16 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +10,6 °C

Ученые говорят...
27 Сен  2019 2063

Магистратура: какая модель нужна Узбекистану?

Уровень и качество высшего образования во многом определяют благополучие страны, а значит, и уровень жизни ее народа. Об этом говорил глава государства на видеоселекторном совещании, прошедшем 23 августа этого года и посвященном вопросам реформирования сферы народного образования. В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на ряд важных проблем, существующих в нынешней системе высшего образования, без решения которых невозможно достижение поставленных руководством страны задач по реформированию всех сфер нашей жизни.

Речь пойдет о магистерской ступени высшего образования. Магистратура определяет успех не только всех этапов воспитательно-образовательной цепочки начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским образованием, но и эффективность практически всех направлений социально-экономических реформ. К великому сожалению, до сих пор нет адекватного понимания ее значимости среди молодежи. Убежден, что в этом вопросе необходим глубокий всесторонний анализ.

В конце 1990-х в попытке встать в один ряд с ведущими мировыми моделями высшего образования, переходя от пятилетней вузовской системы на двухступенчатую (бакалавриат, магистратура), мы ожидали, что бакалавры по уровню квалификации заменят имевшихся на тот момент специалистов с традиционным пятилетним образованием, а магистры были призваны в дальнейшем пополнить ряды научно-педагогических кадров вузов и научных учреждений. Увы, за прошедшее с тех пор время наши надежды все еще остаются неоправданными.

И правда, подготовить квалифицированного специалиста за четыре года довольно сложно. В период учебы в бакалавриате студенты могут усвоить лишь общую информацию, получить поверхностные знания. Кроме того, с точки зрения современной науки нельзя освоить за меньший срок растущий с каждым годом объем необходимых для специалистов знаний и компетенций. При сокращенной профессиональной образовательной программе учебный процесс в бакалавриате остался без серьезной практической специализации. В странах с многоуровневой системой высшего образования принято, что профессиональные знания студент получает на ступени магистратуры либо в структурах "доводки" работодателей. Опыт зарубежных стран также показывает, что бакалаврам, чтобы получить сертификат, дающий им право работать на той или иной должности, необходимо пройти основательную дополнительную подготовку.

В целом образовательная степень "бакалавр" в своем прародительском состоянии имеет больше академическое значение, а профессиональные функции, как правило, выполняют более высокие ступени. Это лишь один из способов расширения охвата населения высшим образованием. В свое время переход многих западных стран на двухступенчатую систему исходил из определенных требований и сформировавшихся на тот период возможно­стей. В частности, социально-экономическая сфера была насыщена квалифицированными специалистами с высшим образованием, при этом в обществе росли потребность и интерес к его получению. В такой ситуации для удовлетворения складывающейся потребности и пополнения рынка труда специалистами введена первая, относительно короткая и простая ступень - бакала­­­­­­­-в­риат.

Вместе с тем решение серьезных задач социально-экономической сферы возлагается на магистров, глубоко и тщательно освоивших тонкости выбранной специальности. Количество выпускников магистратуры также соответствовало этому требованию. С течением времени соотношение количества бакалавров и магистров увеличилось в пользу первых. Магистерская ступень высшего образования в разные периоды в зависимости от рынка труда истолковывалась по-разному: от научной степени до всего лишь второй, селекционной. Опыт стран, переживших этот переход, подтверждает, что только правильная, строго соответствующая конкретному этапу состояния и потребностям экономики модель магистратуры, может оправдать принятие двухступенчатой системы высшего образования.

Концептуальная ошибка существующей системы магистратуры Узбеки­стана, введенной в конце 1990-х, заключается в принятии идеи о том, что магистр - это будущий научно-педагогический работник вуза. То есть главной возложенной на магистратуру задачей являлась подготовка резервных кадров для высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. При этом правила приема в магистратуру, организация учебного процесса не обеспечили необходимого качества подготовки специалистов даже для реализации этой задачи, не говоря уже о необходимости покрытия потребностей социально-экономических структур республики в кадрах.
В результате за счет формирования из числа выпуск­ников магистратуры почти половины состава нынешних вузовских кафедр пострадал их интеллектуальный и профессиональный уровень, а производство осталось без подпитки профессионалами соответствующих специальностей.  Опыт показал, что избрание такого способа организации учебного процесса в магистратуре для Узбекистана было преждевременным. Несомненно, эта модель тоже жизнеспособна, но для успешного ее функционирования необходимы иные базовые условия, которые сформируются со временем.

В условиях, когда высшим образованием охвачено лишь 10-15 процентов всего населения страны, острого дефицита профессионалов, незавершенности социально-экономических реформ необходимы магистры, которые после соответствующего отбора из числа выпускников бакалавриата в течение двух лет продолжали бы глубже изучать предметы выбранной специальности с более практическим подходом. Отдельные выпускники магистратуры, проявившие творческие способности, могли бы продолжить обучение в докторантуре либо перейти в статус стажера-исследователя. На нынешнем этапе социально-экономических реформ основная цель должна состоять в удовлетворении спроса потребителей на специалиста, глубоко изучившего базовую профессию. Сейчас мы можем наблюдать тот момент, когда основная масса работодателей испытывает трудности в поиске специалистов с высшим образованием, обладающих при том полным комплектом необходимых компе­тенций.

Нерационально в самом начале учебы и тем более при приеме в магистратуру делить студентов на творческих и производственных специалистов. Российские коллеги, где апробируется подобная модель, подтверждают неудачность такого подхода. Возникает во­прос - кто и по каким критериям при селекции выпускника бакалавриатуры будет делить их на творческих и производственников? Творческие качества магистра проявятся естественным образом в процессе учебы. Магистратура высшего учебного заведения должна готовить высокопрофессионального кадра прежде всего для потребностей социально-экономической сферы страны, а научно-педагогический работник - лишь производное из этого массива. Подчеркиваю, анализ предыдущих двух десятилетий приводит к заключению, что это наиболее оптимальный вариант для нынешнего этапа развития страны.

Сегодня Узбекистану требуется иной подход - концепция магистратуры, в которой доминирует необходимость подготовки профессионала, вытекающая из насущных задач социально-экономических реформ. Правильный выбор магистратуры станет важным краеугольным камнем фундамента будущего всего государства на ближайшие десятилетия.

Рустам Халмурадов.
Ректор Самаркандского
государственного университета.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №196 от 27.09.19.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech