20 Август 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +19,2 °C

Острый сигнал
13 Апр  2019 7160

Лукавство под прикрытием - как товары маскируются под известные бренды

Плагиат товарных знаков - глобальная проблема, которая портит имидж государства на мировом рынке. Увы, наши предприниматели тоже этим грешат. Некоторые зарубежные бизнесмены, выходящие на внутренний рынок Узбекистана, сталкиваются с проблемами подделок своих брендов. Поэтому, не желая подвергать риску репутацию, прекращают деятельность на территории нашей страны. А ведь с ними мы теряем новые рабочие места, возможность перенять опыт, внедрить заграничные технологии…

Замечали ли вы, что у нас почти каждый пятый ходит в нарядах от "Gucci", "Louis Vuitton", "Dolce & Gabbana", "Nike", "Adidas", "Reebok"… Но лишь малая часть одежды и обуви является оригинальной, все остальное - контрафакт. Самое интересное, что народ осознает это и сознательно поддерживает подобное явление. Людей можно понять: не каждый способен купить действительно брендовые кроссовки за 400 долларов или сумку за 1000, однако всем хочется выглядеть ярко, стильно.

 Есть и другая, так сказать, теневая сторона у этого факта. Наблюдая, что на рынках изобилует контрафактный товар, ввезенный из-за границы, местные бизнесмены начинают производить и продавать подделку отечественным потребителям (еду, лекарства, напитки, косметику), не думая о плачевных последствиях. Попытка оправдать это безобразие модным словом "импортозамещение", как делают некоторые предприниматели, несостоятельна: ведь украден чужой бренд. А в мировой практике с этим привыкли бороться.

В сфере действует Указ Президента "О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями" от 23 мая 2018-го. Согласно документу на Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре возлагаются функции по выявлению фактов формирования теневой экономики, пресечению деятельности подпольных производств, выпуску контрафактной продукции.

 Решили выяснить, что происходит на деле. Дабы найти ответ на этот вопрос, посетили ряд продуктовых магазинов Ташкента, в которых обнаружили массу фальшивок. К примеру, на одной полке с оригинальным кофе 3 в 1 "MacCoffee" (Россия) лежал "MaksCoffee". Разница лишь в двух буквах, дизайн упаковки в точности, как у оригинала. Поинтересовались, не подделка ли? Ответ был таким: "Этот кофе в Узбекистане производят". Цена фальсификата почти в три раза ниже бренда. Невнимательные покупатели, не заметив небольшого различия, предпочитают покупать что подешевле, попадая на крючок недобросовестных производителей. При том качество контрафакта (мы пробовали тот и другой напиток) хуже.

 В небольшом магазинчике на 18-м квартале Чизанзарского района видим, как школьник просит продавца дать сухарики "Кириешки". Тот молча протягивает пачку с названием "Киреши". Парнишка сразу определил, что ему пропихнули подделку, поэтому отказался от покупки и направился в соседний мини-маркет за оригиналом.

 Практически на всех прилавках лежит контрафактный товар. Неужели так неэффективно ведется работа с недобросовестными изготовителями? Почему производитель безнаказанно распространяет свой продукт, прикрываясь товарным знаком известного бренда, а продавцы помогают в этом?

 Обратились в Агентство по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции (АИС), где нас направили к главному специалисту отдела мониторинга за соблюдением прав интеллектуальной собственности Бобуру Базарову:

 - Наш отдел проводит профилактический мониторинг социальных сетей, различных интернет-сервисов, а также рынков. Если выявляем факты нарушений профильного законодательства, связываемся с производителем продукции для предупреждения. В случаях, описанных вами, мы не можем вводить санкции против таких предпринимателей (ни административные, ни уголовные), если отсутствует заявление правообладателя товарного знака. Пока его нет, государство не может вмешиваться в процесс, занимая позицию наблюдателя. Но в любом случае заинтересованное лицо вправе прийти в АИС и подать соответствующее заявление либо проконсультироваться со специалистом.

 8 февраля 2019 года Президент подписал постановление "О мерах по совершенствованию государственного управления в сфере интеллектуальной собственности". В нем отмечено, что проведенный анализ выявил "невыполнение должным образом работы по своевременному выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, неэффективность системы оказания государственных услуг, отсутствие тесного межведомственного взаимодействия, нехватку квалифицированных кадров в области интеллектуальной собственности".

 Думается, можно вспомнить в связи с этим судебный процесс между производителями зубных паст "Colgate" и "Galaxy", проходящий по причине схожести дизайна упаковок. Недовольная сторона - компания "Colgate". Какими доводами руководствовались эксперты, когда проводили регистрацию товарного знака?..

 Также еще никто не отменял Закон "О конкуренции", в котором черным по белому написано: "запрещается имитация товара путем воспроизводства внешнего оформления, его формы, наименования, маркировки, этикетки, упаковки, цветовой гаммы".

Что касается зарубежного опыта, в Турции, например, производителей контрафактных товаров привлекают к уголовной ответственности. Да и навскидку можно вспомнить множество случаев в разных странах по похожим инцидентам, которые решались в суде. При этом часто виновные наказываются солидными штрафами. Надеемся, что такую практику переймут и у нас. Благо, работа идет: в АИС нам показали проекты подготовленных документов, ужесточающих наказания за подобные правонарушения, которые находятся на рассмотрении в Сенате Олий Мажлиса.

 Константин Башлаев.

"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 74 (29037) от 13 апреля 2019 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech