10 Июль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +33 °C

Цифровизация
11 Июн  2019 1815

Повышая доверие граждан

В 2013 году в Узбекистане начала работать национальная информационная система электронного судопроизводства E-SUD. Как изменилась профильная сфера с появлением новшества? Об этом и многом другом рассказывает национальный координатор совместного проекта Верховного суда Узбекистана, Агентства США по международному развитию (USAID) и Программы развития ООН "Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане" доктор юридических наук Азиз МИРЗАЕВ:

- Изначально новшество задумывалось как интернет-портал для интерактивных услуг, оказываемых судами по гражданским делам. В частности, подача исковых заявлений,  выдача судебных приказов, апелляционных и кассационных жалоб, а также иных процессуальных обращений и прилагаемых к ним документов, получение судебных уведомлений и повесток, информации о статусе поданного обращения и так далее. В ходе реализации разработчики пришли к мнению, что без внедрения специального программного обеспечения по рассмотрению гражданских дел эффективность оказания таких услуг будет полностью зависеть от человеческого фактора, то есть судей и других сотрудников сферы. Это могло привести к недостаточной эффективности. Так принято решение о необходимости создания программного обеспечения в электронной форме.

Появились информационная система E-SUD, портал интерактивных услуг (front office) и система электронного управления гражданскими делами (back office). Система зарегистрирована в Реестре государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов.

E-SUD направлена на обеспечение широкого перехода на электронную систему, в том числе и интернет, исключающую прямые контакты между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства, бюрократическую волокиту и коррупцию, упрощение механизмов подачи обращений в суды, увеличение количества интер­активных услуг, оказываемых населению, повышение эффективности деятельности судов посредством автоматизации отдельных бизнес-процессов в сфере и многое другое. Она позволяет:

- создавать электронные досье гражданских дел;

- автоматизировать распределение дел среди судей;

- вести электронный протокол судебного заседания (е-стено­графия);

- составлять электронные судебные акты с использованием ЭЦП судьи;

- использовать QR-код для подтверждения аутентичности электронного судебного акта;

- передавать гражданские дела из одного суда в другой (в том числе вышестоящие) в Е-форме;

- обеспечить автоматизированное и централизованное хранение электронных судебных актов в банке (депозитарии) с доступом к ним через интернет;

- автоматизировать централизованный сбор, систематизацию, обработку и хранение данных о деятельности судов;

- автоматизировать составление статисти­че­ской отчетности судов и сбор данных об их деятельности посредством модуля "Панель мониторинга деятельности судов";

- обмениваться корреспонденцией с другими организациями, архивировать судебные дела.

Информационная система предусматривает возможность оказания судами ряда интерактивных услуг, позволяющих:

- подавать в суды по гражданским делам обращения в электронной форме через веб-портал;

- извещать участников судебного разбирательства и направлять им судебные акты через электронные средства обмена данными (адрес электронной почты, персональный кабинет пользователя);

- отслеживать стадии рассмотрения поданных в суд исков, ходатайств и прилагаемых к ним документов;

-  самостоятельно рассчитать размер государственной пошлины, оплачиваемой в судах по гражданским делам;

- получать сведения о судебных заседа­ниях.

- Как проходили апробация и обучение сотрудников?

- Разработка системы E-SUD сопровождалась постоянным изучением потребностей внешних пользователей (адвокатов, лиц, участвующих в деле) и внутренних (судей и сотрудников судов), экспертной оценкой Общественного совета при Мининфокоме по вопросам развития информационных технологий и коммуникаций, обучением более чем на 40 тренингах и семинарах. Свыше двух тысяч внешних пользователей и более тысячи судей и сотрудников сферы приобрели необходимые знания и навыки.

Пилотный запуск осуществлен в Зангиатин­ском межрайонном суде по гражданским делам Ташкентской области в течение 2012-2014 годов. Необходимо отметить, что на тот момент система E-SUD функционировала только в части рассмотрения дел приказного производства.

В следующие три года к системе подключены 12 судов в столице и Ташкентской области, в 2017-м - 75 судов по гражданским делам, расположенных по всей республике. Это было сделано для того, чтобы с 1 января 2018-го официально запустить информационную си­стему.

Новшество доработано для рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб и с этого года официально внедрено в 14 обла­стных и приравненных к ним судах по гражданским делам.

- Насколько, по вашему мнению, необходима такая система электронного судопроизводства?

- Отмечу, что широкое внедрение ИКТ в деятельность сферы, разработка и использование подобных информационных систем предусмотрены рядом указов и постановлений Президента страны и другими нормативно-правовыми актами. Появление системы E-SUD обусловлено также необходимостью повышения качества услуг и дальнейшего совершенствования деятельности судов по гражданским делам. Например, автоматизация выполнения отдельных видов технических работ в судах позволяет усилить эффективность деятельности их сотрудников. E-SUD способна обеспечить надежное хранение гражданских дел, исключая их возможную утрату. Централизованный сбор сведений о различных (процессуальных и материальных) аспектах послед­них позволит судам повысить качество изучения судебной практики и выработки предложений по совершенствованию законодательства Республики Узбекистан. Автоматическое распределение дел среди судей способствует объективному и равномерному, а также их беспристрастному рассмотрению.

- Какие дела чаще всего подаются через E-SUD?

- Анализ рассмотренных исковых заявлений за весь период функционирования новшества показал, что чаще всего пользователи подают заявления  о расторжении брака. Их объем от общего количества рассмотренных заявлений составляет 22 процента. Далее - заявления по кредитным договорам - семь процентов, по иным спорам, вытекающим из семейных конфликтов, - шесть, требования об установлении иных фактов, имеющих юридическое значение, а также о взыскании задолженности - по пять про­центов.

- Какие результаты достигнуты за это время?

- Среднее количество визитов в суды сократилось с шести-семи до двух-трех раз. Значительно уменьшились расходы сторон. Теперь, чтобы решать гражданские споры, достаточно пройти простую регистрацию в интернете, подать заявление и отправить его на рассмотрение суда. Кроме того, только за два прошлых года с помощью новшества свыше 37 тысяч женщин в отдаленных регионах республики разрешили споры, связанные с взысканием алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Это инновационное решение представлено в финале конкурса "Вызовы всемирного правосудия-2019: доступ к правосудию", который прошел в рамках VI Всемирного форума правосудия  в  Гааге (Нидерланды).

- С какими сложностями  столкнулись при разработке и внедрении системы? Каковы дальнейшие планы по ее развитию?

- После того, как мы смогли продемонстрировать основные преимущества в Зангиатин­ском межрайонном суде по гражданским делам, стало намного меньше сложностей, связанных с ИКТ, инфраструктурой судов. Но нельзя утверждать, что проблемы устранены. Они, скорее, приобрели иной характер и связаны прежде всего с необходимостью дальнейшего распространения информационной системы.

По состоянию на 1 мая  в системе зарегист­рировано 16 922 пользователя (в том числе 2463 юридических, 13 479 физических лиц и 588 адвокатов). За этот же период подано более 41 тысячи исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов в электронной форме.

Ускоренному развитию мешает так называемое бумажное процессуальное мышление. К нам направлено несколько обращений от адвокатов касательно недостатков в использовании E-SUD судьями. Один из них пожаловался, что ему вернули заявление о выдаче судебного приказа с указанием: необходимо представить приложенные к заявлению документы в письменной форме (адвокат прикрепил отсканированные копии). Получается,  с одной стороны, мы создали возможность подачи документов в электронном формате и закрепили в процессуальном законодательстве норму о том, что "письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, либо другим способом, позволяющим установить достоверность документа". Но в этой ситуации норма дала сбой.

Кроме того, даже если исковое заявление поступило в суд в электронной форме, нет законодательно закрепленного механизма, который позволял бы судье или его помощнику направлять уведомление, повестку ответчику либо другим лицам, участвующим в деле, в е-форме. Предоставление последними адреса электронной почты суду является правом, но не обязательством.

Для решения подобных проблем работаем над интеграцией E-SUD с информационными системами других министерств и ведомств. Рассматриваем ее как часть стратегии по увеличению количества пользователей нашей информационной системы.

Ныне она интегрирована с информационной системой "Нотариус" Министерства юстиции в части предоставления информации о лицах, признанных судами по гражданским делам недееспособными. Для этого созданы информационная система, база данных таких лиц, разработан модуль поиска и экспорта сведений. Для предоставления пользователям дополнительных удобств новшество интегрировано с едиными базами данных физических и юридических лиц.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий" от 30 августа 2017 года E-SUD интегрирована с информационной системой Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре.

Ведутся работы по взаимодействию с информационной системой "Загс" Министерства юстиции, Автоматизированной биллинговой системой учета потребителей и оказываемых услуг "Clean city" Государственного комитета экологии и охраны окружающей среды, а также Единым порталом интерактивных государственных услуг и информационной системой Государственного налогового комитета. Это позволит обеспечить предоставление дополнительных услуг в судопроизводстве, открытость и прозрачность, повысит эффективность деятельности судебных органов и доверие населения к ним.

Беседовала
Эвелина Синотова.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 117 (29080) от 9 июня 2019 года.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал - @pvouz.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech