09 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +15,3 °C

Поколение Next
6 Мар  2019 2426

Инновации в педагогике: как готовить учителей новой формации?

В ходе реализации масштабных реформ, в том числе в сфере образования, возникает потребность в квалифицированных педагогических кадрах, владеющих передовыми методиками, стремящихся к постоянному самосовершенствованию. К сожалению, не каждое учебное заведение республики сегодня может похвастаться наличием таких специалистов. С расширением сети дошкольных учреждений, возвращением 11-летки, открытием новых вузов нехватка преподавателей стала ощущаться сильнее. О том, как решить имеющиеся проблемы, повысить престиж профессии в обществе и устранить недочеты системы подготовки профильных кадров - беседа с ректором Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Шавкатом ШАРИПОВЫМ.

- Наш вуз создан в далеком 1935 году и сегодня является базовым высшим образовательным учреждением республики в области обучения наставников, - начал разговор Шавкат Сафарович. - Здесь функционируют 11 факультетов. По 24 направлениям бакалавриата занимаются 8453 студента. Действует 16 специальностей магистратуры. Задействованы 526 квалифицированных преподавателей, их научный потенциал  составляет 45 процентов. Гордиться, определенно, есть чем. Вуз расширяется. За минувшие два года открыты восемь новых направлений в бакалавриате и столько же специальностей - в магистратуре. Наш филиал появился в Термезе, а в 2019-м запланировано открытие еще одного - в Шахрисабзе.

Учитывая происходящие в последнее время в политической и социально-экономической жизни страны изменения, возросла и роль системы высшего образования. Убежден, что эффективные реформы возможны только в том случае, если в процессе подготовки и переподготовки кадров присутствуют современные методики и технологии, ориентированность на требования рынка труда. Исходя из этого в нашем университете на основе инновационных подходов совершенствуются учебные планы и программы. Ведется работа по созданию литературы и электронных ресурсов нового поколения.

  - Осенью прошлого года в стране прошел первый Узбекско-Российский образовательный форум, в ходе которого достигнуты соглашения о сотрудничестве с рядом учебных заведений РФ. Расскажите о результатах и перспективах совместной работы.

- В рамках этого масштабного события мы подписали договоры о сотрудничестве с 11 ведущими вузами России. В их числе Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Российский государственный гуманитарный университет, Астраханский и Оренбургский государственные университеты и другие. По реализации каждого утверждена "дорожная карта". В 2018-м по программам обмена пять наших специалистов побывали на стажировках в вузах-партнерах, десять - прошли курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге. Также провели с коллегами ряд научных конференций и мастер-классов.

Большое событие ждет и в этом году - планируется открытие совместного факультета с Московским педагогиче­ским государственным университетом. Хотим привлечь профессоров оттуда к работе в качестве лекторов ТГПУ на постоянной основе. 

Кроме российских вузов, партнерские связи налажены еще с 72 образовательными учреждениями 15 стран мира. В числе приоритетных направлений сотрудничества остаются организация научно-исследовательской деятельности, обмен студентами, проведение курсов повышения квалификации для наставников и создание пособий.

В сентябре прошлого года совместно с Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка открыт совместный факультет "Инновационная педагогика". Там обучаются 150 студентов по таким направлениям, как логопедия, дошкольное образование, психология. Выпускники получат дипломы одновременно двух вузов. 

- Какие трудности встают сегодня перед ТГПУ и что делается для их преодоления?

- Учителей, соответствующих требованиям времени, становится меньше, это факт. Поэтому перед нами как перед главным профильным образовательным учреждением страны стоит задача пересмотреть существующие методы подготовки педагогов. В частности, необходимо изменить подход к организации педагогической практики. Для этого по инициативе университета разработано и утверждено совместное постановление министерств высшего и среднего специального, народного и дошкольного образования о прохождении ее студентами выпускных курсов вузов по месту постоянного проживания.  Документ направлен на обеспечение дальнейшего их трудоустройства студентов там же. Таким образом решится проблема нехватки педагогов в регионах.

Кроме того, начиная с этого учебного года предварительное распределение студентов университета по месту работы осуществляется уже со второго курса. Тем самым обеспечивается проведение всех видов практики в учреждениях, где в дальнейшем станут работать выпускники. Налажена организация практических, лабораторных занятий по специальным дисциплинам непосредственно в школах, колледжах и лицеях, различных учебно-производственных комплексах. 

Все эти меры направлены на повышение уровня знаний и навыков выпускаемых вузом кадров, обеспечение активного участия потенциальных работодателей в процессе их подготовки. Чем раньше студент начнет применять теорию на деле, тем лучше. Налаживая связи с образовательными учреждениями с младших курсов, ребята получают шанс успешно трудоустроиться сразу по окончании учебы. К тому же постоянное общение с действующими наставниками дает возможность заниматься совершенствованием собственной деятельности.

Отмечу, что в этом академическом году число объектов прохождения практики возросло более чем в десять раз по сравнению с прошлым. Трехсторонние договоры о последующем трудоустройстве наши студенты заключили уже с 628 учебными заведениями республики.

- В республике наблюдается нехватка педагогов. Какие шаги предпринимает вуз для устранения этой проблемы?

- Рост числа детских садов и возвращение одиннадцатилетки в школах привели к еще большей потребности в квалифицированных преподавателях. На мой взгляд, этот вопрос находит решение во внедрении заочного (специального заочного), вечернего, второго высшего образования, а также налаживании подготовки специалистов по упомянутым совместным программам с зарубежными вузами-партнерами.

Особенно острая нехватка педагогов-предметников - в сельских местностях и малокомплектных школах. Вижу два выхода из ситуации. Во-первых, необходимо расширение направлений обучения по профильным специальностям и охвата переподготовкой. В 2017-м в университете последняя велась по трем специальностям: начальное образование, психология, дефектология. А начиная с 2018-го прибавились еще четыре: информатика, технологическое обучение, математика, биология. Во-вторых, для создания более гибких возможностей уместно будет обучать наставников одновременно по двум дисциплинам. К примеру, математика и информатика, история и право, биология и химия, психология и социальная педагогика и так далее. Они пересекаются друг с другом. А за счет появления таких универсальных педагогов удастся  частично устранить дефицит учителей в школах.

- Президент неоднократно подвергал критике существующую систему высшего образования. Как вы считаете, что необходимо отечественным вузам для выхода на качественно новый уровень?

- На нынешнем этапе реформирования сфере нужны коренные, структурные изменения. Наш вуз выступает с инициативой создать педагогический образовательный кластер, который будет включать детсад, школу, академический лицей, колледж, филиалы вуза, центр переподготовки и повышения квалификации, учебно-научный центр психологии, центр перспективных педагогических исследований, институт международных образовательных программ, республиканский ресурсный центр педагогического образования. Также для более глубокой интеграции в глобальное академическое сообщество актуальным является вопрос перехода на кредитную систему.

Отечественные вузы всячески стараются перенять зарубежный опыт, внед­ряя в практику инновационные методы преподавания, испытанные иностранными коллегами. К примеру, концепцию развития любого из них невозможно представить без глубокого внедрения цифровых технологий. ТГПУ в стремлении стать флагманом педагогического образования выбрал перспективной целью переход на модель SMART-университета. Она подразумевает создание единой корпоративной сети по электронному обмену данными между подразделениями и обучающимися посредством полной информатизации деятельности.

- Какими характеристиками должен, по-вашему, обладать современный педагог?

- Повышение статуса наставников - важная основа воплощения всех благих надежд, отмечал не раз глава государства. Для этого в сфере реализуется последовательная работа по модернизации качества образования, подготовке квалифицированных кадров, расширению сети детсадов и школ, улучшению условий в них. Наш университет работает над подготовкой учителей новой формации - духовно развитых, творческих личностей, обладающих способностью к рефлексии, профессиональными навыками и стремлением к самосовершенствованию. У современных педагогов должны быть не только прочные знания по конкретной дисциплине. Им необходим хороший эстетический вкус, следует подавать пример молодежи своим трудолюбием, целеустремленностью, любознательностью. Очевидно, что всем перечисленным выше требованиям может соответствовать далеко не каждый. Для этого, помимо наличия базового образования, важно еще и находиться в постоянном творческом поиске. Таков, на мой взгляд, образ человека, обязанность которого - давать путевку в жизнь.

Беседовала

Евгения Юн.

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 45  (29008) от 6 марта 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech