26 Ноябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +6,2 °C

Цифровизация
13 Фев  2020 1675

По пути технологического прогресса

В Послании Олий Мажлису глава государства говорил, что самый короткий путь  к всестороннему прогрессу - освоение  цифровых знаний и информационных технологий. Именно поэтому одной из приоритетных задач  на следующие пять лет станет переход  на цифровую экономику. А она сегодня неразрывно связана с таким понятием,  как технология блокчейн.

Что подразумевает под собой эта технология, для чего она нужна, на каком уровне Узбекистан по развитию ИКТ?

Сегодня сложно представить мир без современных технологий. За счет них происходит трансформация человеческой деятельности, затрагивающая все сферы развития, в том числе экономику. Широкое распространение цифровых технологий воздействует на мировую экономику в целом. По мнению специалистов авторитетной консалтинговой компании "McKinsey Global Institute", использование новейших цифровых технологий до 2025 года приведет к существенному росту ВВП в мире. Прогнозы компании показали: этому будут способствовать развитие мобильного интернета, передовая роботизация, облачные технологии, возобновляемая энергия, беспроводная передача данных и другие.

Хотим мы того или нет, цифровая экономика станет следующей ступенью развития глобальной экономической системы. Ведь цифровизация - не узкое направление. Это существенное изменение традиционных моделей экономики. Именно поэтому в Послании Олий Мажлису глава государства обратил особое внимание на освоение цифровых знаний. Основные цели и задачи в этом направлении обозначены и в постановлении  Президента "О мерах по развитию цифровой экономики в  Республике Узбекистан" от  3 июля 2018 года. В нем в частности говорится и о подготовке квалифицированных кадров в сфере разработки и использования технологий блокчейн.

Что это  за технология

Технология блокчейн стоит во главе всей цифровой экономики. Это выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. То есть база данных, которая хранится одновременно на множестве компьютеров. Если говорить более простым языком, блокчейн - своего рода картотека, куда последовательно в хронологическом порядке вносятся определенные записи. Чтобы никто не смог по своему усмотрению что-то изменить, вся информация шифруется. Практически любую централизованную базу данных можно взломать и внести свои коррективы. Удобство технологии в том, что блокчейн сводит эту вероятность к минимуму, так как данные распределены на тысячах компьютеров. А взломать все блоки одновременно нереально. Вывод: использование подобной технологии позволит кардинально изменить принцип организации рынков.

Готовы ли мы  к ее полноценному использованию?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно.

Президент в Послании Олий Мажлису отметил: несмотря на то, что в 2019 году в международном Индексе по развитию информационно-коммуникационных технологий наша страна поднялась на восемь позиций, мы все равно отстаем в этой области.

Большинство наших министерств и ведомств, предприятий все еще далеко от полноценного внедрения цифровых технологий. Хотя за последний год Узбекистан показал резкий рост по скорости фиксированного интернета - плюс 11 позиций согласно данным сервиса Speedtest.net по ежемесячному рейтингу "Speedtest Global Index", мы пока в списке на 108-м месте из 180. А ведь подобное состояние дел приводит к колоссальному разрыву между странами.

Скажем, в менее развитых государствах интернетом пользуется лишь каждый пятый житель, в то время как в развитых доступ к нему имеют четверо из пяти человек. Это лишь один из примеров цифрового разрыва.

А вот другой пример. Еще в 1998 году в Сингапуре началась реализация программы массового внедрения высокоскоростного интернета, а уже к 2003-му к Всемирной паутине были подключены 65 процентов домов. При этом 74 процента населения владели компьютером. В 2014 году здесь объявлено об официальном запуске общенационального проекта "Smart Nation" ("Умная нация"). Проектом предусмотрено повышение качества жизни населения путем внедрения цифровых технологий в повседневную реальность, модернизацию экономики. Сегодня в Сингапуре кварталы городов оснащены "умными" сенсорами, которые отслеживают потребление электроэнергии, воды и другие показатели в режиме реального времени. В свою очередь приобретенные данные помогают правительству совершенствовать расходы воды и снижать зависимость от Малайзии, откуда город импортирует пресную воду. Преимуществ множество.

Что же в нашей стране? О какой цифровой экономике можно говорить, если интернет у нас недостаточно развит. О качестве мобильного не стоит и упоминать. В режиме реального времени невозможно отследить прибытие транспорта, хотя мониторинг "My Bus Tashkent" давно запущен. Нельзя не сказать и о недостаточно продуманной системе внедрения электронных дневников в школах. Вместо предполагаемого удобства для учителей вышла двойная нагрузка. Так как большая часть из них не обеспечена необходимыми гаджетами и  выходом в интернет. Постоянно дает сбои и система электронной очереди в ДОО. И таких примеров много.

Конкретные шаги  на пути  к цифровизации

Несмотря на отставание от стран, где цифровизация достигла внушительных масштабов, в Узбекистане увеличилась пропускная способность внешнего интернет-канала, почти в два раза выросла скорость передачи информации, тарифы снижены в среднем в четыре раза. Мы активно сотрудничаем с более продвинутыми странами для перенимания их опыта. В частности, менее месяца назад делегация Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан посетила Сингапур. Стороны договорились о совместном сотрудничестве в области внедрения инновационных решений цифровизации, финтех-регулирования, управления водными и энергетическими ресурсами, усовершенствования коммунального хозяйства и управления инфраструктурными проектами. Также недавно в Ташкенте открылся Узбекско-корей­ский центр сотрудничества по электронному правительству и цифровой экономике. Его задачи - разработка стратегических направлений совершенствования системы "Электронное правительство" на основе анализа и исследования, координация внедрения информационных систем, проектов по цифровизации для создания благоприятных условий с целью дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции.

Говоря о цифровизации, нельзя не упомянуть об услугах, которые значительно упростили процесс взаимодействия граждан с государственными органами. Это и запуск мобильного приложения Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). Учитывая, что количество пользователей мобильным интернетом в республике превышает 80 процентов, запуск мобильного приложения ЕПИГУ - важный шаг на пути расширения интерактивных госуслуг.  В нем представлены только автоматизированные электронные услуги, такие как сведения о штрафах за нарушение Правил дорожного движения, получение информации об индивидуальном  накопительном пенсионном счете, определение ИНН, получение сведений о заработной плате, задолженности по коммунальным услугам и другие.

Стоит отметить, что в прошлом году на портале My.gov.uz запущено 49 электронных государственных услуг, в том числе пять автоматизированных (информация о пенсии, заработной плате, штрафы и т.д.). Сегодня ведутся работы по внедрению композитной услуги, включающей регистрацию рождения, выдачи единовременного пособия при рождении ребенка и постановки его в очередь в ДОО.

Нам предстоит многое сделать, о чем не раз говорил в своих выступлениях Президент Узбекистана. И сегодня мы не зря привели в пример именно Сингапур. Эта страна - одна из наиболее технологично развитых, а в начале собственного пути развития она относилась к странам третьего мира. Именно ставка на внедрение ИКТ в разные сферы вывела Сингапур в лидеры по многим параметрам. Главное, в Узбекистане механизм запущен, переход к цифровой экономике важен, необходим и неизбежен.

Оксана Малосабирова.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете «Правда Востока» №32 от 13.02.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech