05 Декабрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -2,2 °C

Актуальное
22 Фев  2020 1059

Лидер Узбекистана определил пути развития страны  на ближайшую перспективу

Масштабность и результативность реформ, осуществляемых в Узбекистане, получившие положительную оценку международных организаций, рейтинговых агентств, мировых СМИ, свидетельствуют об эффективном использовании в практике государственного управления современного инструментария: стратегического планирования и индикативного мониторинга. Яркий пример тому - Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Ее анализ убеждает в стратагемности мышления Президента страны, его умении объективно оценивать сложившуюся обстановку, внутренние и внеш­ние вызовы, а также нацеливать имеющиеся ресурсы и механизмы на решение сложных задач.

Приверженность Стратегии действий еще раз продемонстрировало Послание Президента парламенту, с которым глава государства выступил 24 января 2020 года. Оно определило новые задачи, стоящие перед страной в области социально-экономического и общественно-политического развития, исходя из глубокой оценки реальных процессов, происходящих в Узбекистане и мире. При этом важно отметить, что общество открыто и свободно обсуждало широкий круг накопившихся проблем и предлагало пути дальнейшего развития.

Следует подчеркнуть, что за последние три года в республике произошла масштабная трансформация во всех сферах жизни. За короткий срок из закрытой, отгородившейся от внешнего мира страна превращается в одно из передовых государств на постсоветском пространстве с открытой экономикой.

Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности на душу населения превысил 7 тысяч долларов, тогда как еще недавно он держался на уровне 4-5 тысяч долларов. По темпам роста ВВП Узбекистан опережает почти все страны СНГ.

Глава государства объявил 2020-й Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Образование и наука - среди ключевых направлений Послания. Только за несколько лет в Узбекистане созданы десятки филиалов зарубежных вузов, в том числе и российских. Однако на этом республика не намерена останавливаться: в планах - вывод сотрудничества в сфере образования и науки с зарубежными странами на более высокий уровень. Особого внимания заслуживает инициатива Президента по диверсификации направлений научных исследований в зависимости от конкретных приоритетов.

Коренной поворот намечен и в развитии цифровой экономики. Президент в Послании поставил задачу по внедрению цифровых технологий в сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, здравоохранения, образования, кадастрового и архивного дела. По его словам, будет критически пересмотрена система "Электронное правительство". В ближайшее время завершат разработку программы "Цифровой Узбекистан-2030".

Президент Узбекистана отметил, что "мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, что даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса. В современном мире цифровые технологии играют решающую роль во всех сферах... мы поставили перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможем достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации. Для этого нам прежде всего необходимо воспитать кадры новой формации".

В Послании в качестве главной задачи на 2020 год поставлено обеспечение макроэкономической стабильности и сдерживание инфляции в процессе экономических реформ, что обусловило перевод денежно-кредитной политики на режим инфляционного таргетирования.

Снятие в 2017-м ограничений на свободный обмен валюты в стране наглядно продемонстрировало приверженность Узбекистана рыночным принципам управления и позволило вовлечь в банков­ский оборот из теневого рынка миллиарды долларов. Либерализация валютного рынка способствует переориентации национальной экономики с импортозамещения к экспортоориентации на основе масштабных структурных изменений. Таким образом, республика станет более интегрированной в мировую экономику, возникнут условия для повышения общего уровня благосостояния населения за счет участия в международном разделении труда.

За последние годы уровень монетизации экономики Узбекистана увеличился более чем в 3 раза и составил свыше 60 процентов. Для сравнения: уровень монетизации экономики в развитых странах (Великобритания, США, Франция и Германия) в 2018-м составил 64,3-88 процентов, России - 43,2 с перспективой доведения до 80-90 процентов.

Рост монетизации экономики позволит сформировать внутренние накопления, способные привлечь необходимые инвестиции из международных финансовых рынков в производства с высокой добавленной стоимостью.

С 2020 года Узбекистан планирует реализовать масштабную программу трансформации банковской системы, которая существенно отстает от современных требований по развитию цифровых технологий, внедрению новых банковских продуктов и программного обеспечения. Привлечение соотечественников, получивших знания и опыт в передовых странах, назначение их на ключевые посты являются залогом совершенствования современной банковской практики и менеджмента.
В этом ключе банки страны должны выходить на международные финансовые рынки, привлекать доступные и долгосрочные ресурсы.

На основе всестороннего изучения международного опыта открывается дорога частному сектору в тех монопольных сферах, где могут быть созданы условия для конкуренции и формирования конкурентной среды. При этом намерения узбекского правительства по освоению инвестиций в размере 23 миллиардов долларов с введением в строй 206 новых крупных производственных объектов в нынешнем году вполне реалистичны.

Сокращение государственного присутствия в экономике, либерализация денежно-кредитной политики, отказ от административного регулирования цен и государственных заказов - залог роста предпринимательских инициатив, соз­дания рабочих мест и повышения благосостояния населения. Эти инициативы наряду с налоговой реформой, направленной на снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, позволят снизить удельный вес теневой экономики и коррупцию на разных уровнях управления и принятия решений.

Особо следует подчеркнуть, что впервые в истории Узбекистана наличие бедности в стране озвучено первым лицом государства в качестве реально существующей проблемы. Причем проб­лему сокращения бедности Президент намерен решать не выдачей социальных пособий, а стимулированием присущей узбекскому народу предприниматель­ской активности, мобилизацией его способностей и потенциала на основе создания рабочих мест. Такой взвешенный подход абсолютно корректен с точки зрения сбалансирования уровня социального неравенства в обществе.

Послание Президента Олий Мажлису станет предметом тщательного изучения зарубежными учеными и специалистами в области перехода национальной экономики от модели закрытого развития с высоким уровнем административных барьеров и ограничений к модели открытой экономики, основанной на оптимальном сочетании государственных и рыночных методов регулирования.

Ход рыночных преобразований, осуществляемых Президентом Узбекистана, тождественен логике одной из наиболее эффективных экономических реформ, известной как немецкое экономическое чудо.

Автором реформ, направленных на развитие экономической свободы, раскрытие предпринимательского потенциала, был Людвиг Эрхард. По его мнению, это решающее условие и фактор общественного развития человека.
В конечном итоге все это привело к процветанию Германии.

Таким образом, тщательно проработанный и взвешенный подход главы Узбекистана является ответом на внутренние и внешние угрозы и вызовы, гарантией поступательного и динамичного развития страны и твердой уверенности в позитивных результатах намеченного и реализуемого им курса преобразований.

Гринберг Руслан Семенович.
Научный руководитель Института экономики Российской академии наук (РАН), член-корреспондент РАН. Доктор экономических наук, профессор.

Один из ведущих ученых-экономистов России. Специалист в области экономической теории, глобализации мирового хозяйства, экономических и политических проблем постсоветского пространства. Автор свыше 400 научных работ. Руководитель Научно-образовательного центра экономического факультета, Московской школы экономики МГУ, вице-президент Вольного экономического общества России, Международного союза экономистов, член Европейской академии наук и искусства (Австрия).

Опубликовано в газете «Правда Востока» №39 от 22.02.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech