26 Октябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +8,3 °C

15 Авг  2019 1419

"Правда Востока" № 163 от 15 августа 2019 года

Pdf версия газеты +все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в № 163 (29126) от 15 августа 2019 года.

Обсуждены итоги реформирования и развития страны в первом полугодии и приоритетные задачи на перспективу

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 14 августа состоялось расширенное совещание, посвященное обсуждению результатов проделанной работы по социально-экономическому развитию страны в первом полугодии 2019 года, а также приоритетным задачам достижения намеченных прогнозных параметров на второе полугодие.

В мероприятии приняли участие руководители палат Олий Мажлиса Республики Узбеки­стан, Премьер-министр и его заместители, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, главы министерств, ведомств, хозяйственных объединений и коммерческих банков.

На совещании глубоко проанализированы результаты принимаемых мер по обеспечению макроэкономической стабильности, модернизации топливно-энергетической, перерабатывающей и агропромышленной отраслей, комплексному развитию регионов, поддержке предпринимательства, улучшению социальной сферы, повышению благосостояния населения.

Отмечалось, что руководителям комплексов Кабинета Министров, министерствам, председателям комитетов и хозяйственных объединений впредь необходимо кардинально пересмотреть методы своей работы, почаще посещать регионы и отдаленные села, оказывать хокимиятам, предпринимателям и руководителям на местах практическую помощь в выявлении и решении проблем.

Отныне все руководители комплексов должны вместе с министрами ежеквартально выезжать в регионы и решать имеющиеся проблемы в соответствующих сферах, а по итогам отчитываться перед областными кенгашами народных депутатов и активом.

Хокимы областей, в свою очередь, следуя этому принципу работы, вместе со своими заместителями и руководителями областных управлений должны будут каждый квартал посещать районы, решать там проблемы, затем отчитываться перед районными кенгашами народных депутатов и активом.

Палатам Олий Мажлиса и Кабинету Министров указано на необходимость внедрения новой системы, предусматривающей участие вышестоящих руководителей и хокимов в работе на низовом уровне с последующим заслушиванием их отчетов.

На совещании обсуждены вопросы макроэкономики, структурных преобразований, финансово-банковской системы и частного предпринимательства. Отмечалось, что в первом полугодии текущего года объем валового внутреннего продукта вырос на 5,8 процента, производства промышленной продукции - на 6,9 процента. В распоряжении местных бюджетов осталось свыше 2,6 триллиона сумов, или в 1,5 раза больше средств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы бюджета составили почти 51 триллион сумов, или выполнены на 109 процентов относительно прогноза.

На совещании даны указания по обеспечению сбалансированности доходов и расходов Государственного бюджета, изысканию и мобилизации резервов для дополнительных поступлений в местные бюджеты.

Отмечена необходимость кардинального реформирования банковской системы, внедрения современных видов банковских услуг и повышения их ка­чества.

Глава государства уделил особое внимание вопросу предотвращения резкого роста цен.

За первые шесть месяцев текущего года инфляция составила 5,6 процента и не превысила прогнозных показателей. Ответственным лицам поручено принять необходимые меры по предотвращению роста инфляции в связи с поэтапным внедрением рыночных принципов в тарифное и ценовое регулирование.

На проведенном в начале августа совещании были подробно рассмотрены вопросы развития малого бизнеса и частного предпринимательства, определена новая система работы в этой сфере. При Министерстве экономики и промышленности создано Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства, за которым закреплены Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности, коммерческие банки и страховые компании.

На совещании подчеркнута необходимость вовлечения в предпринимательство широких слоев населения, обеспечения занятости и увеличения их доходов через внедрение этой новой системы на местах.

Затронут также вопрос повышения роли промышленности в экономике.

- За последний год доля промышленности в валовом внутреннем продукте выросла с 26 до 30 процентов, но это все еще не соответствует масш­табу начатых нами реформ, - сказал Шавкат
Мирзиёев.

Даны рекомендации по ускорению запуска до конца нынешнего года новых мощностей в рамках 25 инвестиционных проектов на Навоийском горно-металлургическом комбинате, 18 проектов - в АК "Узэлтехсаноат", 7 проектов - в АО "Узавтосаноат" и 5 проектов - на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате.

Указано на необходимость организации производства почти 100 видов потребительских товаров через промышленную кооперацию, адресной работы с предприятиями в целях содействия наращиванию их мощностей.

В нынешнем году, объявленном в нашей стране Годом активных инвестиций и социального развития, осуществляется широкомасштабная работа по привлечению и освоению прежде всего прямых иностранных инвестиций.

Об эффективности этих мер свидетельствует тот факт, что в первом полугодии освоено почти 86 триллионов сумов инвестиций, то есть в 1,6 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также показатели освоения прямых иностранных инвестиций выросли в 2,7 раза, привлечения средств международных финансовых институтов - в 3,7 раза.

Следует особо отметить, что впервые в истории страны доля инвестиций в валовом внутреннем продукте превысила 38 процентов. В предыдущие годы этот показатель не достигал и 25 процентов.

Вновь подчеркнута необходимость своевременного и качественного выполнения задач по расширению привлечения инвестиций и увеличению объемов экспорта, определенных на состоявшемся 12 августа видеоселекторном совещании.

Системные реформы осуществляются по развитию топливно-энергетической сферы и базовых отраслей промышленности. Организовано Министерство энергетики, осуществляющее единую государственную политику в этом направ­лении.

На совещании отмечалась необходимость поступательного развития отрасли, постоянного расширения сырьевой базы для удовлетворения все более растущей внутренней потребности.

Даны конкретные поручения по снижению потерь при производстве и поставке электроэнергии, урегулированию системы расчетов за энергоресурсы, сокращению дебиторской задолженности.

Отмечена важность обеспечения сдачи в эксплуатацию до конца года 4 предприятий по производству новых видов химической продукции, а также ускорения работ по 31 инвестиционному проекту в химической промышленности.

Определены дополнительные задачи по дальнейшему развитию автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, электротехнической промышленности, локализации производства комплектующих изделий, снижению себестоимости продукции, увеличению объемов производства и экспорта.

Затем рассмотрены вопросы комплексного развития регионов и коммуникационной инфраструктуры.

За отчетный период проделана масштабная работа по комплексному развитию регионов, строительству домов, объектов транспортно-логистической и социальной инфраструктуры. Так, в рамках программы "Обод кишлок" преобразился облик 478 сел в 159 районах, к ним подведены сети водо-, газо- и электроснабжения. Выполнено строительство и ремонт 3,6 тысячи километров автомобильных дорог.

Рассмотрены задачи продолжения работ в этом направлении, удовлетворения потребности населения в жилье, улучшения социальных условий.

Указано на необходимость завершения до конца года строительства 10 тысяч индивидуальных и 111 многоэтажных домов, строительства и реконструкции 1,2 тысячи километров сетей питьевого водоснабжения и канализации, обеспечения особого контроля за качеством и стоимостью.

В ходе обсуждения качества услуг по перевозке пассажиров и грузов на транспорте ответственным лицам даны поручения по строительству и ремонту дорог республиканского и местного значения протяженностью 10 тысяч километров, организации совместных транспортно-логистических предприятий по международным грузовым перевозкам, переводу международных аэропортов Бухары, Карши, Нукуса и Термеза в режим "Открытое небо", созданию Навоийского сухого порта.

Определены задачи касательно увеличения производства строительных материалов, совершенствования градостроительных норм и процесса проектирования, охраны окружающей среды.

На совещании проанализированы также результаты развития аграрной отрасли и пищевой промышленности.

За последние три года было принято множество нормативно-правовых актов и программ, нацеленных на устойчивое развитие отрасли, наращивание производства продукции. Внедрены экономические механизмы, направленные на повышение заинтересованности и увеличение доходов фермеров.

Сегодня 70 процентов отечественной потребительской продукции создается именно в этой отрасли. В 80 стран мира экспортируется более 180 видов сельскохозяйственной продукции, что обеспечивает 20-25 процентов всех поступлений от экспорта. В аграрной сфере занято 27 процентов экономически активного населения.

До настоящего времени в 94 районах организовано 76 хлопково-текстильных кластеров. В этом году собран урожай зерна в объеме более 7 миллионов тонн. Создано 15 тысяч гектаров интенсивных садов и 11 тысяч гектаров виноградников.

На совещании намечены меры по последовательному продолжению этой работы, расширению посадки овощных культур в осенние месяцы, повышению урожайности исходя из природно-климатических условий районов.

В ходе рассмотрения развития инфраструктуры сбора, хранения, переработки, упаковки и экспорта продукции отмечена необходимость запуска до конца текущего года 12 логистических центров пропускной способностью 150 тысяч тонн и 224 холодильных складов вместимостью 143 тысячи тонн.

Определены конкретные меры по организации зерноводческих кластеров, животноводческих, птицеводческих и рыбоводческих комплексов, широкому внедрению водосберегающих технологий.

На совещании затронуты и вопросы социального развития.

В нашей стране придается особое значение вопросам развития сфер образования, здравоохранения, туризма, спорта и науки, поддержке женщин и молодежи.

В частности, приняты концепции по долгосрочному развитию сфер народного образования и здравоохранения. Размер заработной платы работников социальной сферы увеличен в среднем в 1,5-2 раза.

За отчетный период налажена деятельность 14 новых вузов, в том числе 6 республиканских и 8 иностранных. Организовано обучение по 40 новым направлениям образования и 41 новой специальности. Квоты приема увеличены на 20 процентов по сравнению с прошлым годом.

В результате принятых мер по ускоренному развитию туризма за первые шесть месяцев нашу страну посетили более 3 миллионов иностранных туристов, что на 30 процентов больше, чем в прошлом году. Также экспортировано на 28 процентов больше туристических услуг, чем в аналогичном периоде прошлого года.

На развитие женского предпринимательства выделено 100 миллиардов сумов. В течение первого полугодия освоен 41 процент этих средств, женщинами реализовано 1755 проектов и создано 2240 рабочих мест.

На совещании определены дополнительные задачи по дальнейшему развитию социальной сферы, расширению охвата и повышению качества услуг.

- Системная работа и дисциплина во всех государственных ведомствах и на предприятиях, неукоснительное исполнение принятых решений, всемерная поддержка и практическое содействие предпринимателям должны быть и будут главным фактором результативности наших реформ, - сказал Президент.

Премьер-министр и его заместители, руководители министерств и ведомств, хозяйственных объединений, главы регионов представили отчеты об эффективности проводимой ими работы, ожидаемых результатах по итогам 9 месяцев и 2019 года, ходе выполнения приоритетных задач.

По итогам совещания определены соответствующие меры.

УзА.

 

 

Указ

Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

В целях повышения эффективности проводимых реформ в сфере туризма и кардинального увеличения въезжающих иностранных граждан в республику путем решения имеющихся проблем туристической инфраструктуры, повышения качества предоставляемых услуг и активного продвижения национального туристского продукта на мировых рынках, усиления кадрового потенциала туристской отрасли, а также в соответствии с основными направлениями Концепции развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах:

1. Одобрить предложения Министерства транспорта и Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма о введении с 1 октября 2019 года согласно международным правовым нормам режима "Открытое небо" в международных аэропортах "Карши", "Нукус" и "Термез" с применением "пятой свободы воздуха", а также "Бухара" с применением "пятой свободы воздуха" при перевозке граждан иностранных государств.

Министерству транспорта совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить информирование авиационных властей иностранных государств и зарубежных авиаперевозчиков, в том числе по дипломатическим каналам, о перечне международных аэропортов Узбекистана, в которых вводится режим "Открытое небо".

2. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 января 2020 года:

часть затрат субъектов туристской деятельности или авиаперевозчиков по организации чартерных рейсов из зарубежных стран в Узбекистан компенсируется в равных долях за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма в размере 20 долларов США, а в период зимнего сезона (с 20 ноября по 20 февраля) в размере 50 долларов США за каждого иностранного туриста при условии продолжительности его пребывания на территории республики не менее пяти ночевок;

часть затрат ("rebate") зарубежных кинокомпаний при создании аудиовизуальной продукции (кино-, теле- и видеофильмов, клипов, мультфильмов, аниме) на территории Республики Узбекистан компенсируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в размере до 20 процентов от затрат, произведенных на территории Республики Узбекистан, но не более 300 тысяч долларов США за единицу продукции;

за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма выделяются гранты для съемок художественных полнометражных, художественных короткометражных, документально-хроникальных фильмов об исторических и легендарных личностях Узбекистана в размере 30 процентов от стоимости проекта, но не более 3 миллиардов сумов;

часть затрат субъектов предпринимательства на организацию в регионах республики (за исключением города Ташкента) тематических пунктов питания, специализирующихся на зарубежной кухне или отдельном направлении, а также залов "караоке" и других туристских развлекательных учреждений компенсируется за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма в размере 10 миллионов сумов на каждый проект;

вводится ограничение на въезд крупногабаритных автотранспортных средств массой свыше 5 тонн на территорию объектов материального культурного наследия по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

на территории объектов культурного наследия, внесенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и памятников истории или культуры, взятых под охрану государства, реализуется сувенирная продукция исключительно отечественного производства;

б) с 1 ноября 2019 года Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма:

формирует перечень сходов граждан (поселков, кишлаков, аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов), обладающих наибольшим туристским потенциалом;

при создании на территории таких сходов граждан не менее 20 семейных гостевых домов и оказании не менее пяти видов услуг для туристов (за исключением услуг по проживанию и/или питанию) присваивает им статус "Туристская махалля", "Туристский кишлак" или "Туристский аул";

в) с 2020 года сходы граждан, которым присвоен статус "Туристская махалля", "Туристский кишлак" или "Туристский аул", приоритетно включаются в государственные программы "Обод кишлок" и "Обод махалла";

г) АО "Uzbekistan Airports" предоставляется право по предложениям международных аэропортов республики:

определять и устанавливать ставки и сборы за услуги, оказываемые аэропортом (за исключением услуг, оказываемых для авиакомпаний - резидентов Республики Узбекистан);

расширять и модернизировать инфраструктуру, необходимую для хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов аэропорта;

заключать на конкурсной основе договоры с местными или иностранными юридическими лицами на поставку авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, а также договоры на их реализацию местным или иностранным авиакомпаниям, осуществляющим рейсы в международные аэропорты страны, в том числе транзитные.

3. Согласиться с предложениями Координационного совета по развитию туризма (далее - Координационный совет), образованного постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года N№ ПП-3217, о предоставлении Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма следующих полномочий:

внесение в Координационный совет предложений по организации территорий развития объектов туристской инфраструктуры в регионах на основе изучения на местах потенциальных территорий;

организацию планирования и проектирования на потенциальных территориях для размещения объектов туристской инфраструктуры;

проведение переговоров с инвесторами по привлечению инвестиций в сферу туризма, подписание с инвесторами инвестиционных соглашений и контрактов, а также инициирование вопроса предоставления им земельных участков через электронную торговую площадку "E-IJRO AUKSION" в установленном порядке с принятием инвесторами обязательств по реализации проекта.

4.Установить с 1 января 2020 года безвизовый режим сроком на 30 дней со дня въезда на территорию Республики Узбекистан для граждан стран согласно приложению N№ 1.

5. Согласиться с предложениями Государственного комитета по развитию туризма и Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан о создании туристского транспортного коридора "Туристская магистраль Узбекистана" от города Ханабада Андижанской области до города Муйнака Республики Каракалпакстан с ответвлением до города Термеза Сурхандарьинской области, предусматривающего развитие придорожной инфраструктуры и организацию туристских услуг вдоль автомагистральных дорог.

6. Образовать Рабочую группу по изучению состояния автомагистральных дорог и придорожной инфраструктуры вдоль туристского транспортного коридора "Туристская магистраль Узбекистана" (далее - Рабочая группа) в составе согласно приложению N№ 2 с предоставлением полномочий по:

выявлению участков дорог, подлежащих капитальному и текущему ремонту, а также определению месторасположения создаваемых объектов придорожной инфраструктуры;

содействию предпринимателям в прохождении разрешительных процедур для организации предпринимательской деятельности, связанной с развитием придорожной инфраструктуры (отводе земельных участков, получении разрешений на строительство);

контролю за исполнением соответствующими государственными органами поручений по решению проблемных вопросов, входящих в их компетенцию (установке дорожных указателей, строительстве санитарно-гигиенических узлов и других).

7. Определить, что за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма инициаторам проектов выделяются гранты на реализацию инновационных бизнес-идей и стартапов для туризма в размере 30 процентов от стоимости проекта, но не более 100 миллионов сумов.

Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма в месячный срок утвердить перечень рекомендуемых к реализации инновационных бизнес-идей и стартапов для туризма.

8. Утвердить "Дорожную карту" по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбеки­стан согласно приложению N№ 3.

9. Освободить сроком до 1 января 2023 года:

а) юридические лица, оказывающие туристские услуги по организации кемпингов и сафари-туризма в труднодоступных отдаленных местностях (не менее 10 километров от населенных пунктов или 5 километров от автомобильных дорог с твердым покрытием), от уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа по данному виду деятельности при условии создания автономной инфраструктуры;

б) юридические лица, их проектные организации, генеральные подрядные и субподрядные организации в рамках реализации проекта по созданию соответствующих мировым стандартам и включающих необходимую культурно-развлекательную инфраструктуру гольф-комплексов от уплаты:

налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество;

единого социального платежа - с фонда оплаты труда иностранных специалистов, привлекаемых для реализации проекта;

таможенных пошлин и акцизного налога при ввозе товаров, необходимых для реализации проекта, в том числе в таможенном режиме "временный ввоз";

в) юридические лица, осуществляющие строительство и(или) организацию деятельности современных санитарно-гигиенических узлов по типовым проектам, от уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа по данному виду деятельности;

г) ввозимое на территорию Республики Узбеки­стан оборудование для строительства канатных дорог и аттракционов "банджи-джампинг", "зиплайн", управляемые (дирижабль, воздушный шар) и неуправляемые (свободного полета) аэростаты, гондолы, оборудование для "рафтинга" и "флайбординга", а также "buggy car", фаэтоны, наземные транспортные средства, преобразованные под средства размещения для ночлега (дома на колесах) или в кафе-фургоны ("фудтрак"), от таможенных пошлин и акцизного налога.

10. Принять к сведению, что Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма разработаны проекты по развитию специальных туристских зон в Джизакской, Наманган­ской и Сурхандарьинской областях.

Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма, Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан совместно с хокимиятами Джизакской, Наманган­ской, Сурхандарьинской и других областей в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан детальный план развития туристских зон и привлечения инвес­тиций.

Контроль за своевременной и качественной реализацией инвестиционных проектов в туристских зонах:

"Зомин" возложить на министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Умурзакова С.У.;

"Нанай" - на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж.;

"Байсун" - на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомидди­нова З.Ш.

11. Создать в пределах установленной общей штатной численности управленческого персонала в структуре центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма Управление по развитию туристских зон и кластеров со штатной численностью 15 единиц, состоящее из архитекторов, картографов, градостроителей и инженеров-строителей, с возложением на него задач по организации работ по планированию и проектированию размещения объектов туристской инфраструктуры.

12. Согласиться с предложениями Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма о:

учреждении нагрудного знака "За вклад в развитие сферы туризма", вручаемого представителям общественных структур и соотечественникам за рубежом, внесшим достойный вклад в развитие и популяризацию сферы туризма в стране, по результатам оценки их деятельности соответствующими негосударственными некоммерческими организациями;

создании на базе ГУП "Учебно-консалтинговый центр туризма" Института развития туризма при Государственном комитете Республики Узбекистан по развитию туризма (далее - Институт).

13. Определить основными направлениями деятельности Института:

осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере туризма, координацию научных исследований и научно-прикладных разработок в данной сфере, выявление системных проблем и разработку предложений по их решению;

разработку и внедрение новых образовательных программ и форм обучения, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для туристской отрасли;

организацию переподготовки и повышения квалификации работников сферы туризма с привлечением зарубежных специалистов и преподавателей;

научно-методическую координацию деятельности образовательных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для туристской отрасли, поддержку деятельности консалтинговых и учебных центров;

выдачу квалификационного сертификата гидам, экскурсоводам и инструкторам-проводникам на основе единой системы тестирования.

14. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма в двухмесячный срок разработать и утвердить:

Устав Института с обеспечением его государственной регистрации;

структуру и штатное расписание Института.

Определить источниками финансирования деятельности Института средства внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма и других источников, не запрещенных законодательством.

Приравнять уровень оплаты труда работников Института к работникам Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма.

Разместить Институт по адресу: город Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, улица Буюк Ипак йули, дом 115а.

15. Установить персональную ответственность председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента за отвод субъектам предпринимательства земельных участков для строительства современных санитарно-гигиенических узлов по типовым проектам в размере 80-100 квадратных метров в течение 5 рабочих дней с момента поступления ходатайства Государственного комитета по развитию туризма без выставления на электронном аукционе.

16. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

разработать и утвердить инвестиционные проекты по ускоренной реконструкции объектов электро-, газо-, водоснабжения и канализации, а также автомобильных дорог в Ахангаранском, Бостанлыкском и Паркентском районах Ташкентской области, За­аминском районе Джизакской области с последующим их включением в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2020-2022 годы;

принять меры по направлению средств, выделяемых в рамках государственных программ "Обод кишлок" и "Обод махалла", на приоритетной основе на благоустройство сходов граждан со статусом "Туристская махалля", "Туристский кишлак" или "Туристский аул", в том числе на ремонт внутренних автомобильных дорог, обеспечение стабильной работы системы электро-, газо-, водоснабжения, канализации, установку дополнительных базовых станций для улучшения мобильной связи и интернета.

17. Министерству транспорта Республики Узбекистан:

а) совместно с АО "Uzbekistan Airports", хокимиятами Бухарской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и Советом Министров Республики Каракалпакстан обеспечить реконструкцию взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, командно-диспетчерских пунктов, аэронавигационного оборудования и стационарных наземных узлов связи в международных аэропортах Узбекистана, в которых вводится режим "Открытое небо";

б) совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли и Государственным комитетом Республики Узбеки­стан по развитию туризма в течение 2020-2022 годов принять меры по поэтапному налаживанию авиарейсов с городами зарубежных стран, перспективными для привлечения национальных и зарубежных авиакомпаний, согласно приложению N№ 4;

в) в срок до 1 января 2020 года обеспечить инвентаризацию и пересмотр межправительственных соглашений Республики Узбекистан о воздушном сообщении в целях расширения сотрудничества и увеличения географии полетов;

г) в срок до 1 января 2020 года разработать программу поэтапной модернизации радиотехнического оборудования и увеличения объема предоставляемых аэронавигационных услуг;

д) совместно с АО "Uzbekistan Airways", АО "Uzbekistan Airports" и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок разработать устойчивую бизнес-модель развития АО "Uzbekistan Airways" и АО "Uzbekistan Airports", предусматривающую:

внедрение международного опыта оптимизации стоимости авиаперевозок путем использования невозвратных и безбагажных тарифов;

программу строительства, реконструкции, расширения и модернизации аэропортовой инфраструктуры;

увеличение объема предоставляемых услуг по техническому обслуживанию воздушных судов с привлечением ведущих зарубежных компаний - производителей воздушных судов;

меры по обеспечению бесперебойности поставок авиационного топлива и горюче-смазочных материалов;

расширение возможностей онлайн-продажи авиабилетов и внедрение системы оформления электронных грузовых авианакладных;

развитие авиаперевозок по периферийным направлениям внутри Республики Узбекистан, в том числе за счет эксплуатации ближне- и среднемагистральных воздушных судов;

практическое внедрение механизма субсидирования авиаперевозчиков при выполнении нерентабельных рейсов внутри республики;

е) совместно с Министерством финансов и Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан в месячный срок утвердить методику расчета дифференцированных ставок и сборов за услуги, оказываемые аэропортами, и принять меры по пересмотру ставок и сборов за оказываемые услуги в разрезе каждого аэропорта республики;

ж) совместно с Министерством обороны, Министерством строительства и Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма в трехмесячный срок принять меры по внедрению порядка предоставления юридическими лицами авиационных услуг с использованием вертолетной техники на основе инвентаризации нормативно-правовой базы в сфере перевозки пассажиров на вертолетах, пролета территории, а также проектирования и строительства вертолетных площадок;

з) совместно с АО "Узбекистон темир йуллари" в срок до 1 сентября 2019 года принять меры по запуску и функционированию прозрачной системы онлайн-продажи билетов "E-ticket", в том числе предусматривающей возможность оформления групповых проездных документов юридическими лицами через личный кабинет, а также отслеживания наличия билетов и их онлайн-бронирования через мобильные приложения;

и) совместно с АО "Узбекистон темир йуллари" в срок до 1 декабря 2019 года разработать план по обеспечению транспортных связок (автобусного и железнодорожного сообщения) между городами страны и сопредельных государств для создания удобной логистики пассажирам международных аэропортов;

к) совместно со Службой государственной без­опасности Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке предоставления международными перевозчиками подразделениям Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбеки­стан предварительной информации о пассажирах.

18. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить включение в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2020-2022 годы инвестиционных предложений, предусмотренных в приложении N№ 5 к настоящему Указу.

19. Центральному банку Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять меры по интеграции национальной платежной системы с международными платежными системами для создания иностранным туристам возможности осуществлять платежи на территории республики с помощью международных платежных карт.

20. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан в месячный срок пересмотреть нормативно-правовые акты по оформлению въездных и выездных виз иностранным гражданам, лицам без гражданства в Республику Узбекистан, предусмотрев упрощение процедуры оформления виз, оптимизацию сроков рассмотрения заявлений и сокращение излишних документов, а также внедрение электронного документооборота.

21. Службе государственной безопасности Республики Узбекистан в срок до 1 января 2020 года обеспечить учет регистрации туристов, а также контроль за их пребыванием на территории республики и своевременностью выезда из страны с возможностью проверки регистрации. За счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан разработать соответствующее программное обеспечение.

22. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан обеспечить строгий контроль за недопущением проведения работ по благоустройству и строительных работ на территории объектов материального культурного наследия, внесенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, за исключением случаев согласования вопроса с Национальной комиссией Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО.

23. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма:

а) на постоянной основе организовывать подготовку и обучение местного населения сходов граждан со статусом "Туристская махалля", "Туристский кишлак" или "Туристский аул" по оказанию качественных услуг туристам;

б) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке присвоения сходу граждан статуса "Турист­ская махалля", "Туристский кишлак" или "Туристский аул";

в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию механизма взимания туристского сбора, предусматривающие:

внедрение порядка оплаты туристского сбора в зависимости от вида транспорта при въезде иностранных граждан и лиц без гражданства в страну;

расширение способов оплаты туристского сбора с внедрением механизмов оплаты сбора туристами самостоятельно через филиалы коммерческих банков, информационные туристские центры и электронные информационные системы;

г) совместно с Министерством транспорта, Министерством финансов в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о порядке выделения средств для компенсации затрат субъектов предпринимательства;

д) совместно с Министерством финансов, Национальным агентством "Узбеккино" в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о порядке компенсации зарубежным кинокомпаниям части затрат ("rebate") при создании аудиовизуальной продукции на территории Республики Узбекистан;

е) совместно с Национальным агентством "Узбеккино" и Союзом молодежи Узбекистана обеспечить ежегодное выделение средств Национальной кинокомиссии Узбекистана для:

реализации задач по оказанию на безвозмездной основе организационного и производственно-технического содействия зарубежным кинокомпаниям за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма;

покрытия расходов, связанных с организацией национальных павильонов на международных киномероприятиях и ежегодным проведением международной выставки отечественных кинолокаций "LocationEXPOuz" в рамках Международного кинофестиваля "PROlogue", с целью продвижения отечественной кинематографии, кинолокации, кинотуризма и системы "rebate" за счет средств Фонда развития национальной кинематографии при Нацио­нальном агентстве "Узбеккино", Союза молодежи Узбекистана и других источников, не запрещенных законодательством;

ж) в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке выдачи грантов за счет средств внебюджетного Фонда поддержки турист­ской сферы при Государственном комитете по развитию туризма;

з) совместно с Ассоциацией частных туристских организаций на постоянной основе обеспечивать изучение и продвижение уникального туристского потенциала регионов страны и потенциальных объектов туристского показа для дальнейшего формирования туристскими операторами различных туристских маршрутов.

24. Утвердить план подробных практических мероприятий по реализации настоящего Указа согласно приложению N№ 6.

Государственному комитету по развитию туризма обеспечить внесение каждые 15 дней в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе исполнения настоящего Указа.

25. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N№ 7.

26. Государственному комитету по развитию туризма совместно с Министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

27. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по разъяснению целей и задач настоящего Указа.

28. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.

Президент

Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ.

Город Ташкент,

13 августа 2019 года.

 

От Ханабада до Муйнака:
запоминающееся путешествие по Узбекистану

 Сфера туризма сегодня является одним из самых крупных и мощных секторов мировой экономики. Во многих странах эта область играет значимую роль в формировании внутреннего валового продукта, создании рабочих мест и другом. Она оказывает влияние на развитие государства в экономическом и культурно-гуманитарном направлениях. В Узбекистане также уделяется большое внимание туристической индустрии. На это направлены действия по разработке и совершенствованию нормативно-правовых актов, регулирующих сферу и нацеленных на ее устойчивое развитие.

За годы независимости наша страна достигла немалых успехов в этом направлении, приумножив внимание зарубежных гостей к историческим объектам древних городов. Однако этого уже становится недостаточно для того, чтобы претендовать на звание государства с развитой туристской инфраструктурой. Таким образом, для роста эффективности проводимых реформ в области туризма и кардинального увеличения числа въезжающих в республику граждан иностранных государств путем повышения качества предоставляемых услуг, а также продвижения национального туристского продукта на мировых рынках главой государства подписан Указ "О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан". Подробно о намеченных мероприятиях в ходе реализации документа и принятой вместе с ним "дорожной карты" рассказал на специально организованной по этому случаю пресс-конференции заместитель Премьер-министра Азиз Абдухакимов.

В нашей стране действует ряд документов, направленных на всестороннее развитие турпотенциала Узбеки­стана. В результате принятых мер за первое полугодие 2019-го республику посетили более трех миллионов иностранных туристов, в обозримом будущем ставится цель достичь отметки в десять миллионов.

Показатель становится достижимым в случае принятия незамедлительных действий по модернизации отрасли, развитии инфраструктуры популярных туристских объектов нашей страны, а также продвижению бренда Узбекистана на мировом рынке. Так, согласно принятому Указу намечено введение ряда новшеств. В частности, уже с 1 октября согласно международным правовым нормам в аэропортах Карши, Нукуса и Термеза внедряется режим "Открытое небо" с применением пятой свободы воздуха (право принимать и выгружать пассажиров, почту и грузы, следующие в или из третьего государства). Это весьма серьезное решение позволит увеличить количество рейсов в эти города, а вместе с тем и число туристов. Аэропорт Бухары также открывается с режимом "Открытое небо" для иностранных граждан.

С 1 января 2020 года вводится стимулирующая мера - субсидирование затрат субъектов туристской деятельности и авиаперевозчиков по организации чартерных рейсов из других стран. В турсезон за каждого привезенного иностранного гостя при условии продолжительности его пребывания на территории Узбекистана не менее пяти ночевок будет выплачиваться 20 долларов. В зимний сезон - с 20 ноября по 20 февраля - сумма компенсации составит 50 долларов. Подобная практика эффективно используется сегодня рядом зарубежных стран. Организация большого числа чартерных рейсов в страну даст большой рывок для развития туризма. Как заявил А. Абдухакимов, Президент страны дал поручение увеличить поток посетителей в Узбекистан до десяти миллионов человек. В прошлом году нашу страну посетили 5,4 миллиона туристов, в этом ожидается более шести.

Указом запланировано проведение мер по пропаганде статуса Узбекистана как туристской страны. В частности, на это направлено решение покрывать часть затрат зарубежных компаний при создании аудиовизуальной продукции на нашей территории. Компенсация будет выплачиваться за счет средств Государственного бюджета в размере до 20 процентов от затрат, но не более 300 тысяч долларов за единицу продукции. Как отметил Азиз Абдухакимов, у Узбекистана есть огромный потенциал для реализации таких проектов. Ведь чем больше будет снято фильмов о нашей стране, тем больше иностранные граждане захотят ее посетить. Уже начаты переговоры с крупными зарубежными кинокомпаниями. Дополнительно за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Госкомтуризма запланировано выделение грантов для съемок художественных короткометражных и полнометражных, а также документально-хроникальных картин об исторических и выдающихся личностях Узбекистана в размере 30 процентов от стоимости проекта, но не более трех миллиардов сумов.

Указом предусмотрено создание туристского транспортного коридора. Планируется, что магистраль протянется от города Ханабада (Андижанская область) до  Муйнака (Каракалпакстан) с ответвлением до  Термеза (Сурхандарьинская область). Проект предусматривает развитие придорожной инфраструктуры европей­ского уровня и организацию туристских услуг вдоль автодорог. Для его реализации будет создана рабочая группа, которая выедет в Ханабад и на автобусе совершит проезд до Муйнака для ознакомления с нынешними условиями и определения участков, где необходимо будет провести капитальный ремонт. Специалистам дано право оказывать содействие предпринимателям в прохождении разрешительных процедур для организации деятельности, связанной с развитием придорожной инфраструктуры, в том числе отвод земельных участков, получение разрешений на строительство, возведение санитарно-гигиенических узлов и так далее. На реализацию проекта отведены ближайшие два года. Как заявил А. Абдухакимов, создание инфраструктуры и туристской магистрали способствует развитию культуры путешествий по стране как среди местного населения, так и иност­ранцев.

Одна из наиболее интересных задумок - создание так называемых туристских махаллей, кишлаков и аулов. С 1 ноября согласно Указу Госкомтуризма начнет формировать перечень сходов граждан, обладающих наибольшим турпотенциалом. Чтобы обрести такой статус махалле, кишлаку или аулу необходимо организовать на своей территории не менее 20 гостевых домов, а также продумать не менее пяти видов туристических услуг для гостей.  После получения соответствующего статуса со стороны государства будет обеспечена помощь в совершенствовании инфраструктуры, ремонте дорог и рекламе. Подобная инициатива, как отметил А. Абдухакимов, будет стимулировать население самостоятельно создавать туристские центры. 

Также документом предусмотрено введение безвизового режима сроком на 30 дней для граждан еще 20 государств, преимущественно из Центральной Америки. Почему именно эти страны? Во-первых, как пояснил вице-премьер, в этом регионе, в частности, Мексиканские Соединенные Штаты сейчас активно развивают выездной туризм, также там высок уровень ВВП на душу населения. Таким образом, после принятия этого решения Узбекистан становится второй страной по либеральности в визовом режиме на территории СНГ после Грузии. Безвизовый режим у нас отныне действует для граждан 65 стран.

Кроме того, с 1 января 2020-го на территории объектов культурного наследия, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и памятников истории или культуры, находящихся под охраной государства, будет продаваться сувенирная продукция исключительно отечественного производства. Этот шаг позволит поддержать местных ремесленников.  Наряду с этим разработана "дорожная карта", включающая 65 мероприятий, направленных на продвижение туризма в стране. В рамках ее реализации в следующем году намечено проведение международного авиационного форума, куда будут приглашены ведущие зарубежные туроператоры и авиакомпании. Намечены меры по развитию молодежного туризма, в частности, посещение иностранными юношами и девушками Узбекистана в рамках различных образовательных программ. Значительно будет повышен уровень обеспеченности объектов туристской инфраструктуры интернетом. Планируется ввести изменения в сертификационные требования к гостиницам. Впервые во всех крупных городах страны планомерно будут формироваться туристские улицы, лавки, специальные зоны для свободных художников, артистов, ремесленников. Как заявил А. Абдухакимов, это сделает места привлекательными для туристов, а в структуре Госкомтуризма появится отдельное подразделение, к работе в котором привлекут специалистов по развитию туристских кварталов.

Евгения Юн

"Правда Востока".

 Купол Тилля-Кари стал легче

На днях в Самарканде в преддверии 28-й годовщины независимости Узбекистана, Международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари" и международной научной конференции "Сохранение материального и нематериального культурного наследия: актуальные проблемы и стратегии их решения" завершена реставрация купола мечети медресе Тилля-Кари на площади Регистан. Его конструкция стала легче более чем на сто тонн. Почему это потребовалось?

Большой купол возведен в 1976-1978 годах сотрудниками Самаркандских специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Его облицевали тогда глазурованными плитками толщиной от 60 до 75 мм, шириной до 60 мм и длиной от 150 до 120 мм. За этот труд Государственной премии Узбекистана удостоена группа руководителей и исполнителей, включая главу города А. Худайкулова, кураторов проекта К. Крюкова и
В. Пинхасова, мастеров А. Кулиева, Ш. Сайфиева, М. Асадова и других.

В течение 40 лет несколько раз производился мелкий текущий ремонт. А в 2019-м по инициативе руководства ансамбля Регистан начата реставрация объекта. В мае монтажниками подрядной организации ООО "Самарканд таъмир" установлены металлические хомуты и трубчатые леса. По проекту с поверхности купола с большой осторожностью разобраны пришедшие в негодность керамические плитки, забутовки из гипса и кирпичи толщиной от 20 до 50 см. Все это вручную загрузили для вывозки в автомашины, потому что согласно правилам вблизи архитектурных комплексов не должна работать техника, создающая вибрации.

После очистки купола от поврежденной плитки монтажники начали собирать конструкцию железного пояса для его укрепления. Поверхность оштукатурили специальным раствором (толщиной два сантиметра) с добавлением клея и других веществ для предотвращения попадания влаги. Следующие операции - натягивание нержавеющей металлической сетки по всему контуру купола и изготовление кругов из деревянных досок для восстановления симметрии облицовки. Параллельно с этим шла реставрация барабана из глазурованных и терракотовых плиток, сталактитов и арабской надписи на майолике по периметру, тимпанов с резной наборной мозаикой, где в каждом квадратном метре было до 2000 элементов.

Для устройства металлических лесов на высоте более 30 метров работали восемь специалистов во главе с опытным бригадиром Баходуром Бекчаевым. В одном из самых крупных проектов реставрации архитектурных объектов за последние годы в Узбеки­стане непосредственно участвовали такие опытные мастера самаркандской школы, как Рахмон и Даврон Тоировы, Олим Шарипов, Рахим Рузибаев, Холмурод Ахмедов и многие другие. Кроме того, надо отметить вклад известных специалистов реставрационного дела, включая Давлата Хакимова, Бахрилло Абдуллаева, Бехруза Маруфи, Олмоса Умарова.

Проект разработан архитектором ООО "Атлант проект" Маматом Халикуловым, сметно-финансовая документация - предприятием "Мерос чашмаси" при Главном научно-производственном управлении по охране и использованию объектов культурного наследия (ныне Департамент культурного наследия при Министерстве культуры). Средства на общую сумму 1,7 миллиарда сумов выделены со специального счета ансамбля Реги­стан.

- Подготовка к реставрации началась в 2013 году. Выяснилось, что в ходе прежних работ строительные материалы использовали сверх нормы, вследствие чего усилилась нагрузка на здание. В результате с 1993 года началась осадка фундамента, принимались экстренные меры по его сохранению и укреплению, - рассказал Бехруз Маруфи, ранее руководивший ансамблем Регистан. - Учитывая все это, совместно со специалистами и проектировщиками разработали свое предложение по облегчению конструкции купола. Оно получило одобрение, после чего и стартовали работы. Капитальная реставрация купола с барабаном и частичная - четверика, восьмерика и боковых стен осуществлена в кратчайшие сроки и в соответствии с мировыми стандартами. Можно с уверенностью сказать, что реализация этого проекта - достойный подарок к Дню независимости нашей Родины.

Рахим Каюмов.

Заведующий научно-практическим
музеем-лабораторией СамГУ.

Улугбек Урунходжаев.

Научный сотрудник
ансамбля Регистан.

 

 

Эффективный диалог - важный фактор профилактики правонарушений

Когда пожилые люди молятся, они просят, чтобы небо было мирным, а в стране царило спокойствие.

А сохранение спокойствия, предупреждение правонарушений и преступности, внесение вклада в дело обеспечения стабильности социально-духовной атмосферы в махаллях, наряду с государственными и общественными организациями, является долгом каждого гражданина.

Эффективное обеспечение исполнения этих важнейших задач, стоящих перед государством и обществом, во многом зависит от установления на местах эффективного диалога с населением, изучения проблем и устранения их путем посещения домов граждан.

Исходя из актуального значения задач, намеченных Президентом страны в этих направлениях, преподаватели Института повышения квалификации МВД Республики Узбекистан проводят в Бухарской и Самарканд­ской областях выездные учебные сборы по повышению квалификации сотрудников сферы.
В рамках сборов особое внимание уделяется правовым и пропагандистским мероприятиям, духовно-просветительским встречам в махаллях. Об этом сообщила пресс-служба Института повышения квалификации МВД Республики Узбекистан.

На таких мероприятиях особое внимание уделяется заслушиванию актуальных проблем населения и их совместному устранению территориальными органами внутренних дел и другими ответственными государственными и общественными организациями.

- Воспитание начинается в семье, - говорит председатель махалли "Бешкутон" Булунгурского района Самаркандской области Гулсун Аскарова. - В нашей махалле проживают около трех тысяч человек, из них более 700 - молодежь. Мы уделяем внимание проведению встреч с участием представителей правоохранительных органов и широкой общественности, изучению проблем каждой семьи. Мероприятие, проведенное сегодня преподавателями Института повышения квалификации МВД, имеет большое значение в укреплении семей, чувства причастности граждан к осуществляемым реформам и преобразованию махалли в территорию, свободную от преступности.

Посещение малообеспеченных семей, граждан с инвалидностью, одиноких стариков, а также ветеранов, долгие годы проработавших в системе органов внутренних дел и находящихся на пенсии, становится доброй традицией среди преподавателей института.

- С супругом мы вырастили и воспитали пятерых детей, - говорит жительница махалли имени Жалола Икроми города Бухары Мумина Шодиева. - Десять лет назад муж умер. В 2002 году, заболев, скончался старший сын, а в 2015-м - и младший. Смерть ребенка - большая трагедия.
А третий мой сын - инвалид второй группы. Единственная дочь тоже инвалид. Сейчас в двухкомнатной квартире у нас проживают 16 человек. В трудное для семьи время нам помогали активисты махалли, соседи, щедрые люди. Они помогли заменить кровлю дома. А город­ской хокимият дал двухкомнатную квартиру дочери, оплатив первоначальный взнос. Я благодарю всех, кто стоит за этими благородными делами. Группа сотрудников органов внутренних дел посетила наш дом, поинтересовалась проб­лемами. Всем им желаю успехов в их службе на страже спокойствия страны.

Сотрудники института посетили малообеспеченную семью Назифы Солиевой из села Манкуфи Джандорского района Бухарской области, одинокую Яшно Эгамбердиеву из махалли "Ахиллик" Самарканда, малообеспеченную семью Дилфузы Хужаахмедовой из махалли "Бешкутон" Булунгур­ского района.

Интересоваться проблемами таких семей и граждан, сострадать им, оказывать практическую помощь - дело благородное.

Преподаватели института продолжают на местах работу по проведению выездных учебных сборов, пропагандистских мероприятий в махаллях и посещению малообеспеченных семей, одиноких стариков, лиц с инвалидностью.

УзА.

 

Молодежь дружит
со спортом и книгой

Свыше двух с половиной миллионов узбекистанцев стали в этом году участниками порядка 41,5 тысячи мероприятий в сходах граждан махаллей, направленных на то, чтобы те могли продемонстрировать способности в области физической культуры и спорта. Среди них - более 1,2 млн несовершеннолетних и 924 тысячи молодых людей.

Основой служат пять инициатив, выдвинутых главой нашего государства, по организации социальной, духовно-просветительской работы по новой системе. Как известно, одна из них включает физическую закалку молодежи, создание необходимых условий для проявления ею своих способностей в спорте.

В этом ключе важна совместная работа Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан с организациями-партнерами. Она закреплена соответствующим документом, согласно которому обозначено проведение поэтапных соревнований по семи направлениям. Среди них - "Богатыри нашей махалли", "Будущее нашего футбола", семейные состязания "Мы - разумные семьи", "Папа, мама и я - спортивная семья", а также по легкой атлетике, настольному теннису, волейболу. На настоящий момент подошли к концу туры в разрезе махаллей, районов и городов.
В 22 684 спортивных соревнованиях участвовали более 860 тысяч человек. Среди них почти 390 тысяч - несовершеннолетние, свыше 350 тысяч - неорганизованная молодежь, порядка 121 тысячи - участники старше 30 лет.

Кроме того, в сходах граждан проводится традиционный турнир "Кожаный мяч" по мини-футболу среди подростков в возрасте 13-14 лет. Самое примечательное, что по результатам сос­тязаний планируется отобрать самых одаренных молодых игроков для рекомендации их кандидатур в молодежную сборную страны по футзалу.

Помимо вовлечения молодежи в спортивно-оздоровительные мероприятия, развития медицинской и физической культуры девушек и юношей, важное место отводится повышению их интереса к искусству, спорту, информационным технологиям. К примеру, в рамках реализации четвертой инициативы, связанной с широкой пропагандой чтения книг, организовано более 24 тысяч мероприятий с охватом свыше 1,5 млн человек.

В рамках этой работы в мае-июне 2019-го проведен конкурс-смотр "Книга, которую я прочитал". Как отмечают его организаторы, он направлен на повышение читательской культуры среди юношей и девушек, увеличение их знаний о богатом культурном наследии наших выдающихся предков, среди которых было немало ученых, писателей, поэтов и мыслителей, государственных и общественных деятелей.

В конкурсе изъявили желание участвовать 112 335 молодых библиофилов. В районные (городские) этапы из 9098 сходов граждан махаллей прошли 7489 человек (из них 3909 книголюбов в возрасте от десяти до 20 лет и 3580 - от 21 до 30). Наблюдателями за проведением махаллинского и регионального туров стали почти 55 тысяч человек, 80 процентов из них - представители молодого поколения страны. Все подробности широко освещались в средствах массовой информации.

Ирода Мавлянова.

(При содействии пресс-службы

Республиканского совета

по координации деятельности

органов самоуправления граждан).

 

Проблемы жителей
и предпринимателей - на контроле

На территории четвертого сектора, закрепленного за органами государственной налоговой службы Сурхандарьинской области, проживают более 500 тысяч человек. По их обращениям работают во время по­дворных обходов и выездных приемов.

Так, за минувший период 2019-го руководителями этого сектора проведено 323 выездных приема. Из 7232 поступивших обращений 4949 (68,4 процента) решены положительно, остальные находятся на стадии рассмотрения ответственными организациями.

Основной круг вопросов, с которыми жители махаллей района и предприниматели приходят на прием, включает ремонт внутренних дорог, обеспечение питьевой водой, электроснабжение, трудоустройство, выдачу кредитов и другие.

- Никак не мог получить кредит в 30 миллионов сумов для ведения семейной предприниматель­ской деятельности. Но на выездном приеме мне помогли решить проблему, - рассказал житель махалли "Рабатак" Музаффар Юлдашев. - Сообщили, что в скором времени средства будут выделены.

С общественной проблемой пришла на прием гражданка Санобар Турсунова.

- Разбитые внутренние дороги и проблемы с подачей питьевой воды создают большие неудобства жителям нашего кишлака, с чем и явилась на прием в надежде, что все наладится, - поделилась женщина. - Тут же были даны поручения ответственным лицам по ускоренному решению каждого из вопросов. 

Аниса Икрамова.

 

Вперед, за снежным барсом

Горные территории Ташкентской области, на которых расположен Угам-Чаткальский государственный национальный природный парк, как известно, охраняемая природная зона. Это уникальный ландшафтный уголок, находящийся в отрогах Западного Тянь-Шаня. Здесь относительно мягкие климатические условия, что обусловило разнообразие уникальных видов флоры и фауны.

Есть предгорья со множеством долин и саев, сазы - заболоченные участки, густо покрытые травой и образованные обилием ручейков, горные леса - арчевники и березовые рощи, озера, альпийские и субальпий­ские луга, каменные осыпи и ледники. Также это территория с большим количеством локальных местообитаний редких и уязвимых видов эндемиков и субэндемиков Западного Тянь-Шаня. В парке встречается около 230 видов животных, флора представлена 1800 видами растений.

Ежедневная работа по сохранению биоразнообразия растительного и животного мира, природных экосистем, горных лесов и ландшафтов не прекращается на протяжении всего года независимо от погодных условий и сезона. В числе угроз - браконьеры, пожары и другие возможные нарушения режима заповедной территории.

Государственные инспекторы также проводят регулярные наблюдения за животным миром. Есть список основных видов, а также крупных птиц для постоянного мониторинга. Ежедневно составляются отчеты по месту и числу встреч представителей фауны, а также их следов. В список входят краснокнижные снежный барс, тянь-шаньский бурый медведь, туркестанская рысь, сурок Мензбира и некоторые виды, обитающие на территории парка: сибирский козерог, косуля, кабан, лисица, волк, красный сурок.

Также государственные инспекторы участвуют и в плановых мониторинговых работах совместно с научным отделом УЧГНПП. На ключевых участках, выбранных для наблюдений, обследуется территория обитания тех или иных видов и тщательным образом собираются и фиксируются данные о присутствии животного по оставленным следам и другим свидетельствам жизнедеятельности. Интересные сведения можно получить, например, ночью или рано утром, когда прошел небольшой дождь и почва на тропинке или грунтовой дороге становится мягкой. По следу можно определить размер, пол, а иногда и возраст животного.

Так, если наблюдения проводить возле ореховой или рощи диких яблонь то цель визита, например, кабанов или медведей, конечно же, ясна - полакомиться фруктами, чтобы накопить жировые запасы на зимовку. Наблюдатель же - научный сотрудник или дежурный инспектор - на этом участке собирает необходимую информацию для мониторинга. Такие данные о распределении тех или иных видов по территории можно находить и на снежном покрове, выпавшем высоко в горах или даже на участках ледников, которые остаются и не тают круглый год, или ранней осенью, когда выпадает первый снег. Вот на этих сведениях, а также материалах фотоловушек и строятся методики наблюдения за животными, информация об их распространении, миграции и определении состава популяции.

С 10 по 30 июля в УЧГНПП проводились 21-дневные мониторинговые обследования научным отделом совместно с государственными инспекторами и сотрудниками проекта ПРООН/ГЭФ "Устойчивое использование природных ресурсов и лесного хозяйства в ключевых горных регионах, важных для глобально значимых видов биоразнообразия". Работа направлена на выявление состояния популяции, распространения и численности такого редкого обитателя, как снежный барс, а также основных видов его питания: сибирских козерогов, кекликов, уларов и красных сурков. Для выполнения цели и поставленных задач за два прошедших года уже проведено несколько летних, осенних и зимних полевых экспедиций на территорию парка.

Обследования отличаются от общепринятых методов новыми и весьма актуальными дополнениями. Эти методики приняты по итогам нескольких консультативных встреч, семинаров и тренингов, сос­тоявшихся с участием международных экспертов для разработки национальной системы мониторинга этого животного в Узбекистане. В 2018 году на встрече в Ташкенте меж­дународный консультант проекта ПРООН/ГЭФ в Узбекистане Михаил Пальцын представил два доклада, в которых говорилось об опыте работы по изучению снежного барса в России и системе его монито­ринга.

Также под его руководством сос­тоялся полевой семинар-тренинг по составлению системы мониторинга этого представителя фауны в нашей стране с участием научных сотрудников Узбекистана. Работа основывается на методических рекомендациях "Snow Leopard Grid" в России и странах Центральной Азии в рамках Глобальной программы сохранения снежного барса и его экосистем, принятой в 2013 году.

Группа мониторинга также занималась поиском и сбором оставляемого животными генетического материала для дальнейшего ДНК-анализа биологических образцов. Эта методика способствует составлению полной картины по особям, обитающим на той или иной территории, и об их возможных миграциях, перемещениях на другие участки, что также необходимо для изучения и сохранения вида. Для научных сотрудников по проекту ПРООН/ГЭФ впервые в июне этого года организован обучающий семинар-тренинг в Центре передовых технологий при Министерстве инновационного развития с участием международного фонда "Пантера".

После завершившейся в июле 2019-го полевой экспедиции хотелось бы отметить повышение навыков работы специалистов. В результате этого и уже прошедших в весенний и зимний периоды мониторингов совместно с проектом ПРООН/ГЭФ получено два снимка снежного барса. И это только начало. Впереди еще предстоит аналитическая и практическая работа по дальнейшему мониторингу, учету численности и идентификации особей этого редчайшего и вместе с тем красивого животного.

Лилия Кузьмина.

Главный специалист научного отдела Угам-Чаткальского государственного национального природного парка.

 

Современный торговый комплекс - на службе у населения

В Андижане после реконструкции сдан в эксплуатацию торговый комплекс "Янги бозор", приобретший современный облик.

Как и по всей республике, в городах и селах Андижанской области в преддверии 28-й годовщины независимости страны осуществляются широкомасштабные благоустроительные и строительные работы с целью повышения благосостояния населения.

Важным программным документом по дальнейшему повышению сервиса, уровня оказания торговых услуг населению, по созданию удобств продавцам и покупателям стало постановление Президента Республики Узбекистан "Об утверждении программы по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов на период 2017-2019 годы" от 27 марта 2017 года.

- В рамках исполнения этого документа в области утверждена программа реконструкции дехканских рынков, строятся современные крупные магазины, торговые комплексы, отвечающие всем необходимым требованиям, - говорит председатель правления Ассоциации рынков и торговых комплексов Андижанской области Хотамжон Мамарасулов. -
В частности, на основе этой программы в области возводятся 14 торговых комплексов. За послед­ние два года построены и сданы в эксплуатацию торговые комплексы, имеющие все условия, в Асакинском, Шахриханском, Алтынкульском, Ходжаабадском и Андижанском районах. До конца года завершатся строительные работы и будут сданы в эксплуатацию оптовые дехканские рынки в Булакбашинском, Бозском, Избаскан­ском, Балыкчинском, Мархамат­ском районах, а также в Анди­жане.

В начале 2018 года были начаты работы по реконструкции и перестройке дехканского рынка "Янги базар" в Андижане. В течение прошедшего времени строители общества с ограниченной ответственностью "Info day servis" города Андижана осуществили большой объем строительных и благоустроительных работ, рынок обрел совершенно новый облик. На это было потрачено 14 миллиардов сумов.

Теперь же в двухэтажном торговом комплексе, а также летнем павильоне созданы все необходимые условия для продавцов и покупателей, сданы в эксплуатацию столовая и стоянка для автомобилей.

На первом этаже торгового комплекса почти на 200 мест налажена реализация продовольственных товаров, а на втором - одежды. Для удобства покупателей и продавцов подъем на второй этаж и спуск осуществляется на эскалаторе, для подъема грузов установлен лифт, а также работает кондиционер. В целях обеспечения безопасности установлены 50 камер видеонаблюдения, а также система предотвращения пожаров.

- Для ведения свободной и удобной торговли на рынке созданы все условия, - говорит предприниматель Азизбек Анорбоев. - Очень приятно работать на сов­ременных рынках, располагающих всеми удобствами. Мы безмерно этому рады.

Сданный в эксплуатацию накануне праздника независимости торговый комплекс стал для андижанцев настоящим подарком.

Ф. Убайдуллаев.

Корр. УзА.

 

Два древних Корана

Продолжается подготовка к Неделе культурного наследия "Узбекистан - перекресток дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры", охватывающей несколько городов страны.

С 22 августа в ташкентской Галерее изобразительного искусства откроется выставка "Сокровища Кушан", о которой "ПВ" уже сообщала. Также участники недели посетят возводимый ныне Центр исламской цивилизации и Управление мусульман Узбекистана, где ознакомятся с двумя уникальными древними священными книгами - Кораном Османа и Кораном из Катта Лангара.

В Термезе 22-23 августа состоится международный конгресс Всемирного общества по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Там презентуют 15 новых книг-альбомов о жемчужинах из собраний Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук, Государственного музея истории Узбекистана, Самаркандского государственного музея-заповедника, наследии Кушанской империи и Темуридов, а также о связанных с краем экспонатах Британского музея, Кембриджа, Французской национальной библиотеки и польского Музея Азии и Пасифики.

26 августа по инициативе Президента Шавката Мирзиёева и при поддержке ЮНЕСКО в Самарканде пройдет международная конференция "Сохранение материального и нематериального культурного наследия: актуальные проблемы и стратегии их решения". В ее работе, как ожидается, примет участие Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле. В программе - пленарное заседание и три секционных: "Культурное наследие и городское планирование", "Правовые и регулирующие механизмы в сохранении культурного наследия", "Сох­ранение культурного наследия в образовании с использованием ИКТ".

 

Педагогам, школьникам, бизнесменам

Совсем скоро начнется очередной учебный год.

Для определения главных задач, повышения ответственности руководителей и профессионального потенциала наставников, ознакомления их с новшествами и изменениями в учебных программах и литературе Министерство народного образования устраивает по республике традиционные августовские совещания. 15-16 авгус­та состоится общенациональный семинар в формате видеоконференции. Региональные намечены на 19-20 авгус­та, районные и городские собрания по дисциплинам и общим вопросам - 22-24, школьные педагогические советы - 27-28. Необходимые презентации, видеолекции и раздаточные материалы распространят на местах, а к проведению мероприятий привлекут опытных специалистов сферы.

Уже вовсю работают школьные ярмарки, организованные для обеспечения ребят основными видами учебных принадлежностей - канцелярских товаров, портфелей, спортивной одежды и обуви. Для удобства родителей они открыты на территории рынков, в крупных торговых комплексах и магазинах. Ярмарки будут действовать по 10 сентября.

*  *  *

В эти дни также объявлен конкурс среди инвесторов на реализацию инициатив на основе государственно-частного партнерства в сфере народного образования. МНО представило 27 проектов, охватывающих девять регионов. Большинство из них - по созданию коммерческих школ, пять - по организации спортивных комплексов на пустующих земельных участках, а в Галляаральском районе Джизакской области - ремесленного центра.
В Ташкенте речь идет об открытии негосударственных общеобразовательных учреждений на базе пустующих участков и существующих спортплощадок школ № 171 Мирзо-Улугбекского и № 237 Сергелийского районов.

Победители получат объекты в долгосрочное безвозмездное пользование строго по назначению. В обмен от них требуется строительство или реконструкция зданий, модернизация их материально-технической базы, а также обучение определенного количества детей, нуждающихся в социальной поддержке. Прием заявок идет до 12 сентября.

 

Гости из Нур-Султана

В рамках Года Казахстана в Узбекистане впервые в нашей стране состоятся гастроли театра "Астана Балет".

Он основан в 2012 году по инициативе Первого Президента братской республики Нурсултана Назарбаева, а дебютное выступление состоялось в июле 2013-го. Репертуар объединяет классическое наследие и современные достижения, в том числе национальные. Коллектив уже принимали в США, Франции, Италии, России, Японии, Китае и других странах.

Гастроли в Ташкенте пройдут на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. 22 августа здесь покажут концертную программу "Наследие Великой степи" Айгуль Тати и Мукарам Авахри - дивертисмент из миниатюр разных стилей - и одноактный неоклассический балет "A Fuego Lento" ("Медленный огонь") - фантазии в духе бразильской самбы и танго от приглашенного постановщика Рикардо Амаранте.
24-25 августа наши зрители увидят последнюю по времени премьеру гостей - известнейший балет "Легенда о любви" Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича. В основе сюжета - древняя история о Ферхаде (Фархаде) и Ширин.

Подготовил

Алексей Романов.

 

 

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech