23 Октябрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +10,8 °C

Новые горизонты взаимовыгодного сотрудничества Узбекистана  и России

Послание Президента Узбекистана парламенту  от 24 января этого года вызвало большой резонанс в России. Это обусловлено не только тем, что Узбекистан и Россия являются проверенными временем стратегическими партнерами.  За последние годы авторитет республики и ее руководителя на международной арене резко возросли. И это результат признания мировым сообществом высокого значения проводимых  здесь реформ в области демократизации системы государственного управления, либерализации национальной экономики.

Первое. Неподдельный интерес не только у ученых и специалистов, но и у широких слоев российского общества вызвала сама идеология главы государства, лежащая в основе масштабных преобразований, их нацеленность на повышение уровня жизни людей, интересы человека.

Особое внимание привлекло твердое намерение лидера Узбекистана ликвидировать коррупцию и "теневую экономику", препятствующие формированию здоровой конкуренции и созданию благоприятного инвестиционного климата. Именно стратегия на искоренение этих негативных явлений при ставке на индустриализацию, создание рабочих мест и строительство дешевого жилья сплотила в свое время население Сингапура вокруг лидера Ли Куан Ю, сделав эту страну одной из самых богатых в мире.

За последние годы взаимоотношения между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, основанные на исторических связях и традиционных узах дружбы, развиваются по нарастающей. Решительные усилия глав двух стран по укреплению стратегического партнерства и  союзничества подняли двусторонние  отношения на качественно новый, более высокий уровень. Прорывным событием стал государственный визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Россию 4-5 апреля 2017 года, в ходе которого подписано свыше 50 соглашений и контрактов в экономической, инвестиционной, военно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах на общую сумму более 15 млрд долларов.

19 октября 2018 года в рамках визита Президента Владимира Путина в Ташкент на I Форум межрегионального сотрудничества "Узбекистан-Россия" и состоявшихся между лидерами государств переговоров подписаны новые основополагающие документы, расширяющие взаимоотношения между странами. На полях форума заключено около 800 торгово-инвестиционных соглашений и меморандумов на общую сумму свыше 25 млрд долларов.

Российская Федерация - один из крупнейших внешнеторговых партнеров Узбекистана. В 2017 году товарооборот наших стран достиг 4,73 млрд долларов, 2018-м - 5,66 млрд долларов, 2019-м - 6,63 млрд долларов. 

Сегодня в Узбекистане функционирует более тысячи предприятий с участием российского капитала. В свою очередь на территории РФ создано свыше 560 предприятий с участием узбекских инвесторов. Примерами динамичного развития торгово-экономических связей являются топливно-энергетический комплекс, информационно-коммуникационные технологии, авиастроение и железнодорожный транспорт.

Инициативы и задачи, выдвинутые главой Узбекистана в Послании парламенту, содержат важные сигналы международному бизнесу, потенциальным инвесторам, думающим вкладывать средства в экономику страны. Они создают хорошие  предпосылки и для углубления узбекско-российского сотрудничества в социально-экономической, гуманитарной сферах.

Это прежде всего касается реализации  совместных проектов в области развития и эффективной загрузки действующих транспортных региональных коридоров.

В Послании главы государства парламенту подчеркнута важность дальнейшего развития сферы транспорта и логистики для своевременной доставки продукции на внутренний и внешний рынки, а также снижения ее себестоимости. Для Узбекистана с его географической замкнутостью и удаленностью от мировых рынков, отсутствием прямого доступа к морским коммуникациям основным фактором достижения  устойчивого экономического роста является формирование новых или поддержание работы уже действующих транспортных  коридоров во всех географических направлениях.

В чем конкретно может заключаться взаимовыгодное сотрудничество наших государств в этой сфере? Прежде всего это совместные усилия сторон по снижению экономического расстояния, то есть сокращению суммы всех временных и  материальных затрат, понесенных в процессе доставки груза на внешние рынки. Этого можно достигнуть как посредством модернизации инфраструктуры, так и через упрощение процедур транзита и таможенной очистки грузов с учетом открытого и свободного доступа к источникам информации, искоренения неофициальных платежей и целый ряд других мер, реализация которых могла бы стать предметом сотрудничества соответствующих ведомств двух стран. Все это способствовало бы решению огромной по значению задачи, поставленной в Послании парламенту: повысить транзитный потенциал вашей страны с нынешних 7 до 16 млн тонн. Реализация этой задачи отвечает  интересам не только Узбекистана, но и России. Стратегия Президента Узбекистана  на развитие транзитных маршрутов поможет стране интегрироваться в глобальную систему цепочки поставок и стать торговым, транспортным и экономическим  мостом, соединяющим Японию, Китай  и страны Юго-Восточной Азии с Россией и государствами Европейского Союза.

Второе. В Послании поставлена задача бесперебойного обеспечения промышленности республики сырьем. Для ее реализации в Узбекистане ставится достаточно амбициозная задача - разведать в 2020 году на 35 процентов больше новых перспективных площадей и месторождений, а в следующем году увеличить этот показатель еще на 40 процентов.

Не менее чем по 20 месторождениям будет сформирован пакет готовых проектов для привлечения потенциальных инвесторов к их разработке. Россия готова сотрудничать с Узбекистаном в реализации отдельных из них.

Третье. Президентом в Послании  поставлена задача увеличить в последующие 5-7 лет объемы экспорта плодоовощной продукции в 3-4 раза. При этом он определил глубоко продуманные, просчитанные механизмы реализации этой масштабной задачи. Квалифицированная  рабочая сила и низкие издержки производства, уникальные климатические условия в сочетании с применением предложенных главой государства рыночных механизмов организации сельскохозяйственного производства (отмена квот на производство и реализацию хлопка, зерна и другие меры) обеспечат высокую конкурентоспособность данного сектора экономики. Для России это также важно, поскольку исторически экологически чистая и качественная узбекская плодоовощная продукция всегда востребована на наших рынках.

А значит, соответствующие ведомства наших стран должны реализовать меры по расширению и укреплению так называемого "зеленого коридора" для поставок узбекской плодоовощной продукции на российский рынок. Возможные меры,  которые могли бы быть реализованы в этой сфере, хорошо известны: снижение таможенных пошлин; расширение деятельно­сти торговых домов и экономических представительств Узбекистана в различных регионах России, особенно на северных ее территориях.

Четвертое. Президент в Послании парламенту объявил 2020-й Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Выдвижение науки и просвещения во главу угла государственной политики свидетельствует о глубоком понимании руководством Узбекистана как современных реалий, так и долгосрочных стратегических задач устойчивого развития страны в условиях надвигающейся четвертой технологической революции.

Сотрудничество между Россией и Узбекистаном в сфере образования и науки имеет давнюю историю и огромные возможности для углубления. В последние годы заключены договоры о сотрудничестве между Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан и Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, соглашения о создании филиала Московского государственного института международных отношений в Узбекистане и Междисциплинарного научно-образовательного центра и многие другие.

Особое внимание в Послании уделено формированию электронной платформы научных достижений, а также базы отечественных и зарубежных научных разработок. Каждому высшему образовательному и научно-исследовательскому учреждению поручено наладить сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и научными центрами. Эти и другие инициативы создают уникальные возможности для реализации совместных проектов и программ между образовательными и  научными организациями России и Узбекистана.

Реализация отмеченных направлений сотрудничества даст новый импульс в развитии двусторонних отношений на качественно новом взаимовыгодном уровне, позволит реализовать совместные проекты с высокой добавленной стоимостью и насытить национальные рынки традиционной и инновационной конкурентоспособной продукцией.

Послание Президента Узбекистана парламенту представляет собой серьезный программный документ, реализация которого (и это важно отметить) имеет не только внутриреспубликанское значение. Отдельные его положения окажут влияние на политические, экономические и интеграционные процессы в рамках Центральной Азии, СНГ и ШОС. Более того, подходы и инструментарии решения актуальных задач реформирования национальной экономики, государственно-политической системы, применяемые сегодня в Узбекистане, опыт, накопленный в этой области, могли бы использоваться как в развивающихся, так и развитых странах современного мира.

 Цветков Валерий Анатольевич.
Директор Института проблем рынка Российской академии наук, член-корреспондент РАН.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №41 от 26.02.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech