20 Сентябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +28,3 °C

19 Июн  2020 598

"Правда Востока" №129 от 19 июня 2020 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в №129 (29359) от 19 июня 2020 года.

Восстановление экономики принимает стратегический  характер

Пандемия коронавируса стала сильным дестабилизирующим фактором для мировой экономики. Эксперты предсказывают мировой экономический кризис, сравнимый с кризисом после  Второй мировой войны или же с Великой депрессией  в США 1930-х. В этом году мировая экономика может упасть  на 5,2 процента, экономика США - на 6,1,  России - на 6, Европейского союза - на 9,1 процента,  а экономический рост в Китае снизиться до 1 процента.

Узбекистан также не избежал негативных экономических последствий коронавирусной инфекции.  В апреле, в период самых жестких карантинных ограничений, спад в промышленности по сравнению с апрелем 2019 года оценивается в  28 процентов, в услугах - 39, экспорте - 23. А уже в начале мая республике удалось преодолеть нижнюю точку спада в промышленности, в середине июня -  в большинстве отраслей сферы услуг. Ситуация, по предварительным итогам первого полугодия, уже заметно улучшается. Так, рост ВВП составит 98,5 процента, промышленности - 96,7, сферы услуг - 96, сельского хозяйства - 103.

Столь быстрая стабилизация достигнута за счет динамичной реализации ряда пакетов антикризисных мер. Благодаря этому за последние три месяца отраслям экономики предоставлено 2,3 трлн сумов налоговых льгот и выделено из Антикризисного фонда при Министерстве финансов на их поддержку  3,6 трлн сумов.

В частности, 59,8 тысячи субъектов малого бизнеса и предприятий, пострадавших от карантинных мер, освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога на 257,1 млрд сумов. Для 328,8 тысячи микрофирм и малых предприятий ставка социального налога снижена с 12 до 1 процента (551 млрд сумов). На социальную поддержку людей, особенно малоимущих семей, а также вовлечение незанятого населения в общественные работы направлено 279,6 млрд сумов. Количество получателей социальных пособий увеличено с 595 до 723 тысяч семей, или на 21 процент.

По оценкам экспертов, благодаря принятым мерам Узбекистан относится к той небольшой группе стран, где негативные последствия пандемии ограничатся не спадом в экономике, а только снижением темпов экономического роста до  1,5 процента, что гораздо выше, чем в большинстве других государств.

При этом следует особо подчеркнуть, что Узбекистан преодолевает коронавирусную инфекцию более успешно, чем подавляющее большинство стран. Так, в нашей республике показатели зараженности и смертности на миллион жителей составляют 110 и 0,5, что в 9-10 раз ниже среднемировых показателей (848 и 50 соответственно).

 

Новые ориентиры

Тем не менее пандемия все же достаточно негативно отразилась на текущей экономической ситуации в стране, привела к снижению доходов населения, определенному ухудшению макроэкономических показателей, торможению реализации инвестиционных проектов, сокращению возможностей привлечения иностранных инвестиций, затруднениям в осуществлении экономических и социальных программ. Ситуация осложняется и внешними факторами: в связи с продолжением распространения коронавируса мировая экономика продолжает снижаться, что негативно сказывается на возможностях наращивания экспорта и привлечения иностранных инвестиций.

Поэтому в настоящий момент, когда после апрельского карантинного падения в экономике начинаются восстановительные процессы, появляется необходимость в переходе от оперативных мер, направленных в первую очередь на стабилизацию экономики, к мерам стратегического характера, направленным на полное восстановление экономики, обеспечивающим продолжение структурных реформ и ее дальнейшее динамичное развитие. Причем добиться этого в нынешних условиях будет значительно сложнее, чем до пандемии, когда мировая экономика стабильно росла.

Именно такой комплекс мер озвучен Президентом Узбекистана 9 июня на совещании, посвященном обсуждению актуальных вопросов обеспечения стабильности национальной экономики. Глава государства указал на наличие всех возможностей для обеспечения дальнейшего роста экономики в текущем году за счет применения новых подходов и инструментов и обозначил восемь ключевых направлений достижения этой цели.

Обеспечение экономической и финансовой стабильности

Ввиду необходимости активных действий в борьбе с коронавирусом, социальной поддержки населения и стимулирующих мер в экономике возросли бюджетные расходы при сокращении доходов. В тех же целях увеличены внешние заимствования. Все это неблагоприятно сказывается на макроэкономической стабильности.

Хотя доходы Государственного бюджета не претерпели существенного снижения, однако дефицит его вырос с 1,3, до 4,1 процента к ВВП, что, в частности, связано с резко увеличившимися расходами на формирование Антикризисного фонда. Кроме того, из-за широкого предоставления налоговых льгот и преференций субъектам экономики во время карантина в этом году бюджет может недополучить 2 трлн сумов, или 0,3 процента к ВВП.

Поэтому важным условием посткризисного восстановления является сдерживание дефицита бюджета и роста внешнего долга. В связи с этим на совещании поручено оптимизировать доходы и расходы бюджета за счет совершенствования налогового администрирования, обеспечить дополнительные доходы от возобновления деятельности предприятий, а также не допускать превышения установленного лимита внешних заимствований. 

Сокращение бедности  и рост занятости

Сокращение занятости и поступлений от внешней трудовой миграции в период карантина негативно сказалось на доходах населения и покупательной способности, что снижает потребительский спрос в экономике.

С целью создания рабочих мест и повышения доходов граждан в 2020 году объем выделенных кредитов в рамках программы развития семейного предпринимательства составит 4 трлн сумов.

На основе специального обследования выявлены 583 тысячи бедных семей, нуждающиеся в материальной поддержке, которым, в частности, в рамках общенародного движения «Доброта и поддержка» («Саховат ва кумак») оказана финансовая помощь в размере свыше 307 млрд сумов. 

Постановлением Президента «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости» от 8 июня перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые лица, расширен с 24 до 67.

 Тем не менее для решения проблемы бедности и занятости этого недостаточно. В ходе совещания глава государства поручил с учетом китайского опыта закрепить министерства и ведомства за селами с высоким уровнем бедности, создать систему помощи нуждающимся, развивать семейный бизнес и приусадебные хозяйства. Также Президентом поставлена задача до конца года восстановить 810 тысяч постоянных рабочих мест, создать 310 тысяч постоянных и 633 тысячи сезонных.

Ускорение реформ  в банковской системе

Банки играют важнейшую роль в денежном обращении в экономике. Однако в банковском секторе Узбекистана присутствует ряд проблем, препятствующих эффективной работе банков. При этом в условиях пандемии на банки легла дополнительная нагрузка в облегчении условий кредитования в связи с предпринятыми антикризисными мерами.

С целью улучшения положения дел в этой сфере 12 мая 2020 года вышел Указ Президента «О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы», предусматривающий снижение государственной доли в банковском секторе путем комплексной трансформации коммерческих банков с долей государства, создания на финансовом рынке конкурентных условий, повышения доступности и качества финансовых услуг, внедрения дистанционных услуг для населения и малого бизнеса, развития сети низкозатратных точек обслуживания, а также создания благоприятных условий для развития небанковских кредитных организаций.

На прошедшем 9 июня совещании Президентом подчеркнута важность ускорения намеченных в Стратегии мер, своевременной реализации процесса трансформации в десяти банках с государственной долей, индексации процентных ставок в соответствии с антиинфляционной политикой.

Увеличение прямых иностранных инвестиций

Из-за ограничений, связанных с пандемией, объем и темпы инвестиций снизились незначительно - 98,1 процента (при прогнозных 108,2), при этом задерживается реализация важных для экономики инвестиционных проектов, что негативно скажется на темпах роста ВВП.

Возможности привлечения иностранных инвестиций сужаются из-за ухудшения финансового положения потенциальных инвесторов в условиях глобального экономического кризиса и появления новых видов рисков инвестиций в зарубежные страны (ограничения на передвижение людей и грузов, управление зарубежными предприятиями и другие), которые увеличивают издержки и снижают потенциальную прибыль от вложений.

Тем не менее привлечение иностранных инвестиций в экономику является весьма важным фактором ее развития, так как сопровождается освоением новых технологий и знаний, что ведет к технологической модернизации промышленности, повышая тем самым ее конкурентоспособность.  Поэтому на совещании Президент дал прямые поручения заместителям Премьер-министра активизировать работу по привлечению и освоению прямых иностранных инвестиций.

Повышение экспортного потенциала и обеспечение валютных поступлений

Несмотря на то, что в ходе карантина принимались важные меры для поддержки экспорта, в частности в организации доставки плодоовощной продукции на внешние рынки, приостановлении штрафных санкций предприятиям-экспортерам, имеющим задолженность по внешнеторговым операциям, тем не менее связанные с пандемией ограничения в стране и за рубежом, в том числе и транспортные, привели к снижению импорта на 10 процентов, а потери экспорта оцениваются в  3 млрд долларов. Сократился экспорт природного газа, туристических и транспортных услуг, плодоовощной продукции.

В связи с тем, что снижение мировой экономики и экономик основных стран - импортеров узбекистанской продукции (Россия и Китай) продолжается, проблема сокращения внешнего спроса будет сохраняться и выражаться не только в виде снижения физических объемов экспорта, но и через падение мировых цен на основные экспортные товары: хлопок и текстиль, природный газ, медь. При этом снижение объемов экспорта ведет к сокращению валютных поступлений в страну, что в определенной степени сказывается на возможностях динамичного восстановления экономики.

Для решения этой проблемы необходимо ускоренное расширение географии экспорта с выходом на наиболее емкие европейские и азиатские рынки, а также продолжение мер по его стимулированию. В связи с этим на совещании Президент поставил задачу перед Министерством инвестиций  и внешней торговли обеспечить показатели экспорта не меньше тех, которые были в 2019 году.

Укрепление конкурентоспособности  в промышленности

В результате внутренних и внешних ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, спад производства промышленной продукции в первом полугодии 2020-го ожидается на уровне 96,7 процента к аналогичному периоду прошлого года. Снижение произошло из-за сокращения внутреннего и внешнего спроса и ограничений в поставке импортных комплектующих.

В ходе карантина промышленным предприятиям оказывалось точечное содействие для восстановления уровня использования мощностей, а также принят ряд пакетов антикризисных мер отраслевого характера, в частности в отношении строительной, текстильной, туристической отраслей. 

Между тем промышленность обладает значительным потенциалом повышения своей конкурентоспособности за счет модернизации, который используется далеко не полностью. Лидер страны на совещании указал на отсутствие в некоторых отраслях целостных цепочек по глубокой переработке сырья и производству продукции с  добавленной стоимостью и на недостаточную налаженность межотраслевой кооперации.

Для решения этих проблем необходимо разработать Стратегию промышленной политики, предусматривающую трансфер современных технологий, повышение энергоэффективности и конкурентоспособности отраслей.  Также дано указание уделить особое внимание развитию химической, текстильной, строительной, автомобильной, электротехнической и пищевой промышленности, ускорить процесс реформирования государственных предприятий.

Развитие малого бизнеса

В период карантина принят широкий пакет мер по поддержке малого бизнеса, тем не менее этот сектор достаточно сильно пострадал, особенно в сфере услуг. В настоящий момент существует острая необходимость в повышении занятости и доходов населения при относительно ограниченных инвестиционных ресурсах. В этих условиях ускоренное развитие малого и среднего бизнеса может стать важнейшей точкой роста для всей экономики.  Поэтому принимаемые краткосрочные меры направлены на скорейшее восстановление деятельности сектора, особенно в наиболее пострадавших отраслях.

Но чтобы этот сектор стал более конкурентоспособным, как, к примеру, в развитых странах, принципиально важным становится не только его количественный рост, но и качественные изменения. Он должен стать более технологичным и инновационным.

В связи с этим на совещании отмечена низкая доля малого бизнеса в высокотехнологичных отраслях, поставлена задача разработать механизм государственного стимулирования более высокотехнологичного и инновационного малого бизнеса и даны поручения по созданию малых промышленных зон в регионах. Также подчеркнута необходимость дальнейшего реформирования судебно-правовой системы по защите предпринимателей и обеспечению свободной конкуренции.

Внедрение цифровых технологий

Как отмечалось выше, пандемия коронавируса оказала наиболее негативное влияние на сферу услуг, однако при этом дополнительные возможности получили информационно-телекоммуникационные услуги.

В результате принятых мер по обеспечению бесперебойного доступа населения к интернету, проведения онлайн-уроков для работы школьников и студентов, видеоконференций, заказов на дом через сеть и активизации социальных сетей в карантинных условиях услуги ИКТ возросли на 14,8 процента. 

Также увеличился спрос на дистанционные банковские услуги, которые способствовали росту объемов финансовых услуг более чем на 30 процентов. То есть в экстремальных условиях пандемии и карантина ИКТ показали не только надежность и устойчивость, но также свою значимость в повышении конкурентоспособности экономики и ее отраслей.

8 июня у главы государства состоялась презентация, на которой определены задачи по ускоренному развитию цифровых технологий, их широкому внедрению во всех отраслях. На совещании 9 июня Президент указал на необходимость организации работы по достижению поставленных на презентации задач.

***

Все больше стран выходят из режима карантинных ограничений. При этом многие принимают пакеты мер по стимулированию своего экономического роста. При сокращении мировой экономики сократился и пока продолжает сокращаться совокупный мировой спрос, что обуслав­ливает значительное усиление международной конкуренции за рынки сбыта продукции и услуг. И та страна, которая сможет быстрее других укрепить свои конкурентные преимущества, конкурентоспособность национального бизнеса, сумеет также расширить и укрепить позиции на внешних рынках, что предоставит ей больше возможностей для более динамичного и эффективного восстановления своей экономики.

В этом плане обращает на себя особое внимание динамика преодоления Узбекистаном коронавирусной инфекции и спада экономики в условиях жестких карантинных ограничений в апреле.  15 марта выявлен первый зараженный коронавирусом, а 19 марта принят первый пакет мер по преодолению пандемии и смягчению ее последствий для экономики. Благодаря эффективности принятых мер с 22 апреля началось поэтапное смягчение карантинных ограничений, а с 5 мая их смягчение приобрело системный характер, исходящий из эпидемиологической обстановки на местах.

И вот уже 9 июня определяются основные приоритеты восстановления экономики после спада, обусловленного пандемией. Причем характер этих приоритетов направлен не только на восстановительные процессы. Во главу угла ставятся продолжение модернизации экономики, ее дальнейшая цифровизация, укрепление конкурентоспособности экономики и бизнеса, повышение уровня жизни. И подобное стремительное преодоление кризиса коронавируса в ракурсе поставленных приоритетов восстановления экономики дает все основания предполагать, что Узбекистан не только преодолеет все последствия пандемии быстрее многих других стран, но и усилит свои позиции в мировой экономике, уверенно продолжая курс проводимых реформ.

Виктор Абатуров.
Центр экономических исследований и реформ при Администрации
Президента Республики Узбекистан.

 

Экология и право: как совершенствуется законодательство в сфере охраны окружающей среды?

Между человеком и природой существует неразрывная связь,  предполагающая соблюдение определенных закономерностей  во взаимоотношениях и сохранение экологического благополучия.  Однако если и дальше человек продолжит нарушение природного баланса,  то последствия поставят под угрозу существование самой жизни на Земле.

Ущерб, нанесенный деятельностью людей окружающей среде, ежегодно оценивается в триллионы долларов. Наибольший вред экологии приносит тяжелая промышленность, в частности нефтегазовое производство, а также металлургия. В процессе пользования ресурсами планеты необходимо найти и закрепить в законодательстве такие способы и  средства, которые, с одной стороны, обеспечат успешное развитие хозяйственной деятельности, с другой - послужат совершенствованию отношений в сфере охраны природы и развитию экологического образования среди населения.

 

В нынешних условиях необходимо обеспечить развитие промышленности, а также всех сфер народного хозяйства, при этом соблюдая принципы охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. Несмотря на принимаемые в Узбекистане меры по сохранению и оздоровлению природы, экологическая обстановка все еще остается сложной. Отношения между человеком, обществом и природой продолжают развиваться неорганично. Эта проблема встречается не только у нас, но и во всем мире. Тем не менее в ее решении важно отталкиваться от местных условий.

Одна из основных причин плохого состояния экологической среды - в отраслевом подходе к пользованию природными ресурсами. Что это значит? Предприятия и организации ставят в приоритет лишь собственные интересы, ведь человек - потребитель. В сознании руководителей разных уровней отношение к природе остается по-прежнему только как к ресурсу. Тем не менее  в XXI веке с учетом развития альтернативных источников энергии, технологий очищения воды и воздуха и прочих достижений науки такой взгляд на природу просто недопустим.

- Охрана окружающей среды требует применения действенных мер. Среди них особое место отводится воспитательно-правовым механизмам, то есть защите природы от загрязнения, нерационального использования, отравления ядовитыми веществами посредством закона, - говорит правовед Саидали Мухтаралиев. - Формирование сильной эколого-правовой базы в этом вопросе играет решающую роль. Ею устанавливаются порядок и правила, обязательные для юридических и физических лиц. Соблюдение экологических требований, а также правильное применение их на практике можно обеспечить в первую очередь при условии знания экологического законодательства. Нарушение порядка охраны окружающей среды возникает именно там, где присутствуют незнание, экологическая невоспитанность и низкий уровень образованности. По этой причине сохранение здоровой окружающей среды во многом зависит от степени осведомленности и применения на практике должностными лицами и гражданами экологического права.

На протяжении всей истории человечества всегда происходило непрерывное взаимодействие между обществом и природой. В древнем Вавилоне, к примеру, действовал закон, гарантировавший защиту лесных территорий. А во время правления царя Хаммурапи загрязнивший воду или убивший охотничью собаку человек должен был уничтожить по одной тысяче варанов, водяных жуков и распространяющих болезни мух.  В священной книге зороастрийцев «Авеста» говорится о том, что человек на протяжении всей жизни должен бережно относиться к воде, земле, огню и всему, что существует на нашей планете. Нарушившие этот закон наказывались. А на одном из камней пирамиды Хеопса написано: «Человечество погибнет из-за того, что не сможет воспользоваться силами природы и не поймет настоящей сущности материального мира». Неслучайно судные дни человечества во многих священных книгах связаны именно с природными катаклизмами.

- Кризис экологически безопасной среды - это результат человеческого вмешательства, - говорит активист Общественного совета при Госкомэкологии Алексей Братусь. - По оценкам специалистов, за время экономической деятельности людей уничтожены две трети мировых лесных массивов, 260 видов животных и растений, 3-4 млрд гектаров земли изъяты из сельскохозяйственного оборота, а запасы кислорода в атмосфере уменьшились на 10 млрд тонн. На планете ежеминутно вырубается 30 гектаров лесов, ежедневно в Красную книгу заносится по одному виду животных или растений. При этом уровень негативного влияния природных катаклизмов (тайфуны, ураганы, взрывы подземных газов, лесные пожары и землетрясения) на экологическую безопасность составляет всего 3-10 процентов. По прогнозам специалистов, к 2050 году ущерб, нанесенный человеком природе, может достигнуть порядка 28,6 триллиона долларов. А сохранность зеленых зон будет необратимо нарушена на 7,5 миллиона квадратных километров, что сопоставимо с территорией Австралии. Именно поэтому следует уже сейчас начать бережнее относиться к природе, рационально использовать ее ресурсы.

На основании таких показателей в мире появилась и широко внедрилась новая экологическая концепция устойчивого развития, в задачи которой входит выполнение соответствующих международных обязательств по охране ОПТ, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции Всемирной метео­рологической организации, Международной гидрологической программе ЮНЕСКО, содействие национальным интересам посредством участия в программах и международной деятельности экологических проектов. В Узбекистане экологический контроль осуществляется в соответствии с законами «Об охране природы», «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и другими.

Экологический кризис - это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды и неспособности государственных управленческих структур и правоохранительных органов восстановить экосистему. Проще говоря, это кризис природной и катастрофа социальной среды. Примером экологического кризиса в Узбекистане является Аральское море. Когда-то оно входило в число самых больших водоемов в мире, но за последние 30-40 лет превратилось в самое соленое, загрязненное и имеющее минимальное значение для народного хозяйства озеро.

- Так как наша страна расположена в аридной зоне, на территории которой находятся крупные пустыни Каракум и Кызылкум с их частыми пыльными бурями, а также зона Приаралья с усохшей частью Аральского моря (Аралкум), за последние 15 лет произошло быстрое ухудшение мелиоративного состояния земель, вызванное подъемом уровня грунтовых вод, неэффективным управлением водными ресурсами, техническим состоянием и эксплуатацией оросительных систем, -  комментирует доктор биологических наук, профессор биологического факультета НУУ Тура Рахимова. - В настоящее время площадь засоленных орошаемых земель в Узбекистане составляет около  52 процентов от общей орошаемой площади, в том числе 18 процентов земель - средне- и сильнозасоленные. Наибольшая площадь засоленных земель расположена в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Кашкадарьинской, Хорезмской областях. Ежегодно в Узбекистане выпадает из сельскохозяйственного оборота вследствие засоления до 20 тысяч гектаров, а в целом по бассейну Арала - до 80 тысяч га. Для улучшения ситуации в Приаралье в августе 2018-го на Саммите глав государств -  учредителей Международного фонда спасения Арала Президент выдвинул идею объявить регион зоной экологических инноваций и технологий. Сейчас Госком­экологии реализует проекты по высаживанию здесь солезадерживающих растений (кандым, саксаул и другие). А Стратегией по сохранению биологического разнообразия в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годы предполагается облесение высохшего дна Аральского моря с доведением площади лесов до 1,2 млн гектаров.  В течение последних двух лет для улучшения мелиоративного состояния земель все шире применяются «зеленые» технологии, гибкие эластичные трубы и методы дождевального и капельного орошения.

Во второй половине XX века расширение объектов и территорий,  подверженных экологическому кризису, увеличение числа массовых заболеваний заставило человека повернуться лицом к природе. В европейских, некоторых азиатских и североамериканских странах приняты законы, направленные не только на эффективное использование природных ресурсов, но и охрану окружающей среды. Как результат, возникла новая экономико-экологическая форма воздействия общества на природу. Под этим термином понимается образ жизни, направленный на сохранение существующей экосистемы, эффективное использование природных ресурсов. В таких странах, как Япония, Швейцария, Германия, Швеция и США система экологического законодательства приспособлена к экологической форме воздействия общества на окружающую природную среду.

- Стоит отметить, что Закон «Об охране природы» был одним из первых принятых в нашей стране, - продолжает С. Мухтаралиев. - Принципы и нормы этого базисного документа требуют гармоничности во взаимодействиях общества и природы. Узбекистан сегодня входит в число молодых, стремящихся к установлению рыночной экономики государств. Однако всякий прогресс не может осуществляться без использования богатых природных ресурсов. В республике действует ряд нормативно-правовых актов в сфере экологии, которые могут служить основой для охраны природы, но механизм их реализации требует от нас большого вклада и усилий.  В международном экологическом праве по отношению к природе применяется термин «окружающая среда». Это объясняется тем, что в мире уже почти не осталось мест, где сохранились бы чисто природные условия. Они уже давно превратились в антропогенные зоны, то есть были изменены человеком.

За годы независимости в нашей стране осуществлены важные реформы, направленные на повышение устойчивости экосистем, сохранение и улучшение состояния биологических ресурсов и сокращение экологических рисков. Так, ста­тья 55 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенацио­нальным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством». Политика экологической безопасности нашей страны проводится на основе Конституции, принципов Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию и Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию с учетом обязательств, вытекающих из международных конвенций и соглашений, а также законодательного опыта развитых стран. Она направлена на осуществление перехода от защиты отдельных элементов природы к всеобщей защите экосистем, гарантированию оптимальных параметров среды обитания человека. Реализация такой экологической политики должна стать одним из условий развития нашего государства.

Место, занимаемое человеком в обществе, определяет уровень его экологического сознания и культуры. Еще Абу Наср Фараби говорил, что мировоззрение людей различается так же, как и их внешность, и зависит от их образования, образа жизни, среды обитания. Именно поэтому мы должны принять своевременные меры по сохранению природы, а сделать это можно при помощи создания эффективной законодательной базы.  С малых лет каждый человек должен приучаться к тому, что нельзя загрязнять планету, на которой живешь.

Евгения Юн.
«Правда Востока».

 

 

Национальная  система защиты  прав потребителей: аналитический подход

Глава государства 28 мая провел совещание, посвященное обсуждению приоритетных задач в обеспечении конкурентной среды в экономике  и защите прав потребителей. На нем подробно была проанализирована  работа в сфере. Отмечалось, что много говорится о защите прав потребителей, однако на практике слаженная система отсутствует.  Нет благоприятной для этого среды, нет соответствующих знаний.

В последние годы наша страна уделяет больше внимания сфере защиты прав потребителей. Ранее ответственную роль в данном аспекте выполняло Управление по защите прав потребителей Антимонопольного комитета Республики Узбекистан. Однако в сентябре 2019 года произошла важная реформа: в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей Указом Президента принято решение образовать отдельный государственный орган -  Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан.

В его задачи входит:

 реализация единой государственной политики, то есть направление государственных органов и организаций в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка в нужное русло для совершенствования системы защиты прав потребителей;

  обеспечение потребителей достоверной информацией  о товарах и услугах;

  осуществление ряда программ, направленных на повышение потребительской грамотности и осведомленности;

  ведение государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;

  регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры;

  анализ причин нарушений прав потребителей и выработка предложений по их устранению;

  систематическое изучение потребительского рынка, динамики цен и механизмов ценообразования на социально значимые товары и услуги, подлежащие государственному ценовому регулиро­ванию.

 Агентство вправе проводить контрольные закупки товаров в точках розничной торговли, тестировать их, а также осуществлять контроль за оказанием услуг. В случае выявления фактов нарушения прав потребителей Агентство проводит проверку субъектов предпринимательства. 

В настоящее время Агентство по защите прав потребителей ведет активную разностороннюю деятельность. В частности, принимает обращения от потребителей по республике в разных формах, содействует быстрому разрешению споров. К примеру, гражданин Д., проживающий в Мубарекском районе Кашкадарьинской области, заказал моторное масло определенной марки, за которое предварительно произвел оплату. Однако ему доставили совсем другой продукт. Просьбу о замене товара предприниматель-поставщик проигнорировал. Представители территориального управления Агентства по защите прав потребителей Кашкадарьинской области, изучив дело, объяснили горе-бизнесмену: данным действием он нарушает права потребителя. В скором времени проблема была устранена.

Другой пример. Территориальным управлением Агентства по защите прав потребителей Ферганской области рассмотрено дело потребителя, который не смог отстоять свои права, чтобы вернуть деньги за неисправную бытовую технику. Дело в том, что потребитель купил холодильник за 2,3 млн сумов. Несмотря на небольшой срок службы, техника сломалась. С необходимыми документами владелец вышедшего из строя товара обратился к продавцу, который не счел возможным пойти навстречу покупателю. В ходе изучения данного вопроса сотрудниками территориального управления Агентства по защите прав потребителей Ферганской области проблема решена положительно: предприниматель вернул деньги потребителю за неисправную технику.

Потребители ежедневно сталкиваются с разного рода нарушениями своих прав. Об этом говорил и глава государства на совещании, посвященном обсуждению приоритетных задач в обеспечении конкурентной среды в экономике и защите прав потребителей. Президент отмечал, что нет соответствующих знаний, не ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации. Из более чем 11 тысяч жалоб потребителей, поступивших в Агентство в прошлом году, 50 процентов касались коммунальных услуг и транспорта, 25 процентов -  торговли, остальные 25 процентов - коммуникаций, финансовых услуг и другого. Основная причина заключается в том, что монопольные предприятия работают по внутренним актам, которые преследуют скорее собственные интересы, нежели интересы потребителей.

Бесспорно, осуществление эффективной государственной политики в сфере защиты прав потребителей напрямую зависит от активного развития и взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общественных потребительских организаций, входящих в национальную систему защиты прав потребителей, которая относится исключительно к внутреннему ведению государства. При этом принимаются во внимание многие факторы, в том числе совершенствование нормативно-правовых актов в данной сфере, социально-экономические условия, традиции и правовая культура.

Сегодня в мире существуют разные системы по обеспечению защиты прав потребителей. Отличаются они тем, что некоторые органы действуют в рамках правительства, другие являются автономными образованиями.  Функционирование органов по защите интересов потребителей в качестве общественной структуры позволяет привлечь широкое внимание и активное участие граждан. Это способствует установлению контактов с потребителями и позволяет создать условия, при которых их опыт непосредственно влияет на проводимую политику. С другой стороны, официальный статус государственного органа с его широкими полномочиями может придать ему высокий авторитет, который позволит проводить единую политику. Для создания полноценной системы общественных организаций по защите прав потребителей любому государству необходима правовая база, охватывающая все сферы потребительского рынка, внедрение законов прямого действия, а также условия по повышению правовой грамотности населения страны.

Ниже представлен международный опыт стран, где преобладает участие государства в сфере защиты прав потребителей.

США. Наиболее известным, крупнейшим и самым активным потребительским агентством в США является Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission). При ФТК действует Бюро по защите прав потребителей (Bureau of Consumer Protection), главная цель которого - предотвращать несправедливые, обманные и мошеннические методы ведения бизнеса. Также Бюро ведет сбор жалоб потребителей по вопросам, связанным с защитой данных, ложной рекламой и кражей идентификационной информации. В 2009 году в ФТК создано Бюро по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau). Одна из главных его задач - искоренение несправедливых или оскорбительных действий и практик, вводящих в заблуждение, путем составления правил, надзора за компаниями и обеспечения соблюдения закона.

Германия. Здесь с 2013 года Федеральное министерство юстиции и защиты прав потребителей Федеративной Республики Германия (Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz) ответственно за потребительские отношения. Политика в области защиты прав потребителей направлена на создание надежных, самоопределяемых механизмов для потребителей. Федеральное министерство отвечает за продвижение общенациональных потребительских организаций и проводит собственные исследования через Consumer Research Network (сеть потребительских исследований). Важно добавить, что по потребительским проблемам в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства и здравоохранения Германии функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу.

Саудовская Аравия. Защита прав потребителей в этой стране осуществляется через Агентство по защите прав потребителей при Министерстве торговли Саудовской Аравии (Consumer Protection Agency at Ministry of Commerce - Saudi Arabia). Департамент отвечает за защиту потребителей от мошенничества, обмана, имитации, от вводящей в заблуждение рекламы, недобросовестной практики, а также за контроль над товарами и услугами для обеспечения безопасности, повышения осведомленности потребителей и укрепления национальной экономики за счет повышения качества товаров, услуг.

Заместитель министра по департаменту защиты прав потребителей является главой Агентства и занимается реализацией нормативных актов, касающихся потребителей, а также сотрудничества с соответствующими органами власти для рассмотрения таких жалоб и выработки необходимых решений.

Казахстан. За последний год здесь произошел ряд изменений и структурных преобразований. Так, в 2019 году функции и полномочия защиты прав потребителей переданы Министерству торговли и интеграции Республики Казахстан, где создан Комитет по защите прав потребителей. Основная задача Комитета - межотраслевая координация государственных органов в целях обеспечения целостной и эффективной государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Комитет разрабатывает предложения для внесения в нормативно-правовые акты, нацеленные на повышение правовой защиты потребителей.

Нилюфар Бабажанова.
Ведущий специалист Агентства по защите прав потребителей
при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан.

 

Виртуальная юстиция: о вопросах правового обслуживания граждан  в условиях ограничений

В период карантина в вопросах правового обслуживания граждан востребованными оказались современные информационные технологии. Практически все сервисы, включая правовое консультирование, перешли на бесконтактное обслуживание.

На пресс-конференции, организованной в управлении юстиции Навоийской области подвели итоги деятельности за пять месяцев с начала этого года, а также поделились нововведениями, которые ожидают ведомственные учреждения в ближайшие четыре года в соответствии с Указом Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики» от 19 мая 2020-го.

Адаптация к сегодняшней реальности продемонстрировала ценность и практическую  значимость соблюдения правовых принципов и норм.

Первый заместитель начальника регионального управления Музаффар Турдимов был конк­ретен, приводя статистические данные. А они таковы, что за каждым показателем - проделанная работа по качественной организации единой государственной правовой политики, в том числе нормотворческой деятельности, правоприменительной практики, обеспечению эффективности системы государственного управления, повышению правовой культуры населения.

Сообщалось, что за отчетный период поступило 1337 заявлений и жалоб от граждан, из которых 84 процента решены положительно. По итогам проведенных на местах отделами юстиции изучений, мониторинга, анализа и обобщений в сфере правоприменительной практики выявлено 4188 недостатков. На основе внесенных представлений 62 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, приостановлено и аннулировано исполнение 16 решений хокимов районов и городов, в пользу юридических и физических лиц взыскано 1,2 миллиарда сумов. Со стороны 12 организаций допущено 160 нарушений установленного  порядка по выделению через элект­ронные онлайн-аукционы земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности и градостроительства. Как показательный пример несоблюдения буквы закона представителями местной власти - случай в Хатырчинском районе. Более чем на полтора десятилетия растянулось дело с выделением земельного участка под строительство местному предпринимателю. Оказавшись заложником чиновничьих игр, он благодаря вмешательству органов юстиции добился признания своих законных прав и взыскания многомиллионной денежной компенсации.

В деле совершенствования системы предоставления юридических консультаций значимую роль сыграло широкое внедрение цифровых технологий в деятельность органов и учреждений юстиции и цифровизации государственных услуг. Сообщалось, в социальной сети Facebook открыты странички «Информационный уголок отдела юстиции», само управление - на платформе специального бота. На сегодня в оперативном порядке обработаны и даны правовые консультации более чем по 750 вопросам, через портал принято 100 обращений. По информации, значительная их часть касается введенных карантинных ограничений, льгот и преференций для предпринимателей, трудовых отношений. Последнему уделяется особое внимание из-за многочисленных нарушений законодательства, когда граждан отправляют в неоплачиваемые отпуска, увольняют и так далее.

Проект «Адлия - махаллада» («Юстиция - в махалле») - как вариант востребованного формата бесплатной юридической консультации, в рамках которого работники ведомства совместно с представителями органов самоуправления граждан изучают правовые и социальные проблемы жителей от получения свидетельства о рождении до оформления кадастровых документов. Со слов М. Турдимова, проинспектировав в порядке эксперимента одну из местных махаллей, выявили значительное количество семей, живущих в шариатском браке.

В свою очередь представители СМИ интересовались, как органы юстиции должны реагировать и соответственно реагируют на обращения граждан в социальных сетях, о том, как оказать финансовую помощь потерявшим работу в период карантина.

Принято к рассмотрению предложение организовать специальную рабочую группу с участием органов юстиции и активных журналистов, провести опрос среди населения, чтобы оценить уровень коррупции в сферах региона и публиковать результаты каждые шесть месяцев.

Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».
Навоийская область.

 

 

Будущее -  за альтернативными источниками

В Узбекистане будет принята Национальная стратегия низкоуглеродного развития, которая в настоящее время разрабатывается Министерством энергетики страны с привлечением международных экспертов.

В документе будут отражены пути перехода на производство электро­энергии с низким выбросом парниковых газов, негативно влияющих на окружающую среду.

Напомним, что в начале мая в стране была принята Концепция обес­печения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы. Она разрабатывалась с участием Азиатского банка развития и Всемирного банка. В концепции предусмотрена модернизация существующих электростанций, создание новых видов электрогенерации за счет возобновляемых источников энергии и АЭС. Это позволит снизить к 2030-му выбросы парниковых газов на 10 процентов по сравнению с показателем 2010 года.

Данная концепция станет фундаментом в Национальной стратегии низкоуглеродной энергетики Узбеки­стана. В ее подготовке участвуют эксперты Европейского банка реконструкции и развития. Стратегия необходима для решения проблемы энергообеспечения страны, с одной стороны, и сокращения негативного влияния на окружающую среду - с другой.

- Стратегия по переходу к низко­углеродной энергетике разрабатывается с помощью метода моделирования энергетической системы страны и возможных сценариев развития на перспективу, - отмечает министр энергетики Алишер Султанов. - Этим будет заниматься международная консалтинговая компания Corporate Solutions. Параллельно изучаем опыт Германии, Японии, Испании. При этом необходимо понимать, что имеющийся зарубежный опыт необходимо адаптировать к условиям Узбекистана. Для нашей страны будет выбран индивидуальный план развития с максимальным применением лучшего международного опыта. Переход на низкоуглеродную энергетику даст возможность обеспечить страну электроэнергией при устойчиво высоких темпах роста и одновременном повышении качества жизни населения.

Существующая система энергопроизводства в стране по многим параметрам устарела и не соответствует современным требованиям. Это связано с почти полной зависимостью от природного газа и ограниченных гидроэнергетических ресурсов. Решение проблемы - за развитием альтернативных видов электрогенерации на основе энергии солнца, ветра и воды, которые относятся к способам производства электроэнергии с низким выбросом диоксида углерода (углекислого газа). Также к группе производства энергии с минимальными выбросами углекислого газа относится атомная энергетика. Она способна обеспечить страну бесперебойной и качественной электроэнергией в промышленных масштабах.

Стратегия отражает три сценария перехода на низкоуглеродную энергетику. Особое внимание - развитию генерации на основе ВИЭ, в частности солнечной энергии. Реализация проектов будет осуществляться за счет средств инвесторов. Таким образом к 2030 году в Узбекистане ожидается появление ветровых электростанций совокупной мощностью 3 ГВт, солнечных электростанций - 5 ГВт, а также АЭС мощностью 2,4 ГВт.

Ольга Бинашева.

 

 

 

IT-технологии:  обеспечение  стабильного развития 

На проведенном Президентом Республики Узбекистан 9 июня совещании, посвященном обсуждению актуальных вопросов обеспечения стабильности национальной экономики,  в число восьми ключевых направлений  для дальнейшего роста экономики в 2020-м  вошло широкое внедрение цифровых технологий.

Внедрение цифровых технологий во всех отраслях экономики обеспечивается прежде всего развитием самой отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и связи, которая относится к сфере услуг. В то же время сфера услуг считается наиболее пострадавшей во время пандемии коронавируса, хотя и играет важную роль в формировании ВВП.

В Узбекистане по итогам 2019 года доля сферы услуг в валовой добавленной стоимости (ВДС) составила 35,5 процента (в 2018-м - 35,9), а удельный вес предприятий и организаций, работающих в сфере услуг, составил 65,8 процента от общего числа действующих.

В январе-апреле 2020-го объем оказанных рыночных услуг составил порядка 60 трлн сумов, и в сопоставимом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темпы его роста сократились на 2,3 процента. При этом снизились показатели производства практически по всем видам услуг, за исключением финансовых и услуг связи и информации, которые наоборот, показали рост на 33,1 и 13,3 процента соответственно.

 

Предприятия сферы услуг наиболее пострадали от введенного во многих странах карантина. По предварительным оценкам ожидается, что и в Узбекистане в первом полугодии 2020 года объем этих видов услуг снизится на 4,4 процента, в том числе транспортных - на 13,6, торговли - на 3,9, проживания и общественного питания - на 31,6 процента. В частности, в январе-мае текущего года создано на 5,48 тысячи меньше предприятий торговли и на 1,4 тысячи - предприятий, представляющих услуги по проживанию и питанию, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в период карантина дополнительные возможности получили такие отрасли услуг, как банковско-финансовая, медицинская и информационно-телекоммуникационная.

С введением карантина часть сотрудников разных организаций и предприятий перешла на удаленный режим работы, совещания стали проводиться в режиме видеоконференции. Перешел в режим онлайн и учебный процесс. Находясь дома на карантине, работая и обучаясь удаленно, люди стали больше потреблять услуг связи и интернета, в результате чего предоставление этого вида услуг выросло на 14,8 процента. А с учетом того, что в текущем и следующем году спрос на них будет продолжать расти, эта отрасль может рассматриваться в качестве одной из основных точек роста всей сферы услуг.

Объем услуг ИКТ и связи в текущем году планируется увеличить на 8 процентов, программных продуктов - на 20, рост экспорта услуг - на 30 до  172 млн долларов, программных продуктов - до  20 миллионов.

В следующем году запланировано обеспечение роста услуг в сфере ИКТ и связи уже на уровне не менее 10 процентов. В результате объем оказанных в данной сфере услуг прогнозируется на уровне  5,7 трлн сумов с темпом роста 122 процента. Из них услуги по производству программных продуктов составят 435 млрд с темпом роста 104,3 процента.

Количество предприятий отрасли информационных технологий и связи, которые обеспечивают технические условия для деятельности в удаленном режиме, выросло в период карантина на  16,1 процента и составило 8,4 тысячи, в том числе число предприятий - производителей программных продуктов выросло на 19,9 процента, составив  2,5 тысячи.

По состоянию на 1 апреля текущего года число хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на оказание услуг доступа к сети интернет, достигло 456, общее количество пунктов коллективного доступа - 267.

Объемы инвестиций по виду экономической деятельности «информация и связь» в Узбекистане в прошлом году увеличились почти в 2 раза и составили 1,7 процента от общего объема инвестиций в основной капитал. В первом квартале 2020-го инвестиции в основной капитал по данному виду деятельности составили 446,2 млрд сумов (или 1,3 процента) от общего объема и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на введенные карантинные меры, практически не изменились.

В текущем году в отрасли ИКТ и связи в рамках реализации одиннадцати инвестиционных проектов ожидается рост объема освоения инвестиций до 119,7 млн долларов. В частности, на территории свободной экономической зоны «Джизак» уже реализован инвестиционный проект по производству востребованного в отрасли ИКТ и связи волоконно-оптического кабеля мощностью до 50 тысяч километров продукции в год.

С учетом привлечения прямых иностранных инвестиций будут разработаны предложения по поэтапной реализации государственных активов местных операторов мобильной связи, а также по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в развитие сетей телекоммуникаций в сельской местности на участке так называемой последней мили, то есть участка линии связи от коммутирующего устройства компании - поставщика услуг (провайдера) до конечного устройства абонента.

Развитие инфраструктуры ИКТ и связи в текущем году и улучшение качества предоставляемых услуг будет обеспечено дополнительной прокладкой 7,5 тысячи км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), что позволит увеличить их общую протяженность до 50 тысяч километров.

К настоящему времени установлена 281 тысяча портов широкополосного доступа к интернету, а до конца текущего года всего планируется установить не менее 700 тысяч портов с доведением их общего количества до 2,8 миллиона.

Прокладка более 7 тысяч км ВОЛС до социальных объектов позволила обеспечить возможность доступа к высокоскоростному интернету для  4693 школ, 2811 дошкольных образовательных организаций и 1682 учреждений здравоохранения. До конца текущего года планируется довести подключение к высокоскоростному интернету 70 процентов учреждений народного образования и 100 процентов объектов дошкольного образования и здравоохранения. Кроме того, будет обеспечен бесплатный доступ к 14 учебным интернет-ресурсам народного и высшего образования. В следующем году планируется завершить подключение всех социальных учреждений, сел и махаллей республики к сетям высокоскоростного интернета.

Охват населенных пунктов страны мобильным широкополосным доступом будет увеличен в текущем году с 70 до 90 процентов за счет установки по республике 1052 базовых станций мобильной связи с доведением их общего количества до 28,3 тысячи. В следующем году улучшение качества мобильной связи, особенно в сельской местности, будет достигнуто за счет установки дополнительных 2,2 тысячи базовых станций с доведением их общего количества до 30,5 тысячи.

По состоянию на начало апреля текущего года количество абонентов мобильной связи составило 24,3 млн, в том числе среди населения - 23,4 млн, пользователей мобильного интернета - 22 млн человек, а обеспеченность населения мобильной связью в расчете на 100 человек достигла 69.

Следует отметить, что расширение сети мобильной связи происходит за счет установки новых станций, обеспечивающих работу сетей 3G/4G, то есть 3-го и 4-го поколения. В частности, только в этом году установлено и запущено более 2,2 тысячи таких станций. Установка для работы сетей 3G/4G позволит значительно увеличить скорость используемого абонентами интернет-канала.

В текущем году в Ташкенте планируется реализовать пилотный проект по внедрению сети мобильной связи уже пятого поколения - 5G.

Показатель скорости интернета играет немаловажную роль в оценке инновационно-технологического развития страны и его доступности  (в том числе по цене) для потребителей. По сведениям ирландской компании Ookla, которая публикует данные сервиса Speedtest.net «Отслеживание влияния COVID-19 на глобальную производительность интернета», по состоянию на 1 июня 2020 года в Узбекистане скорость фиксированного интернета выросла на 6 процентов, а мобильного - на 18. При этом до конца текущего года планируется увеличить скорость фиксированного интернета на 10, а мобильного - на 22 процента.

Общая пропускная способность внешнего (международного) интернет-канала связи за последние два года также увеличена в 10 раз - со 110 Гбит/с до 1200 Гбит/с. В следующем году планируется увеличение пропускной способности международного интернет-канала связи еще в 2,5 раза, до  3000 Гбит/с, региональных сетей телекоммуникаций до областных центров - в 2 раза, до 400 Гбит/с, а от областных до районных центров - в 1,5, до 60 Гбит/с.

Стоимость тарифов на интернет-услуги для провайдеров с 1 января 2020 года была снижена на  34 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в настоящее время составляет  56 тысяч сумов за 1 Мбит/с. При этом значительное ее снижение почти в 10 раз произошло в  2018 году - с 91,5 до 10,11 доллара за 1 Мбит/с.

Объем памяти (емкость) дата-центров  АК «Узбектелеком» по хранению и обработке данных в текущем году будет расширен в 5 раз до  5 Пбайт (1 петабайт равен 1 тыс. терабайт). А в следующем планируется строительство двух новых центров хранения и обработки данных емкостью 100 Пбайт и дата-центра электронного правительства емкостью до 20 Пбайт.

В сфере электронной коммерции количество ресурсов превысило 150 единиц, которые ежемесячно посещают свыше 4,5 млн посетителей, рост -  в 1,5 раза. Для стимулирования развития электронной коммерции предусматривается развитие системы электронных ваучеров и кэшбек-сервисов, позволяющих покупателям получать скидки при осуществлении покупок через интернет. В текущем году будут созданы платформы онлайн-обучения предпринимателей по работе с интернет-магазинами и экспорту своей продукции через зарубежные торговые площадки. В следующем планируется совершенствование законодательства, статистического учета и системы налогообложения в сфере электронной коммерции, а также создание информационной системы электронной торговой площадки АО «Узбекистон почтаси» и ее интеграция с зарубежными интернет-площадками.

В сфере электронного здравоохранения в текущем году будет ускорено внедрение следующих информационных систем: «Единая электронная медицинская карта», «Поликлиника», «Лаборатория», выдача временного цифрового разрешения на передвижение в период карантина, база данных по учету лиц, зараженных коронавирусом COVID-19,  и контактировавших с ними, управление скорой медицинской помощью в Ташкенте.

В образовательной сфере планируется внедрение информационных систем и программных продуктов, включая систему «Электронный дневник и журнал» для школ, систему «Абитуриент» по приему документов онлайн на поступление в учебные заведения, платформу дистанционного обучения в высших учебных заведениях, а также создание не менее 100 учебных центров цифровых технологий в регионах для организации обучения молодежи основам программирования, графического дизайна, электронной торговли. В настоящее время уже создано 28 таких центров, в которых обучено более 5 тысяч молодых людей.

Продолжится создание филиалов IT-парка в регионах республики, в частности планируется их открытие в Намангане, Бухаре, Самарканде, Ургенче, Нукусе и Гулистане. В следующем году будет продолжено создание филиалов IT-парка в остальных регионах республики - городах Джизаке, Карши, Навои и Термезе, а также инкубационных центров поддержки стартап-проектов в 10 высших образовательных учреждениях. При этом будут внедряться альтернативные механизмы финансирования стартап-проектов с использованием инвестиционных платформ для организации общественного финансирования (краудфандинг). Планируется также строительство инфраструктурных объектов IT-парка в Ташкенте и его филиалов на территории специализированной IT-школы имени Мухаммада аль-Хорезми. В настоящее время количество резидентов IT-парка составило 382 предприятия - разработчика программных продуктов, в которых работают 4,5 тысячи специалистов.

Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) и его мобильное приложение будут модернизированы с учетом внедрения не менее 50 новых электронных услуг в сфере социальной защиты, оформления документов, нотариальной деятельности, оплаты пошлин, сборов и других.

В целях расширения возможности получения электронных услуг будет также проведена модернизация Единой информационной системы идентификации пользователей электронного правительства.

В настоящее время только 185 из 780 госуслуг доступны в электронной форме. В текущем году запущено еще 18 дополнительных. В следующем намечается внедрение на ЕПИГУ не менее 60 новых услуг.

Кроме того, будет осуществлен перевод не менее половины всех видов госпошлин и сборов в электронную форму оплаты через единую биллинговую систему электронного правительства.

В целях внедрения современных информационных технологий в трудовые отношения и кадровое делопроизводство введена «Единая национальная система труда», к которой подключено 385 тысяч предприятий.

В течение текущего года планируется модернизация системы «Электронное лицензирование» с переводом оформления не менее половины всех видов лицензий и разрешительных документов в электронный формат. А также внедрение системы информирования и уведомления об услугах электронного правительства, которая будет интегрирована с информационными системами государственных органов и организаций, предоставляющими информационные услуги населению и субъектам предпринимательства, в том числе сведения уведомительного характера.

Кроме того, будет внедрена государственная информационная система по учету и доставке юридически значимых электронных документов.

Таким образом, в Узбекистане проводятся необходимые мероприятия для внедрения цифровых технологий во всех отраслях экономики. В то же время опыт зарубежных стран показывает, что для их широкого ввода необходимо привлекать и частный бизнес с сильным предпринимательским и инновационным подходом. Государство же должно создавать инфраструктуру и условия для частной инициативы, что, как видно из вышеуказанного, у нас и делается. При этом, чтобы развитие в стране ИКТ шло в ногу с заинтересованностью бизнеса,  следует внедрять цифровые технологии в различные производственные процессы для повышения производительности труда, снижения издержек, а также увеличения производства и прибыли.

Юрий Кутбитдинов.
Главный научный сотрудник
Центра экономических исследований и реформ.

 

 

В Ташкенте будет построен Европейский кардиологический центр сердечно-сосудистых заболеваний с отделениями в регионах

Посол Узбекистана в Польше Бахром Бабаев, представители министерств инвестиций и внешней торговли, здравоохранения,  АК «Узбекистон темир йуллари» и руководитель польской компании «Irimed» в онлайн-формате обсудили инвестиционный проект «Создание Европейского кардиологического центра сердечно-сосудистых заболеваний в городе Ташкенте  и регионах республики» стоимостью 25 миллионов долларов.

Президент польской компании Роберт Гил проинформировал о готовности начать первый этап реализации проекта, по которому в Ташкенте будет построено 4-этажное здание с операционными отделениями для коронарных процедур, периферических и структуральных болезней сердца с установкой современного медицинского оборудования.

На втором этапе планируется создание диагностических отделений клиники в регионах республики, на третьем - деятельность медицинского центра будет расширяться за счет открытия дополнительных отделений экстренной медицинской помощи 24/7 с программой лечения острого инсульта и инфаркта миокарда.

Инвестпроект вошел в постановление Президента Республики Узбекистан  «О мерах по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2022 годы» от 9 января 2020 года. Ответственным за его реализацию определено Министерство здравоохранения республики.

В ходе переговоров председатель правления «Узбекистон темир йуллари» Хуснутдин Хосилов проинформировал о территории в городе Ташкенте, на которой планируется строительство и реализации первого этапа инвестпроекта. Инвестору переданы топографические данные и информация о подземных коммуникациях территории, находящейся в ведении «Узбекистон темир йуллари».

Представители МИВТ и Минздрава обменялись мнениями с польским партнером относительно возможных форм собственности запланированного объекта, а также по дальнейшим пошаговым действиям процесса рассмотрения и утверждения проекта.

Давая оценку созданным в Узбекистане  условиям для иностранных инвесторов, Роберт Гил выразил мнение, что республика в настоящий момент находится на важнейшем этапе экономических преобразований. От их успеха зависит, насколько мировое бизнес- сообщество будет готово войти на узбекский рынок. Важную роль в этом процессе играют инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса, которые вносят существенный вклад в создание новых рабочих мест и способствуют развитию важнейших секторов экономики, в том числе в сфере здравоохранения.

По мнению польского бизнесмена, за достаточно небольшой период Узбекистан добился позитивных результатов в экономической сфере. Несмотря на пандемию коронавируса, успешная реализация государственных программ и реформ, масштабная модернизация экономики, техническое и технологическое обновление производства работают на достижение высоких макроэкономических показателей.

Инвестор заверил, что рассматриваемый проект внесет вклад в дальнейшее развитие системы здравоохранения, лечение граждан страны от сердечно-сосудис­тых заболеваний.

ИА «Дунё».

 

 

 

Не ведет счет поражениям

«Всегда выигрываю. Ведь я либо побеждаю, либо учусь». С таким оптимистичным принципом строит спортивную карьеру 26-летний  Баходир Джалалов, признанный в прошлом сезоне  лучшим боксером чемпионата мира  в Екатеринбурге (Россия) и завоевавший в марте этого года на международном турнире в Иордании лицензию на участие во Всемирных играх четырехлетия в Японии. Эта Олимпиада станет уже второй на пути к мировому признанию.

Боксером стал случайно

Баходир родился в Сариасийском районе Сурхандарьинской области, на родине прославленных палванов. Но кураш его не зацепил. Отец, слывший богатырем, очень надеялся, что сын пойдет по его стопам, будет завоевывать призы и награды на свадьбах, народных гуляньях, тур­нирах…

Пацан увлекся футболом. Почти сразу стал заметным игроком в районе. К долговязому 14-летнему подростку уже приглядывались тренеры из областного центра - Термеза. Посоветовали тренироваться в специализированной детско-юношеской спортивной школе.

На семейном совете решили, чтобы средний сын попытал счастья в Ташкенте. Так и сделали. Но в Республиканском профессиональном колледже олимпийского резерва экзамены уже прошли. Поехали отец с сыном в профильное училище в Чирчик. Там тоже набор на отделение футбола завершился. Что делать, не возвращаться же? Кто-то предложил пройти тестирование на другом отделении. Так, вместо футбольного поля Баходир попал на ринг.

- Задатки у парня не просто отличные, а уникальные, - вспоминает один из первых наставников Джалалова, старший тренер Чирчикского колледжа олимпийского резерва (ныне  специализированная школа-интернат) Рустам Саидов. - Уже тогда проглядывалась физическая мощь парня. Сейчас его рост - без двух сантиметров два метра, размах рук - 202 см.

Сильные люди добродушны

Повезло Баходиру: азы бокса постигал именно у Саидова. Он - бронзовый призер Олимпиады-2000 в Сиднее (Австралия) в супертяжелой весовой категории. Не понаслышке знает, что чувствует боксер во время поединка.

- Никак не мог понять, почему Джалалов проявляет некоторую робость на ринге, - рассказывает Рустам. - И однажды ученик разъяснил: «Боюсь зашибить соперника». Тогда подумал: «Как же мы похожи. Ведь и я, пока не получу пару оплеух на ринге, не могу по-спортивному разозлиться». Наверное, поэтому в юношеском возрасте особых побед и не было. Физически сильные и большие люди обычно бывают добродушными.

Многому научил и старший тренер сборной страны Тулкин Киличев. Он, как говорится, выводил в свет новичка, обкатывал на соревнованиях. Но значимых результатов долго не было. Лишь несколько раз становился финалистом на республиканских чемпионатах и международных турнирах. На высшую ступеньку пьедестала почета не поднимался. Почему? То необъективное судейство, то закулисные интриги, то травмы… Так познавал большой бокс Баходир и с теневой стороны.

Извлекая уроки из неудач

Титулы появились лишь в девятнадцать лет. Впервые стал чемпионом страны. Дважды затем подтверждал звание сильнейшего среди тяжеловесов в национальной сборной. Когда исполнилось двадцать два года, Джалалова избрали  знаменосцем спортивной делегации Узбекистана на Играх-2016 в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Свое­образный символ признания. Квалификационный олимпийский норматив выполнил в розыгрыше Кубка мира в Москве, где стал бронзовым призером.

Напомним, в Стране карнавалов и футбола узбекские боксеры завоевали три золотые, две серебряные и две бронзовые медали, заняли первое место в общекомандном зачете, опередив признанные боксерские державы Кубы, США, Великобритании, России. Но среди триумфаторов не оказалось Джалалова. Нокаутировав в первом бою Эдгара Муньеса из Венесуэлы, наш соотечественник затем уступил англичанину Джозефу Джойсу, который в итоге завоевал «серебро».

- Не хватило опыта, - заявил потом Тулкин Киличев. - Ввязался в тупой обмен ударами. Очередной урок недооценки противника.

Конечно, переживал неудачу. Но руки не опустил. В следующем сезоне возглавил континентальный рейтинг, став победителем чемпионата Азии. Однако через два месяца потерпел фиаско на мундиале в Гамбурге (Германия). В четвертьфинале проиграл по очкам давнему сопернику из Казахстана - Камшибеку Конкабаеву. Опять опустился на землю.

Чтобы доказать скептикам, самоутвердиться, иметь больше соревновательной практики, подписал контракт в 2018 году с американской промоутерской компанией во главе с Лу Дибелла, чтобы выступить и на профессиональном ринге. Заметим, что к тому времени среди любителей провел 102 боя, в 85 из них одержал победу.

В статусе профессионала провел шесть поединков. Во всех праздновал победу. Преимущество сурхандарьинца -  подавляющее. Все бои завершил досрочно.

- Почему-то особенно запомнилась встреча с Тайреллом Райтом (США) на знаменитой арене «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью-Йорке, - вспоминает Баходир. - До сих пор перед глазами раздевалка, пропахшая потом, кровью, обшарпанный темный коридор, ведущий к ослепительно светлому квадрату ринга посреди огромной сцены, являющейся символом признания не только для сообщества спортсменов, но и мировых звезд культуры и искусства. Каким же прозаичным и совсем не парадным предстал тогда путь к известности и славе.

На чемпионате мира-2019 в российском Екатеринбурге Джалалов никому из соперников не оставил шансов. В нокауте оказался Ричард Торрес (США). С сухим счетом 5:0 одолел сопротивление хозяина соревнований Максима Бабанова. А в борьбе за «золото» взял убедительный реванш над Камшибеком Конкабаевым.

И в квалификационном турнире стран Азии и Океании в Аммане (Иордания), завершившемся буквально перед началом всеобщей коронавирусной пандемии, фаворит из Узбекистана вновь подтвердил, что ему нет равных в самой престижной весовой категории - супертяжелой. Наученный горьким опытом, Джалалов уже не позволяет себе почивать на лаврах. Он считает, что в цель можно попасть, если ее четко видеть.

Тимур Низаев.
Обозреватель «Правды Востока».

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech