22 Октябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +12,9 °C

31 Окт  2019 1040

"Правда Востока" № 220 от 31 октября 2019 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №220 (29183) от 31 октября 2019 года

О ТЕЛЕФОННОМ РАЗГОВОРЕ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА С ПРЕЗИДЕНТОМ ТУРКМЕНИСТАНА

30 октября состоялся телефонный разговор Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым.

В начале беседы глава нашего государства выразил признательность братскому туркменскому народу за теплое гостеприимство, оказанное в ходе саммита Содружества Независимых Государств в Ашхабаде 10-11 октября этого года, а также еще раз поздравил с успешным председательством Туркменистана в СНГ.

Главы государств обсудили состояние и перспективы развития многоплановых узбекско-туркмен­ских отношений, а также обменялись мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки в контексте предстоящих мероприятий на высшем уровне.

Подчеркнуто, что испытанные временем крепкие узы дружбы и добрососедства являются прочной основой для углубления взаимовыгодного сотрудничества между Узбекистаном и Туркменистаном, прежде всего в сферах торговли, транспорта, сельского хозяйства, энергетики и других отраслях.

Выражена готовность и далее активно содействовать расширению межрегиональных контактов и культурно-гуманитарных обменов.

В завершение разговора главы государств подт­вердили взаимную приверженность дальнейшему укреплению стратегического партнерства между Узбекистаном и Туркменистаном в целях устойчивого развития и процветания двух дружественных стран и всего региона Центральной Азии.

УзА.

 

Указ
Президента Республики Узбекистан

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ДО 2030 ГОДА

В стране проводится последовательная работа в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения санитарной и экологической обстановки.

Вместе с тем результаты проведенного анализа свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода и стратегического планирования при осуществлении функций государства в сфере охраны окружающей среды, а также недостаточности полномочий природоохранного органа для эффективного выполнения поставленных задач.

В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды, внедрения эффективных механизмов профилактики, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства, усиления персональной ответственности руководителей государственных органов и хозяйствующих субъектов, граждан за санитарное и экологическое состояние населенных пунктов республики, а также обеспечения достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года:

1. Утвердить:

а) Концепцию охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению N№ 1, предусматривающую меры по:

сохранению и обеспечению качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, почв, недр, биоразнообразия, охраняемых природных территорий) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов;

приоритетному использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность;

расширению охраняемых природных территорий;

обеспечению экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;

совершенствованию экологически безопасной системы обращения с отходами;

формированию экологической культуры населения, повышению уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усилению роли гражданского общества;

б) "Дорожную карту" по реализации в 2019-2021 годах Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до
2030 года
(далее - "Дорожная карта") согласно приложению N№ 2.

Установить, что Концепция реализуется поэтапно на основе отдельно утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбеки­стан на трехлетний срок "дорожных карт" исходя из достигнутых результатов, целевых показателей и основных направлений охраны окружающей среды на соответствующий период.

2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии):

в срок до 1 декабря 2021 года на основе тщательного изучения итогов реализации "Дорожной карты" обеспечить разработку и внесение на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта "Дорожной карты" на последующий период;

вести действенный мониторинг за ходом исполнения "дорожных карт".

3. Возложить персональную ответственность на:

первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра транспорта Республики Узбекистан Раматова А.Ж. - за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в рамках реализации Концепции и "Дорожной карты";

председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т. - за достижение целевых показателей Концепции.

4. Одобрить предложения Госкомэкологии, Экологической партии Узбекистана и общественности о введении моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд (далее - мораторий).

Определить, что:

а) мораторий действует с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года;

б) в период действия моратория уполномоченным государственным органам запрещается выдавать разрешения на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, за исключением случаев, установленных в настоящем пункте;

в) мораторий не распространяется на:

санитарную обрезку и вырубку деревьев и кустарников, поврежденных в результате воздействия природных факторов или вредителей, болезней растений, засыхающих или высохших, а также угрожающих безопасности жизни и здоровья человека, имуществу юридических и физических лиц;

вырубку деревьев и кустарников (тополь и другие быстрорастущие породы, тутовые плантации, фруктовые деревья и кустарники), выращиваемых для получения древесины и плодов;

вырубку деревьев и кустарников, выращиваемых на плантациях и/или являющихся собственностью юридического или физического лица.

Министерствам и ведомствам, а также органам хозяйственного управления и исполнительной власти на местах строго обеспечить сохранение деревьев и кустарников, в том числе путем применения практики их пересаживания, на этапе выбора и отвода земельных участков для строительства и проектирования строительства объектов, а также при создании инженерно-коммуникационной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение, канализация, железные и автомобильные дороги и другие).

5. Кабинету Министров Республики Узбеки­стан в двухнедельный срок утвердить комплекс организационно-правовых мер по кардинальному совершенствованию системы охраны деревьев и кустарников, в том числе предусматривающих усиление ответственности за незаконную вырубку, повреждение либо уничтожение деревьев и кустарников.

Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству совместно с Госком­экологии и ассоциацией "Хунарманд" в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по обеспечению ремесленников, производящих продукцию народных художественных промыслов и прикладного искусства, древесиной, в том числе из ценных видов пород.

Госкомэкологии в срок до 1 ноября 2020 года внести предложения относительно целесообразности продления действия моратория исходя из эффективности принятых мер по охране деревьев и кустарников.

6. Республиканскому совету по координации деятельности органов самоуправления граждан совместно с Госкомэкологии обеспечить осуществление комиссиями органов самоуправления граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению контроля за соб­людением экологических требований при санитарной обрезке и вырубке зеленых насаждений, а также их переработке и утилизации отходов, включая коммерческое использование древесины, с привлечением негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

7. Одобрить предложения:

Союза молодежи Узбекистана об организации совместно с Экологической партией Узбекистана экологических акций, направленных на формирование у молодежи бережного отношения к окружающей среде, сохранение природы и недопущение загрязнения воздуха, воды и почвы, причинения ущерба флоре и фауне;

Республиканского центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" о проведении не реже одного раза в год социологических исследований по изучению общественного мнения по актуальным вопросам охраны окружающей среды.

8. Ввести с 1 ноября 2019 года порядок, в соответствии с которым:

председатель Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, начальники управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента ежегодно представляют соответственно Жокаргы
Кенесу Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в регионе
;

начальники районных (городских) инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды ежегодно представляют соответственно районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в районе (городе).

9. Установить с 1 ноября 2019 года порядок, согласно которому проведение государственными инспекторами Госкомэкологии оперативных контрольных мероприятий при выявлении следующих случаев осуществляется без предварительного согласования с уполномоченным органом, координирующим деятельность контролирующих органов, с последующим обязательным его уведомлением путем регистрации проведенной проверки в Единой системе электронной регистрации проверок в течение двадцати четырех часов с момента начала проверки:

несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов;

плавление битума без применения специальных технических устройств, сжигание стерни, опавших листьев и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах;

сверхнормативный или несанкционированный сброс сточных вод на рельеф местности или в открытые водоемы, а также в систему коммунальной канализации;

забор воды из природных (естественных) водных объектов без разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

незаконная рубка деревьев, сбор и заготовка или уничтожение дикорастущих растений, охота или добывание диких животных (в том числе рыбы);

несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами;

несоблюдение требований законодательства при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, саев, ручьев и озер, а также укреплению их берегов.

10. Запретить:

с 1 января 2020 года ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";

с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" моторного топлива экологического класса ниже "Евро-3", а с 1 января 2023 года - моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";

с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" в целях эксплуатации и реализации колесных транспортных средств категорий "М" и "N", оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса "Евро-4".

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить порядок экологической сертификации ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий "М" и "N" на соответствие требованиям экологического класса.

11. Согласиться с предложением Госкомэкологии о передаче его полномочий по выдаче разрешений на добывание диких животных и специальное пользование объектами растительного мира Комитету Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениям по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.

12. Госкомэкологии:

а) в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

порядок проведения обязательных общественных обсуждений и слушаний проектов оценки воздействия на окружающую среду на намечаемые виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), до проведения государственной экологической экспертизы;

предложения по инвентаризации хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), на предмет обеспеченности очистными сооружениями, а также реализации мер по их обязательной установке в соответствии с законодательством;

б) обеспечить организацию выдачи экологических сертификатов для ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий "М" и "N", оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, на основе идентификации законодательных актов государств-экспортеров колесных транспортных средств в части выполнения требований при производстве колесных транспортных средств требованиям не ниже "Евро-4" или представленных заявителями документов, подтверждающих соответствие указанных колесных транспортных средств по уровню токсичности требованиям экологического класса не ниже "Евро-4";

совместно с Агентством "Узстандарт", АО "Узавтосаноат", Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 декабря 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по организации на базе ГУП "Центр государственной экологической сертификации и стандартизации" при Госкомэкологии современного лабораторного комплекса по определению экологического класса колесных транспортных средств;

в) усилить работу по повышению экологической культуры населения, а также организации широкомасштабной пропагандистской деятельности, уделив особое внимание профилактике правонарушений в сфере экологии и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами;

г) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством здравоохранения, Министерством инновационного развития, Государственным комитетом промышленной безопасности в срок до 1 октября 2020 года с учетом международного опыта разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "Об отходах" в новой редакции, в том числе предусматривающего:

введение системы классификации отходов на основе отраслей промышленности и/или химико-физических параметров взамен системы пяти классов опасности;

экономическое стимулирование разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве, а также технологий по переработке отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;

обеспечение организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;

организацию системы сбора, использования и/или обезвреживания товаров, утративших свои потребительские свойства и содержащих в своем составе опасные вещества (ртутные термометры, батарейки, ртутьсодержащие лампы и другие);

организацию системы сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения медицинских отходов.

13. Кабинету Министров Республики Узбеки­стан в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих:

усиление ответственности за воспрепятствование проведению государственными инспекторами Госкомэкологии проверки, отказ в допуске для обследования территорий и помещений хозяйствующих субъектов либо иное воспрепятствование выполнению ими служебных обязанностей, а также невыполнение физическими или юридическими лицами предписаний об устранении
нарушения требований законодательства в сфере экологии и охраны окружающей среды;

реорганизацию и оптимизацию органов экологической экспертизы, подачу материалов оценки воздействия на окружающую среду по видам деятельности, относящимся к IV категории воздействия на окружающую среду (локальное воздействие), в упрощенной форме, внедрение электронной системы подачи и приема документов, пересмотр перечня видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

14. Министерству финансов Республики Узбекистан в целях выполнения задач, вытекающих из настоящего Указа, выделить Госкомэкологии дополнительный лимит на содержание 184 единиц автотранспортных средств за счет внебюджетных средств Госкомэкологии, из расчета обеспечения аналитических лабораторий и инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов) по одной единице специального автотранспорта.

15. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению целей и задач настоящего Указа, а также хода реализации Концепции и "Дорожной карты".

16. Внести изменения и дополнения в Перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, утвержденный Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года N№ УП-5490, согласно приложению N№ 3.

17. Госкомэкологии совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.

Президент
Республики Узбекистан                        Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
30 октября 2019 года.

 

 

Постановление
Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В целях формирования цельной и независимой системы комплексного изучения, анализа и оценки осуществляемых реформ по построению сильного и справедливого гражданского общества, повышению эффективности механизмов социального партнерства и общественного контроля, созданию научно-практической площадки для разработки предложений по их дальнейшему развитию, а также обеспечению эффективной деятельности Консультативного совета по развитию граждан­ского общества при Президенте Республики Узбекистан:

1. Согласиться с предложением Совета учредителей Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества о преобразовании института в Центр развития гражданского общества (далее - Центр).

2. Принять к сведению, что основными задачами и направлениями деятельности Центра являются:

изучение состояния и развития диалога с народом, проведение системного анализа открытости деятельности государственных органов;

содействие в организации и проведении фундаментальных и прикладных исследований с участием научных и экспертных кругов в области развития гражданского общества, разработка на основе обобщения их результатов предложений по дальнейшему совершенствованию национальной модели развития гражданского общества и определению стратегических направлений на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

организация системного изучения и анализа сос­тояния нормативно-правового регулирования развития гражданского общества и правоприменительной практики в данной сфере, подготовка предложений по совершенствованию организационно-правовых и экономических основ деятельности институтов гражданского общества, созданию благоприятных условий для расширения их участия в общественном управлении;

организация изучения и анализа осуществления социального партнерства и общественного конт­роля, разработка предложений по внедрению современных механизмов эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, мер поддержки и поощрения их деятельности;

организация разработки и внедрения индикаторов оценки развития гражданского общества, уровня взаимодействия его институтов с государственными органами, а также его вклада в социально-экономическое развитие страны, подготовка на их основе периодических и специальных научно-аналитических докладов и других материалов о состоянии и тенденциях развития гражданского общества в Узбекистане;

изучение и системный анализ процессов углубления демократических реформ, участия институтов гражданского общества в решении общественно-политических, социально-экономических и иных задач, могущих влиять на социальное самочувствие населения, осуществления ими представительства и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;

системный анализ уровня развития конкурентной многопартийной системы, разработка предложений по повышению эффективности мероприятий, проводимых политическими партиями в интересах своего электората;

системное изучение проблем участия негосударственных некоммерческих организаций в развитии институтов гражданского общества, повышении гражданской активности, а также разработке и реализации программ социально-экономического развития страны;

организация проведения научно-практических конференций и семинаров, общественных слушаний по актуальным вопросам, волнующим гражданское общество, анализ и обобщение их итогов, разработка на этой основе предложений по расширению участия институтов гражданского общества в решении социально-экономических и общественно-политических задач;

организация системного изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в области развития гражданского общества и ее практических результатах, проведение соответствующих социальных исследований;

содействие представителям институтов гражданского общества в формировании соответствующих профессиональных навыков и повышении уровня их деловой квалификации;

разработка оптимальных подходов по организации открытого диалога между государством и обществом, развитию институтов гражданского общества, налаживанию механизмов обратной связи с населением, решению актуальных проб­лем граждан, изучение опыта развитых демократических стран по содействию институтам гражданского общества в развитии международного сотрудничества;

организационно-методическое, информационное обеспечение деятельности Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан.

3. Одобрить структуры Центра и его региональных отделений с общей предельной численностью управленческого персонала в количестве 115 единиц согласно приложениям N№N№ 1 и 2.

Принять к сведению, что директор Центра вправе вносить, при необходимости, изменения в структуры Центра и его региональных отделений в пределах установленной общей штатной численности.

4. Установить, что:

Центр является юридическим лицом в форме негосударственной некоммерческой организации;

Центр является правопреемником по правам, обязательствам и договорам, включая международные договоры, преобразуемого Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества;

директор Центра по должности является заместителем руководителя Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан;

проекты всех нормативно-правовых актов, затрагивающие права и законные интересы институтов гражданского общества, также в обязательном порядке согласовываются с Центром;

Центр вправе привлекать на договорной основе экспертов ведущих научных, образовательных и аналитических, в том числе зарубежных, учреждений для выполнения своих задач;

руководители государственных органов оказывают Центру всемерное содействие, в том числе создают необходимые условия для выполнения Центром своих задач, а также своевременно предоставляют запрашиваемые сведения, рассматривают материалы и рекомендации, внесенные по итогам анализов, проведенных Центром;

с 1 ноября 2019 года при определении должностных окладов работников Центра согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифные коэффициенты применяются с увеличением в два раза.

Отметить, что финансирование мероприятий, предусмотренных абзацем восьмым настоящего пункта, осуществляется в виде субсидий за счет средств, выделяемых Парламентской комиссией по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

5. Сохранить порядок содержания Центра за счет средств Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

Определить дополнительными источниками финансирования деятельности Центра:

гранты, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития Республики Узбекистан;

гранты международных финансовых и других институтов, зарубежных организаций;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;

поступления, поступившие от хозяйственной деятельности и оказания услуг на договорной основе, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

Рекомендовать Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, а также организациям - учредителям Центра ежегодно предусматривать необходимые средства на финансирование мероприятий, связанных с выполнением основных задач и направлений деятельности Центра на основе его заявок.

6. Рекомендовать Центру:

регулярно проводить семинары, научные и экспертные обсуждения по вопросам развития гражданского общества;

создать научно-учебные лаборатории с привлечением в качестве стажеров-исследователей слушателей Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, а также студентов (слушателей) высших и других образовательных учреждений, подготавливающих кадры по экспертно-аналитическому направлению;

совместно с Министерством иностранных дел и Министерством финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о направлении в 2020-2022 годах работников Центра на стажировку в ведущие зарубежные исследовательские и аналитические институты, специализирующиеся в вопросах развития гражданского общества, с финансированием данных затрат за счет средств Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.

7. Установить, что:

а) результаты изучений и анализов по развитию гражданского общества, проведенных Центром, подлежат:

регулярному обсуждению на заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан и его Президиума, по итогам которых принимаются соответствующие меры;

регулярному освещению в средствах массовой информации, на центральных государственных телеканалах, в печатных изданиях и на веб-сайте данного Центра.

Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан внедрить практику рассмотрения на заседаниях парламента и его комитетов (комиссий) результатов изучений и анализов по развитию гражданского общества, проведенных Центром;

б) Центр ежегодно вносит доклад о состоянии и тенденциях развития гражданского общества в Узбекистане на рассмотрение Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан, который, в свою очередь, информирует Президента Республики Узбекистан.

8. Рекомендовать Центру в трехмесячный срок разработать и утвердить индикаторы оценки развития гражданского общества, уровня взаимодействия его институтов с государственными органами и организациями, а также их вклада в социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны, в том числе в рамках реализации Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года.

9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

а) обеспечить сохранение за региональными отделениями Центра права безвозмездного пользования на занимаемые помещения;

б) за счет средств дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента:

создать необходимые материально-технические условия для эффективного выполнения региональными отделениями Центра своих задач и функций;

организовать проведение работ по текущему ремонту зданий и помещений, оснащению их современной оргтехникой, мебелью и необходимыми видами связи на основе заявок региональных отделений Центра.

10. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать содействие Центру в налаживании тесного сотрудничества с зарубежными исследовательскими учреждениями, а также в привлечении их квалифицированных специалистов для обмена опытом и совершенствования навыков по организации изучения и анализу развития гражданского общества на основе современных методов и подходов.

11. Включить Центр:

а) в Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 октября 2016 года N№ 336;

б) в реестр обязательной рассылки:

статистической информации Государственного комитета по статистике, министерств финансов, экономики и промышленности, занятости и трудовых отношений, внутренних дел, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Генеральной прокуратуры, Верховного суда Республики Узбеки­стан, других министерств и ведомств;

бюллетеней и ежедневных сводок Центра по вопросам массовых коммуникаций Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан;

обзоров зарубежной прессы и аналитических докладов научно-исследовательских институтов в социально-экономической сфере, в том числе Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономики и промышленности, Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

12. Указать на персональную ответственность:

и.о. председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаева А.Д. и генерального директора Национального информационного агентства Узбекистана Кучимова А.К. - за постоянное освещение в средствах массовой информации, на центральных государственных телеканалах и в печатных изданиях результатов изучения и анализа развития гражданского общества;

руководителей министерств, ведомств, других государственных органов, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента - за оказание всестороннего и полного содействия Центру в эффективной реализации его задач.

13. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2017 года N№ ПП-2851 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества".

14. Министерству юстиции Республики Узбекистан осуществить в установленном порядке перерегистрацию Центра в соответствии с настоящим постановлением.

15.Центру совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р.С.

Президент
Республики Узбекистан                             Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
30 октября 2019 года.

 

Ташкент принимает глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества

1-2 ноября 2019 года в Ташкенте состоится очередное заседание Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС под председательством узбекской стороны. Одной из главных задач предстоящего мероприятия является поиск совместных решений, направленных на активизацию многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между государствами-членами ШОС.

В заседании примут участие делегации высокого ранга из 8 государств-членов, 4 наблюдателей (Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия), а также около 10 международных организаций.

Шанхайская организация сотрудничества, созданная в 2001 году, превратилась в полноценную структуру, играющую существенную роль на евразийском пространстве. Международным сообществом она воспринимается как одно из самых успешных "молодых" объединений.

Потенциал ШОС, пространство которой занимает две трети Евразии, - колоссальный. В странах организации проживает более 2 миллиардов экономически активного населения. Здесь представлены все технологические кластеры, все виды полезных ископаемых. Совокупный объем ВВП стран "семьи ШОС" составляет более 20 процентов от мирового.

За 18 лет Шанхайская организация сотрудничества прошла огромный путь развития. С 2017 года, с вступлением Индии и Пакистана - двух ведущих азиатских стран, она превратилась в самую крупную региональную организацию с глобальной повесткой дня. Спектр деятельности ШОС сегодня включает в себя самые широкие вопросы - от политики и безопасности, борьбы с терроризмом, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества до экологической повестки.

Узбекистан как одно из государств-учредителей ШОС неуклонно выступает за дальнейшее укрепление многопланового взаимодействия в рамках данной организации, повышение ее международного авторитета.

Наряду с вопросами обеспечения региональной безопасности и стабильности официальный Ташкент считает, что ШОС может сыграть ключевую роль в экономическом развитии ее государств-членов, в том числе путем эффективного использования огромного транспортного и транзитного потенциала "шосовского пространства".

В этой связи в последние годы Узбекистан в значительной степени активизировал свое участие в деятельности организации, выдвигая значимые инициативы, направленные на дальнейшее совершенствование ее работы по многим направлениям. Так, на Астанинском, Циндаоском и Бишкекском саммитах глав государств Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым были выдвинуты конкретные предложения в сфере политики и безопасности, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах.

По инициативе Ташкента соз­даны новые платформы сотрудничества - Центр народной дипломатии ШОС в Ташкенте, механизм встречи руководителей железнодорожных администраций, Международный университет туризма "Шелковый путь" в Самарканде, приняты Совместное обращение глав государств-членов ШОС к молодежи и Программа действий по реализации его положений, "Дорожная карта" по сотрудничеству научно-исследовательских учреждений государств-членов ШОС на 2019-2020 годы, Программа о межрегиональном сотрудничестве, Концепции сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий и другие.

Среди задач узбекской дипломатии на среднесрочную перспективу в рамках ШОС - разработка Стратегии ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров, Концепции взаимодействия в области "умного" сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, Программы "Зеленого пояса" ШОС и другие.

Предстоящее заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС послужит хорошей платформой для обсуждения актуальных вопросов повестки дня организации.

На Ташкентской встрече премьер-минист­ров стран ШОС ожидается принятие солидного пакета документов, нацеленных на придание нового импульса многостороннему торгово-экономическому сотрудничеству, взаимодействию в сфере транспорта, таможни и охраны окружающей среды.

На полях заседания планируется подписание меморандумов ШОС со структурами ООН, что является демонстрацией растущего международного потенциала организации.

Разумеется, многосторонняя площадка встречи глав правительств стран ШОС позволит им провести двусторонние переговоры, "сверить часы" по актуальным вопросам региональной и международной повестки, а также наметить перспективы дальнейшего взаимодействия. По мнению международных экспертов, встреча глав правительств ШОС станет значимым событием международного масштаба.

ИА "Дунё".

 

Результаты - в реальных показателях

Проводимые реформы в судебно-правовой сфере нацелены в первую очередь на демократизацию и либерализацию системы, защиту прав и законных интересов граждан. Меры, реализуемые в рамках Стратегии действий, ведут к поэтапному развитию, в том числе к повышению уровня доступа к правосудию, эффективности судопроизводства, решению ключевых вопросов сферы. Проведенная работа за отчетный период - девять месяцев - это еще один шаг к достижению намеченных целей. Анализ этой деятельности свидетельствует о том, что осуществляемые по инициативе главы нашего государства реформы в судебной системе позволили достигнуть конкретных результатов в сфере отправления правосудия.

Уголовных дел меньше, чем в прошлом году

За девять месяцев этого года судами по уголовным делам рассмотрено 20 627 дел в отношении 26 859 лиц. Эти показатели на 28,2 процента дел и 27,2 процента лиц меньше, чем за аналогичный период 2018-го. При этом 576 лиц оправданы и реабилитированы, количество осужденных составило 20 818, из них в отношении 5300 назначено наказание в виде лишения свободы, а в отношении 14 482 - другие их виды, 1036 лиц осуждены условно.

В числе осужденных - 18 429 мужчин, 2389 женщин, 8036 молодых людей (в том числе 378 несовершеннолетних) и 674 лица старше 60 лет. Также 2306 граждан освобождены из-под стражи в зале суда в связи с назначением им наказаний, не связанных с лишением свободы, 19 667 освобождены от отбывания наказания условно-досрочно, 6041 назначенное наказание заменено на более мягкое, из обвинения 5116 лиц исключены или переквалифицированы статьи, необоснованно вмененные органами предварительного следствия.

На основании гарантийных писем Союза молодежи 202 лицам, Комитета женщин - 175 женщинам и сходов граждан махаллей - 1078 лицам назначены наказания, не связанные с лишением свободы.

В сравнении с аналогичным периодом прош­лого года сократились показатели судимости по таким видам преступлений, как угон транспортного средства, мошенничество, незаконный выезд за границу или незаконный въезд, умышленное убийство, разбой, грабеж, хищение путем присвоения или растраты, кража, хулиганство, нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, умышленное тяжкое и средней тяжести телесное повреждение, уклонение от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц, содержание притонов или сводничество, торговля людьми, злоупотребление властью или должностными полномочиями, должностной подлог, организация и проведение азартных и других основанных на риске игр.

За отчетный период в результате эффективного применения института примирения 4613 лиц освобождены от уголовной ответственности. В отношении 2327, возместивших материальный ущерб в размере более 362,2 млрд сумов, назначены наказания, не связанные с лишением свободы.

9869 уголовных дел, то есть почти 47,9 процента, рассмотрено в ходе выездных судебных заседаний. Кроме этого, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда в надзорном порядке рассмотрено 1094 дела в отношении 1355 лиц. Отменены решения нижестоящих судов в отношении 812 лиц и изменены судебные решения в отношении 403 лиц.

Динамика по гражданским и административным делам

За тот же период судами по гражданским делам рассмотрено 138 962 дела, что на 19,1 процента меньше, чем за аналогичный период 2018 года.

Вынесены 60 282 судебных приказа о взыскании обязательных платежей на сумму более 69 млрд сумов. Эти показатели уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 71,3 процента и 68,1 процента соответственно.

По рассмотренным гражданским делам вынесено 120 081 судебное решение, по которым более 86,4 процента требований удовлетворено. 52 696 гражданских дел рассмотрено в ходе выездных судебных заседаний.

Проведено 5375 встреч и открытых диалогов с населением. Кроме этого, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда в надзорном порядке рассмотрено 791 дело. Отменено 255 решений судов первой инстанции и изменено 95 судебных решений.

За девять месяцев административными судами рассмотрено 12 159 дел, вытекающих из публично-правовых отношений. В результате этого восстановлены права 8444 граждан и юридических лиц.

Также за отчетный период административными судами в отношении 344 198 лиц рассмотрено 276 461 дело о правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административной ответственности. При этом в отношении 209 453 лиц применены административные взыскания в виде штрафа, лишения специального права, административного ареста и выдворения за пределы Республики Узбекистан.

Административными судами в отношении 23 407 лиц рассмотрены 23 032 дела о правонарушениях, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения и уклонением водителей транспортных средств и других участников дорожного движения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Из них в отношении 22 742 лиц применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права управления транспортными средствами и административного ареста.

В отношении 16 425 лиц рассмотрены 16 056 дел о правонарушениях, связанных с нарушением водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшим причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо существенного материального ущерба. Из них в отношении 14 393 лиц применено административное взыскание в виде штрафа, а 691 лицо лишено права управления транспортными средствами.

Кроме того, 170 980 дел, то есть 57,2 процента от всех дел, рассмотрено административными судами в ходе выездных заседаний. Судебной коллегией по административным делам Верховного суда в надзорном порядке рассмотрено 2657 жалоб и протестов, из них 513 изучено на основе материалов дел. Отменено 275 и изменено 41 решение нижестоящих судов.

Экономическими судами рассмотрено свыше
140 тысяч дел

Приняты судебные решения о взыскании в пользу истцов 8,9 трлн сумов. Количество рассмотренных дел по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 56,7 процента. За прошедший период наибольшее количество дел рассмотрено экономическими судами Ташкента, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Джизакской и Андижанской областей.

Большая часть, а именно 89 807 дел, были рассмотрены в рамках выездных судебных заседаний. 2637 - в режиме видеоконференц­связи, что в итоге позволило сэкономить средства сторон на сумму более 1,8 млрд сумов.

Рассмотрены 22 674 дела, касающихся защиты прав субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и в их пользу взысканы средства на сумму 970,7 млрд сумов.

Основную часть дел, рассмотренных экономическими судами, составили дела, вытекающие из договоров о поставке продукции, конт­рактации, кредите и оказании коммунальных услуг. Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда в надзорном порядке рассмотрено 500 надзорных жалоб и протестов. Отменено 256 и изменено 92 решения, принятых нижестоящими судами.

Кроме того, за прошедший период принято пять постановлений Пленума Верховного суда. Среди них - "О судебной практике по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора", "О решении суда", "О некоторых вопросах применения норм Экономического процессуального кодекса Республики Узбеки­стан в суде первой инстанции",
"Об определениях суда первой инстанции по гражданским делам" и "О практике взыскания судебных расходов по административным делам", которые направлены на обеспечение прав и законных интересов граждан и способствуют точному и единообразному применению законов в этой сфере и формированию единой судебной практики.

Вместе с тем анализ проведенной работы свидетельствует, что перед судебной системой стоит ряд актуальных задач, решение которых позволит достичь определенного главой государства уровня правосудия.

Уже сегодня проводится полномасштабная работа по повышению эффективности апелляционного и кассационного рассмотрения дел, совершенствованию их рассмотрения в надзорном порядке. Обращено долж­ное внимание на вынесение судьями справедливых решений, своевременное рассмотрение дел, предотвращение нарушений процессуального законодательства и принятие не­обоснованных решений. Повышение качества рассмотрения жалоб и проведения судьями приемов граждан, выездных судебных заседаний, открытых и прямых диалогов с населением также является одним из основных приоритетов в деятельности судов.

Главное - необходимо всем нам, осознавая высокую ответственность статуса судейства, на основе критического анализа принять меры по повышению уровня судопроизводства, оправдать высокое доверие народа и Президента.

Икром Муслимов.
Заместитель председателя
Верховного суда Республики Узбекистан.

 

Основные этапы избирательного процесса в Узбекистане

Конституционно-правовой институт выборов, его демократизм занимают центральное место в системе политических прав граждан. Благодаря ему граждане могут непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении государственными и общественными делами. В Конституции Узбекистана закреплено, что народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией и законодательством, принятым на ее основе.

Создание и укрепление в Узбекистане избирательной системы, отвечающей международным демократическим стандартам, осуществляются в рамках поэтапной и последовательной реализации реформ в области государственного и общественного строительства. Национальное законодательство о выборах совершенствуется с учетом отечественного опыта, правоприменительной практики и рекомендаций международных организаций.

Нынешняя избирательная кампания проходит в новых условиях, когда нормы законов о выборах унифицированы в едином Избирательном кодексе. Тем самым законодательство о выборах Республики Узбекистан включает Конституцию, Избирательный кодекс и иные акты законодательства, среди которых важными и определяющими являются нормативно-правовые акты Центральной избирательной комиссии.

Прежде всего необходимо отметить, что в Основном Законе закреплена норма, согласно которой выборы в нашей стране проводятся раз в пять лет, а также в определенное время - первое воскресенье третьей декады декабря, в год окончания конституционных полномочий представительных органов власти.

Согласно статье 14 Избирательного кодекса Центральная избирательная комиссия возглавляет систему независимых избирательных комиссий, образуемых для проведения выборов, и осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением кодекса, обеспечивает его единообразное применение.

Законодательно закреплено за Цент­ризбиркомом полномочие объявления начала избирательной кампании по выборам депутатов Законодательной палаты, местных Кенгашей. 20 сентября этого года объявлен ее старт, определена дата выборов - 22 декабря 2019 года.

Согласно Избирательному кодексу политические партии являются основными субъектами выборов. ЦИК принял постановление о допуске пяти политических партий к участию в выборах. С 18 октября по 7 ноября этого года политические партии должны провести съезды и курултаи, пленумы, на которых будут выдвинуты кандидаты в депутаты Законодательной палаты и местных Кенгашей. Правом выдвижения кандидатов в депутаты обладают исключительно только политические партии.

После регистрации кандидатов в депутаты начнется основной этап избирательной кампании - предвыборная агитация, позволяющая кандидатам ознакомить избирателей со своими предвыборными программами, завоевать их поддержку и в конечном итоге - получить большинство голосов для изб­рания депутатами соответствующего представительного органа
власти.

При этом избирательными комиссиями всех уровней будут созданы равные условия для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации, использовании средств массовой информации, в том числе телевидения, радио, печатных органов.

Определены и сроки проведения каждого этапа избирательного процесса, все мероприятия проводятся строго по календарю. При этом все этапы избирательного процесса имеют точки отсчета - до дня выборов.

Согласно статье 8 Избирательного кодекса подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Обеспечиваются открытость и гласность всей избирательной кам­пании.

Областные, районные, городские избирательные комиссии образуются соответствующими местными Кенгашами не менее чем за восемьдесят дней до выборов в составе семи-пятнадцати членов комиссии и осуществляют полномочия до объявления начала следующей избирательной кампании.

Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательной палаты образуется Центральной избирательной комиссией, а окружная избирательная комиссия по выборам в местные Кенгаши образуется соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией - не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и шести- восьми других членов комиссии.

Участковая избирательная комиссия образуется окружной избирательной комиссией не менее чем за сорок дней до выборов в составе пяти-девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря.

В настоящее время образованы избирательные округа и избирательные участки, их списки с указанием границ и численности избирателей опубликованы в печати. 150 избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента.

Для выборов в местные Кенгаши образуются избирательные округа:

- в областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов - не более шестидесяти избирательных округов;

- в районные и городские Кенгаши народных депутатов - не более тридцати избирательных округов. От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуются соответствующей избирательной комиссией не менее чем за семьдесят пять дней до выборов.

По республике образовано более 6,7 тысячи округов по выборам депутатов местных Кенгашей, и более 10 тысяч избирательных участков, при этом 53 участка - при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах.

Хотелось бы отметить, что избирательные комиссии проводят организационно-подготовительную работу по оснащению избирательных участков необходимыми для проведения голосования избирательными урнами, кабинами для тайного голосования, изготовлением избирательных бюллетеней, составлению списков избирателей, их оповещению о предвыборных встречах кандидатов.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, образовании избирательных округов, участков, составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах, а также об итогах голосования и выборов.

Избирательные комиссии также проводят работу по регистрации доверенных лиц кандидатов, наблюдателей и уполномоченных лиц политических партий, которые вправе наблюдать за ходом подготовки и проведения выборов.

Во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Законодательной палаты, депутаты местных Кенгашей, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций.

Кроме того, на избирательные комиссии возлагается большая ответственность за соблюдение требований обеспечения функционирования Единого электронного списка избирателей, который был апробирован на мест­ных выборах в столице в 2017 году.

Избирательные комиссии проводят досрочное голосование, голосование в день выборов, 22 декабря этого года, осуществляют подсчет голосов на участке, в округе, соответствующей территории и подводят итоги выборов.

Таким образом, подготовка и проведение выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов осуществляются в строгом соответствии с требованиями Избирательного кодекса и других нормативно-правовых актов. В них закреплены основные этапы избирательного процесса: объявление начала избирательной кампании; образование избирательных округов; образование избирательных участков; формирование избирательных комиссий различных уровней; составление списков избирателей; допуск политических партий к участию в выборах; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов в депутаты; осуществление предвыборной агитации; проведение голосования; подсчет голосов и определение результатов выборов.

Открытость, прозрачность процедур, состязательность и законность - вот важнейшие условия, которые предстоит реализовать на всех этапах избирательного процесса. Только в этих условиях избирательная кампания станет важнейшим вкладом в углубление проводимых в стране масштабных государственно-правовых реформ.

Махмуд Истамов.
Заместитель председателя ЦИК.

 

 

Культура и спорт расширяют границы

1 ноября в Самарканде стартует масштабный проект под названием "Samarkand Half Marathon", нацеленный на привлечение внимания широкой общественности
к проблеме доступности и инклюзивности объектов культуры и искусства, а также популяризацию здорового образа жизни и развитие спортивного туризма в Узбекистане. В самом полумарафоне примут участие как опытные, так и начинающие бегуны. Предусмотрены дистанции длиной 21, десять и два километра. Также в ходе подготовки к мероприятию Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан проводит исследование, посвященное проблеме инклюзивности. В рамках него будут организованы пилотные мониторинги доступности театров, музеев, парков, а также других культурных учреждений для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения.

В преддверии старта полумарафона в столице прошла пресс-конференция с участием организаторов, партнеров, спонсоров и участников масштабного проекта. На встрече отмечалось, что все полученные средства будут направлены на реализацию экспериментального проекта в одном из театров Ташкента. Программа подразумевает постановку пьесы с использованием тифлокомментирования (лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений). Для этого будет приобретено необходимое оборудование, а также организовано обучение специалистов. Для реализации инициативы Фонд развития культуры и искусства привлекает к сотрудничеству иностранных партнеров, в частности, установлен контакт с Институтом "Реакомп" - ведущей российской компанией, занимающейся разработкой технологии для реабилитации незрячих и слабовидящих людей.

Как заявляют организаторы полумарафона, на протяжении всего маршрута участники забега смогут увидеть ключевые достопримечательности города, а его старт будет дан со знаменитого ансамбля Регистан. Трасса полумарафона сертифицирована Международной ассоциацией легкоатлетических федераций IAAF и Ассоциацией международных марафонов и пробегов AIMS. Все участники забега, уложившиеся в лимит времени для каждой дистанции, получат на финише памятные медали. Для победителей учрежден призовой денежный фонд. Для участия в самарканд­ском полумарафоне прибудут лидеры бегового сообщества из России, Казахстана и Кыргызстана.

- Это первое благотворительное мероприятие такого масштаба, проводимое в нашей стране, - рассказывает начальник отдела развития образования Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Мадина Бадалова. - Помимо самого забега, мы планируем провести в Самарканде ряд крупных культурных мероприятий. Речь идет о привлечении внимания широкой общественности к проблеме инклюзии на объектах культуры. Наш фонд инициировал долгосрочную программу, направленную на модернизацию культурных объектов страны.

Как подчеркивалось на встрече, самаркандский полумарафон несет в массы идею активного образа жизни и поддерживает благую цель - сделать культуру доступной для всех, в том числе для людей с инвалидностью.

В этом году Агент­ством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан была разработана "Дорожная карта" проекта "Ko'ngil Ko'zi", которая предполагает конкретные действия по дальнейшей социальной адаптации людей с инвалидностью, обеспечению незрячих и слабовидящих людей учебной, художественной и научной литературой. Отмечалась важность оказания поддержки благотворительным проектам, касающимся создания инклюзивной среды.

- Самаркандский полумарафон - отличный пример того, как люди из разных сфер деятельности могут сотрудничать и создавать вместе что-то новое, а главное, полезное, - комментирует заместитель исполнительного директора Фонда культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбеки­стан Гаянэ Умерова. - Мы получили экспертную поддержку международных культурных институций, которые помогут фонду разработать долгосрочную стратегию по созданию инклюзивной среды на объектах культуры. Поддержало нас также правительство республики и крупные компании страны.

С их помощью мы смогли разработать международный проект и рассказать о нашей идее большому количеству людей, в том числе из зарубежных стран. В конце года мы опубликуем предварительный план по созданию доступной среды вокруг и внутри культурных учреждений Узбекистана. Это сложный процесс, который подразумевает не только перестройку инфраструктуры, но и реализацию долгосрочных образовательных и культурных проектов. Самаркандский полумарафон служит одним из наших крупных начинаний в этом направлении.

Элина Акопова.

 

 

 Всемирные армейские игры: 
8 золотых, 7 серебряных
и 5 бронзовых медалей

Среди 150 сборных, участвовавших во Всемирных армейских играх в китайском  городе Ухань, спортивная делегация Узбекистана заняла девятое место. В копилке наших военнослужащих двадцать наград - восемь золотых, семь серебряных и пять бронзовых медалей.

Наибольший вклад в общий успех внесла яркая дружина таэквондистов. Половина призов - в их активе. На высшую ступеньку пьедестала почета поднялись Мадинабону Маннапова, Светлана Осипова, Чарос Каюмова и Улугбек  Рашидов.  Серебряными и бронзовыми призерами стали  Сардор Тоиров, Динара Мамадибрагимова, Нигора  Турсункулова, Феруза Садыкова, Отабек Тургунбеков и Нияз Пулатов. Их достижения позволили в общем зачете занять первое место, опередив признанные сборные Китая, России и Бразилии.  Подчеркнем, что   награжденные земляки  имеют довольно высокий мировой  рейтинг и являются кандидатами на участие в Олимпийских играх в Японии. 

Свою лепту внесли также боксеры Мадияр Саидрахимов, Казымбек Мардонов, Шункор Абдурасулов и  Билолбек Мирзарахимов, а также  теннисистки Сабина Шарипова и Ясмина Каримжанова.

Тяжелая атлетика: 
претенденты на четыре лицензии

Уже становится привычным, что наши штангисты после международных турниров различного ранга возвращаются домой с большим багажом завоеванных медалей.

Не стал исключением и чемпионат Азии среди юношей и молодежи, завершившийся  в Пхеньяне (КНДР). Там наши парни и девушки завоевали сразу четырнадцать призов, шесть из которых -  с золотым отливом. Зарубежные эксперты особо  отметили выступление Кумушхон Файзуллаевой.  Она обновила два рекорда мира среди молодежи в весовой категории до 64 кг -
в рывке и  сумме двоеборья. Ее результаты позволяют надеяться на то, что и на Олимпиаде-2020 она сможет претендовать на призовое место.  

Заместитель председателя Республиканской федерации тяжелой атлетики Шахрулло Махмудов считает, что наши двадцатилетние Мухаммадкодыр Тоштемиров и   Азимжон Ходжиев тоже могут достойно выступить и среди взрослых. 

- Всего разыгрываются четыре путевки  на поездку в олимпийскую Японию, - сообщил он.  -  Высок рейтинг Ахмаджана  Эргашева, Акбара Джураева, Муатар Набиевой, которые довольно успешно выступили на чемпионате мира в Таиланде.  Теперь  в гонку за заветными квалификационными баллами включился и ближайший резерв сборной.

Не может не радовать наших тренеров, что и юношеская команда активно поддерживает авторитет признанной узбекской школы тяжелой атлетики. На счету нового поколения талантливых штангистов восемь медалей, три из них -  золотые.  
     

Бокс: без первых номеров

Чемпионат Узбекистана по боксу в этом сезоне стал по существу смотром резерва. После триумфального выступления на мундиале в Екатеринбурге (Россия),
где наша дружина заняла первое место в общекомандном зачете,  основная группа  ведущих мастеров  национальной сборной не вышла на республиканский ринг. 

Но большинство из них с трибун наблюдало за поединками и наверняка почувствовало, что почивать на лаврах долго не придется. Конкуренция за то, чтобы стать первыми номерами в сборной  в ряде  весовых категорий, заметно обострилась.   

Хорошее впечатление о себе оставил "мухач"   Умаркул Эрматов. Джизакский боксер продемонстрировал довольно интересный технический арсенал ударов, тактически грамотно провел все поединки и заслуженно завоевал титул чемпиона страны. Жаль, что   весовая категория до 49 кг исключена из олимпийской программы.

Отличился еще один боксер из Джизакской области - Фазылжон Абдумурадов (52 кг).  Увидеть, на что он способен в полной мере, не удалось. Из-за травмы на финальный бой не вышел соперник из Бухары  Мироншох Ибрагимов.

Теперь Фазылжону, чтобы принять участие в олимпийском лицензионном турнире,   необходимо встретиться  в отборочном спарринговом поединке с чемпионом мира Шахобиддином Зоировым. Предстоит серьезный экзамен.

На равных прошел бой в весовой категории между Ойбеком Джураевым (Ташкентская область) и Фазлиддином Каттакуловым (Сурхандарья)  в весовой категории до 56 кг. Мнения арбитров разделились. С минимальным преимуществом победил воспитанник Чирчикской школы-интерната олимпийского резерва Джураев. Первый значимый титул молодого боксера. Но сможет ли он противостоять другому чемпиону мира - Миразизу Мирзахалилову?

Самым лучшим боксером республиканского первенства признан еще один представитель столичной области - Абдумалик Халаков, который, заметим, уже "засветился" на международной арене. Но ему придется или сгонять вес или наоборот - прибавлять килограммы, так как  файтеры до 60 кг не будут представлены на Всемирных играх в Токио.

В финал пробились Эльнур Абдураимов (64 кг)  и Фанат Кахрамонов (75), не совсем удачно выступившие на чемпионате мира. Остались без наград. Ныне на республиканском ристалище  им пришлось доказывать, что они сильнейшие в Узбекистане. Эльнуру  удалось это подтвердить, самаркандец Фанат в решающем бою уступил с минимальным счетом Одылжону Аслонову, представителю бухарской школы бокса. Большая неожиданность.        

Новые имена,  претендующие на место в сборной, в тяжелых весовых категориях - Шухрат Абдуллаев (81),  Джамшид Абдуллаев (- 91) и Улугбек  Мубанов (+91).  Но вряд ли они сумеют выйти из тени таких признанных асов, как Дильшодбек Рузметов, Санжар Турсунов и Баходыр Джалалов. 

Примечательный факт чемпионата страны. Наметилась тенденция заметного  расширения географии бокса.  Среди победителей и призеров представители не только признанных центров этого мужественного вида спорта - Ташкентской, Андижанской, Бухарской и Ферганской областей, но и Джизака, Самарканда,  Термеза.  Отметим, коэффициент полезного действия  тренеров  по подготовке мастеров международного класса спортивного общества "Динамо".  Однако следует признать при этом, что  сдают свои позиции столичные наставники.  Практически никак не проявляют себя хорезмийцы и наманганцы,  слабо выступили боксеры Сырдарьи и Каракалпакстана.

Теннис: все возрасты покорны

При активной поддержке администрации Республиканской теннисной школы олимпийского резерва (РТШОР) на кортах этого специализированного учреждения состоялась матчевая встреча любителей тенниса Узбекистана и России.  Награды  оспаривали по семь дуэтов ветеранов, которым под шестьдесят и больше.

- Благодарны приглашению директора РТШОР Самука Абидова, - говорит капитан россий­ской команды Владимир Шутов, которому недавно исполнилось 72 года.  - Он инициировал эту встречу, предоставил нам гостиницу школы, организовал матчи по формуле "стенка на стенку".  Как и в России в Узбекистане тоже создана лига любителей тенниса. Немало наслышаны были о том, что турниры среди аксакалов организовываются не только в столице, но и в Фергане, Намангане, Карши, Андижане, Бухаре, Самарканде. Для нас, людей старшего поколения, ведущих активный образ жизни с теннисной ракеткой, интерес представляют поездки и с туристической подоплекой. Из Ташкента намерены поехать и в ваши древние города. Нас уже ждут сверстники в Самарканде и Бухаре. Там тоже организованы  сильные команды пожилых, постоянно играющих в теннис.

-  Любительская лига Узбекистана создана в 2007 году, - продолжил блиц-интервью уже капитан нашей сборной  Самук Абидов. -  Если в начале состязания организовывались эпизодически, в рамках международных турниров серии челленджер и "Ташкент опен", то ныне составлен календарь матчей. По результатам выступлений  составляется  даже республиканский рейтинг.  Лучшим предоставляется возможность сыграть и за рубежом.
В частности,  наши ветераны уже побывали в Словакии, Казахстане, России, недавно вернулись из Турции. В Анталии, отмечу,  достигли весомых успехов. Алишер Раззаков в своей возрастной группе занял первое место, серебряную медаль вручили Малике Абдукадыровой.  Она же в командном зачете была второй вместе с подругами - Мерой Сеитовой, Александрой Ткаченко, Марианной Казяевой. И это при том, что конкуренция была довольно острой, в этом турнире участвовали  около 400 любителей из Латвии, Украины, Российской Федерации, Литвы, Кипра, Израиля и ряда других государств.  Сказались регулярные тренировки, постоянная игровая практика.

Организаторы встречи команд Узбекистана и России,  хотя и фиксировали результаты матчей, но, как говорится,  не вели счет поражениям. Выиграли все. Поэтому и подготовили для любителей два почетных кубка.

Тимур Низаев
обозреватель "Правды Востока"

 

Музей начал работу в новом здании

В Термезе сдано в эксплуатацию новое здание Сурхандарьинского областного музея истории и культуры.

В состоявшемся в этой связи мероприятии приняли участие представители государственных и общественных организаций, специалисты сферы, профессора-преподаватели и студенческая молодежь.

На торжественном мероприятии заведующий кафедрой Термезского государственного университета, доктор исторических наук С.Турсунов и другие отметили, что весомые результаты дает внимание, уделяемое в нашей стране за последние годы возрождению нашей богатой истории, ее развитию, совершенствованию деятельности музеев, выдвижению на новый уровень культуры и искусства.

Важным руководством к дальнейшему развитию масштабов работы в этом направлении служит постановление Президента нашей страны "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию сферы культуры и искусства" от 31 мая 2017 года.

Исполняется 85 лет со дня основания этого музея в Термезе. Он считается старейшим культурно-просветительским учреждением в нашей стране. В годы независимости несколько раз переезжал, действовал в здании музея "Мерос" в комплексе Хакима ат-Термизи, в бывшем "Харбий кальа" города Термеза и старом здании областного хозяйственного суда.

По инициативе Президента нашей страны три года назад здание предпринимателей в областном центре было переведено на баланс музея, проделана большая реконструкция для приспособления здания к культурно-просветительскому профилю. Для этого выделены средства в размере 19 миллиардов 500 миллионов сумов, 15 миллиардов из которых израсходованы на строительно-ремонтные работы, 4 миллиарда 500 миллионов сумов - на оборудование экспонатами. В трех­этажном величественном здании установлены восемь современных инфокиосков, налажена демонстрация видеороликов о прошлом и настоящем оазиса.

Экспозиция музея состоит из пяти частей, на первом этаже расположен отдел природы, на втором - архе­ологии и истории, во второй части представлены изобразительное искусство и годы независимости, на третьем этаже - раздел этнографии.

Постановлением Кабинета Министров от 30 мая текущего года на базе музея организован Государственный музей-заповедник "Термиз", к которому прикреплены "Зурмала минораси" Термезского района, памятник "Эски Термиз", объекты культурного наследия "Зарутсой" Шерабадского района, "Жаркургон минораси" Джаркурганского района, "Далварзинтепа" Шурчинского района, Александрия Окс (Кампиртепа) Музрабат­ского района.

В музейном фонде, начавшем работу в современном новом здании со всеми удобствами, хранится 61 325 экспонатов по 16 направлениям. 3150 из них - уникальные предметы и коллекции.

Х. Маматрайимов.
Корр. УзА.

 

 

pdf версия газеты

 

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech