05 Декабрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -2,2 °C

Мнение
10 Фев  2020 1437

На перекрестке истории и современности

Мировая конституционно-правовая практика института посланий глав государств парламенту имеет более чем 200-летнюю историю. У каждой страны есть свои особенности, но вместе с тем и схожие черты подобных обращений.

Так, в США эту традицию установил Дж. Вашингтон с 1790 года. На этапе формирования этого института такая речь называлась ежегодным посланием. В США существует три их вида: экономические, по бюджету и о положении в стране. Согласно Конституции Франции они подразделяются на два типа - обращенные к парламенту и те, в которых населению страны сообщается об угрозах и принимаемых мерах борьбы с ними. В Мексике послание представляет собой доклад главы государства парламенту, содержащий законодательную программу на следующий год и оценку состояния страны в целом. Несмотря на различия, есть и общие черты.

Институт посланий в современных условиях является важнейшим связующим звеном между главой страны и парламентом и занимает особое место в процессе построения демократического правового государства. Таким образом, президентские послания - политико-правовые документы, которые в первую очередь содержат позиции по основным направлениям развития конституционного строя, взаимоотношений с другими странами и законодательной деятельности парламента.

Вектор реформ

22 декабря 2017 года глава нашего государства впервые в истории Узбекистана обратился к обеим палатам Олий Мажлиса с Посланием. Второе озвучено 28 декабря 2018 года. Этот документ определяет масштаб, суть и значение конкретных направлений реформ.

Послание является программным документом, отражающим видение Президента по поводу стратегических направлений развития страны на ближайшую перспективу. Их анализ показывает, что глава государства формирует взаимодействие правительства с народом, основанное на открытости и готовности власти говорить о проблемах, волнующих народ Узбекистана.

Президент 24 января 2020 года выступил с очередным ежегодным Посланием Олий Мажлису. Глава государства сосредоточился как на предстоящем годе, так и ближайшей перспективе.

2020-й по инициативе лидера страны объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. В соответствии с этим планируется разработать программу на перспективу "Цифровой Узбекистан-2030". Приоритетной задачей определена борьба с коррупцией, что должно стать основной целью не только парламента, но и всего общества. Глава государства выдвинул инициативу образования специального органа по борьбе с коррупцией, подотчетного парламенту и Президенту.

Также поручено разработать Концепцию социальной защиты населения. В частности, зарплаты, пенсии и пособия будут повышаться с опережением темпов инфляции.

Минюсту и другим ведомствам в первой половине года поручено пересмотреть полномочия хокимов и подготовить конкретные предложения по передаче несвойственных им и дублирующих функций соответствующим ведомствам. Глава государства предложил создать Общественную палату для усиления общественного контроля над деятельностью госорганов.

Планируется довести охват детей дошкольным образованием до 60 процентов. Продолжится строительство школ, в том числе частных. Намечается решить вопросы с квалификацией учителей и оплатой их труда, реорганизацией системы профессионального образования. Охват выпускников школ высшим образованием должен достичь 25 процентов в 2020 году и 50-60 процентов - в перспективе. Определено увеличение бюджетных мест в вузах, выделение грантов девушкам. Продолжится переход на кредитно-модульную систему высшего образования и перевод вузов на самофинансирование, как минимум пять из них ожидает трансформация.

В сфере науки возьмутся за фундаментальные и прикладные исследования по математике, химии, биологии и геологии. По линии фонда "Эл-юрт умиди" на стажировку за рубеж отправится более 700 ученых и преподавателей. Намечено в два раза увеличить количество грантов, расширить направления исследований.

В развитии цифровой экономики намечен коренной поворот. В строительстве, энергетике, сельском и водном хозяйстве, транспорте, геологии, здравоохранении, образовании, кадастровом и архивном деле - цифровизация. Систему "Электронное правительство" критически пересмотрят.

Банковскую сферу ожидает трансформация с акцентом на повышение капитальной, ресурсной базы и доходности. Госактивы в банковском секторе реализуют стратегическим инвесторам. Местные банки должны поддерживать предпринимателей и активнее вести себя на внешних рынках. Назначение на ключевые посты квалифицированных специалистов - залог внедрения современной практики и менеджмента, новых услуг. Этому также поможет обновление программного обеспечения, запуск новых информационных систем.

Как известно, для устранения дисбаланса между регионами, где сконцентрировано трудоспособное население и создается больше рабочих мест, необходима либерализация внутренней миграции. До 1 апреля 2020 года будут подготовлены конкретные предложения по реформированию системы прописки. Прибывшие в Узбеки­стан до 1995 года и с тех пор проживающие в стране лица должны автоматически стать гражданами. Таким путем решат проблему почти 50 тысяч соотечествен­ников.

Наука и образование - факторы развития общества

Происходящие в Узбекистане большие социально-политические перемены, курс на модернизацию страны потребовали кардинально новых решений в сфере образования и науки. Сильная и динамичная образовательная политика, с одной стороны, направлена на достижение высокого уровня мировых образовательных стандартов, с другой - учитывает конкретные социально-экономические условия, специфику и духовно-культурные ценности нашего народа. Масштабность и комплексность реформирования сферы образования, расширение и усиление в этом процессе роли государства актуализируют поиски новых подходов к совершенствованию образовательной системы.

Назрела необходимость создания и практического претворения в жизнь концепции единой системы юридического образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям модернизации страны. Она должна быть направлена на обновление содержания и структуры юридического образования с учетом сложившихся традиций, современного отечественного и зарубежного опыта, обеспечение единства теоретического и практического обучения будущих юристов, совершенствование государственно-общественного управления системой юридического образования, повышение его качества.

Как отмечено в Послании, на основе зарубежного опыта будут усовершенствованы стандарты высшего образования, пересмотрены его направления и структура изучаемых дисциплин. Вдвое сократится количество дисциплин, не имеющих отношения к приобретаемой специальности. В связи с этим все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности. Требуется изменить методы обучения, расширив долю форми­рующих практические навыки анализа информации, самообучения, повысив роль самостоятельной работы учащейся молодежи.

Следует отметить негибкость и неадаптированность учебных планов и программ к нуждам юридической практики, которые не меняются годами. При этом не принимается во внимание потребность в юридических кадрах по соответствующим сферам их деятельности, не осуществ­ляется на системной основе мониторинг обеспеченности выпускников работой по специальности. Поэтому необходимо создать учебные планы по разным профилям подготовки, включающие набор базовых дисциплин, вариативную часть обучения, формирующие такие компетенции студентов, как правоприменительная и правотворческая. Нуждается в расширении автономия вузов в определении учебных курсов, не входящих в базовый набор. Следует широко применять распространенный в западных странах коммуникативный метод обучения, внедрять кредитно-модульную систему, используемую при подготовке юридических кадров за рубежом. Как известно, в вузах сосредоточена основная часть научного потенциала страны. Правовая наука должна способствовать совершенствованию правовой системы и юридической практики.

В числе приоритетов совершенствования высшего юридического образования - качество воспитательной работы, осознание будущими юристами социальной значимости профессии, формирование у них уважительного отношения к праву и закону. Нашей стране нужны юристы, понимающие и умеющие претворять в жизнь принцип приоритета общечеловеческих ценностей, а также приверженные идеям правового государства, готовые смело и решительно бороться за справедливость, законность и правопорядок в стране. Они должны быть безупречными и в нравственном отношении. Только такие специалисты, необходимые на определяющем этапе развития нашей страны, могут быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.

Международное сотрудничество сос­тавляет неотъемлемый элемент эффективного функционирования любого учреждения высшего образования. Сегодня нельзя ограничиваться такими способами его организации, как заключение межвузовских договоров о сотрудничестве. Необходимы активный поиск и разработка новых моделей. Международное сотрудничество может внести большой вклад в развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности, реализацию программ академических обменов, а также иных партнерских программ. Следует отметить, что за последние годы в Узбекистане наблюдается тенденция роста академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Например, в течение последних лет за рубежом проходили стажировки и практику большое количество студентов, магистрантов из Узбекистана, возросло количество участ­ников обменных программ, а также расширилась география этих командировок. Это сотрудничество может развиваться по направлениям привлечения зарубежных профессоров, интернационализации научных исследований и образовательных программ, привлечения молодых зарубежных специалистов, совместной работы по проблемам международного характера. Указанные меры по развитию международного взаимодействия будут способствовать укреплению рейтинга вузов Узбекистана в мировом образовательном пространстве.

Омон Мухамеджанов.
Доктор юридических наук, профессор
Ташкентского государственного юридического университета.

 Опубликовано в газете «Правда Востока» №29 от 8.02.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech