22 Октябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +8,9 °C

7 Сен  2019 1157

"Правда Востока" № 181 от 7 сентября 2019 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в № 181 (29144) от 7 сентября 2019 года

ОПРЕДЕЛЕН НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМ
В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 6 сентября провел совещание, посвященное приоритетным направлениям развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы.

Узбекистан обладает огромным потенциалом в аграрной сфере. Успех в решении многих вопросов - от изобилия на рынках и благосостояния населения до обеспечения дополнительных поступлений от экспорта - зависит от развития данной отрасли.

Но на протяжении длительного времени этой сфере не уделялось должного внимания. Отсутствовали рыночный подход, отношение к земле как к источнику дохода, материальная заинтересованность. Не привлекались средства, научные инновации. Вследствие этого земля "переутомилась", снизилась плодородность почвы. Отсутствовала система переработки продукции, цепочка создания добавленной стоимости.

В последние годы приняты меры по реформированию сельского хозяйства и внед­рению рыночных механизмов. В результате повышения государственных закупочных цен почти в три раза возросла заинтересованность сельхозпроизводителей. Хлопководство и зерноводство стали реальным источником прибыли.

В целях внедрения новых технологий и инноваций, повышения производительности труда и увеличения заработной платы работников сферы организовано 76 хлопково-текстильных кластеров. Только в текущем году водосберегающие технологии орошения внед­рены на 25 тысячах гектаров хлопковых полей. Начата масштабная работа по рекультивации 1 миллиона 100 тысяч гектаров деградировавших земель.

Это - первый этап преобразований в данной сфере.

Президент ставит задачу вывести реформы в отрасли на новый уровень, не жить одним днем и продумывать действия на дальнюю перспективу. С этой целью разрабатывается стратегия развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы, которая призвана стать основной точкой роста, драйвером экономики. Будут созданы тысячи новых рабочих мест, увеличатся доходы людей.

На совещании определены важные задачи по реализации разрабатываемой стратегии.

Подчеркнуто, что собственник земли будет инвестировать в землю, стремиться к повышению плодородности и урожайности только тогда, когда он полностью уверен в завтрашнем дне. В связи с этим Президент отметил необходимость полного обновления законодательства для обеспечения прозрачности системы выделения земли, ее неприкосновенности, гарантированной защиты земельных прав, ввода в юридический оборот понятия "ответственное отношение к земле". Это не только обеспечит занятость населения, экспорт, но и дополнительные поступления в бюджет.

Отмечалось, что прежде всего следует вести точный учет сельскохозяйственных земель, усовершенствовать их использование. В связи с этим Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру поручено завершить до конца 2021 года работу по инвентаризации земель во всех регионах страны и создать единую электронную базу для ведения их учета.

Важное значение имеет и рациональное использование водных ресурсов. Как показывает анализ, на орошение посевных культур в нашей стране направляются миллиарды кубометров воды, но до полей доходит всего лишь 60 процентов, остальное теряется в ирригационных системах и при орошении.

По прогнозам Всемирного института ресурсов, к 2040 году Узбекистан может оказаться среди 33 стран мира с острой нехваткой воды.

В связи с этим глава государства уделил особое внимание данному вопросу и отметил необходимость повышения эффективности и ведения учета водопользования, внедрения водосберегающих технологий на 200 тысячах гектаров площадей каждый год. Отмечалось, что эти задачи должны быть отражены в разрабатываемой стратегии.

В ходе обсуждения государственной поддержки сельского хозяйства и совершенствования системы государственных закупок указано на необходимость направления основной части бюджетных средств на повышение плодородности земель, внедрение водосберегающих технологий и развитие науки.

Особый акцент на совещании сделан на вопросах повышения экспортного потенциала сферы и увеличения объемов заготовки продукции с добавленной стоимостью, проанализирован мировой опыт в данном направлении.

К примеру, в Турции на 1 гектаре земли выращивается продукция на 2 тысячи долларов, в Египте - на 8 тысяч долларов, а в Израиле - на 12 тысяч долларов. В нашей стране этот показатель не превышает 300 долларов. Отечественная продукция не выдерживает конкуренции на внешнем рынке, так как производится по разным стандартам.

В 2018 году экспортировано продукции аграрного сектора на 2,3 миллиарда долларов. В результате реализации задач, включаемых в новую стратегию, ожидается доведение этого показателя до 20 миллиардов долларов к 2030 году.

На совещании ответственным лицам поручено внедрить систему сертификации продукции по стандартам Европейского Союза, стран Восточной Азии и Арабского мира. Первоочередное внимание следует уделить селекции сортов фруктовых деревьев.

Большой резерв для сельского хозяйства представляют приусадебные земли, в связи с чем необходимо широкое внедрение логистики и кооперации на местах на основе принципа "одна махалля - один продукт", объ­единение малых производителей в кооперативы, обеспечение единообразия продукции.

Недостатки имеются и в сфере обслуживания. Из-за отсутствия конкуренции здесь наблюдается дороговизна услуг, у производителей продукции нет возможности выбора. Поэтому указано на необходимость расширения ассортимента услуг в сфере доставки минеральных удобрений, техники и других на основе государственно-частного партнерства, организации частных предприятий.

Указано на необходимость полного завершения до конца 2020 года начатой в этом году работы по космическому зондированию, что позволит достоверно оценить реальное состояние земель и посевов. В итоге данная система даст исчерпывающую информацию о вегетативном процессе, мелиоративном состоянии, уровне минерализации и влажности почвы, что будет способствовать повышению урожайности на 25-30 процентов. Все это будет выгодно не только государству, но и самим фермерам. С доступом к системе и дехкане, и экспортеры смогут следить за тем, где и какие культуры выращиваются, что поможет с уверенностью строить бизнес-планы и оценивать конъюнктуру рынка.

Ответственным лицам поручено в корне усовершенствовать сис­тему ведения сельскохозяйственной статистики, в частности, внедрить цифровые технологии во все процессы от размещения культур до реализации готовой продукции.

Для эффективной организации исполнения предусмотренных в Стратегии задач прежде всего нужны квалифицированные кадры. Семь профильных вузов ежегодно заканчивают более 3 тысяч молодых людей, но в регионах не хватает кадров. Отсутствует интеграция науки, образования и производства, не внедрены современные методики образования.

На развитие аграрной науки выделяется лишь 0,1 процента бюджетных средств, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 2-3 процента.

Число научных школ академиков сократилось с 50 до 17, а такие школы по овощеводству, зерноводству, растениеводству и вовсе отсутствуют. Лабораторное оборудование в институтах растениеводства, овощебахчевых культур и картофелеводства не ремонтировалось последние 70 лет. Остаются неэффективными меры по коммерциализации научных разработок.

К примеру, экспорт черешни во многих странах начинается в июне. Но если у нас в стране соз­дать сорт, который бы поспевал в начале мая, выручку от поставок такой черешни можно было бы увеличить вдвое.

Поэтому научно-исследователь­ские институты в области сельского хозяйства должны уделить основное внимание созданию раннеспелых сортов. Достижения науки следует внедрять и в животноводство, выводить соответствующие нашим климатическим условиям породы скота.

Президент указал на необходимость обсуждения стратегии с народом, глубокой проработки всех ее аспектов. Дал поручения по разработке годовых "дорожных карт" для эффективной реализации стратегии, а также пересмотру структуры территориальных управлений сельского хозяйства.

Отмечена необходимость внед­рения абсолютно новой методики обучения в Ташкентском государственном аграрном университете и Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, организации профессорско-преподавательским составом выездных уроков и семинаров.

В целом новая стратегия будет способствовать внедрению рыночных механизмов в сельское хозяйство, налаживанию научно обоснованного производства, что приведет к более эффективному обеспечению продовольственной безопасности, многократному увеличению экспорта и объема продуктов питания на душу населения.

Руководители ответственных ведомств предоставили информацию о предстоящей работе по исполнению поставленных на совещании задач.

УзА.

 

Указ
Президента Республики Узбекистан

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В стране проводится последовательная работа по реформированию системы образования путем подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям рынка труда, имплементации международных стандартов оценки качества образования, создания эффективных механизмов внедрения в практику инновационных научных достижений и реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Вместе с тем несоответствие программ профессионального образования уровням Международной стандартной классификации образования (МСКО), принятой ЮНЕСКО, неполноценное внед­рение в учебный процесс Национальной квалификационной системы Узбекистана препятствуют подготавливаемым кадрам занять достойное место на рынке труда.

В целях совершенствования системы профессионального образования на основе передового зарубежного опыта, подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров для рынка труда путем внедрения уровней начального, среднего и среднего специального профессионального образования, а также широкого привлечения работодателей к данному процессу:

1. Создать в Республике Узбекистан начиная с 2020/2021 учебного года сеть образовательных учреждений с внедрением в их деятельность новой системы начального, среднего и среднего специального профессионального образования и дифференцированных образовательных программ, соответствующих уровням Международной стандартной классификации образования (далее - Международная классификация).

2. Утвердить:

перечень образовательных учреждений, направленных на социальную поддержку выпуск­ников 9-х классов и осуществляющих подготовку кадров на уровне начального профессионального образования на основе образовательных программ, соответствующих третьему уровню Международной классификации согласно приложению N№1;

перечень образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров на уровне среднего профессионального образования на основе образовательных программ, соответствующих четвертому уровню Международной классификации согласно приложению N№2;

перечень образовательных учреждений, функционирующих при высших образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку кадров на уровне среднего специального профессионального образования на основе образовательных программ, интегрированных с сис­темой высшего образования и соответствующих пятому уровню Международной классификации согласно приложению N№3;

перечень профессиональных колледжей, передаваемых в систему Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан для создания Центров профессионального обучения согласно приложению N№4;

перечень профессиональных колледжей, передаваемых с целью увеличения мощностей высших образовательных учреждений и организации в перспективе зарубежных высших образовательных учреждений и их филиалов согласно приложению N№5;

перечень профессиональных колледжей, передаваемых для создания многопрофильных учебных центров и полигонов прохождения практики высших образовательных учреждений согласно приложению N№6;

перечень профессиональных колледжей, здания которых используются в качестве учреждений общего среднего образования согласно приложению N№7.

Предоставить Кабинету Министров Республики Узбекистан право при необходимости вносить изменения и дополнения в перечни, утвержденные настоящим пунктом.

3. Установить, что:

а) образовательным учреждениям начального, среднего и среднего специального профессионального образования, кроме образовательных программ по основному уровню Международной классификации, предоставляется право подготовки кадров по образовательным программам более низких уровней;

б) в системе организуется сеть профессиональных образовательных учреждений, сос­тоящая из профессиональных школ, колледжей и техникумов, с внедрением в их деятельность соответственно образовательных программ начального, среднего и среднего специального профессионального образования;

в) в профессиональных школах:

подготовка кадров осуществляется в группах, сформированных из выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений на основе двухлетних интегрированных программ общеобразовательных предметов и предметов специальностей по дневной форме обучения;

учащиеся обеспечиваются ежемесячной стипендией в размере однократной базовой расчетной величины и трехразовым питанием за счет Государственного бюджета Республики Узбеки­стан. При этом профессиональные школы вправе обеспечивать учащихся трехразовым питанием либо оплачивать им стоимость питания;

расходы на текущее содержание, ведение деятельности, укрепление материально-технической базы и подготовку кадров покрываются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

г) в колледжах:

подготовка кадров осуществляется на основе принципа "Образование в течение всей жизни" в группах, сформированных из числа лиц, имеющих как минимум общее среднее образование и завершивших образовательные программы, соответствующие как минимум третьему уровню Международной классификации по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью до двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа и платного контракта;

расходы на текущее содержание, ведение деятельности, укрепление материально-технической базы и подготовку кадров покрываются за счет внебюджетных средств соответствующих министерств и ведомств, а также средств, поступающих от обучения учащихся на основе государственного заказа и платного контракта, и иных источников, не запрещенных законодательством;

д) в техникумах:

подготовка кадров осуществляется на основе принципа "Образование в течение всей жизни" в группах, сформированных из числа лиц, имеющих как минимум общее среднее образование и завершивших образовательные программы, соответствующие как минимум третьему либо четвертому уровню Международной классификации по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью не менее двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа и платного контракта;

выпускникам, успешно закончившим средние специальные образовательные программы, предоставляется право продолжения обучения в высших образовательных учреждениях по профильным направлениям образования бакалавриата, начиная со второго курса без сдачи вступительных экзаменов на основе индивидуального собеседования;

расходы на текущее содержание, ведение деятельности, укрепление материально-технической базы и подготовку кадров покрываются за счет внебюджетных средств соответствующих минис­терств и ведомств, а также средств, поступающих от обучения учащихся на основе государственного заказа и платного контракта, и иных источников, не запрещенных законодательством;

е) учебно-методическое руководство профессиональными школами, колледжами и техникумами независимо от их ведомственной принадлежности, а также реализация государственной политики в данной сфере осуществляются Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбеки­стан.

4. Министерству финансов Республики Узбекистан начиная с 1 января 2020 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета необходимые средства на финансирование создаваемых начальных, средних и средних специальных профессиональных образовательных учреждений, в том числе на текущее содержание, ведение деятельности и укрепление их материально-технической базы.

5. Согласиться с предложением Минис­терства народного образования и Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Минист­ров Республики Узбекистан об упразднении учебно-производственных комплексов, специализирующихся на профессиональном обучении учащихся 10-11-х классов учреждений общего среднего образования.

Установить, что средства, высвобождаемые за счет упразднения учебно-производственных комплексов, специализирующихся на профессиональном обучении учащихся 10-11-х классов учреждений общего среднего образования, направляются на финансирование системы профессионального образования.

6. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству экономики и промышленности, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

а) в двухмесячный срок пересмотреть Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих в соответствии с Национальной квалификационной системой Узбекистана;

б) на основе передового зарубежного опыта разработать и внедрить в практику:

в трехмесячный срок - Национальную квалификационную рамку Республики Узбекистан;

в срок до 1 января 2020 года - Квалификационные рамки для всех отраслей экономики;

в срок до 1 апреля 2020 года - Национальные профессиональные стандарты.

7. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

а) внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты постановлений Правительства, предусматривающие:

в двухмесячный срок - утверждение Положения о непрерывном начальном, среднем и среднем специальном профессиональном образовании;

в трехмесячный срок - утверждение типовых уставов профессиональных школ, колледжей и техникумов;

в срок до 1 января 2020 года - перераспределение имеющегося оборудования с учетом специализации образовательных учреждений, рабочих мест, создаваемых на основе инвестиционных проектов, исходя из реальных потребностей в кадрах;

в срок до 1 апреля 2020 года - внедрение новой системы переподготовки и повышения квалификации учителей и учебно-производственных мастеров профессиональных образовательных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности;

б) в срок до 1 июня 2020 года разработать и утвердить образовательные программы для системы начального, среднего и среднего специального профессионального образования.

8. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические передачи по широкому освещению целей и задач настоящего Указа.

9. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.

Президент
Республики Узбекистан                        Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
6 сентября 2019 года.

 

Указ
Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ РАСЧЕТОВ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ, А ТАКЖЕ УСИЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДАННОЙ СФЕРЕ

В результате принятых комплексных мер по поддержке частного сектора создаются необходимые условия для дальнейшего увеличения количества субъектов предпринимательства и расширения видов услуг, оказываемых ими потребителям.

В условиях осуществления широкомасштабных реформ в направлении долгосрочного развития экономики страны особое значение приобретает обеспечение гармоничной деятельности потребителей, субъектов предпринимательства и органов государственной налоговой службы посредством информационных технологий.

В целях создания необходимых условий для дальнейшей либерализации сферы торговли и оказания услуг, кардинального увеличения их объемов, широкого внедрения современных информационных технологий в систему расчетов и осуществления общественного контроля в данной сфере:

1. Одобрить предложение Государственного налогового комитета, Министерства финансов, Центрального банка и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о внедрении наряду с онлайн-контрольно-кассовыми машинами (далее - онлайн-ККМ) платформы обмена данными - виртуальных касс (далее - виртуальная касса) с функцией передачи в режиме онлайн органам государственной налоговой службы данных о расчетах с населением через торговые точки (точки оказания услуг) в наличной форме и (или) посредством банковских пластиковых карт.

2. Определить государственное унитарное предприятие "Научно-информационный центр "Янги технологиялар" при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан оператором фискальных данных (далее - оператор), выполняющим функции по самостоятельному и непрерывному приему, переработке, криптографической защите и хранению фискальных данных, полученных в режиме онлайн.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) при переходе субъектов предпринимательства на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы:

по отношению к ним отменяются установленные обязательства по применению действующих контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, ведению кассиром-операционистом контрольно-кассовой книги, снятию в конце рабочего дня ежедневного отчета по каждому контрольно-кассовому аппарату;

они вправе независимо от объема средней дневной наличной выручки сдавать ее в кассы банков через службы инкассации в определенные ими периоды либо самостоятельно;

им предоставляется право уменьшения суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль или единого налогового платежа либо фиксированного налога на сумму расходов, связанной с приобретением, установкой, запуском каждой онлайн-ККМ, но не более 10-кратной базовой расчетной величины с условием регистрации онлайн-ККМ в органах государственной налоговой службы до 1 января 2021 года;

им бесплатно выдается базовая часть программного продукта (база) виртуальной кассы Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан;

б) средства в форме бонусов (деньги, баллы, другое), перечисленные на условиях публичной оферты на банковские пластиковые карты либо на скидочные (дисконтные) карты физических лиц (cashback), не рассматриваются в качестве базы налога на доходы физических лиц;

в) при освобождении от налога на доходы физических лиц доходов, получаемых за счет реализации выращенной в домашних условиях, в том числе в дехканских хозяйствах, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в сыром и переработанном виде, а также продажи животных в живом виде либо продуктов их убоя, за исключением промышленной переработки, отменяется порядок истребования документа, подтверждающего реализацию продукции, выращенной на приусадебном земельном участке, выделенном физическому лицу либо членам его семьи.

4. Утвердить график поэтапного перевода субъектов предпринимательства, имеющих наличную выручку, на использование онлайн-контрольно-кассовых машин либо виртуальной кассы согласно приложению.

Установить, что Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, Советом Минист­ров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей с 1 января 2020 года ежегодно утверждает перечень отдаленных, труднодоступных населенных пунктов, график, утвержденный настоящим Указом, не применяется к субъектам предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на данных территориях.

5. Установить, что субъекты предпринимательства, перешедшие на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы:

в предоставленном чеке покупки (далее - чек) в обязательном порядке отражают наименование, количество, цену и сумму (стоимость) товаров (работ, услуг), а плательщики налога на добавленную стоимость - ставку и сумму налога на добавленную стоимость, а также QR-код и фискальную отметку. Чеки, на которых отсутствуют данные сведения, считаются недействительными;

в случае отсутствия технической возможности доставки оператору сведений в режиме реального времени чеки могут быть выданы в режиме офлайн. При этом сведения должны быть переданы оператору в течение 24 часов;

за платежи, принятые через платежные терминалы, покупателям вместе с чеками платежных терминалов обязательно выдается чек онлайн-ККМ либо виртуальной кассы.

По истечении сроков, указанных в графике, утвержденном настоящим Указом, реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения онлайн-ККМ либо виртуальной кассы, непредоставление чека через онлайн-ККМ или виртуальную кассу либо предоставление чека без фискальной отметки считается ведением торговли либо оказанием услуг без применения контрольно-кассовых машин, когда использование контрольно-кассовых машин с фискальной памятью либо платежных терминалов являлось обязательным условием, - признается основанием для привлечения к ответственности в порядке, установленном законодательством.

6. Согласиться с предложением Государственного налогового комитета и Министерства финансов Республики Узбекистан о проведении
с 1 октября 2019 года эксперимента по организации призовых игр на основании QR-кода либо фискальной отметки в чеках, предоставленных субъектами предпринимательства города Ташкента, перешедшими на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы.

Министерству финансов Республики Узбекистан до 1 ноября 2019 года выделить средства в размере один миллиард сумов для организации призовых игр за счет средств Государственного бюджета.

7. Государственному налоговому комитету совместно с Министерством финансов на основании результатов эксперимента до 1 июля 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения по его применению в других регионах республики.

8. Государственному налоговому комитету совместно с Агентством по развитию рынка капитала Республики Узбекистан до 1 октября 2019 года разработать и утвердить порядок проведения призовых игр среди физических лиц, зарегистрировавших чеки в установленном порядке.

9. Рекомендовать ассоциации "Узэлтехсаноат" совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан организацию:

производства онлайн-ККМ и специальных устройств с функцией передачи в режиме онлайн сведений органам государственной налоговой службы на базе предприятий, входящих в состав ассоциации;

центров по оказанию технических услуг во всех регионах для обеспечения непрерывной работы онлайн-ККМ и виртуальных касс.

10. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в срок до 1 октября 2019 года:

разработать и внедрить специальное программное обеспечение для виртуальной кассы и фискального модуля, обеспечивающее передачу органам государственной налоговой службы сведений о реализованных субъектами предпринимательства товарах (работах и услугах) в режиме онлайн;

внедрить систему регистрации покупателями QR-кодов или фискальных отметок на чеках через мобильное приложение либо официальный сайт Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;

разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров технические требования, предъявляемые к онлайн-ККМ, виртуальной кассе и фискальному модулю, применение которых разрешено на территории Республики Узбеки­стан, их единый реестр, а также порядок ведения Государственного реестра центров по оказанию технических услуг и постановки на учет в органах государственной налоговой службы.

11. Государственному налоговому комитету совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать систему "дистанционной проверки" действий по непредоставлению чека через онлайн-ККМ либо виртуальную кассу или представления чеков, не имеющих QR-код (фискальную отметку), а также порядок привлечения к ответственности с его утверждением в установленном порядке.

12. Возложить ответственность на:

председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента - за поэтапный перевод субъектов предпринимательства республики, имеющих наличную выручку, на использование онлайн-ККМ или виртуальных касс, согласно графику, утвержденному настоящим Указом;

председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А., первого заместителя министра финансов Ишметова Т.А., хокима города Ташкента Артыкход­жаева Ж.А. - за организацию призовых игр на основе QR-кода или фискальной отметки в чеках, предоставленных субъектами предпринимательства города Ташкента, перешедшими на использование онлайн-ККМ либо виртуальных касс.

13. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана организацию широкого освещения в средствах массовой информации целей и задач, сути и содержания настоящего Указа, а также процессов его реализации.

14. Абзац пятый пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 9 августа 1996 года
N№ УП-1504 "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом" изложить в следующей редакции:

"все хозяйствующие субъекты, имеющие наличную выручку, сдают наличную выручку в банки. При этом хозяйствующие субъекты, имеющие среднюю дневную наличную выручку свыше 20-кратной базовой расчетной величины, сдают ее ежедневно в кассы банков через службу инкассации либо самостоятельно. Хозяйствующие субъекты, имеющие среднюю дневную наличную выручку менее указанного объема либо перешедшие на использование онлайн-контрольно-кассовых машин (или виртуальной кассы), вправе сдавать ее в кассы банков через службу инкассации в установленные ими периоды либо самостоятельно".

15. Государственному налоговому комитету совместно с другими заинтересованными минис­терствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

16. Министерству финансов Республики Узбекистан предусмотреть в проекте новой редакции Налогового кодекса Республики Узбекистан нормы, приведенные в данном Указе.

17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики
Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра - министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

 

Президент
Республики Узбекистан                            Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
6 сентября 2019 года.

 

Постановление
Президента Республики Узбекистан

ОБ УСИЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В целях недопущения незаконного оборота лекарственных средств и их злоупотребления, совершенствования порядка регулирования оборота сильнодействующих веществ, а также обеспечения охраны здоровья населения, создания дополнительных возможностей и условий для воспитания всесторонне развитого гармоничного поколения:

1. Одобрить предложения Министерства здравоохранения, Службы государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками при Кабинете Министров Республики Узбеки­стан и Союза молодежи Узбекистана об установлении порядка, в соответствии с которым:

с 1 декабря 2019 года отдельные лекарственные средства, включенные в перечень сильнодействующих веществ, определяемый Кабинетом Минист­ров Республики Узбекистан, подлежат предметно-количественному учету и их розничная реализация (отпуск) осуществляется исключительно социальными аптеками, а также аптеками, имеющими лицензию на хранение и реализацию (отпуск) наркотических средств и психотропных веществ;

проверки по пресечению фактов незаконной розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецепту врача, в том числе включенных в перечень сильнодействующих веществ, осуществляются Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и Министерством здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлениями здравоохранения областей и Главным управлением здравоохранения города Ташкента в порядке уведомления Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок;

изменения и дополнения в перечень сильнодействующих веществ могут вноситься на основе предложений создаваемой для этих целей межведомственной экспертной группой при Национальном информационно-аналитическом центре по контролю за наркотиками при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - экспертная группа).

2. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок утвердить перечень сильнодействующих веществ и состав экспертной группы.

3. Установить, что:

рецепты на отпуск лекарственных средств, включенных в перечень сильнодействующих веществ, хранятся в аптеках в течение одного года;

в медицинских организациях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, запрещается назначение больному рецептурных лекарственных средств без оформления рецепта в установленном порядке;

с 1 января 2020 года ведение бесперебойной видеофиксации и хранение в течение месяца видеозаписей процесса реализации (отпуска) лекарственных средств и изделий медицин­ского назначения являются лицензионным требованием при осуществлении розничной реализации лекарственных средств и изделий медицин­ского назначения (за исключением аптек и их филиалов, расположенных на территории сельских семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов), а систематическое (два и более раз в течение одного года) нарушение данного требования - основанием для прекращения в установленном порядке действия лицензии.

4. Министерству здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:

вести постоянный мониторинг за потреблением лекарственных средств в немедицин­ских целях и при необходимости принимать меры по внесению соответствующих предложений в экспертную группу;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбеки­стан проект закона по совершенствованию административной и уголовной ответственности за нарушение правил реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе предусматривающий ответственность за нарушение порядка отпуска лекарственных средств по рецепту.

5. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по увеличению количества штатных единиц работников, ответственных за обеспечение контроля за соблюдением лицензионных требований к розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в пределах общей штатной численности работников системы Министерства здравоохранения.

6. Указать Министерству здравоохранения и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан на недостаточность и безрезультативность принимаемых мер по созданию информационной системы контроля и учета движения фармацевтической продукции (далее - Информационная система).

Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и Министерству здравоохранения совместно с Минис­терством по развитию информационных технологий и коммуникаций активизировать и ускорить процесс внед­рения Информационной системы в установленные сроки.

7. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

в трехмесячный срок разработать и внести в ГУП "Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбеки­стан" техническую документацию по внедрению Информационной системы электронной выдачи рецептов лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - Система электронной выдачи рецептов);

в срок до 1 января 2021 года обеспечить внедрение Системы электронной выдачи рецептов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, предусмотрев возможность ее интеграции с Информационной сис­темой.

8. Определить, что:

заказчиком Системы электронной выдачи рецептов является Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;

с 1 марта 2021 года Система электронной выдачи рецептов является обязательной для использования всеми медицинскими организациями и аптеками города Ташкента, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а с 1 марта 2022 года - поэтапно во всех регионах республики;

финансирование работ по разработке, внедрению и дальнейшему сопровождению Системы электронной выдачи рецептов, в том числе обследованию объектов информатизации, подготовке технической и предпроектной документации, закупке серверного, коммутационного и компьютерного оборудования, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на отрасль "Здравоохранение", а также за счет средств международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров, частного партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, других источников, не запрещенных законодательством.

9. Министерству финансов по обос­нованным расчетам Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить выделение необходимых средств на обследование объектов информатизации, подготовку технической и предпроектной документации, а также экспертизу Системы электронной выдачи рецептов в пределах утвержденных параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на отрасль "Здравоохранение" в 2019 году.

Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбеки­стан в срок до 1 февраля 2020 года обеспечить привлечение средств международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров на финансирование разработки и внедрения Системы электронной выдачи рецептов в установленном порядке.

10. Министерству здравоохранения совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбеки­стан, Министерс­твом по развитию информационных технологий и коммуникаций и Минис­терством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан "Дорожную карту" по разработке, внедрению и техническому сопровождению Системы элект­ронной выдачи рецептов в Республике Узбекистан с определением конкретных сроков и ответственных исполнителей с учетом требований настоящего постановления.

11. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбеки­стан совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Минис­терством здравоохранения, Минис­терством физической культуры и спорта, Министерством внутренних дел и Союзом молодежи Узбекистана в двухнедельный срок утвердить медиа­план по организации широкой информационно-пропагандистской работы
в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах
о негативных последствиях употребления лекарственных средств, в том числе содержащих сильнодействующие вещества, без назначения врачей, предусмотрев наряду с этим размещение специальных рубрик и тематических материалов по ведению здорового образа жизни в обществе.

12. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбеки­стан Абдувахитова А.А.

 

Президент
Республики Узбекистан                                     Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
6 сентября 2019 года.

 

 

День независимости Узбекистана отметили в Брюсселе

В посольстве нашей страны в Бельгии организован торжественный прием по случаю 28-летия государственной независимости Республики Узбекистан.

В мероприятии приняли участие представители стран Бенилюкс, ЕС, ООН, дипломатического корпуса, аккредитованного в Брюсселе, деловых кругов, экспертно-аналитических центров, работники СМИ.

Среди них представлены евродепутаты, в том числе являющиеся членами Делегации по Центральной Азии Европейского парламента, руководящие работники различных генеральных директоратов Европейской комиссии и Европейской службы внешних действий, послы стран Евросоюза в Комитете по вопросам политики и без­опасности Совета ЕС, главы представительств ПРООН в Цент­ральноазиатских государствах, руководители ведущих компаний и другие.

Участники торжества ознакомились с основными положениями выступления Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 28-й годовщине государственной независимости страны.
В частности, отмечено, что за достаточно короткий исторический период Узбеки­стан прошел непростой и вместе с тем славный путь независимого развития.

Подчеркнуто, что в настоящее время Узбекистан решительно вступил в новый этап своего развития. В процессе модернизации страны, обеспечения прав и свобод человека, верховенства закона создается новый, демократический облик государства.

В последние годы проделана масштабная работа по совершенствованию государственного и общественного управления, судебно-правовой системы, укреплению оборонной мощи страны, переходу на реальную рыночную экономику. Создаются широкие возможности для развития предпринимательства и частной собственности. Обеспечивается макроэкономическая стабильность. Проводятся коренные реформы в сельском хозяйстве. Динамично развивается сфера высшего образования.

Приоритетным направлением государственной политики стала социальная защита малообеспеченных семей, лиц с инвалидностью, пожилых людей, молодежи, женщин. Одной из самых важных задач является обеспечение занятости населения, особенно последних двух категорий.

Особо отмечено, что Узбекистан последовательно продолжает политику по обеспечению прав и свобод человека. В стране введен институт помилования лиц, отбывающих наказание. За последние три года он применялся семь раз. Еще одним проявлением гуманизма в преддверии Дня независимости стало закрытие специализированной колонии по исполнению наказания в поселке Жаслык Республики Каракалпакстан.

Заместитель управляющего директора по Европе и Центральной Азии Европей­ской службы внешних действий Люк Девин отметил, что в ЕС с большим интересом наблюдают за изменениями, происходящими в Узбеки­стане. Осуществляемые реформы, охватывающие все ключевые сферы жизни общества, демонстрируют решимость руководства страны достичь поставленных целей по обновлению и модернизации государства, считает он.

"Узбекистан представляет важное значение для Евросоюза в свете широкомас­штабных реформ и продвижения политики открытости. На мой взгляд, все это будет способствовать раскрытию потенциала великой страны. У нас большие ожидания и перспективы сотрудничества с Узбекистаном на благо узбекистанского и европей­ского народов", - заявил политик.

Им было подчеркнуто, что узбекско-европейские отношения развиваются динамично, особенно в последние годы. В настоящее время стороны ведут активные переговоры по проекту всеобъемлющего Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве. Евросоюз поддерживает процесс вступления Узбекистана в ВТО, что будет иметь важное значение для дальнейшего развития республики.

Постоянный представитель Программы развития Организации Объединенных Наций в Узбекистане Матильда Димовска отметила, что тесное сотрудничество ООН и Узбекистана охватывает широкий спектр вопросов. В свете динамичного развития республики ООН стремится нарастить свой вклад путем содействия процессам, направленным на масштабные преобразования в стране. Эти усилия соотносятся с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы.

В ходе мероприятия состоялся обмен мнениями между участниками, которые дали высокую оценку осуществляемым в Узбекистане позитивным преобразованиям и конструктивной внешней политике, особенно в отношении соседних стран.

В рамках приема состоялась презентация изделий узбекского народно-прикладного искусства. В частности, гости ознакомились с образцами продукции, производимой мастерами Ассоциации "Хунарманд". Шелковые ткани, шарфы, платки и платья, изготовленные по оригинальному дизайну, вызвали у посетителей большой интерес.

ИА "Дунё".

 

Сколько спортсменов из Самарканда поедут на Олимпиаду в Токио?

На состоявшемся под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева видеоселекторном совещании по вопросам развития физической культуры и спорта, усиления работы по подготовке к международным соревнованиям подвергнуты критике неудовлетворительное состояние подготовки к XXXII летним Олимпийским играм 2020 года в Токио, недостаточное внимание со стороны ряда спортивных федераций и хокимиятов к созданию условий для спортсменов, обеспечивающих высокие результаты.

Так какова же ситуация в данном направлении в Самарканде? Сколько человек из числа спортсменов области получат путев­ки на Олимпиаду в Токио?

- В состоявшихся в 2016 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) XXXI летних Олимпийских и XV Паралимпийских играх из нашей области участвовали пять спортсменов, - говорит начальник Самаркандского областного управления физической культуры и спорта Шухрат Рузиев. - Несмотря на то, что нашим олимпийцам не удалось зафиксировать высокие результаты, участники паралимпийских игр вернулись на
Родину с медалями - дзюдоист Уткир Негматов с золотой, легкоатлет Мансур Абдурашидов - с бронзовой. В этот раз мы намного раньше начали подготовку для достойного участия самаркандских спортсменов в XXXII летних Олимпийских играх в Токио.

Выявлены 36 спортсменов, удостоившихся возможности получения путевок на Олимпий­ские и Паралимпийские игры, соз­даны все необходимые условия для их участия в занятиях и международных соревнованиях. За каждым спортсменом, кроме тренера, закреплены еще и ответственные.

С целью дальнейшего совершенствования работы спортивных федераций и укрепления материально-технической базы спортивных баз предприняты необходимые меры. Проведено множество соревнований в рамках подготовки к состязаниям за олимпийские путевки.

С начала года для этих целей спортивным федерациям выделено 2 миллиарда 275 миллионов сумов.

За прошедшие восемь месяцев нынешнего года наши спортсмены участвовали в престижных международных соревнованиях по 17 видам спорта, вошедшим в программу летних Олимпийских игр, и завоевали 30 золотых, 28 серебряных, 44 бронзовые медали. Кроме того, планируется, что спортсмены нашей области в составе национальной сборной до ноября будут участвовать в первенствах мира по девяти видам спорта и наберут необходимые рейтинговые баллы.

Следует отметить, что у 13 самарканд­ских спортсменов высоко оцениваются возможности получения путевок на Олимпийские игры.

В целях стимулирования спортсменов, которые получат путевки на Олимпийские и Паралимпийские игры, а также их тренеров, хокимиятами выделены денежные премии. Осознавая это, спортсмены и тренеры стараются принять активное участие в международных соревнованиях и набрать наибольшее количество рейтинговых очков.

Безусловно, путь в большой спорт начинается с самого низшего звена - пришкольных и махаллинских спортивных сооружений, спортивных школ на местах, участия населения в массовых видах спорта.

Исходя из этого в области особое внимание уделяется повышению массовости спорта, привлечению широких слоев населения, в частности молодежи и женщин, к спорту.

На сегодняшний день в Самарканде имеется свыше 5500 спортивных сооружений. В том числе функционируют 1026 спортзалов, 58 стадионов, 15 плавательных бассейнов, два спортивных манежа. В них могут заниматься свыше 212 тысяч молодых людей. Поэтому спортивные комплексы необходимо использовать не 6-7 часов, как сегодня, а 10-12.

С начала года в области организовано 1261 массовое спор­тивное мероприятие с охватом более 247 тысяч участников, в том числе 98 тысяч девочек.
Однако имеется возможность для дальнейшего повышения данного показателя.

В настоящее время в 400 из более 1200 общеобразовательных школ области отсутствуют спортзалы. Кроме того, в них ощущается нехватка учителей физической культуры, а в спортивных школах - тренеров. У большинства педагогов - среднее специальное образование. Примечательно, что в 2019/2020 учебном году в качестве тренеров в областные спортивные школы привлечены 157 выпускников отечественных вузов направления физической культуры и спорта, а также Узбекского государственного университета физической культуры и спорта. Однако необходимо уделять особое внимание расширению масштаба работы в этом направлении.

Нет сомнения, что инициативы, выдвинутые в ходе видеоселекторного совещания, и задачи, возложенные на уполномоченных лиц по решению подобных проб­лем, в скором времени дадут ожидаемые результаты.

 

Г. Хасанов.
Корр. УзА.

 

В Высшей школе судей начались первые занятия

В Высшей школе судей при Высшем судейском совете состоялось торжественное открытие учебного курса по годовой магистерской образовательной программе на 2019/2020 учебный год.

В мероприятии приняли участие ответственные работники Администрации Президента Республики Узбекистан, представители Высшего судейского совета и Верховного суда, депутаты, руководители соответствующих компетентных организаций, уполномоченные лица и слушатели учреждений по подготовке и переподготовке юридических кадров. Отмечалось, что Высшая школа судей, созданная по инициативе главы государства, играет важную роль в формировании в стране судей­ского корпуса.

Постановление Президента Шавката Мирзиёева "О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки кандидатов на должности судей, переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов" от 6 января этого года стало важным шагом в коренном преобразовании системы. За короткий срок в Высшей школе судей сформирован состав из профессоров и преподавателей, применяющих современные методы обучения, имеющих практический опыт.
Восемь преподавателей будут работать на постоянной основе. Кроме того, к учебному процессу привлечены свыше 50 специалистов-практиков, 33 из которых - судьи Верховного суда. Кандидаты на должности судей будут готовиться по годовой магистерской образовательной программе, направленной на формирование у них навыков осуществления судебной деятельности и организации работы соответствующих учреждений, ведения делового диалога и управления временем, профессиональной этики, научно-аналитического и креативного потенциала.

В августе этого года прозрачно и объективно проведены экзамены в магистратуру на 2019/2020 учебный год. 60 претендентов, успешно прошедших экзамены, приняты в ряды слушателей Высшей школы судей. Для них разработаны учебные планы, программы и квалификационные требования.

- В учебный процесс будут внедрены интерактивные методы обучения, развивающие навыки делопроизводства и критического анализа, принятия обоснованных решений с использованием инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, - говорит руководитель кафедры гражданского права Высшей школы судей профессор Илхом Насриев. - Созданы условия для онлайн-диалога с образовательными учреждениями по подготовке судей развитых стран и использования их электронной учебной литературы. Учебные аудитории оснащены новейшими информационно-коммуникационными технологиями. К занятиям, которые станут проводиться по принципу "Судья будет обучать судью" привлечены высококвалифицированные профессионалы с многолетним опытом работы. На мероприятии специалисты особо отметили, что в целях дальнейшего совершенствования современных педагогических методов обучения с почти 20 международными организациями и представительствами образовательных учреждений зарубежных стран налажено сотрудничество в научно-практической, учебно-методической, материально-технической сферах, по обмену опытом. В частности, связи установлены с учреждениями по подготовке судей в России, Казахстане, Канаде, США, Южной Корее, Китае и других странах.

Как только зазвенел символический звонок, в образовательном учреждении начались первые занятия. Слушатели будут повышать квалификацию по своей специализации на кафедрах гражданского, экономического, уголовного, административного права и профессиональных навыков.

 

Учебный год - в новом здании

Ученики государственной специализированной общеобразовательной школы N№ 47 Мархаматского района Андижанской области начали новый учебный год в капитально реконструированном здании.

В этом году в Андижанской области капитально реконструировано 26 общеобразовательных школ. На эти работы израсходовано 85,7 миллиарда сумов. Специализированная государственная общеобразовательная школа N№ 47 на 540 мест в махалле "Мингтепа" Мархаматского района - одно из этих учреждений.

Строительно-ремонтные работы в данном двух­этажном здании общей стоимостью 3 миллиарда 50 миллионов сумов выполнены строителями общества с ограниченной ответственностью "Бунёдкор дуст" района.

В образовательном учреждении созданы все условия для получения знаний учащимися, постоянных занятий спортом. В частности, 32 учебных кабинета, лаборатории по физике и химии, компьютерный кабинет, информационно-ресурсный центр оснащены необходимыми наглядными пособиями, оборудованием и мебелью. Ученикам особенно пришлись по душе классы, оснащенные современными компьютерами.

- В капитально отремонтированной школе созданы все необходимые условия для повышения эффективности обучения, работы преподавателей, - говорит директор школы Жумагул Шербоева. - Мы благодарны Президенту страны за внимание, оказываемое развитию народного образования, соз­данные возможности для нас, педагогов.

Теперь 540 учащихся получили возможность учиться в одну смену в капитально отремонтированном здании школы. Это стало настоящим подарком к новому учебному году.

По материалам УзА.

 

 

Неразгаданные тайны Кызылкума

В нашей стране большое внимание уделяется изучению и пропаганде духовно-культурного наследия великих предков. Однако стоит отметить, что сегодня все еще достаточно неразгаданного хранят бескрайние просторы пустыни Кызылкум.

Возможно, многие из них так и остались бы захороненными под зыбучими красными песками, если бы не исследователи-энтузиасты. В желании прикоснуться к вековым тайнам они раскрывают пласты исторического и культурного наследия, собирают по крупицам, чтобы донести до нынешнего и будущего поколений.

Древние святыни на территории нашей области немногочисленны, но сами по себе интересны. Степное население Учкудукского района считает великим просвещенцем и чудотворцем своего земляка Канарбая Айбасова. Святой, о необычных способностях которого сложено много легенд, проповедовал простую и честную жизнь отшельника. На его могиле, которая стала местом массового паломничества, народ построил мавзолей. Люди приезжают сюда за сотни километров с просьбой о помощи, везут с последней надеждой на исцеление тяжелобольных.

Фонд поддержки фундаментальных исследований Академии наук Республики Узбекистан поддержал инициативу навоийского ученого, кандидата исторических наук, доцента Мухаббат Юлдашевой, направленную на изучение и восстановление исторических памятников, сохранение нравственного наследия, эффективные пути их сохранения. Первым и главным в этом списке значилось захоронение К. Айбасова. При поддержке Навоийского отделения АН организованы краеведческие экспедиции в отдаленные степные территории Учкудукского района.

- Выяснилось, что расположенный в самом сердце пустыни Кызылкум Учкудукский район имеет достойное изучения историческое прошлое, - говорит М. Юлдашева. - В этом ряду бесценный геологический и палеонтологический природный объект в Джаракудуке  - "Каменный лес", наскальные рисунки в ущелье Букантау, а также относящиеся к тарикату мест­ные святыни Бедор-ота, Ерлер-ота, Кучкор-ота, Мумин-ота. Предметом моего исследования стало место захоронения Канарбая-ота. По сведениям, в 1969 году всего за десять дней на могиле провидца по проекту мастера Турехана Дадибаева из Мингбулака методом хашара построили мечеть и установили мраморную плиту. Место превратилось в объект массового паломничества для жителей республики, а также Казахстана и Кыргызстана. В начале 2000-х возведено новое здание мечети и проведено благоустройство мавзолея, создан фонд "Канарбай-ота", который три года назад получил статус благотворительной общественной организации.

Чтобы придать труду научный аспект, автор грантового проекта проделала значительную работу. Ее итогом стало издание на узбекском, казахском и русском языках брошюр, повествующих о жизни Канарбая Айбасова, сложенных о его чудотворной силе легендах, а также информационные буклеты. В рамках проекта на мемориале возведено несколько хозяйственных построек, установлены солнечные панели, территория благоустроена. Известный мастер кисти, член Творческого объединения художников Узбекистана Наим Кодиров создал портрет провидца, который презентовали широкой общественности на научно-практическом семинаре "Канарбай-ота - один из почитаемых святынь пустыни Кызылкум". В ходе тематического мероприятия под эгидой Навоийского отделения Академии наук, Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, благотворительного фонда "Канарбай-ота" представлены результаты проделанной по проекту фундаментальной деятельности навоийского ученого, отмечена его значимость в деле пропаганды и развития паломнического туризма. Группа участников семинара совершила поездку к святыне в Учкудукский район, где отк­рылся музей. Его первым подаренным экспонатом стал портрет Канарбая Айбасова кисти навоийского художника, который председатель Навоийского отделения АН Узбекистана Абдураззак Мирзаев вручил имам-хатибу святыни, внуку провидца Дуйсену Удербаеву.

Д. Абдуллаева.
Навоийская область.

 

Реконструкцией довольны все

В махалле "Фарход" в Термезе сдано в эксплуатацию реконструированное дошкольное образовательное учреждение N№ 20 на 280 мест.

На реконструкцию здания, проведенную строителями общества с ограниченной ответственностью "Уктам-Термиз", из местного бюджета затрачено 3 миллиарда 288 миллионов сумов.

В двухэтажном учреждении созданы все условия для воспитания, получения качественного образования и отдыха детей. Широкие и светлые комнаты оборудованы на современном уровне.

- Здание было устаревшим, но после капитального ремонта обрело абсолютно новый облик, - говорит заведующая детским садом Д. Жуманазарова. - Каждая комната оформлена со вкусом, созданы дополнительные условия. Благоустроен двор, построена детская площадка, на которой расположились образы любимых сказочных героев. Новыми изменениями очень довольны и родители.

Согласно сведениям, в настоящее время охват детей 3-7-летнего возраста 480 государственными, негосударственными дошкольными образовательными учреждениями Сурхандарьинской области составляет 22,4 процента. За счет дошкольных образовательных учреждений, которые будут задействованы до конца года, планируется довести этот показатель до 32,3 процента, охватив свыше 70 тысяч детей.

Х. Маматрайимов.
Корр. УзА.


 




pdf версия газеты

 

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech