08 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +8,4 °C

Здоровье
6 Ноя  2019 661

Искусственный интеллект в медицине?

Реформы, которые сегодня происходят  в здравоохранении республики, затрагивают и наши семейные поликлиники. В частности, немало делается для совершенствования самой системы обслуживания пациентов.  Не секрет, что еще не изжиты очереди, случаются потери или недоразумения  с анкетами. Все это отнимает время, нервирует людей. Проблемы уйдут при внедрении единой электронной базы данных.

Для этого, а также для общего подъема статуса медицинских учреждений намечены меры, предусмотренные постановлением Президента Шавката Мирзиёева "О мерах по организации деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан" от 7 декабря 2018 года. Ключевая мысль документа - создание системы "Электронное здравоохранение". Организован специальный Центр развития информационно-коммуникационных технологий при Министерстве здравоохранения. Мы поговорили с директором центра Хусаном БЕРДИЕВЫМ:

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом центре?

- Ему всего десять месяцев. Он открылся в декабре прошлого года в соответствии с вышеупомянутым постановлением Президента. В штате трудятся 30 специалистов, которые занимаются разработкой концепции "Электронное здравоохранение". Главная задача - создать единую базу данных, включающую информацию о всех пациентах страны. У каждого будет личная электронная анкета с назначениями врача, лекарственными рецептами, результатами анализов. Она станет аналогом нынешних бумажных. К 2021 году все медучреждения будут подключены к единой электронной системе. Запись на прием к врачу станет также электронной.

- А что делать пенсионерам, у которых нет компьютеров, или они ими не владеют?

- Такие люди могут прийти прямо в поликлинику, где им помогут сориентироваться. Там будут установлены специальные терминалы, с помощью которых их зарегистрируют на прием к врачу. Они максимально просты в использовании, при нажатии выдают пронумерованные чеки. Терминалы подключены к единой базе данных.

- Что уже сделано центром за это время?

- Центр по развитию ИКТ оснастил уже 876 медицинских учреждений компьютерами и подключил их к единой сети базы данных по всей республике. Всего по стране 5600 мед­учреждений. Во многих регионах слабо развит интернет, где-то его вообще нет. Поэтому сразу объединить все больницы и поликлиники не удается. На это нужно время.

- И, вероятно, немалые средства?

- Сейчас готовится проект постановления Президента о финансировании системы "Электронное здравоохранение", привлечении инвестиций.

Своих средств Центр развития ИКТ не имеет. Поэтому мы стараемся укреплять государственно-частное партнерство. Тесно сотрудничаем со Всемирной организацией здравоохранения, нам выделяют безвозмездные гранты на развитие ИКТ в сфере медицины. К примеру, Азиатский банк развития проспонсировал наш проект в Сырдарьинской области.    

Должен сказать, что центр не ограничивается только электронной базой данных. К 2025 году врачам будет помогать уже искусственный интеллект - в определении диагноза и лекарств для лечения конкретной болезни. Это позволит в том числе избежать зависимости от так называемых брендовых, широко рекламируемых препаратов.

- Вы недавно вернулись из командировки в Россию. Что из российского опыта вас заинтересовало?

- Удалось побывать в Москве и Санкт-Петербурге, где проходила конференция "Медицинский бизнес 2019". Это профессиональная площадка для диалога представителей власти, бизнеса и государственных медицинских организаций. В России также действует национальный проект "Здравоохранение". Наши системы в чем-то схожи, и есть что почерпнуть из опыта обеих стран. В частности, нам очень поможет имеющийся уже у них опыт организации единой электронной базы данных, о которой идет речь.

 

Константин Башлаев.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете «Правда Востока» №224 от 6.11.19.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech