические проблемы. На саммите в Бишкеке в июне принят план мероприятий по реализации концепции в области охраны окружающей среды. Остановился и на проблемах доступности услуг инфраструктуры для жителей удаленных и сельских районов, подчеркнуто, что РФ внесла предложение о подготовке концепции плана реализации этой инициативы.

- На долю государств - членов ШОС приходится более пятой части мировой добычи нефти. С другой стороны - полагаться только на сырьевой источник нельзя, есть и другие технологии, которые мы должны реализовывать, включая ВИЭ, и, конечно, заниматься энергоэффективностью. Развитие этого невозможно без транспортной инфраструктуры. В рамках проекта международного транспортного коридора отЕвропы до Западного Китая мы приняли решение о финансировании строительства новой платной автомагистрали Москва - Казань. Работы начнутся в следующем году, - поделился планами на перспективу в одной из отраслей глава правительства РФ.

Многое ждут от другой ветки - железной дороги по направлению Узбекистан - Кыргызстан - Китай. Ожидается, что она станет важным звеном транспортной сети ШОС в рамках проекта "Восток-Запад" и наряду с субрегиональным коридором "Север-Юг" обеспечит всем странам ШОС выход на рынки Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и к портам Средиземного моря.

Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Румас отметил, что организация сегодня выступает в качестве объединяющей площадки для стран мира, благодаря ее деятельности в регионе Евразии сохраняются мир и стабильность. Он был солидарен с коллегами по поводу необходимости развития транспортных и логистических направлений, а также остановился на вопросах атомной энергетики и обеспечении безопасности.

Также было подчеркнуто участниками заседания, что для борьбы с деструктивными идеями необходимо укреплять тесное сотрудничество по линии ответственных организаций. Одним из вопросов был и аспект мирного урегулирования ситуации в Афганистане. Ранее в Циндао была создана контактная группа ШОС-Афганистан. "Сотрудничество - единственный путь преодоления общих угроз, с которыми мы сталкиваемся", отмечено на встрече глав правительств.

Следующее заседание СГП пройдет в Индии в 2020-м

Итогом многоплановых обсуждений стало подписание значимых документов. О них рассказал Генеральный секретарь ШОС Владимир Норов на брифинге с журналистами.

Он отметил, что в долгосрочной перспективе до 2035 года ставится задача повысить глобальную конкурентоспособность и обеспечить цифровое преобразование национальных экономик ШОС путем внедрения цифровых технологий и создания благоприятных условий для постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капитала, услуг и технологий, как это предусмотрено Хартией ШОС. Немаловажной договоренностью является утвержденная Концепция взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС в сфере железнодорожного транспорта. Документ направлен на более полное раскрытие огромного транспортного потенциала и продвижение совместных проектов в сфере ж/д транспорта. Актуальными в повестке были и вопросы территориального развития. А именно обеспечение доступности к социальным услугам для удаленных и сельских территорий. Главы правительств дали старт работе по подготовке проекта Концепции сотрудничества государств-членов ШОС по развитию удаленных и сельских территорий в цифровую эпоху и Плана действий по ее практической реализации.

Важным дополнением к этому проекту стала Программа развития экологического благополучия городов государств-членов ШОС, направленная на продвижение принципов устойчивого развития городских территорий и расширения областей взаимодействия в природоохранной сфере. Советом глав правительств поддержана инициатива об учреждении  механизма сотрудничества между экономическими и аналитическими центрами, который будет служить площадкой для изучения и анализа приоритетных направлений экономического взаимодействия в рамках ШОС.

Утвержден Регламент Консорциума экономических аналитических центров ШОС. На полях заседания также подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) ООН, продемонстрировавший укрепляющий потенциал нашей организации на международной арене. Достигнута договоренность о необходимости продолжения работы по согласованию проектов соглашений о формировании системы интегрированного управления транспортными перевозками и о сотрудничестве в области торговли услугами между государствами-членами ШОС.

Главами делегаций утвержден бюджет организации на 2020 год, приняты решения по ряду вопросов, связанных с финансовой и организационной деятельностью постоянно действующих органов.

Всего по итогам мероприятия подписано 14 документов, из них 12 - на уровне премьер-министров, один - на уровне таможенных ведомств, и еще один - главами международных организаций.

Заслушана информация Делового совета, Межбанковского объединения ШОС о ходе выполнения поручений глав государств и договоренностей глав правительств. Секретариат ШОС представил Совету отчет о ходе реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества за прошедший год. На заседании принято решение о проведении очередной встречи глав правительств государств-членов ШОС в 2020 году впервые в Республике Индия.

Отмечено, что достигнутые договоренности и подписанные документы придадут дополнительный импульс сотрудничеству в рамках организации ШОС, создадут необходимую основу для углубления взаимодействий по обеспечению стабильности и безопасности, устойчивого социально-экономического развития на пространстве ШОС. По итогам принято совместное коммюнике, в котором отражены результаты встречи.

Юлианна Мороз.
"Правда Востока".

 

 Халилилло Турахужаев:
Мы стремимся изменить модель взаимодействия граждан с государством

Система оказания государственных услуг в стране может сказать очень многое об отношении к гражданам и гостям из-за рубежа. Но как же она работает, совершенствуется и меняется, что больше всего беспокоит народ, каким образом регулируется сфера? Об этом и многом другом рассказал директор Агентства государственных услуг Халилилло ТУРАХУЖАЕВ.

- Начнем с того, что скоро Агентству государственных услуг исполнится два года. Как бы охарактеризовали это время, что успело за него измениться в агентстве и центрах, а что, наоборот, ваша команда стремится сохранить?

- Любая государственная услуга - это совокупность административных процедур, которая  осуществляется госорганом. А оказание госуслуг - одна из ключевых составляющих процесса взаимодействия государства и населения.

Для максимального упрощения процедуры получения госуслуг, предотвращения бумажной волокиты, бесконечных очередей, а также проявлений коррупции соответствующим Указом главы государства определено создание при Министерстве юстиции страны Агентства государственных услуг (АГУ) и его 201 центра на местах (ЦГУ).

Структура создана на базе Народных приемных, завоевавших доверие народа, а также продемонстрировавших эффективность своей деятельности среди населения.

Эффективность создания центров наглядно демонстрируют статистические показатели. Если за весь 2017 год посредством единых центров было оказано более 120 тысяч услуг, за январь-октябрь нынешнего года ЦГУ предоставили около десяти миллионов!

Спектр предоставляемых услуг увеличился до порядка 120. Сегодня он продолжает расширяться: налажено поэтапное внедрение наиболее популярных среди жителей страны услуг. Мы стремимся изменить модель взаимодействия граждан с государством - отойти от сложившейся ранее практики, в приоритете которой были удобства ведомств. Мы нацелены на потребности каждого конкретного гражданина.

Сфера услуг, в том числе и государственных, - отрасль быстроразвивающаяся. Она требует постоянного совершенствования процесса и увеличения количества оказываемых услуг. Одним из ярких проектов, ставших индикатором системных недостатков, стал "Наманган­ский опыт".

Что же он из себя представляет? Вкратце, это своего рода налаживание работы в этой сфере для понимания того, что необходимо сделать для облегчения жизни людей, доведения до них роли и задач ЦГУ, ознакомление с сутью и значением государственных услуг, а также демонстрация эффективных результатов.

Для решения этой проблемы, а также повышения доверия и интереса со стороны населения к центрам Агентством государственных услуг для жителей отдаленных регионов, молодежи, намеренной начать свой бизнес, предпринимателей организуются встречи. Чтобы сформировать культуру обращения в центры, ознакомить граждан с положительными сторонами, проводится масштабная разъяснительная работа.

На сегодня для улучшения сферы государственных услуг сделано немало. Так, на 1 апреля прошлого года количество документов, предоставляемых при получении госуслуг, сокращено с 50 до 21, то есть более чем в два раза, а срок предоставления госуслуг сокращен более чем вдвое - со 105 дней до 51.

В результате разработки и внедрения временных административных регламентов государственных услуг, указанных в постановлении Президента "О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг" от 11 апреля 2018 года, срок предоставления этих услуг сократился с 328 до 147 дней (опять более чем в два раза), а количество документов - с 77 до 57.

- Могли бы вы рассказать о процессе работы с обращениями граждан?

- Если речь идет об обращении непосредственно в ЦГУ, то можно отметить: проанализировав те, что поступают через страницы в социальных сетях и по "телефону доверия", нами разработаны и официально утверждены правила, которым должны следовать сотрудники Центров государственных услуг. Во главу угла ставятся умение слушать, слышать и помогать услугополучателям.

К тому же теперь в каждом ЦГУ будет организована стойка администратора, где граждане смогут получать интересующую их информацию, а директор центра лично встречать каждого услугополучателя.

Также налажена эффективная система для работы с обращениями и предложениями. Для удобства граждан сегодня функционируют бот обратной связи телеграм, официальная страница в "Фейсбуке", а также "телефон доверия" 1148.

В январе-сентябре этого года в агентство и его территориальные управления поступило 6612 обращений, из которых 3358 из Виртуальной приемной Президента, 3254 - непосредственно от физических и юридических лиц. 2408 этих обращений - обычные заявления, 829 - жалобы и 17 - предложения по улучшению сферы.

Больше всего обращений поступило касательно города Ташкента (1631), в то время как меньше всего - по Сырдарьинской области (159).

Следует отметить, для периодического анализа обращений, полученных агентством, а также контроля за их исполнением в установленные сроки создан специальный механизм. Все это позволяет решать ряд вопросов и недостатков, выявляемых в сфере гос­услуг.

Например, при системном анализе наиболее часто поступающих обращений выявлено, что большинство из них связаны с оформлением детей в дошкольные образовательные организации и приобретением прав собственности на самовольно построенные жилые помещения. Основной причиной вышеперечисленного является нарушение должностными лицами сроков рассмотрения обращений.

Для улучшения системы работы с обращениями Агентством госуслуг по проведенным проверкам и анализам внесены предложения и рекомендации для соответствующих органов. Также проведено 32 семинара по работе с обращениями граждан.

- Центры открываются по всей стране. Они современные и интересные. Давайте поговорим о том, как они оборудованы, что делается, чтобы процесс стал проще и эффективнее?

- С самого начала создания Агентства государственных услуг в центрах, входящих в наш состав, мы задали повышенные стандарты обслуживания граждан. Наверное, поэтому они и зарекомендовали себя как уникальная площадка, на которой под одной крышей можно получить самые необходимые государственные услуги с комфортом и без лишней траты времени и денег.

Мы считаем, что создание для граждан условий для комфортного получения госуслуг является наивысшим приоритетом. Потому до конца этого года поставили перед собой задачу - улучшить инфраструктуру центров.  Сегодня по всей стране запущено строительство новых, комфортабельных ЦГУ. 43 таких здания по всей республике уже функционируют. В процессе возведения и реконструкции еще 120, 70 из них планируется сдать в эксплуатацию до конца 2019-го.

Новые здания Центров государственных услуг оформлены в фирменном стиле и включают в себя дополнительные элементы повышенной комфортности. Среди них инфокиоски, с помощью которых можно получить также услуги онлайн, указатели, стойка-ресепшн с консультантами, которые всегда наготове объяснить то, к какому окошку обратиться, как получить ту или иную услугу, талон электронной очереди, а также улучшенные места ожидания.

Также в новых зданиях имеются комната матери и ребенка, медпункт, касса для оплаты госпошлины, мониторы, демонстрирующие процессы получения госуслуг и порядок очереди, специальные уголки для самостоятельного получения услуг, библиотека, кафе, а также доступ к бесплатному Wi-Fi.

Для лиц с ограниченными возможностями предусмотрены соответствующие коляски и пандус. В общем, к каждому гражданину - индивидуальный подход, учтены интересы всех слоев общества.

- В Указе главы государства "О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению" от 12 декабря 2017-го подчеркивается, что модернизация этой системы способствует улучшению инвестиционного климата, деловой среды и развитию бизнеса. Каким образом вы помогаете бизнес-сектору?

- Вы правы, осуществление стабильно высокого роста национальной экономики, привлечение инвестиций в регионы, максимальная активизация предпринимательской деятельности среди населения - среди ключевых задач, стоящих перед сегодняшним Узбеки­станом. Следует отметить, что необходимым условием для этого является создание благоприятного инвестиционного климата.

Одним из самых престижных во всем мире показателей в этой сфере является рейтинг Всемирного банка "Ведение бизнеса". В общей сложности данный рейтинг оценивается по десяти показателям. Самый первый и ключевой среди них - индикатор регистрации бизнеса.

Как известно, первый шаг в мир предпринимательства начинается с Центров государственных услуг - именно здесь проходят процедуру регистрации бизнеса. Потому задачи по улучшению позиций именно по этому индикатору возложены на Министерство юстиции и находящееся при нем Агентство государственных услуг.

Впервые в истории современного Узбеки­стана по результатам отчета "Doing Business-2020" по индикатору регистрации предпринимателей Узбекистан занял восьмую позицию из 190 стран и таким образом вошел в десятку лучших.

Сегодня благодаря созданию специальной автоматизированной системы зарегистрировать бизнес в ЦГУ можно всего за 15-20 минут. К тому же эту процедуру реально пройти и удаленно, в режиме "онлайн". А чтобы стимулировать и поощрять граждан пользоваться электронными госуслугами, внедряются различные льготы и скидки при оплате госпошлин. К примеру, при регистрации бизнеса "онлайн" оплачивается только 90 процентов от суммы государственной пошлины.

Для упрощения ведения бизнеса в Узбекистане делается немало. Например, одновременно с регистрацией субъекта предпринимательства в течение считанных минут в ЦГУ можно открыть банковский счет в национальной и иностранной валютах. Для сравнения, ранее эта процедура занимала один рабочий день: необходимо было обратиться в один из филиалов коммерческого банка и предоставить целый ряд документов. И только после заключался двусторонний договор об открытии банковского счета. Агент­ством государственных услуг эта процедура существенно упрощена.

Заявитель заполняет анкету и в процессе государственной регистрации выбирает нужный филиал коммерческого банка. При этом заключение договора об открытии банковского счета происходит путем акцептирования публичной оферты посредством автоматизированной системы постановки на учет и государственной регистрации субъектов предпринимательства. Всего вместе с процедурой регистрации бизнеса весь процесс занимает не более 30 минут.

Услуга была запущена в марте месяце этого года. Но за столь короткий период поступило уже свыше 14 тысяч заявок на открытие банковского счета одновременно в процессе государственной регистрации. Более 30 процентов подано в электронной форме через платформу birdarcha.uz.

Большая работа проведена и для ликвидации бюрократических составляющих, возникающих при ведении бизнеса. К примеру, 1 марта 2019 года был отменен порядок истребования госорганами и иными организациями от субъектов предпринимательства обязательного проставления печати в документах или заверения их печатью.

Поэтому, основываясь на передовом опыте британской компании "Companies House", запущена открытая платформа для всех предпринимателей. В результате инвесторы и другие субъекты предпринимательства имеют возможность в режиме "онлайн" получить необходимую информацию о будущем бизнес-партнере. Доступна информация о названии предприятия, дате регистрации, размере уставного фонда, а также учредителях. Следует отметить, теперь на платформе имеется функ­ция глобального поиска по разным критериям (по наименованию, местонахождению, виду деятельности и так далее).

Проверка бизнес-партнера поможет убедиться в его добропорядочности и профессионализме, тем самым позволив предпринимателям избежать мошенничества и сотрудничества, которое может принести убытки.

В скором времени на портале my.gov.uz будут доступны сведения о зарегистрированных обязательствах, аресте либо иных ограничениях, лизинговых обязательствах. И Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции запущены необходимые процессы для скорейшей реализации этих задач. Также необходимо отметить, что отменены обязательные требования к размеру уставного фонда юридического лица. Это говорит о том, что теперь он может ограничиваться только лицензионными требованиями.

Складывающаяся политическая ситуация в стране дает хорошие шансы для ускоренного развития бизнеса и предпринимательства, успешного вложения средств в долгосрочные инвестиционные проекты. Для этого предпринимателям предоставляются необходимые для эффективного ведения бизнеса льготы и преференции, упрощаются  административные процессы.

Выше перечислены самые важные, уже осуществленные реформы на благо развития предпринимательства на территории Узбекистана. Конечно, работа АГУ в этом направлении будет продолжена, и мы постараемся соз­дать максимально комфортную среду для создания и ведения бизнеса.

- Важным направлением работы различных сфер стала интеграция современных технологий  в рабочий процесс. Как происходит это у вас?

- Если говорить о внед­ряемых инновационных решениях, нельзя не отметить, что теперь получить талон электронной очереди можно в онлайн-формате через сайт www.davxizmat.uz. Только представьте, получить свою очередь можно уже по пути в центр через мобильный телефон. А это позволяет существенно сэкономить время!

Система автоматически подскажет ближайшие ЦГУ, также она интегрирована с платформой электронной очереди в самих центрах. Потому вероятность возникновения идентичных очередей с выдаваемыми талонами в инфокиосках ЦГУ полностью исключается. Сейчас получить талон на очередь удаленно можно в 119 Центрах госуслуг по стране, где установлено соответствующее оборудование. До конца этого года планируется внед­рить это удобство во всех ЦГУ.

С 1 ноября 2019-го внедрена функ­ция "Предварительная запись".  То есть теперь можно запланировать поход в ЦГУ, записавшись в очередь, в удобное время заранее. Необходимо только выбрать подходящие день и время. 

Еще одним нашим важным достижением мы считаем отмену при оказании госуслуг с августа этого года истребования госорганами и иными организациями от физлиц накопительных пенсионных книжек, справок о наличии либо отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам, свидетельств о постановке на учет налогоплательщика, справок о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц. То есть они самостоятельно запрашивают и получают документы от органов государственной налоговой службы, АКБ "Народный банк", внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов республики посредством электронного взаимодействия исключительно путем подключения к межведомственной интеграционной платформе для получения информации.

К слову, в прошлом году по инициативе Агентства госуслуг отменено истребование при оказании гос­услуг и справок с места жительства, выдаваемых раньше махаллинскими органами. Также для удобства граждан с 1 июня 2019 года физические и юридические лица вправе получать большую часть гос­услуг в Цент­рах государственных услуг по экс­территориальному принципу независимо от места постоянной (временной) прописки граждан и почтового адреса (местонахождения) юридических лиц.

- Что стоит помнить гражданам, когда они обращаются в вашу организацию?

- Важно понимать, что ЦГУ не предоставляют госуслуги непосредственно сами, а лишь являются точкой контакта граждан и других госорганов. Ключевая цель их - предотвращение коррупции и бюрократии посредством минимизации контакта госорганов и граждан.

Мы стараемся проводить мониторинг публикаций и комментариев в социальных сетях и максимально оперативно реагировать на вопросы, касающиеся сферы. Однако многие граждане не осознают истинную суть центров и считают, что именно АГУ виновато в затягивании процессов оказания госуслуг.

- Какие у АГУ планы на будущее, каких новых проектов и услуг стоит ждать, запланированы ли какие-то важные изменения в работе центров?

- Мы не раз сообщали о заинтересованности в стопроцентном доступе граждан к оперативным и качественным госуслугам.  Потому одной из значимых среди реализуемых сегодня работ АГУ можно назвать наш совмест­ный проект с Министерством юстиции, Европейским Союзом и Программой развития ООН в Узбекистане "Совершенствование предоставления государственных услуг и повышения уровня управления в сель­ских районах Узбекистана".

Им предусмотрено:

 повышение качества предоставления государственных услуг как важный шаг со стороны правительства страны по улучшению качества жизни уязвимых слоев населения в сельских районах - в первую очередь женщин, молодежи и детей, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Так как именно эти группы наиболее остро чувствуют последствия цифрового разрыва;

 обеспечение прозрачности и открытости в системе предоставления государственных услуг.  Это будет обеспечено путем внедрения и изучения передового опыта по доступу всех категорий граждан к информации, мониторинга качества оказания госуслуг в режиме реального времени;

 автоматизация процессов путем исключения человеческого фактора в различных процедурах при оказании госуслуг;

 применение мер по недопущению коррупции.

Также в рамках проекта в самых отдаленных и труднодоступных Центрах госуслуг в пяти регионах республики - Ташкентской, Джизакской, Сырдарьинской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях будут апробированы высокие стандарты оказания госуслуг, отвечающих мировым требованиям. Однако мы не хотим ограничиваться выбранными пилотными регионами и будем применять этот опыт ко всем центрам.

К тому же для обеспечения быстрого доступа к госуслугам всех граждан проектом запланировано повсеместное открытие филиалов ЦГУ на основе принципов государственно-частного партнерства.

Беседовала
Сабина Алимова.
Корр. "Правды Востока".

 

 В атмосфере свободы и открытости

Критерии и стандарты проведения демократических, свободных, справедливых выборов были отражены в новом избирательном законодательстве, а также целом ряде других нормативно-правовых документов. Избирательный кодекс стал реальным воплощением усилий Узбекистана в деле обеспечения базовых принципов демократических выборов, закрепленных в международных документах.

Являясь государством-участником ОБСЕ, Узбекистан уважает право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса. В нашей стране обеспечиваются юридические гарантии для конкуренции между политическими партиями на основе равенства перед законом, создаются условия для проведения избирательной кампании в атмосфере прозрачности и честности, свободного изложения кандидатами и избирателями своих взглядов и оценок, их беспрепятственного обсуждения и свободного голосования, предусматривается присутствие национальных и иностранных наблюдателей и многое другое.

Период предвыборной агитации представляет собой пик избирательной кампании. В это время кандидаты предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы их программы стали более узнаваемыми и среди общественности. На практике у участников избирательной кампании возникает желание использовать наиболее эффективные формы и способы ведения предвыборной агитации.

Современное избирательное право в зарубежных странах характеризуется внедрением широкого арсенала средств избирательных технологий, куда вовлечены сотни тысяч человек: активисты и члены избирательных комиссий, руководящие партийные органы, кандидаты на выборные должности, действующие депутаты, правоохранительные органы, вся судебная система, общественные организации, иностранные наблюдатели. Угрозу свободным и альтернативным выборам представляют так называемые "грязные" избирательные технологии, связанные с использованием свободы проведения агитации в целях распространения клеветнических измышлений, компрометирующих материалов в отношении кандидатов.  Избирательные законы зарубежных стран, как правило, весьма подробно регламентируют проведение избирательной кампании. Во-первых, четко устанавливаются сроки (а иногда и территории) проведения избирательной кампании. Во-вторых, определяются условия и порядок финансирования избирательной кампании. Так, в ряде стран (США, Япония, Великобритания) закон устанавливает максимум допустимых расходов на проведение избирательной кампании. Закон также устанавливает в большинстве стран максимальный размер пожертвований от частных лиц в пользу кандидатов и партий, определяет размер и условия возможного государственного субсидирования. Финансирование избирательной кампании из анонимных и иностранных источников, как правило, строго запрещается.

Глава 9 Избирательного кодекса посвящена вопросам правового регулирования предвыборной агитации. Статья 44 характеризует ее как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и направленную на побуждение граждан к голосованию за того или иного кандидата или политическую партию. В статье также определяется начало предвыборной агитации. Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.

Основными формами агитации в ходе избирательной кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления на радио и телевидении. Так, согласно статье 45 Избирательного кодекса определены виды, формы, методы предвыборной агитации, которая направлена в первую очередь на распространение информации о кандидатах либо призыв граждан принять участие в выборах. Вместе с тем неправильно полагать, что распространение любой информации о кандидатах может расцениваться как предвыборная агитация. Таковой является только распространение сведений, которые нацелены побудить или пробудить в избирателях желание голосовать за определенных кандидатов или против них.  Поэтому для официального признания акции предвыборной агитацией необходимо установить, что ее проведение направлено на формирование у граждан мотивации голосовать "за" или "против" определенных кандидатов.

Субъекты предвыборной агитации имеют возможность вести агитационную деятельность по двум направлениям:

1) Поддерживать определенных кандидатов  или выступать против них, призывая избирателей голосовать соответственно "за" или "против" кандидатов.

2) Проводить агитационную деятельность, направленную на то, чтобы убедить избирателей участвовать в выборах. Она ведется с целью обеспечить результативность волеизъявления избирателей, так как по законодательству о выборах одним из условий признания их состоявшимися является участие в них установленного законом числа избирателей.

В статье 46 кодекса закреплено, что при проведении агитации обеспечиваются равные условия доступа к государственным СМИ путем бесплатного предоставления одинакового по объему эфирного времени и печатной площади. В негосударственных средствах массовой информации эфирное время или печатная площадь могут быть выделены в соответствии с законодательством. Условия оплаты должны быть равными и одинаковыми для всех. Порядок, объем и время использования СМИ для агитации определяются соответствующей избирательной комиссией по согласованию с политическими партиями. Так, ЦИК 5 октября 2019 года принял постановление "Об утверждении положения о порядке проведения предвыборной агитации кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов".

Нередко в ходе предвыборной агитации возникают серьезные столкновения политических позиций представителей различных политических партий. Вместе с тем некоторые кандидаты, желая усилить агитационное воздействие на избирателей, пытаются нарушить границы юридически и этически дозволенного. Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации может иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Законодательством многих стран предусмотрены правила предвыборной агитации, за нарушение которых может последовать снятие кандидатов с регистрации, а при определенных обстоятельствах они могут привести к признанию выборов недействительными. Поэтому участникам избирательных кампаний необходимо хорошо ознакомиться с правилами проведения предвыборной агитации и быть информированными о предоставленных им правах и гарантиях. Знание правовой стороны предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам защитить себя от неправомерных действий со стороны оппонентов.

Учитывая уровень развития демократии в обществе и правосознания населения, необходимо усилить участие СМИ в проведении выборов, которое следует начинать задолго до выборов и условно разделить этот процесс на несколько этапов, каждый из которых служит реализации определенных целей и задач. Первый этап должен быть направлен на обеспечение полной информированности избирателей об их правах и обязанностях по отношению к выборам. На втором этапе СМИ следует работать оперативно, вовремя информировать граждан о технологии проведения выборов, разъяснять порядок выдвижения кандидатов, знакомить население с их платформами, взаимодействовать с избирательными комиссиями, политическими партиями, органами самоуправления граждан. Третий этап должен охватывать вопросы, связанные с подведением итогов проведения выборов, анализом допущенных нарушений, извлечением уроков.

Совершенствование технологий избирательного процесса в Узбекистане связано не только с накоплением собственного опыта проведения выборов, но и с изучением мировой практики в этой области. Учитывая то, что значительную долю избирателей в нашей стране составляет молодежь, особую актуальность приобретают вопросы воспитания электоральной   культуры и   активности. Только в выборах в декабре этого года более двух миллионов молодых граждан нашей страны, достигших к дню выборов 18 лет, впервые воспользуются своим конституционным правом - правом избирать. В Германии к выборам приучают с детства: в детских садах и школах играют в различные игры, связанные с выборами, ребенку дают понять, что это очень важно для его дальнейшей взрослой жизни. Для молодежи создана в интернете специальная система, которая в форме теста позволяет каждому определить партийные предпочтения.

В нашей стране созданы условия для проведения избирательной кампании в атмосфере свободы и честности, свободного изложения кандидатами и избирателями своих взглядов и оценок, их беспрепятственного обсуждения и свободного голосования.

Омон Мухамеджанов.
Профессор Ташкентского государственного юридического
университета, доктор юридических наук.

 

 

В 2020 году вдвое снизится ставка ЕСП

26 сентября 2019 года Президент подписал Указ "О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан".  Принятый документ призван снизить налоговую нагрузку на субъекты предпринимательства, оздоровить экономику и создать здоровую конкуренцию за счет усреднения налоговых режимов.

С 2000 года в Узбекистане действовала 20-процентная ставка НДС - одна из самых высоких в СНГ. Существуют такие же ставки налога на добавленную стоимость и в странах Евросоюза, например, в Великобритании и Франции. А в некоторых даже выше, в Венгрии - 27 процентов, Дании - 25.

С 1 октября 2019 года в Узбекистане ставка НДС снизилась с 20 процентов до 15. Доля НДС в Государственном бюджете страны составляет свыше 30 процентов, и уже сейчас понятно, что казна недополучает внушительной суммы. Это подтверждает то, на какие решительные меры идет государство для поддержки бизнеса. Ожидается, что облегчение налоговой нагрузки положительно воспримут субъекты предпринимательства, весомая часть из них выйдет из "тени". Прозрачность и открытость - главная цель принятого документа. 

Указ также предусматривает "отмену действующего порядка приостановления органами государственной налоговой службы операций по счетам налогоплательщиков в коммерческих банках". Дело в том, что действующий порядок приостановки указанных операций приводил к задержкам выдачи зарплат, ограничивал возможности расчетов за сырье, используемое в производстве, и технологическое оборудование. Для пресечения подобной практики и проведения предупредительных мер на основе результатов "риск анализа" в проекте новой редакции Налогового кодекса предусматривается приостановление налоговыми органами банковских операций по счетам налогоплательщиков на срок не более 30 дней.

Согласно Указу с 2020 года для всех субъектов предпринимательства, включая государственные предприятия и юридические лица с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, ставка единого социального платежа снизится с 25 до 12 процентов. За исключением бюджетных организаций и отдельных категорий налогоплательщиков.

По предварительным расчетам, это позволит сэкономить около трех триллионов сумов, которые можно будет направить на повышение реальных доходов работающих. Кроме того, не будет наблюдаемого ранее перехода сотрудников государственного сектора производства в частные структуры, где налог был ниже.

Одним словом, данный Указ Президента создаст для субъектов предпринимательства гораздо больше благоприятных условий и станет важным фактором ускорения бизнес-процессов, выравнивания условий и оздоровления конкурентной среды. Это приведет к экономическому росту и увеличению доходов населения.

Следующим шагом в реформировании налоговой системы станет отмена существующих льгот по НДС. Для расширения налоговой базы от сотрудников налоговых органов потребуется внедрение современных IT-технологий для сбора и анализа сведений. Другими словами, переход на более современную систему сбора налогов. 

Акмаль Назаров.
Главный инспектор
Государственного налогового комитета.

 

 Академик Хусниддин Хамидов

Наука Узбекистана понесла тяжелую утрату.

В возрасте 84 лет скончался крупный представитель каракалпакского языкознания, академик Академии наук Республики Узбекистан Хусниддин Хамидов.

Х. Хамидов родился 5 января 1935 года в Чимбайском районе Республики Каракалпакстан. В 1955 году он окончил двухгодичный учительский институт и свою трудовую деятельность начал в средней школе в качестве учителя. Затем учился в Каракалпакском педагогическом институте, в 1967 году защитил кандидат­скую диссертацию, в 1991 году - докторскую.

В 1994 году он стал членом-корреспондентом, в 2000 году был избран действительным членом Академии наук Республики Узбекистан.

Талантливый ученый в течение своей более 60-летней научно-педагогической деятельности плодотворно трудился на должностях научного сотрудника, заведующего отделом Института языка и литературы Каракалпакского отделения Академии наук, профессора, заведующего кафедрой Каракалпакского государственного университета и внес достойный вклад в научное исследование актуальных вопросов в области каракалпакского языкознания, подготовку высококвалифицированных кадров.

В монографиях ученого "Очерки истории каракалпакского языка", "Письменные памятники старого каракалпакского языка", "Наследие рукописей Бердаха", проводившего глубокие исследования по истории языка, создавшего научное описание древних рукописей, проблемы формирования норм каракалпакского литературного языка раскрываются во взаимной связи со старым узбекским литературным языком.

Х. Хамидов также принимал активное участие в общественной работе, в 1995-2000 годах он вел деятельность в качестве депутата Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Под непосредственным руководством заботливого педагога, обучившего многих молодых людей секретам науки, были подготовлены десятки докторов и кандидатов наук.

Память об известном ученом, добром наставнике, скромном человеке Хусниддине Хамидове навсегда сохранится в наших сердцах.

 

 

На пути прогресса и устойчивого развития

Научно-теоретическая конференция, посвященная вопросам развития экономики Туркменистана и дальнейшего повышения благосостояния народа страны  в произведениях руководителя республики Гурбангулы Бердымухамедова, прошла в Ташкентском государственном экономическом университете. На мероприятии собрались видные отечественные ученые и педагоги, специалисты из сфер экономики и финансов, а также представители посольства Туркменистана в нашей стране.

В настоящее время Туркменистан уверенно идет по пути современного развития. Успехи республики в экономическом процветании заслуживают признания мирового сообщества, отмечалось в ходе встречи. При знакомстве с книгой лидера страны под названием "Туркменистан - страна благополучия и прогресса" еще раз можно убедиться в верности таких суждений. Наряду с раскрытием особенностей истории, культуры и традиций туркменского народа в произведении представлен глубокий и всесторонний научный анализ. В частности, особое внимание уделяется приоритетным задачам сохранения достигнутых успехов, а также нынешнему пути проведения эффективной государственной политики, направленной на дальнейшее улучшение условий жизни народа. На основе глубокого научного анализа в произведении раскрываются приоритетные направления укрепления взаимовыгодных отношений республики с соседними странами, развития транспорт­ных коммуникаций. Всесторонне рассматриваются содержание и значение реализуемых в последние годы социально-экономических реформ, основанных на принципах миролюбия, гуманизма и справедливости.

Также на конференции была представлена другая книга Гурбангулы Бердымухамедова "Счастливая эпоха Аркадага", в которой с научной точки зрения обоснованы пути обеспечения благополучия туркменского народа, повышения авторитета страны на международной арене, укрепления устойчивого экономического роста. Вместе с тем в книге всесторонне освещаются такие важные вопросы, как модернизация и диверсификация национальной экономики Туркменистана, в частности, развитие промышленной инфраструктуры, нефтегазовой, энергетической, строительной, дорожно-транспортной отраслей, малого и среднего бизнеса, а также реформирование сельского хозяйства и достижение продовольственной безопасности.

В другом произведении автора под названием "Турк­менистан на пути достижения целей устойчивого развития" глубоко анализируются вопросы комплексного развития республики, обладающей богатыми природными ресурсами, многопрофильным производством и развитой инфраструктурой. В книге содержится большое количество фактов и цифр, свидетельствующих об огромном объеме реализуемой в стране работы.

Книга "Туркменистан в эпоху могущества и счастья" посвящена анализу актуальных вопросов строительства национальной государственности, демократизации общества, обеспечения прав и свобод граждан. Особое внимание в стране уделяется созданию условий для обеспечения ее социально-экономического и культурного развития, повышения благосостояния населения, воспитания гармонично развитого поколения. Произведение написано в соответствии с научно обоснованными данными, содержит системный анализ проводимых реформ и представляет большую общественно-политическую и научно-практическую ценность.

На конференции отмечалось, что в нынешних условиях динамичное развитие сотрудничества между Узбекистаном и Туркменистаном основано на взаимном уважении и доверии.

Евгения Юн.
"Правда Востока".

 

 

 Таэквондо: Болонья аплодирует

На открытом чемпионате Европы в Болонье (Италия), в котором участвовали свыше 200 паралимпийцев из почти 50 государств, весомые зачетные очки записали в свой актив и наши земляки.

Стабильно выступает в этом сезоне Гулжаной Наимова в весовой категории до 58 кг. Практически во всех лицензионных турнирах завоевывает олимпийские очки. И в Италии она обратила на себя внимание болельщиков своей искрометной техникой ведения поединков. Лишь в финале уступила, пройдя трудный путь отборочных туров. Как считают специалисты, если бы не жребий, когда Гулжаной пришлось буквально выкладываться в каждой схватке, то и в решающем бою смогла победить. Но слишком много сил было потрачено. Не смогла полностью восстановиться.

Наимова, поднявшаяся на вторую ступеньку пьедестала почета, по набранным баллам теперь находится на третьем месте в мировой табели о рангах, и реально претендует на поездку на Паралимпийские игры в Токио (Япония).

В рейтинговый список лучших вошли также Санжар Мухтаров и Фарход Мамазиянов. Они тоже стали серебряными призерами европейского чемпионата.

 

Тяжелая атлетика: продолжая наращивать мускулы

Не прошло и двух недель, как Кумушхон Файзуллаева обновила сразу два мировых рекорда на молодежном чемпионате Азии. И вот новый успех, уже на международном турнире в Минске (Беларусь), где на помост вышли опытные тяжелоатлетки со всех континентов.

В первом виде программы - в рывке - она подняла 98 кг, в толчке - 120 кг и по сумме двоеборья заняла второе мес­то. Тем самым заявила, что и на Олимпиаде намерена бороться только за медали в весовой категории до 64 кг.

Удивила стойкостью и пятнадцатилетняя Нигора Абдуллаева. Тинейджер, весившая менее пятидесяти килограммов, взметнула вверх в двоеборье 163 кг (!) Зарубежные эксперты прочат ей большое будущее - восходящая звездочка на тяжелоатлетическом помосте.

 

Женский футбол: аппетит приходит во время еды

"Правда Востока" уже сообщала, что в очередном туре чемпионата страны среди женских команд суперлиги может определиться победитель. В очном матче встретились главные претенденты на "золото" сезона - "Севинч" и "Бунёдкор".

Эти дружины накануне сыграли в финале розыгрыша Кубка Узбекистана. Выиграли ташкентки - 2:0 и впервые стали обладателями почетного трофея. Видимо, действительно, аппетит приходит во время еды. "Бунёдкор", несмотря на то, что играл в гостях, сумел навязать свои условия и выиграл со счетом 2:1. Причем два мяча забила опытная полузащитница Махлие Сарикова, несколько лет выступавшая в составе "Севинч", и становившаяся чемпионкой шесть раз. Сказывается дух победителя.

Так произошла смена лидера, теперь столичный клуб опережает каршинский коллектив на два очка и вряд ли упустит за три тура до окончания первенства шанс завоевать первое место и сделать победный дубль в этом году. Это вполне возможно, так как встречаются ташкентки с командами, которые на финише практически ни на что не претендуют - "Пахтакором", "Локомотивом" и "Металлургом". В то же время "Севинч" предстоит сыграть в гостях в Джизаке с "Согдианой", которая при удачном стечении обстоятельств может подняться даже на вторую позицию в турнирной таблице.

 

Положение команд после одиннадцатого тура

Клубы В Н П М О
1. "Бунедкор 9 2 0 46:8 29
2. "Севинч" 9 0 2 42:5 27
3. "Согдиана" 7 2 2 24:10 23
4. "Металлург" 6 1 4 18:14 19
5. АГМК 4 0 7 21:15 12
6. "Локомотив" 3 0 8 11:39 9
7. "Пахтакор" 1 2 8 10:31 5
8. "Кизилкум" 1 1 9 9:49 4

 

 

Футзал: "Нефтчи" сдался без боя

Пять клубов чемпионата Узбекистана по мини-футболу обеспечили себе места в восьмерке лучших, которые продолжат борьбу на стадии плей-офф.

Незыблемы позиции АГМК, "Пахтакора", "Локомотива", Насафа" и "Навбахора". В девятом туре почти все не потеряли очков.

Еще на три вакансии претендуют столько же дружин. В этом туре наиболее интересным получился стык "Навбахора" с "Максам-Чирчиком". Если бы наманганцы одержали верх, то и они по существу чувствовали бы себя более комфортно. Однако чирчикцы, довольно много потерявшие в первых двух кругах, как говорится, "уперлись". Сумели одержать победу с минимальным результатом - 4:3. Утвердились в середине турнирной таблицы они и после того, как переиграли еще и "Бунёдкор" - 6:5. Кстати, последние записали все же три очка. Техническое поражение было записано "Нефтчи". Ферганцы из-за финансовых проблем вообще не участвуют в чемпионате и стали поставщиками очков для других дружин.

 

Положение команд после одиннадцатого тура

Клубы В Н П М О
1. АГМК 23 1 1 177:44 70
2. "Пахтакор" 20 1 4 142:76 61
3. "Локомотив" 19 2 4 123:65 59
4. "Согдиана" 13 3 9 95:71 42
5. "Насаф" 12 5 8 107:111 41
6. "Навбахор" 10 2 13 76:101 23
7. "Максам - Чирчик" 8 5 12 81:102 29
8. "Бунедкор" 7 4 14 70:104 25
9. "Металлург" 7 3 15 73:106 24
10. "Динамо" 6 4 15 77:123 22
11. "Бухоро" 5 4 16 67:105 19
12. "Нефтчи" 2 2 21 45:125 8

 

Хоккей: "Хумо" обыграл "Химик"

Ташкентский клуб в чемпионате высшей хоккейной лиги - розыгрыше Кубка "Шелковый путь" сыграл 19 матчей. В активе 21 балл. Среди 34 команд "Хумо" занимает пока 20-е место.

Дебютант оказался не из робкого десятка. Так считают многие эксперты. Накануне сумел переиграть на выезде некогда грозный "Химик" из подмосковного Воскресенска - 3:1.

Первый период оказался за нашими хоккеистами. Забросили две шайбы, а вратарь Роман Смирнягин при этом не пропустил ни одной. Вторая двадцатиминутка прошла в равной борьбе и завершилась вничью - 1:1. В заключительном периоде вновь мастерством блеснул страж ворот. Отразил почти два десятка бросков и благодаря ему сохранился статус-кво в счете. Смирнягин, проведший больше всех матчей, входит в когорту лучших вратарей ВХЛ. Коэффициент надежности - 91,3 процента.

Теперь "Хумо" отправился по маршруту Пенза - Тольятти - Самара, где сыграет соответственно с командами "Дизель", Лада" и ЦСК ВВС. Подчеркнем, что плотность результатов клубов в турнирной таблице такова, что даже один удачный матч позволит ташкентцам войти в десятку сильнейших. На равных сражаются они с признанными дружинами России, Китая и Казахстана.

Домашние матчи "Хумо" проведет с 15 ноября через день с десантом хоккеистов из Китая - пекинскими клубами ОРДЖИ и КРС-БСУ, а также "Ценг Тоу" из Цзилиня.

Тимур Низаев.
"Правда Востока".

 

 

 И операция "Чистый воздух"

Все чаще в социальных сетях стали писать о том, каково качество воздуха в Ташкенте, и следить за перемещениями столицы в соответствующем рейтинге. Насколько эти данные достоверны и какова ситуация на самом деле? Вопросов много. Обсудить их Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды пригласил специалистов ответственных министерств и ведомств.

Главной темой встречи обозначили "Совершенствование взаимодействия органов управления и контроля в области обеспечения экологической безопасности на транспорте", однако говорили прежде всего о том, чем мы дышим. Но противоречия нет, связь между темами прямая.

- Крупнейший источник за­грязнения воздуха - транспортный сектор, где 80 процентов от общей доли приходится на выбросы автомобилей, десять - авиации, восемь - стальных магистралей, - объясняет начальник Управления по охране атмосферного воздуха Госкомэкологии Умиджан Абдужалилов. - Почему так велики токсичные выхлопы от машин? Среди причин - несоответствие качества производимого топлива и дорожного покрытия современным требованиям.

Как рассказала заведующая группой АО "Узлитинефтегаз" Надежда Синельникова, в стране выпускают марки бензина и дизельного топлива, по качеству не превышающие класс "евро-3". Поставлена задача изменить положение дел путем модернизации и технического переоснащения предприятий. Бухарский нефтеперерабатывающий завод уже в ближайшее время станет работать по формуле: 80 процентов выпускаемого топлива - стандартов "евро-4" и "евро-5", 20 процентов - "евро-3", а в 2022 году полностью откажется от производства последнего. Аналогичная история - на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе, где эти планы должны осуществить уже привлеченные инвесторы. Идет обновление и газоперерабатывающих комплексов.

Оценить автовыхлопы уже сейчас помогает традиционная операция "Чистый воздух", проходящая по всей стране дважды в год.

- В 2018-м в ее рамках проверено 284 625 транспортных средств, в нынешнем - 261 691. Тогда опасный уровень токсичных выбросов выявили в 13 209 случаях, сейчас - в 9720 (четыре-пять процентов от общего количества), после чего принято решение о приостановке эксплуатации 876 и 2989 автомашин соответственно. В 2054 и 2472 случаях наложены штрафы на сумму 113,982 и 157,68 млн сумов, - обрисовал итоги операции старший инспектор Главного управления безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Музаффар Маматаев.

А что насчет печально известного мирового рейтинга загрязненности воздуха? По словам специалистов, в стране давно налажены постоянные наблюдения для сбора наиболее точных данных. Они показывают: существенных проблем не наблюдается, хотя случаются периодические всплески по определенным элементам в некоторых частях Ташкента.

- Мониторинг ведется в 25 городах и населенных пунктах Узбекистана, где размещены 63 стационарных поста - обычно в жилых кварталах, районах около значимых промышленных источников выбросов и улиц с интенсивным движением. Помимо наших постов, у ряда предприятий имеются ведомственные - например, на АО "Maxam-Chirchiq", - комментирует начальник отдела Центра гидрометеорологической службы (Узгидромет) Марина Плоцен. - Пробы берутся трижды в день. Проверяется наличие 12 вредных примесей и четырех тяжелых металлов - кадмия, меди, свинца, цинка. Также в ответ на жалобы населения по линии Госкомэкологии устраиваем выездные наблюдения - например, они проводились за последнее время в Сергелийской промзоне столицы и пригородном Кибрае. Сейчас они затронули проектную площадку строительства АЭС.

Лучше регулировать ситуацию мешают отсутствие автоматической системы мониторинга загрязнения воздуха на магистралях и нехватка приборов для измерения. Сегодня профильные структуры располагают 78 единицами такого оборудования, а требуется еще 298…

Согласно постановлению Кабинета Министров "О мерах по укреплению материально-технической базы Центра гидрометеорологической службы при Минис­терстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбеки­стан" от 29 ноября 2018-го в 2019-2022 годах намечено приобрести 16 автоматизированных станций измерения загрязнения воздуха, по шесть передвижных лабораторий и автомобилей для доставки проб воздуха, пять автоматических пробоотборников, а также иное оборудование. На это нужны большие средства. Переговоры по их поиску с партнерами, включая зарубежных, пока не дали результата. А ведь подобные станции смогут каждые 20 минут проводить анализ и сразу выдавать данные, чтобы оперативно отслеживать картину. В России, Беларуси, Казахстане и многих других странах эта информация обнародуется на специальных онлайн-табло для всеобщего пользования.

Участники встречи обсудили деятельность Госкомэкологии по улучшению межведомственной координации и реализации единой политики в сфере. Подчеркнута необходимость внедрения энергоэффективных технологий, развития велосипедного и общественного транспорта, совершенствования градостроительных и других мероприятий. Эти задачи отражены и в опубликованном на днях Указе Президента "Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года" от 30 октября 2019-го.

Алексей Романов.

 

 

 

 

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech