06 Июнь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +30,2 °C

Образование
28 Мар  2020 383

Кадры новой формации:создается Национальная система квалификаций

Со стремительно растущими темпами современной экономики и возросшими требованиями со стороны работодателей к потенциальным сотрудникам все более важное значение приобретает совершенствование Национальной системы квалификаций. Сегодня система профессионального образования только начинает переходить на учебные программы, основанные на компетенциях, а если точнее, требованиях рынка труда.

Что же представляет из себя Национальная система квалификаций? В первую очередь она является средством согласования спроса на квалификации потенциальных сотрудников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, базирующихся на таком критерии, как характер знаний, умений и компетенций, а также предложениях квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Президент Узбекистана, отмечая в Послании Олий Мажлису необходимость коренного реформирования системы образования страны, отдельно остановился на приоритетных задачах по поднятию уровня профессионального образования. Глава государства сообщил о том, что в целях обеспечения соответствия квалификации кадров требованиям международного рынка труда в стране будет разработана Национальная система квали­фи­каций.

Профессиональное образование приобретает важное значение в условиях развивающейся рыночной экономики. Подготовка кадров в соответствии с мировыми стандартами и требованиями является сегодня одной из приоритетных задач для нашего государства.

В Узбекистане с 2020/2021 учебного года будет создано 340 профессиональных школ, 147 колледжей и 143 техникума. Национальная система квалификаций позволит готовить кадры почти по девяти тысячам профессий и включает в себя Национальную и отраслевую рамки квалификаций, стандарты программы профессионального образования.

- Сегодня министерства и ведомства уже разработали в общей сложности 599 проектов документов, в числе которых предложения по внесению изменений в основные должностные инструкции и Классификатор рабочих профессий сот­рудников 25 типов, 23 отраслевых квалификаций, 551 профессионального стандарта, - говорит начальник главного управления Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров (далее - Инспекция) Аслиддин Одилов. - Сейчас более 30 учреждений сферы строительства, легкой и химической промышленности, сельского хозяйства продолжают разработку отраслевой рамки квалификаций, проектов профессиональных стандартов по специальностям, что обу­словлено наблюдающейся нехваткой кадров среднего звена на рынке труда.

Качественно подготовленные профессиональные стандарты необходимы образовательным организациям для создания актуальных программ с искоренением разрыва между теоретическими знаниями и практикой.  В связи с этим разработка профстандартов должна проводиться со всеми участниками процесса подготовки кадров рабочего и среднего звена. Для успешного и эффективного осуществления таких задач предлагается "Практическое руководство: методические основы и практические механизмы разработки профессиональных стандартов", которое будет служить основным рекомендательным документом в сфере.

Инспекцией совместно с министерствами высшего и среднего специального образования, занятости и трудовых отношений на основе опыта более 20 зарубежных стран уже разработана Национальная рамка квалификаций Узбекистана. Следующим этапом станет соз­дание отраслевой рамки квалификаций, что должно быть осуществлено всеми работодателями республики. Инспекцией ведется мониторинг выполнения этой задачи.

Долгое время программы профессионального образования Узбекистана не сочетались с уровнями принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО), а Национальная квалификационная система нашей страны не была полноценно внед­рена в учебный процесс. Все это создавало определенные препятствия для подготовки кадров. Поэтому для устранения недостатков, коренного реформирования существующей системы профессионального образования с изучением передового зарубежного опыта принят Указ Президента "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования" от 6 сентября 2019 года. Согласно документу в республике создается сеть образовательных учреждений с внедрением в их деятельность новой системы начального, среднего и среднего специального, профессионального образования и дифференцированных образовательных программ, соответствующих уровням МСКО.

В Указе также обозначен ряд приоритетных задач, которые необходимо решать в сотрудничестве со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, а именно: пересмотреть Классификатор основных должностей служащих и профессий трудящихся, разработать Национальную рамку квалификаций (НРК) и  рамки квалификаций для всех отраслей экономики, соз­дать профессиональные стандарты по профессиям и специальностям, - продолжает А. Одилов. - Для чего это нужно? Переход Узбекистана на путь инновационного развития предполагает формирование принципиально нового типа работников. Они должны соответствовать требованиям наукоемкой экономики. Вопросами формирования рамок квалификаций активно занимаются в последние годы как отдельные страны, так и международные организации, в том числе МОТ.

НРК - инструмент сопряжения сфер труда и образования, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на республиканском уровне. НРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций, предназначена для различных групп пользователей и позволяет формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования. В том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению профессионального уровня, карьерному росту. Она необходима также для описания с единых позиций требований к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций, а также формировании системы сертификатов. Все это позволит уделить особое внимание таким вопросам, как внедрение современных методов подготовки кадров в системе профессионального образования в соответствии с зарубежным опытом, укомплектование учреждений профессионального образования опытными педагогическими кадрами, дальнейшее укрепление современной учебно-методической базы.

Сочетание в нашей стране программ профессионального образования с уровнями МСКО обеспечивает активность выпускников на рынке труда, продолжение их учебы, а также международное признание выдаваемых им документов. Соз­дание профессиональных образовательных учреждений нового типа, учитывающего уровень сложности профессий и специальностей, создает возможность продолжения обучения на следующем этапе подготовки кадров, выпускников, обеспечивает возможность введения различных сроков обучения в соответствии с особенностями профессий и специальностей.

Евгения Юн.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете «Правда Востока» №65 от 28.03.20. 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech