24 Август 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +18,6 °C

Агросектор
17 Дек  2018 1825

Требования - новые, специалисты все те же

Население страны увеличивается каждый год на полмиллиона, и решение вопроса продовольственной безопасности страны требует безотлагательных мер по внедрению рыночных принципов и современных методов управления в агросектор. За последние два года в этом направлении произошло заметное улучшение, но порой на месте одной проблемы возникает другая.

Почти без изменения функционирует разработанный за первые годы независимости механизм, при котором с фермерскими хозяйствами в централизованном порядке заключаются договоры об обязательном производстве и сдаче государству указанных видов продукции. Минсельхоз планирует среднюю урожайность, и в зависимости от этого происходит финансовое и материально-техническое снабжение исполнителей государственного заказа.

Причем все фермерские хозяйства в равной степени, то есть на основе централизованно создаваемых норм, обеспечиваются семенами, горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений. Также одинаков доступ к сельскохозяйственной технике. До этого года из специально созданного Государственного фонда исполнителям предоставлялись льготные кредиты в размере 60 процентов от суммы Госзаказа. Их размер зависит от уровня ежегодно определяемых Министерством финансов закупочных цен.

На первый взгляд может показаться, что для фермеров созданы идеальные условия для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. На практике получается так, что ежегодно до одной трети, а в отдельные неблагоприятные по погодным условиям годы и большее число хозяйств завершают сезон с убытками, даже справившись со взятыми на себя обязательствами.

Чтобы выйти из такого положения, государство в 2007-м начало оптимизацию ФХ путем укрупнения. При этом предполагалось, что у них возрастет масса получаемого дохода и легче будет приобрести дорогостоящую технику. Когда такая практика не дала желаемых результатов, решили их дробить. Здесь логика в том, что чем больше количество хозяйств, тем больше занятого сельского населения. В последние шесть-семь лет установлено, что проблемы легче решать, когда ФХ будут многопрофильными.

На самом деле идея состояла в том, чтобы убытки от производства зерна и хлопка покрывались прибылью, получаемой от параллельного выращивания, скажем, овощей. При этом не учтено, что с такой работой могут справиться только высококвалифицированные специалисты. О том, что подобные меры не помогли решить вопрос эффективного функционирования хлопково-зерноводческих хозяйств, говорит факт увеличения числа экономически несостоятельных хозяйств по республике. Сегодня насчитываются десятки тысяч таковых, которые не ликвидированы как банкроты и в то же время не могут нормально действовать, так как за ними числятся долги.

Нарастание проблемы продолжалось до 2017 года - момента либерализации валютного рынка. Ситуация начала меняться к лучшему. Может возникнуть вопрос: какая связь между производством зерна и определением курса национальной валюты? Оказалось, прямая. Дело в том, что изначально ценообразование на хлопок и зерно поставлено в зависимость от мировой стоимости.  Но в результате глобального финансово-экономического кризиса конъюнктура рынка ухудшилась, цены на хлопок поползли вниз. Возникла другая проблема: стал расти разрыв между курсом доллара, устанавливаемом ЦБ, и биржевым. Как известно, до либерализации валютного рынка он доходил до двухкратного объема. В 2016 году средневзвешенные закупочные цены на хлопок-сырец составляли 1,2 млн сумов. По курсу ЦБ это почти 300 долларов, а по рыночному – 150. Государство платило фермерам за тонну волокна 450 долларов, а экспортировало его по 1600.

Так дальше продолжаться не могло, требовалось исправлять перекос в ценообразовании, так как несостоятельные ФХ тянули за собой в пропасть промышленные, водохозяйственные и иные предприятия, обслуживающие сельское хозяйство. В 2017 году главой государства принято долгожданное решение о коренном изменении ситуации. Закупочные цены на хлопок и зерно повышены соответственно на 50 и 20 процентов. В 2018 году они на хлопок-сырец достигли уровня мировых, а стоимость зерна увеличилась еще на 35 процентов. Теперь льготные кредиты выдаются в полном объеме суммы Государственного заказа. Казалось бы, все финансовые проблемы решены и оснований для проявления казусных моментов, касающихся исполнения Госзаказа, нет.

Однако, как свидетельствуют СМИ, до сих пор хокимы отдельных областей и районов продолжают применять старые методы административного воздействия по отношению к руководителям фермерских хозяйств и другим лицам, ответственным за развитие отрасли. Видимо, разобравшись в причинах, 27 ноября правительство приняло постановление, направленное на дальнейшее материальное стимулирование производителей зерновых культур к росту урожайности.

Теперь гарантированная государством цена приобретения зерна урожая 2019-го установлена в размере 1,2 млн за тонну. Это на 60 процентов выше, чем было в нынешнем году. Вводятся надбавки и скидки к закупочной цене на зерновые в зависимости от урожайности с гектара орошаемой земли: 30 центнеров и ниже – скидка в 25 процентов, от 31 до 40 центнеров – 15 процентов, от 41 до 50 центнеров - уже надбавка в десять процентов.

Если фермерское хозяйство не достигнет урожайности по зерну в 30 центнеров, то ставка земельного налога повышается в два раза, а если будет выше 30, но ниже 40 центнеров, то налог возрастает в полтора раза. В дополнение вводится порядок, при котором по мере роста урожайности будет применяться дифференцированная надбавка к первоначальной цене. Урожайность ниже 40 центнеров с гектара орошаемых земель признают «предательством по отношению к земле».

Это стремление решить проблему урегулирования производственных отношений на основе рыночных методов. Однако не учтены некоторые факторы, без которых сложно достичь желаемого результата.

Налогообложение и ценообразование не увязаны с качественными параметрами земель, определяемых в баллах-бонитета. Не принято во внимание наличие принципиальных отличий в степени технической оснащенности хозяйств. Применение ставок земельного налога с завышающими коэффициентами 1,5 или 2 не окажет серьезного воздействия на деятельность фермерских хозяйств, так как эти потери можно спокойно покрыть путем сдачи земель в аренду. Кроме того, законодательно не закреплена материальная ответственность водохозяйственных организаций за нарушение договорных обязательств.

Не секрет, что почти половина фермерских хозяйств не имеет в штате агронома, бухгалтера, инженера, но, несмотря на это, ранней весной руководителю-практику приходится доводить до созревания пшеницу, одновременно с хлопком сажать овощи, кормить пчел, рыбу, параллельно помогая закрепленным дехканским хозяйствам. Это противоречит как принципам менеджмента, так и простой человеческой логике.

Президент Шавкат Мирзиёев в Поздравительном послании работникам сельского хозяйства отметил, что важнейшая задача – совершенствование системы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием для сферы. Кроме того, в будущем году намечено реализовать ряд инвестиционных проектов общей стоимостью 1,870 млрд долларов. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения в отрасли продолжат совершенствоваться, что в долгосрочной перспективе послужит обеспечению стабильности цен на продовольственную продукцию и улучшению благосостояния населения.

Илхом Вафаев.

Экономический обозреватель.

Самаркандская область.

 

 

 

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech