10 Июль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +33 °C

Цифровизация
21 Июн  2019 1757

Медиаобразование: от фейка спасет МИГ

Все чаще, когда речь заходит об изменениях в образовании, можно услышать о необходимости формирования информационной культуры. В современном обществе она является уже не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в медиатеках и компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности. Она приобрела особое значение в последние годы, когда использование любых средств коммуникации и информации становится все менее безопасным. Об этом и многом другом рассказали специалисты сферы на семинаре-тренинге "Медиа и информационная грамотность".

Принято выделять четыре сферы, к которым общее среднее образование должно подготовить человека: постоянное обучение, социальная жизнь, экономическая активность и профессиональная деятельность. Но сейчас все большее влияние на людей, особенно подрастающее поколение, оказывается не на учебе или дома, а в социальных сетях. Однако, увы, никто не спешит учить, как себя вести, чему верить, чему - нет, что же такое медиаобразование и информационная грамотность (МИГ).

В первую очередь следует разобраться с терминологией. Если грамотность в широком понимании слова - способность  не только читать и писать, но еще и делать это согласно установленным нормам, то медиаграмотность - умение как понимать и анализировать текст, так и создавать его.

- Точно так же, как средства массовой информации, предшествующие цифровой эпохе, современное медиаобразование должно совершить большой скачок. Надо обратить особое внимание на то воздействие, которое компьютерные данные оказывают на информацию, - рассказала шеф-редактор интернет-сайта "Anhor.uz", медиатренер Саида Сулайманова. - Благодаря настройкам алгоритмов, связанных с отслеживанием действий пользователей, определенная информация выводится на первый план. Человек оказывается незаметно окружен интернет-фильтрами, которые лишний раз подтверждают его предвзятое мнение. Таким образом, они сокращают плюрализм и разнообразие идей из-за оплачиваемoго контентa (количество кликов). Такое некорректное использование данных пользователя в неизвестных ему целях представляет несомненную угрозу.

Зашла речь и о кризисе, разгоревшемся вокруг так называемых фальшивок - fake news, которые представляют собой смесь из сплетен и конспирационных теорий. Это явление более опасно, чем издавна существующая ложная информация, ведь ее легче изобличить. Фейки произрастают из дезинформации, однако новизна феномена заключается в его беспрецедентном стремлении навредить, поскольку возможности ИТ делают его безграничным и распространяющимся по самым разным средствам массовой информации, а следовательно "вирусным".

Именно поэтому медиаобразование должно обязательно учитывать растущее влияние цифровых технологий, которые переступили грань дозволенного. После довольно безобидных действий вроде просмотра страниц и общения в чатах мы наблюдаем процесс добычи конфиденциальной информации с целью манипуляции и массивной дестабилизации. К тому же эти действия происходят на платформах, контролируемых главными мировыми интернет-гигантами GAFAM (Google, Apple, Facebook, Amazon, Microsoft).

Слухи не безобидны

Итак, медиаобразование вынуждено заново осмыслить как сами медиа, так и политические и этические принципы, которые являются их основой. Необходимо пересмотреть роль соцсетей и дискуссий на социальных платформах, принимая во внимание постоянное расширение цифровой сферы, превращающее пассивную аудиторию в сообщество активных пользователей, которые обмениваются новостями и интерпретируют информацию. Слухи, с которыми мы можем столкнуться в интернете, вовсе не безобидны, и к ним нельзя относиться с пренебрежением. Быстро распространяющиеся беспорядочные россказни, болтовня, выдумки - такие вещи превращают частную сферу в публичную. Они ставят себя выше правды, которая воспринимается как инструмент некой элиты, далекой от повседневных забот.

- Социальные сети продвигают недостоверные новости, используя ложные аргументы для того, чтобы доказать: истина не так уж кристальна и прямолинейна, как кажется, - отметил модератор сообщества "Потребитель.уз" Эмиль Фахреев. - Отсюда термин "пост-правда". И все же влияние соцсетей еще недооценено, и мы отказываемся видеть в альтернативной правде замену традиционных источников информации. Ведь именно они возродили вечный спор относительно границы между объективным фактом и субъективным комментарием, который как раз широко в них используется.

В ловушке мошенников

Важна и тема цифровой безопасности, а вместе с тем и безопасности как таковой. Все мы знаем, что нельзя доверять незнакомцам, никто не расскажет первому встречному всю информацию о себе, не отдаст просто так деньги. Но это  именно то, что частенько происходит на просторах интернета. Ведь, сидя дома, мы думаем, что защищены. На самом деле в XXI веке онлайн-кражи - одно из самых частых преступлений. При том забрать у вас могут как деньги, так и личность…

- Почти каждому из нас приходили сообщения с просьбами помочь в трудной ситуации. Мошенников отличает то, что они просят исключительно деньги. В таких случаях злоумышленники пользуются доверием близких и друзей человека, придумывая самые разные истории, - поделилась спикер, преподаватель факультета журналистки Национального университета Узбекистана Дарья Османова. - Распространенный метод - сборы в благотворительные фонды и частные - на лечение. Хорошее дело, но все кардинально меняется, когда мы говорим о мошенничестве. Аферисты используют самые разные схемы для сбора денег, при этом конечный результат один: финансы поступают на сторонний счет, а не на терапию. Перед тем как отправлять средства фонду или частному лицу, проверьте детальные отчеты о поступлениях и тратах, информацию о том, на что уйдут средства, а также конечную цифру сборов. Честные организации расскажут вам о себе и своей работе. Мошенники же часто создают эмоциональный шум, не предоставляя подробной информации.

Наибольшее внимание участники уделили фишингу. Термин образован от английского словосочетания "password fishing" (буквально "выуживание паролей") и в классической интерпретации означает введение пользователя в заблуждение при помощи поддельного сайта, визуально имитирующего сайт банка или иной интернет-системы, предполагающей идентификацию пользователя. Главная задача злоумышленника - заманить пользователя на такой сайт-ловушку и каким-либо образом убедить его сообщить идентификационные данные.

Они используют, например, спам. Типичная идея заключается в том, чтобы напугать пользователя некими проблемами, требующими от него немедленной авторизации для выполнения тех или иных операций. В подобном письме имеется ссылка на поддельный сайт, причем визуально она обычно неотличима от настоящей. Более простая форма фишинга состоит в рассылке поддельных писем от имени банка или некоего провайдера услуг с просьбой уточнить номер счета, логин/пароль и прочие персональные данные, отправив их по указанному адресу.

В последнее время все чаще сообщается о новой форме фишинга - выуживании у пользователя отсканированных копий его документов. В частности, имея ксерокопию паспорта и образец подписи, теоретически можно оформить кредит от имени пользователя. Получить отсканированные копии документов доверчивого гражданина несложно - например, прислать ему сообщение о том, что он выиграл в лотерею.

Исследователь, аналитик и создатель

Получается, соцсети и созданные ими фальшивки представляют для МИГ тот самый случай, при исследовании которого требуется один из фундаментальных навыков - критическое мышление. Однако необходимо четко представлять себе специфику цифрового пространства: с одной стороны, это интерактивность, прозрачность и открытость, а с другой - дезинформация и попытки повлиять на мнение пользователей.

- Поэтому необходимо тренировать критическое мышление, - продолжает С. Сулайманова. - Нужно воспитывать чувство ответственности у молодых. Они должны задуматься о том, как используют соцсети, осознавать последствия тех действий, которые совершают в интернете, и, самое главное - научиться воспринимать критику в свой адрес. Развитие чувства этики в процессе образования также имеет достаточно важное значение. Чтобы осознать это, можно попробовать примерить на себя три роли: исследователя, аналитика и создателя контента. Первый знакомится с фактами и медиа, второй занимается проверкой источников, скрещиванием данных и проблемой конфиденциальности, а третий стремится произвести собственный контент, оценивает последствия сделанного им выбора и, в конце концов, принимает решение о его распространении. Это только кажется сложным, но если постоянно к любой сомнительной информации приступать с подобным планом, скоро это войдет в привычку. Еще так можно научиться перестать делиться лишними данными с незнакомцами в мировой паутине.

Сабина Алимова.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 125 (29088) от 21 июня 2019 года.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech