05 Июнь 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +32,7 °C

Наука
7 Мар  2020 1499

Биотехнологии - индустрия ХХI века 

В XXI веке наука приобрела реальную экономическую силу, способную определять динамику развития государства и его положение на мировой арене. Чем мощнее научный потенциал и результативнее система внедрения результатов в практику в виде использования передовых технологий и выпуска наукоемкой продукции, тем выше уровень жизни населения.

В Узбекистане в последние годы науке уделяется особое внимание: увеличивается финансирование, растет число исследовательских учреждений, налажена деятельность ряда инновационных центров, кластеров и технопарков. Принят Закон "О науке и научной деятельности" от 29 октября 2019 года. Намечено решить актуальные вопросы сферы, расширить поддержку исследователь­ской деятельности. В частности, будут организованы новые учреждения и направления.

Для продолжения работы 2020-й в нашей стране объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики.

В Послании Олий Мажлису глава государства предложил определять и развивать ежегодно ряд приоритетных отраслей науки. И в 2020-м будут активизированы фундаментальные и прикладные исследования в области геологии, математики, химии и биологии, созданы все условия для ученых.

На заседании, посвященном развитию науки и проведенном 31 января нынешнего года под председательством Президента, отмечалось, что Узбекистан и в дальнейшем будет следовать политике повышения статуса научных деятелей и всемерного содействия развитию перспективных направлений. Одно из бурно развивающихся - биотехнологии, связывающие исследователь­ские достижения и производственный процесс.

Благодаря биотехнологиям разработаны современные биологические методы защиты культурных растений, биодеградируемые полимеры, природоохранные технологии. Биополимеры имеют большое преимущество по сравнению с популярными сегодня пластмассами, так как нетоксичны и могут разлагаться после их применения, не загрязняя при этом окружающую среду. Конструирование необходимых генов дает возможность управлять жизнедеятельностью не только растений, но и животных, создавать новые организмы с иными свойствами. Не случайно нынешний век нередко называют веком биотехнологий. Современные биотехнологии способны ощутимо улучшить качество жизни человека и способствовать развитию экономического роста страны. Появляются новые эффективные диагностические средства, вакцины, лекарства, продукты питания, повышается урожайность сельскохозяйственных культур, в том числе злаковых, что с учетом роста численности населения на планете более чем актуально. Кроме того, биотехнологии решают вопрос полной утилизации биомассы до производства ценных продуктов, в частности топлива.

Эксперты и аналитики прогнозируют, что биотехнологии станут самым динамично развивающимся и самым прибыльным бизнесом XXI века: по их оценкам, мировой рынок биотехнологий в 2025 году достигнет уровня в два триллиона долларов.

К сожалению, сфера биотехнологий при всей ее перспективности и огромных потенциальных размерах новых рынков пока не получила достаточного импульса для развития в Узбекистане. Более 90 процентов биотехнологической продукции в республику импортируется, а объемы ее потребления остаются несопоставимо низкими по сравнению как с развитыми, так и развивающимися странами.

Следует признать, что, несмотря на имеющийся в Узбекистане значительный научный потенциал по проведению исследований биотехнологической продукции, отсутствие полноценной биоиндустрии не позволяет внедрять в реальное производство многие разработки, а ее выпуск осуществляется маленькими партиями на лабораторном оборудовании. Использование в сель­ском хозяйстве химических удобрений и пестицидов приводит к проблемам истощения почв, загрязнению воды и воздуха, отрицательно сказываясь на здоровье населения. Сегодня около 54 процентов почв сель­скохозяйственных земель загрязнены пестицидами, более 80 - имеют повышенное содержание вредных и опасных веществ. За последнее десятилетие балл бонитета земель снизился с 58 до 55.

Отсутствие биотехнологий как сектора экономики может быть объяснено несколькими причинами, в том числе отсутствием целевой государственной поддержки и надлежащих экономических условий для развития биотехнологий (включая стартапы); неурегулированность вопросов биобезопасности на законодательном уровне, что препятствует формированию целостной системы в данной области (требования к биобезопасности содержатся в разных санитарных нормах и применяются только в отношении пищевой продукции с ГМО). Кроме того, устаревшие образовательные стандарты, отсутствие современных учебных лабораторий влияют на качество подготавливаемых кадров в этой области. Также детальной проработки требует и нормативно-правовая база, в которой отсутствуют механизмы регистрации и сертификации биотехнологической продукции.

В целях решения проблем для определения приоритетных направлений развития биотехнологий и формирования целостной системы биобезопасности, повышения научного потенциала страны, поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки высококвалифицированных кадров в сфере с современными знаниями, развития отраслей экономики и социальной сферы на основе передовых биотехнологий, а также в рамках осуществления реформ в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики по инициативе главы государства Министерством инновационного развития разработан проект постановления Президента "О комплексных мерах по развитию биотехнологий и формированию целостной системы биобезопасности", направлен­ный на:

l разработку Государственной программы по развитию биотехнологий на 2020-2030 годы по направлениям биомедицины, агробиотехнологий, промышленных биотехнологий;

l принятие ряда мер по совершенствованию нормативно-правовой базы в области биобезопасности и применения ГМО;

l определение перспективных направлений развития научных исследований в качестве базы для развития биотехнологической индустрии;

l принятие ряда мер, направленных на повышение кадрового потенциала в сфере биотехнологий, в том числе организацию регулярных стажировок молодых исследователей в области биотехнологий в ведущих зарубежных вузах и научных организациях;

l создание сети национальных биологических коллекций для последующей разработки новых биотехнологий на основе биоразнообразия;

l создание и оснащение лабораторий по новым направлениям в ряде научных учреждений;

l отмену лицензирования видов производств биотехнологической продукции (кроме лекарственных средств) с внедрением обязательной сертификации выпускаемой биотехнологической продукции;

l принятие ряда мер по стимулированию производства и увеличению доли потребляемой биотехнологической продукции и технологий;

l принятие комплекса мер по переходу от использования химических удобрений, пестицидов в сельском хозяйстве на биопрепараты.

В результате реализации проекта постановления ожидается следующее:

l будут созданы условия для развития биотехнологий;

l повышение уровня проводимых научных исследований в области разработки новых инновационных биотехнологических продуктов, обеспечение интеграции в глобальное научное пространство;

l обеспечение биобезопасности при производстве, обработке и использовании биотехнологической про­дукции;

l будут созданы условия для устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров в области биотехнологий;

l для разработки, внедрения, производства и реализации биотехнологической продукции будет создана цельная эффективная инфраструк­тура;

l совершенствование организационных и правовых основ для формирования новых рынков биотехнологической продукции;

l совершенствование нормативно-правовой базы в области сертификации и лицензирования биотехнологической продукции.

Предлагаемые меры позволят использовать потенциал биотехнологий для увеличения производства и экспорта товаров (услуг) в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, поднять научный потенциал республики на международный уровень и занять Узбекистану лидирующие позиции на рынке биотехнологий в Центральноазиатском регионе.

В настоящее время проект поста­новления размещен на портале regulation.gov.uz для проведения общественного обсуждения и согласования с заинтересованными ведомствами.

Иброхим Абдурахмонов.
Министр инновационного развития, академик.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech