25 Апрель 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +8,5 °C

Страна в фокусе
6 Мар  2019 7640

Лилия Николенко: "Чтобы каждый день приносил радость!"

С праздником красоты и весны жительниц Узбекистана со страниц "ПВ" поздравляет Лилия Николенко - руководитель популярнейшего проекта "Потребитель.уз", блогер, автор двух кулинарных книг, разработчик и координатор различных инициатив, тренер и контент-менеджер.

- Лилия, от чего в жизни вы получаете самое большое удовольствие: работа, семья, общественная деятельность, увлечения?

- Доставляет радость все, что дает хороший эффект, и неважно, к какой сфере жизни это относится. Главное - именно результат - будь то кулинарная книга или выставка, статья о мастере-ремесленнике или путешествие, принесшее новые прекрасные впечатления, активность в Facebook-группе "Потребитель" или семья, дети.

- Кулинарные рецепты в вашем блоге azu.uz - это что-то. Четко, доходчиво, в итоге - пальчики оближешь!

- У меня есть секреты. 20 лет отдала педагогической практике и умею объяснить и преподать процесс, то есть профессионально расписываю алгоритмы приготовления блюд так, чтобы и у читателя получился тот результат, который нужен.

- С чего вдруг педагог решила стать блогером?

- Как ни странно, этому поспособствовали дети. Примерно в 2005-м, когда еще блогеров в стране практически не было, дочь предложила записывать свои кулинарные рецепты не в блокноте, а сети. Как специалиста по ИКТ меня это не испугало, и я начала писать. Есть просто какая-то потребность делиться информацией. Когда нахожу что-то интересное, меня просто разрывает от желания рассказать об этом всем.

Раскрывая секреты

- Непросто, наверное, быть блогером?

- Конечно. Во-первых, это ответственность за то, что пишешь, за реакцию, которую вызывают твои посты. Во-вторых, сказав "А", должен говорить "Б". То есть ты уже не можешь сделать перерыв: задавая тему, просто обязан ее продолжать. Например, увлеклась я описанием своих путешествий по Узбекистану. И стоило отойти в сторону, как читатели начинали теребить: почему нет рецептов, рассказов о народных умельцах? Все занимает немало времени…

Еще такой пример: со мной очень любят путешествовать. Потому что информация из меня идет потоком, просто какое-то эксклюзивное радио.

- Встречает ли блогер в нашей стране какие-то препятствия для занятия своей деятельностью?

- Не сказала бы. Наверное, просто все  с национальным колоритом. Но от этого только интереснее. Находясь на стыке культур, языков и традиций, имеем больше информационных поводов. Не испытываю и языкового барьера, даже бывая в тех регионах, где практически не говорят по-русски. Там люди настолько открыты и приветливы, что даже незнание некоторых узбекских слов не мешает нам тепло общаться.

Любят задавать вопрос: "Оказывают ли на вас, блогеров, давление?" На меня - нет. Может, потому что я не критиканствую?..

- Не устаете от общественного внимания?

- Это действительно тяжело. Невозможно расслабиться, необходимо постоянно держать себя в тонусе. Утомляет. Однако стараюсь относиться ко всему спокойно.

- У вас широкий круг увлечений. Как он сформировался?

- Здесь ключ к пониманию сути блогерства. Блогер как народный певец - акын - что видит, о том и рассказывает. Мне повезло - окружали творческие люди, приходилось много ездить, а значит, видеть. Тут, считаю, главное, уметь разглядеть что-то необычное, хорошее, заинтересоваться, а затем спрашивать, разбираться, много читать…

Главная площадка обмена мнениями

- Откуда эта кипучая активность? Черта характера или жизненная необходимость?

- Скорее, просто образ жизни. Когда твоя деятельность проходит на виду у многочисленного сообщества, невозможно оставаться пассивным. Молчание по тому или иному поводу также вызывает вопросы.

- Не хотели попробовать себя в написании научных работ?

- Тешит такая мысль, однако по времени это нереально. Необходимо выйти из всех уже запущенных процессов и полностью переключиться на новую прог­рамму. Пока нынешнее состояние дел не позволяет.

- Самый популярный ваш проект - "Потребитель.уз". Как и для чего он возник?

- Идея выросла как раз из кулинарного сайта, где был раздел, в котором описывались продукты и компоненты блюд, выбор специй, давались различные советы. В комментариях многие принимали живое участие. Отсюда и возникла мысль о создании группы, в которой смогут обмениваться мнениями, как минимум, о продуктах.

Реальность все расставила на свои места. С ростом популярности на площадку набежали рекламщики, появилась необходимость создания общих правил, чтобы разделить мнения и нативную рекламу. Так проект рос, а поскольку аналогов у него нет, то он сам диктовал, что с ним делать дальше. Тут предугадать невозможно, так как подобного опыта до нас не было.

Когда число участников группы достигло 50 тысяч, она стала поглощать все без остатка время нашей небольшой команды. И тогда пришло понимание: надо или закрывать проект, или начать зарабатывать на нем.

Главная ценность группы - большой коллективный мозг, который владеет совокупной информацией о товарах и услугах. Такого уникального справочника, состоящего из 200 тысяч человек, придумать невозможно. Группа редко чего не знает и готова дать любой совет - по ценам, качеству и видам сервиса.

Второй момент - это хорошая площадка для диалога между потребителем и поставщиком услуги либо производителем. Человек пишет негативный отзыв о чем-то, что ему не понравилось. И этот пост видят 200 тысяч потребителей. Игнорировать его мнение поставщик уже просто не может. Он также выходит на связь, чтобы в рамках установленных администрацией правил прийти к консенсусу, удовлетворяющему обе стороны. И это вполне достижимый результат. Ранее такой возможности не существовало.

- Бывают ли случаи давления со стороны компаний?

- Администрация группы регулярно испытывает давление. Приходится иногда защищать производителя и поставщика услуги от агрессивного поведения потребителя, и тогда нас обвиняют в аффилированности и продаже интересов. При поддержке претензий потребителя начинаются звонки из компаний. Возмущаются, угрожают подать в суд для защиты деловой репутации. И такие попытки были. Но мы действуем строго в рамках закона, и пока правда на нашей стороне.

- Что сподвигает вас встать на чью-то сторону в защите интересов?

- Строгое соблюдение правил группы и анализ ситуации, вплоть до просмотра аккаунтов. Ведь за гневным постом может стоять все что угодно, даже война между конкурентами. Некоторые посты, вызывающие, по нашему мнению, негативную реакцию, удаляем сами.

- Не задумывались ли о новых формах подачи площадки "Потребитель.уз" в виде теле- или радиошоу?

- Думали об этом, даже поступали такие предложения. Но для себя решила, что сама никогда не буду выступать ведущей, а только как руководитель проекта, тренер.

- Что бы вы хотели пожелать накануне 8 Марта женщинам страны, да что там мелочиться, всего мира?

- Просыпайтесь каждый день с желанием жить, наслаждаться жизнью, и чтобы она всегда приносила вам радость.

Беседовал

Александр Зотов.

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 45  (29008) от 6 марта 2019 года.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech