22 Июль 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +28,1 °C

Интервью
19 Мар  2019 2233

Что препятствует инициативам?

Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики развитых стран. Общий мировой объем продаж в одном только потребительском сегменте  в 2017 году превысил отметку в 9,8 триллиона долларов,  и с каждым годом этот показатель увеличивается на 17 процентов. В топ-10 стран по объему рынка e-commerce входят Китай, США, Британия, Япония, Германия, Франция, Южная Корея, Канада, Россия, Бразилия. Например, в Китае и США количество онлайн-покупателей уже превысило число оффлайн. Становятся трендом покупки через интернет и в странах-соседях, например, Казахстане. А как дело обстоит у нас?  Об этом поговорили с председателем республиканской Ассоциации электронной коммерции Музаффаром АЪЗАМОВЫМ.

- Вашей ассоциации год. Произошли ли существенные изменения за это время на рынке e-commerce в стране?

- Начну с того, что в мае прош­лого года Президент утвердил Программу развития электронной коммерции на 2018-2021 годы специальным постановлением. К этому времени наша ассоциация уже работала, имея общее представление о состоянии электронной коммерции в республике, потому наши эксперты выработали определенные предложения по ее развитию. К счастью, с ними согласились, включили в пункты Прог­раммы, но сегодня ее реализация тормозится исключительно из-за внутренних причин.

- Что препятствует развитию электронной коммерции в Узбекистане?

- Многое. Но в основном, наверное, то, что каждый госорган считает себя самым главным, а вместе они не слушают и слышат предложения предпринимателей по решению насущных проблем, имеющихся в экономике. Пример этому неудачная реализация налоговой реформы, следствие которой - вновь появление полностью исчезнувшей в прошлом году разницы при оплате за товар наличными или безналом. Тормозит и безынициативность структурных подразделений государственных банков, на чем еще остановлюсь подробнее. Кроме того, одно из весомых препятствий - привычный для большинства населения взаиморасчет наличными средствами. 70 процентов сограждан при покупке товаров на онлайн-площадке по-прежнему предпочитают оплачивать наличными, а не по банковской карте или через платежную сис­тему. Да что там онлайн! В любом магазине подавляющая часть покупок оплачивается наличными, тогда как в Европе, США или Китае на это смотрят как на атавизм.

- В чем причина такого поведения потребителей?

- У нас все еще не созданы условия взаиморасчета, удобные для потребителя, а не банка. Рядовой обыватель, решивший приобрести что-либо в онлайн-магазине, сталкивается с рядом проблем. Это и трудность пополнения банковской карты наличными, и несовершенство самой платежной системы "UzCard" (монополия, а точнее доминирующий игрок), и регулярные сбои мобильного интернета, и низкая скорость самого интернета. Поэтому сейчас ожидать резкого роста электронной коммерции наив­но, хотя в Узбекистане огромный потенциал, много свободных торговых ниш, которые ждут предприимчивых и смелых людей, устремленных вперед.

- Но с чего-то надо начинать, возможно, перенимать опыт у развитых стран?

- Безусловно. Мое участие в семинаре "Трансграничная электронная коммерция и торговое продвижение", проходившем в Китае в прошлом году, дало возможность узнать опыт других стран. Как рассказывал представитель платежной системы "Alipay", крупнейшей электронной платежной системы после "PayPal", когда-то со схожей проблемой столкнулась Индонезия и другие государства. Они приняли простое и очень изящное решение: внес­ли изменения в законодательство, в соответствии с которым каждое торгово-сервисное предприятие, открывая счет в банке, автоматически становилось его агентом. Теперь, приняв наличные и пополнив клиенту его счет в банке, с каждой транзакции и большой супермаркет, и "магазинчик у дома", работающие чуть ли не круглосуточно, начали зарабатывать определенные комиссионные проценты. Торговать стало удобнее, люди сами понесли наличность в банки.

- Возможно ли это у нас?

- Думаю, в нашей стране достаточно законных и подзаконных нормативно-правовых актов. Однако нужна реальная конкуренция в таком сегменте рынка услуг, которой пока у нас нет. Например, имеется платежная система "Paynet". У некогда полностью част­ной компании, а ныне структурного подразделения "Халк банка" есть и программа, и лицензия, и деньги, и программисты, и широкая филиальная сеть, функционирующая практически круглосуточно. При этом "Paynet" в своем сегменте является формально доминирующим игроком, а по существу все та же монополия, принадлежащая государству, так как "Халк банк" полностью государственная собственность. На своем сайте это финучреждение сообщает, что 33,34 процента его акций принадлежит Центральному банку, 33,26 - Фонду реконструкции и развития республики, оставшиеся 33,3 - Министерству финансов. Получается, что владельцам банка не нужен дополнительный закон, потому что постановления, инструкции и другие документы ЦБ и Минфина уже имеют силу закона. Следовательно, этим ведомствам достаточно дать указание руководству "Халк банка", а тому передать распоряжения директору компании "Paynet", чтобы в имеющийся программный комплекс внести изменения, делающие возможным пополнение в дилерской точке компании "Paynet" наличными банковской карты потребителя, выданной любым банком Узбекистана. Еще два года назад наш Центробанк мог бы начать процесс вовлечения наличных средств, находящихся во внебанковском обороте в легальный и тем самым создавать хоть какие-то условия для развития электронной коммерции. Но, увы. В результате сегодня "Paynet" - наглядный пример того, как монополия своим существованием убивает любую экономическую инициативу на рынке.

- Есть ли другой выход из положения?

- Конечно. Сегодня наиболее оптимален вариант назначения всех торгово-сервисных предприятий агентами коммерческих банков. Это позволит за один-два месяца создать почти круглосуточно действующую банков­скую сеть, покрывающую всю республику, так как в любом легально работающем магазине уже имеются банковский терминал и конт­рольно-кассовая машина (без терминала налоговая ККМ не регистрирует). В техническом плане достаточно установить на банковском терминале новую программу, допускающую зачисление на пластиковую карту необходимой суммы. В законодательном аспекте - Цент­ральному банку следует поменять внутренние инструкции, по которым работают коммерческие банки.

- Почему этого не делают?

- Возможно, как у нас принято, опять ждут указания сверху, хотя Президент и так отметил, что необходимо минимизировать участие государства в деятельности банков. А может, опасаются, что начнутся нарушения финансовой дисциплины. Однако, на мой взгляд, длительное существование в республике теневой экономики, по данным заместителя Премьер-министра Д. Кучкарова, до 50 процентов - уже свидетельствует о существовании повальных нарушений этой самой дисциплины, ставших в нашей стране характерной чертой ведения бизнеса, на чем выросло целое поколение. Поэтому считаю, что возможные финансовые нарушения по объемам и масштабам будут гораздо меньшим злом, чем то, что имеется сейчас. Зато в итоге этот шаг будет способствовать прогрессу.

Беседовала

Анастасия Павленко.

Самаркандская область.

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 53 (29016 ) от 19 марта 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech