05 Декабрь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -0,8 °C

Образование
10 Апр  2020 1259

Карантин - не повод забрасывать учебу

Из-за введенного карантинного режима в связи с пандемией коронавируса наша повседневная жизнь кардинально изменилась. Раньше всех с этим столкнулись учащиеся и педагоги образовательных учреждений. Сейчас учебный процесс проводится в онлайн-формате. Такой подход к получению знаний для нас нечто новое. Однако практический опыт использования передовых решений ИКТ в сфере образования дает отличную возможность испытать систему в качестве эффективной формы обучения.

Фото Музаффара Абдуллаева.

Отзывы учителей, родителей и учеников указывают на то, что при подобной форме учебного процесса огромную роль играет самообразование. За учеником практически нет контроля, отсутствуют строгое расписание и график уроков. Это можно рассматривать и как плюс: ребенок таким образом научится рационально использовать время и планировать выполнение заданий. Также дистанционное образование значительно экономит средства. Все, что необходимо, - гаджет с доступом к интернету. Существует масса образовательных онлайн-платформ, где учащийся может черпать любую информацию по разным дисциплинам.

Переход на дистанционное образование сегодня - вынужденная мера. Тем не менее этот способ давно активно применяется за рубежом. Онлайн-лекции - привычная практика многих иностранных вузов.

По данным мониторинга ЮНЕСКО на 16 марта, 56 стран мира полностью приостановили работу школ, что затронуло более 516 миллионов детей и молодежи. Именно поэтому международная организация призывает все государства наладить дистанционное обучение и считает, что в век информационных технологий карантин - не повод для нарушения непрерывного процесса обучения.

Министерство народного образования нашей страны в короткие сроки предусмотрительно организовало для учащихся систему получения знаний не выходя из дома. Разработана цифровая образовательная платформа "Kundalik", которая обладает необходимыми функциями для дистанционного обучения в школах республики. Это дает возможность ученикам не только не прерывать учебный процесс, но также самостоятельно изучать предметы и общаться с педагогом онлайн. Подобные платформы активно применяются в странах с развитой системой образования. Они также доступны для всех, кто хочет получать новые знания, совершенствовать навыки, и позволят вести обучение дистанционно, независимо от того, как долго продлится карантин.

- Через "Kundalik" педагоги могут выдавать домашние задания и учебные материалы, а ученики - отправлять на проверку выполненные работы, - говорит руководитель службы технической поддержки "Kundalik" Хилола Иззатова. - По итогам учителя выставляют оценки в электронный журнал или дают комментарии по доработке ответов. Доступны также обмен личными сообщениями, публикация объявлений, создание групп. В "Kundalik" все предусмотрено, функции дистанционного образования просты и доступны. Так, у педагогов есть возможность загружать презентации по теоретической части, давать задания для проверки знаний, оставлять комментарии по улучшению работы. Благодаря этим возможностям учебный процесс в школах можно продолжать даже в период карантина.

Также с 30 марта начата трансляция телеуроков для учащихся школ. Они разработаны МНО совместно с Национальной телерадиокомпанией. Еженедельно министерство публикует расписание уроков для удобства детей и родителей. На сайте ведомства размещены рекомендации и ресурсы для обучения в период карантина.

Сложившуюся ситуацию прокомментировал на своей официальной странице в Facebook министр народного образования Шерзод Шерматов. Он отметил, что наша страна тоже столкнулась с определенными трудностями. Сегодня весь мир переходит на другую форму жизнедеятельности, меняется привычный формат. И тот, кто сумеет быстро перестроиться, выйдет из сложной ситуации с наименьшими потерями. В Узбекистане принимаются усиленные меры по борьбе с пандемией коронавируса. Свой вклад в преодоление кризиса вносит и МНО.

- Несмотря на то, что дети дома, в школах мы должны начать четвертую четверть. Чтобы она началась и завершилась успешно, в сотрудничестве с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана подготовлены видеоуроки для 1-4-х, 5-8-х и 9-11-х классов, - говорится в публикации министра. - Среди педагогов, создававших уроки для детей, - обладатели государственных наград, авторы учебников, лучшие преподаватели-предметники года. Этот кропотливый труд даст плоды только в том случае, если мы объединим наши усилия.

Министр также призвал родителей набраться терпения и постараться максимально помочь ребенку, если он испытывает трудности с усвоением материала. Особое внимание необходимо обратить на недопущение пропуска занятий.

Вслед за МНО на дистанционное обучение перешла и сфера дошкольного образования. Совместно с Национальной телерадиокомпанией МДО в качестве методической помощи родителям для организации полезного, развивающего и систематизированного обучения дошколят разработало программу "Онлайн детский сад". Телепрограммы по 20-25 минут на базе государственных программ "Илк кадам" и "Аклвой" охватывают до пяти областей развития воспитанника: изучение окружающего мира, развитие творческих и познавательных способностей, речи и логики.

В помощь родителям в организации качественного и результативного процесса получения знаний дошколят дома МДО при поддержке российской компании "Новый Диск" на весь период карантина предоставляет бесплатный доступ к онлайн-курсу "Стань школьником с Робобориком!" Это обучающий курс по подготовке к школе детей шести-семи лет, который соответствует Государственной учебной программе "Илк кадам" по тематическому планированию, содержанию занятий и возможности достижения детьми планируемых результатов.

На сайте roboborik.com можно найти интересные, познавательные занятия по таким направлениям, как окружающий мир, математика, речевое развитие, ознакомление с музыкальным и изобразительным искусством. Каждая тема включает не более 12 заданий, а их выполнение занимает 15-20 минут. Все задания предусматривают полное участие взрослого. А чтобы родителям было проще помогать ребенку, на сайте предлагаются методические рекомендации, которые наглядно демонстрируют, как работать с курсом. Все текстовые элементы на экранах (инструкции, слова) озвучены. Это учитывает особенность возраста, когда дети в основном еще не читают. Поэтому не возникает дополнительной нагрузки на зрение малыша. Программы адаптированы для ребят, имеющих особые образовательные потребности.

На дистанционное обучение перешли и все отечественные вузы. Онлайн-лекции, по словам многих преподавателей, проходят весьма эффективно. Алфред Боби Тангконда преподает в Ташкентском государственном институте востоковедения индонезийский язык. Иностранный педагог хорошо знаком с практикой проведения занятий со студентами в онлайн-формате.

- Онлайн-лекции провожу со студентами несколько раз в неделю. Для этого есть все необходимые инструменты и программы - Zoom, Google Form, Kahoot, Screencast-o-Matic и другие, - говорит преподаватель. - В таком формате получения знаний достаточно плюсов. К примеру, проведение проверки знаний проходит проще. Да и сам процесс совершенно не требует каких-либо затрат. Отсутствие бумажной волокиты в процессе тоже радует. Нет необходимости в куче распечатанных материалов, студенты не расходуют на это свои деньги, а высылают работы в электронном виде. Все это бережет и наше бесценное время. Сейчас достаточно загрузить учебный материал - и студенты получают к нему безграничный доступ, что очень удобно.

Среди минусов можно назвать лишь технические неполадки, которые возникают в процессе. Выходит так, что порой из-за отсутствия интернет-соединения занятия могут срываться. А в целом дистанционное обучение позволяет лучше познавать возможности ИКТ, которые активно внедряются в сферу образования. Это определенно одно из главных преимуществ.

*  *  *

Прогресс не стоит на месте. Сегодня большую часть своей жизни мы проводим за использованием информационных технологий, без чего уже невозможно представить выполнение каких-либо задач по учебе или работе. Дистанционное обучение тоже совершенствуется. Как показал опыт, важно быть готовыми ко всему. Еще пару месяцев назад учителя не могли и представить, что придется оценивать работы учеников онлайн, проводить лекции по видеосвязи. А дошколята, лишившиеся на время возможности проводить время в кругу сверстников за играми и занятиями в детском саду, впервые столкнулись с дистанционным обучением.

Карантин - не повод забрасывать учебу, это лишь возможность открыть для себя новый способ получения знаний.

Евгения Юн.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете «Правда Востока» №74 от 10.04.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech