28 Январь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +1,3 °C

Поколение Next
28 Дек  2018 1496

Хватает ли педагогам знаний?

№251 (28962) Критические замечания в адрес преподавателей нередко звучат из уст студентов и их родителей, а также специалистов сферы. Недостаточный уровень их знаний отмечен главой государства в ряде выступлений и принятых постановлений. Что делается для исправления ситуации?

Ключ к профессиональному росту - постоянный профессиональный рост. Он организован на основе Указа Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений" и постановления Кабинета Министров
"О мерах по организации переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений". Руководители и преподаватели проходят курсы в региональных и отраслевых центрах переподготовки и повышения квалификации при базовых вузах не реже одного раза в три года. Длительность - два месяца, или 288 часов.

Ежегодно в этих центрах около 8000 наставников улучшают свою подготовку с опорой на усовершенствованные учебные планы и программы, опыт развитых зарубежных стран. Также организовано целевое обучение для резерва - 100 управленческих кадров. Для обеспечения взаимосвязи между наукой, образованием и производством проводятся практические занятия на базе 261 профильной кафедры, 97 исследовательских учреждений и центров и 57 промышленных предприятий.

Заниматься можно и без отрыва от работы - помогают дистанционные технологии. Созданы программная платформа и учебно-методические ресурсы, основанные на онлайн- и офлайн-технологиях. По мере надобности и исходя из требований слушателей устраиваются лекции и консультации в режиме реального времени. К началу нынешнего академического года больше 1,5 тысячи человек охватили дистанционными курсами.

Помимо массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс внедрены такие сов­ременные решения, как интегрированная база кейсов, технологии ассессмента - оценки профессиональных компетенций. Создана единая электронная мониторинговая система, регистрирующая результаты обучения всех слушателей и их дальнейшей профессиональной деятельности. Виртуальные портфолио позволяют непрерывно отслеживать плоды учебно-методической и научной работы за последние три года.

Есть и отдельные целевые курсы. Например, шестимесячные - для 624 преподавателей английского языка в 22 вузов­ских кластерах при участии 140 тренеров, подготовленных совместно с Британским советом в Узбекистане. При поддержке этой структуры и Лондонского университета Метрополитен также проводятся курсы переподготовки и повышения квалификации по направлениям "Менеджмент обеспечения качества" и "Информационно-коммуникационные технологии в обеспечении качества высшего образования" для заведующих кафедрами, деканов и проректоров. С 2019-го намечено дать старт курсам "Научно-исследовательские работы при обеспечении качества высшего образования" в сотрудничестве с наз­ванными партнерами.

Особое внимание - наставникам других уровней образования.
26 сентября 2017 года вышло пос­тановление Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования". Согласно ему профильные институты Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента переданы в подчинение соответствующим территориальным высшим учебным заведениям и на их основе созданы региональные центры переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. С учетом современных требований усиления эффективности доработаны все учебные планы и программы по 38 направлениям дошкольного, общего среднего и внешкольного образования. На базе зарубежного опыта, в частности южнокорейского, японского, немецкого и американского, вновь соз­даны 193 учебно-методических комплекса, которые размещены на интернет-портале Головного научно-методического центра Минвуза xtxmom.bimm.uz. Там же размещена платформа с портфолио наставников.

Только за первое полугодие курсы повышения квалификации прошли 52 830 педагогов школ, детских садов и центров "Баркамол авлод".
А с февраля по поручению Президента организованы и четырехмесячные курсы переподготовки работников дошкольного образования. До конца года ими решили охватить 16 255 человек, включая 11 893 воспитателей, 2761 дефектологов (логопедов) и 1601 психолога.

Соединение потенциала всех ступеней подготовки кадров приносит свои плоды. Более половины занятий у работников до­школьных, общих средних и внешкольных учреждений организуются на лабораторной базе вузов. Слушатели курсов могут свободно пользоваться научной, учебной и методической литературой, собранной в университетских информационно-ресурсных центрах. Для интеграции высшего и среднего образования, ознакомления сотрудников детсадов и школ с достижениями науки в области педагогики и воспитания к ведению занятий в региональных центрах привлекли более 800 профессоров и ученых высшей школы. К началу нынешнего академического года там трудилось 1153 наставника, у 43,5 процента которых имеются ученые сте­пени.

На вузовских курсах переподготовки и повышения квалификации читали лекции специалисты из более чем 30 зарубежных стран - США, России, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Австрии, Португалии, Республики Корея, Японии, Турции, Китая, Австралии. Например, в их числе профессоры Соон Хеунг Чанг - президент Хандонгского университета (Южная Корея), П. Майер - вице-президент Вебстерского университета (США),
С. Павелин и И. Крофорд из Университета Бата (Великобритания). Это стало возможным благодаря международным проектам, подписанным договорам и меморандумам о сотрудничестве с партнерскими учреждениями. В ходе занятий и семинаров они поделились с коллегами опытом и новыми достижениями в сфере. А совместно с известной компанией "Elsevier" и ее национальными координаторами в Узбекистане устраиваются вебинары по использованию общемировых научных баз данных "Scopus" и "ScienceDirect" для сотрудников и слушателей региональных и отраслевых центров.

Что дальше? Министерство высшего и среднего специального образования разработало проект по внедрению дифференцированных и альтернативных форм повышения квалификации. Они будут учитывать результаты учебно-методической и научной деятельности наставников. Другая важная характеристика - возможность непрерывного саморазвития. Чем больше педагогов станут соответствовать требованиям времени, тем больше грамотных выпускников получат разные отрасли экономики и социальной сферы. Вопрос этот имеет принципиальное значение.

Алексей Романов.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech