23 Январь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент -0,1 °C

Поколение Next
22 Дек  2018 1211

Как учить молодежь в современных условиях?

Результативность проводимых в нашей стране  социально-экономических реформ прежде всего связана с уровнем подготовки кадров. И сегодня все больше внимания уделяется системе обучения профессионалов, осуществляющих деятельность в финансовой, банковской, налоговой, страховой, аудиторской, бухгалтерской сферах, являющихся основой экономического развития Узбекистана.

Преобразования, инициированные руководством республики, привели к коренным изменениям в образовании, вселили уверенность в будущее отрасли и, самое главное, способствовали росту уважения к почетному ремеслу наставника. За последние два года принято около 100 профильных нормативно-правовых актов, в том числе постановления Президента "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования" от 20 апреля 2017-го, "О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием" от 27 июля 2017-го и "О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах" от 5 июня 2018-го.

Осуществление их основополагающих положений непосредственно зависит от знаний, опыта, таланта и творческого отношения педагогов к своему труду. Идет их последовательная реализация.

Так, в Ташкентском финансовом институте к нынешнему академическому году в соответствии с учебным планом первого курса бакалавриата и магистратуры подготовлены и утверждены обновленные программы и рабочие планы, учитывающие потребности заказчиков кадров. Особое внимание обращено на усиление взаимосвязи теории и практики. Изменено распределение объема занятий по блокам дисциплин. В частности, блоки "Гуманитарные и социально-экономические науки" и "Математика и естественные науки" объединены в "Гуманитарные и естественные науки", количество дисциплин в блоке "Общедисциплинарные предметы" сокращено, а часы "Дисциплин по специальности" заметно увеличены. Все это в итоге способствует получению студентами качественных знаний по профилю.

Методологическое сопровождение образовательного процесса, то есть уровень обеспеченности учебниками, нельзя признать удовлетворительным. Для решения проблемы разработана "дорожная карта" и утвержден план создания нужной литературы в разрезе кафедр. Если за послед¬ние три года опубликовано 67 наименований, то в 2018/2019 академическом предусмотрено издание 113.

Повышенное внимание уделяется укреплению кадрового потенциала вуза. 174 из 454 преподавателей имеют ученые степени, в их числе 48 докторов и 126 кандидатов наук, 36 профессоров и 70 доцентов. Действует базовая докторантура и докторантура. Только в 2018-м защищено семь диссертаций на соискание степени доктора наук (DSc) и 11 - доктора философии (PhD). Это поч¬ти в пять раз больше по сравнению с прошлыми годами.

Для педагогов организуются повышение квалификации и учеба в магистратуре и докторантуре зарубежных вузов и исследовательских центрах. На основе соглашений о сотрудничестве с институтами и производственными (сервисными) предприятиями устраиваются стажировки, предусматривающие целевую практическую подготовку преподавателей.

На новый уровень выходит международное сотрудничество. В 2018/2019 учебном году между ТФИ и малайзий¬ским Университетом Байнери будут завершены организационные работы по открытию магистерской программы. С 2019/2020-го институт совместно с другими зарубежными образовательными учреждениями планирует создать совместные факультеты по подготовке кадров для банковской, финансовой, налоговой сфер, бухгалтерского учета и аудита. Ряд мероприятий осуществлен для дальнейшего расширения взаимодействия с вузами России. В рамках октябрьского Узбекско-Российского образовательного форума "Новые кадры для новой экономики" подписаны соглашения об установлении сотрудничества с Национальным исследовательским ядерным университетом "МИФИ" и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом.

С этого академического года проводятся занятия с участием преподавателей иностранных вузов и ведущих специалистов международных организаций. Например, мастер-классы провели такие практики мирового страхового рынка, как вице-президент компании "Marsh Aviation" Саймон Томс (США), генеральный директор компании "Oakeshott insurance consultants" доктор экономических наук, профессор Григорий Гришин. Большой интерес вызвали лекции сотрудников Всемирного банка, Университета Намсеул (Южная Корея), Краковского экономического университета (Польша), Университета Восточного Лондона (Великобритания).

Перед ТФИ наряду с обучением стоят такие задачи, как создание и коммерциализация инновационных продуктов в сфере финансов. Согласно постановлению Президента "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики" от 7 мая 2018 года в институте созданы отдел коммерциализации научно-инновационных разработок и инновационный фонд. Первый подписал соглашения с коммерческими банками республики по внедрению электронной программы "Анализ кредитоспособности предприятий и скоринг-метод оценки". В результате на расчетный счет фонда уже поступило 90 млн сумов, а в будущем планируется увеличить объем средств, полученных от программы, до 500 млн. Кроме того, отдел совместно с рядом организаций устраивает семинары-тренинги и иные мероприятия для реализации взаимовыгодных инновационных решений. В будущем институт намеревается повысить показатели коммерциализации таких продуктов, привлекать инвесторов и других заинтересованых партнеров для выбора и осуществления перспективных проектов.

С этой осени коренным образом изменилась организация вступительных экзаменов. Обеспечение прозрачности и усиление контроля способствовали поступлению в вуз талантливых и подготовленных абитуриентов. Почти у 30 процентов первокурсников Ташкентского финансового института есть специальные сертификаты, подтверждающие знание ими иностранных языков. С учетом вышесказанного и требований времени усовершенствована система контроля и оценки знаний ребят. Для одаренных открыты особые группы, обучение в которых ведется на английском языке на основе отдельных учебного плана и программ. Разработаны методические рекомендации по самообразованию студентов, система "портфолио" для их оценки и созданы соответствующие условия.

Ежегодно инициативные и обладающие широкими познаниями молодые представители вуза принимают достойное участие в традиционном конкурсе на присуждение государственных стипендий Президента и именных. На этот раз обладателями их стали четверо ребят.

Приоритетные задачи института - воспитание не просто конкурентоспособных, но и всесторонне развитых специалистов, преданных Родине, высокодуховных и физически здоровых, а также ограждение их от экстремистских враждебных идеологий, формирование и усиление иммунитета к негативным проявлениям "массовой культуры". Обеспечивать содержательный досуг студентов помогают шесть кружков в духовно-просветительской сфере, 26 - по учебным дисциплинам и секции по восьми видам спорта. Ребята активно участвуют в республиканских фестивалях театральных коллективов и Клуба веселых и находчивых, интеллектуальных играх, диспутах и конкурсе "Студент года". Последние три года вузовские команды регулярно занимают призовые места в общенациональных смотрах "Молодой читатель" и "Тафаккур синовлари", финале КВН.

Особое внимание уделяем качеству и эффективности духовно-просветительной работы, таких мероприятий, как "Неделя кафедры", "День родителей", "День духовности". Во всех академических группах педагоги, прикрепленные к ним по системе "наставник-ученик", проводят информационные и воспитательные часы, оказывают поддержку иногородним студентам, проживающим в частных квартирах. В результате осуществления подобных меро¬приятий созданы благоприятные условия для насыщенного досуга, повышения культурного уровня и достижения больших успехов в различных республиканских и региональных смотрах, а количество случаев провонарушений снижается.

Преподаватели и широкая общественность хорошо приняли инициативы, направленные на развитие высшего образования, усиление взаимодействия с наукой и производством. Вместе с тем дальнейшие реформы, цель которых - соответствие качества подготавливаемых кадров мировым стандартам и их конкурентоспособность, требуют коренного пересмотра всей деятельности вузов. Наряду с упомянутыми достижениями существуют проблемы и недостатки, ожидающие решения. Во многом это связано с тем, что обучение недостаточно увязано с практикой, нет должной интеграции в глобальную систему, а создание академической литературы нового поколения идет не так быстро.

Каковы задачи ТФИ на будущее? Строительство в перспективе современного кампуса института обеспечит соответствующие условия для подготовки квалифицированных специалистов и повышения международного рейтинга вуза. Намечено внедрение кредитной системы с использованием современных методов и средств обучения. Важно улучшать уровень знаний преподавателей по предметам, иностранным языкам и информационно-коммуникационным технологиям. Запланировано поэтапно увеличивать количество наставников, получивших докторские степени в учреждениях, входящих в топ-1000 самых передовых университетов мира, а также проводящих там лекционные, практические занятия и тренинги. Предусматривается повысить долю педагогов со степенями DSc и PhD на 40 и 80 процентов, обеспечить своевременную защиту всех диссертаций. Рассматривается переход к полному самофинансированию за счет увеличения объема средств, полученных от научно-исследовательской деятельности и внедрения ее результатов.

Конкретные задачи по решению имеющихся проблем и достижению поставленных целей обозначены в "дорожной карте" вуза. Осуществлять их будем поэтапно.

 

Улугбек Азизов.
Ректор Ташкентского финансового института.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech