18 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +12,4 °C

Интервью
20 Мая  2019 1826

Платежная система Humo доступна в столице, на очереди - Бухара

Пользователи, сетовавшие на отсутствие конкуренции среди платежных систем Узбекистана, могут вздохнуть с облегчением, теперь их две – UzCard и Humo.

В последнее время обе активно внедряют инновационные технологии. Первая в прошлом месяце сменила логотип, второй только предстоит охватить весь Узбекистан. О том, как это осуществляется, и планах на перспективу рассказывает директор Национального межбанковского процессингового центра Шухрат Курбанов:

- На сегодня в столице уже установлено свыше 54 000 терминалов. Фактически это означает, что каждая точка в Ташкенте уже оснащена терминалом, принимающим карты Humo. С 1 мая 2019 года совместно с коммерческими банками запустили эмиссию карт. Это означает, что любой желающий может прийти в банк и попросить дать ему карту Humo, либо любое предприятие способно перевести (опять же по желанию сотрудника) свой зарплатный проект на эту карту.

Многие задавались вопросами, а что за пилотные тесты и зачем они нужны? Любое новшество приходится апробировать, потому что всегда могут возникать нюансы. Это вопросы мобильной интернет-связи, организации процедур выдачи карт и установки пин-кодов, и так далее. За этот месяц мы сделали много изменений в работе системы - начиная от содержимого чеков до скорости обработки транзакций. Все делалось для того, чтобы торговая точка, получив терминал, или клиент – карту, имели максимальный эффект от их использования.

После завершения установки терминалов в Ташкенте, мы начали процесс в столичной области. После - будем работать по Бухаре. И так поэтапно по всей стране. Причина выбора именно такого плана расширения заключается в том, чтобы каждый держатель карты «Humo» имел возможность расплачиваться ею в привычных точках обслуживания.

- Значит, любой житель столицы, включая пользователей зарплатных банковских карт, может уже перейти на новую систему?

- На какой карте получать зарплату - выбор сотрудника и самой организации. Поэтому если они предпочтут Humo, никто не имеет право им отказать. А так мы уже охватили весь Ташкент инфраструктурой. Платить можно практически везде. Возможно, есть места, где терминал стоит, просто торговцы еще не умеют пользоваться всеми возможностями аппарата: все-таки бесконтактная оплата - нечто новое для нашего рынка.

- Расскажите, пожалуйста, об отличиях платежной системы Humo от UzCard.

- Самый часто задаваемый вопрос. Это абсолютно разные системы и подход. Humo, на наш взгляд, нацелена на то, чтобы клиенты изначально получали самое современное, инновационное и удобное – бесконтактные платежи, инфраструктуру, позволяющую принимать карты международных систем.

Второе - принцип открытости. Мы декларируем, что в нашей системе могут работать абсолютно любые устройства. Единственное условие - наличие всех сертификатов безопасности по международным стандартам. И третье - отказ от жесткой централизации – попытка поднять роль участников платежной системы, то есть банков, в сфере. Они для нас основные заказчики услуг и продуктов.

- Одной из предпосылок к созданию Humo стал сбой в системе UzCard, когда миллионы граждан в одночасье лишились возможности совершать покупки на безналичные средства. Застрахована ли новая система от подобных случаев? Выгодно ли пользователям, если в дальнейшем операторами будут выступать сами банки?

- Любая система может испытывать трудности. Вопрос лишь в том, повлияет ли это на потребителей и услуги, которыми они могут пользоваться. Соответственно, в любой жестко централизованной системе есть риск, что та или иная проблема повлияет на всех пользователей. Поэтому в рамках Humo принято решение о поэтапной децентрализации системы, что подразумевает передачу обслуживания карт, терминалов и банкоматов в руки банков. Это не только выгодно, но и удобно, в первую очередь для финансовых учреждений.

Да, тогда ответственность последних возрастет, но это нормально. Банки смогут создавать сервисы, делать дешевле внутренние транзакции и так далее, что удобно и выгодно пользователям. И самое главное, снизится до минимума вероятность остановки всей системы. Само собой, это нелегко, к сожалению, сейчас мало специалистов, которые готовы поддерживать такие сложные технологии. Но это вопрос времени.

- Почему при совершении бесконтактного платежа через систему установлен такой небольшой лимит - 50 тысяч сумов?

- Есть лимит на беспиновые бесконтактные платежи. Все, что свыше 50 тысяч сумов, можно также платить бесконтактно, просто придется вводить ПИН-код.

Мы долго думали, изучали, какая сумма должна быть беспиновая, и вообще должна ли представляться такая возможность. Исходили из международного опыта и решили, что это удобно. Дальше был вопрос суммы. Например, в России такой лимит составлял 1000 рублей (около 15,5 долларов), в апреле его подняли до 3000 рублей (около 46 долларов). В Европе лимит в среднем около 100 евро. Это упрощает оплату и делает ее удобнее. Понятно, что повышает ответственность самих пользователей, но никто же из нас кошелек с деньгами не оставляет где попало, банковская карта то же самое – надо просто научиться беречь свои средства: не озвучивать ПИН-код, не отдавать карту чужим людям.

Единственный риск, который мы видим, связан с физической утратой карты. Но его можно закрыть упрощенной блокировкой карты, например, через смс.

Записал Мухаммад Каршибаев.

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech