15 Октябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +21 °C

Колумнистика
25 Мар  2019 3241

#Мама_writer: Просто трудный возраст…

Насколько далеко может зайти детская жестокость? Почему ребенок не знает границ дозволенного? Этими и другими вопросами невольно задаешься, став случайным свидетелем того, как трое мальчишек девяти-десяти лет нападают на одного. Те, что помладше, с удовольствием выполняют указы того, что постарше: крепче скрутить - не проблема, обозвать нецензурным словом - так это проще простого.

 

Каждый из нас был ребенком, и все мы проходили через собственный этап взросления. Можно ли сказать о том, что раньше ничего не решалось на кулаках? Конечно нет. Однако жестокость современных детей зашкаливает. Сегодня пятеро с легкостью забьют одного, а шестой снимет это все на видео и выложит в интернет. То там, то тут слышим, как очередной подросток принес в школу нож или кастет. Драки становятся чуть ли не нормой.

Кто же в этом виноват и что делать? С этими и другими вопросами мы обратились к специалисту, который ежедневно работает с трудными детьми – инспектору профилактики по работе с несовершеннолетними и борьбе с преступностью отдела координации профилактики и правонарушения УКД ОВД Яшнабадского района Ташкента Барно Кариевой.

- Как далеко жестокость подростков может зайти?

- Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. Каждый случай индивидуален. К примеру, в моей практике было такое: учащиеся колледжа, увидев восьмиклассниц в мини-юбках, решили их за это наказать - порезать лезвием ноги. На вопрос представителей правоохранительных органов, зачем они это сделали, подростки ответили, чтобы те не носили коротких юбок. Мол, это для них будет уроком. В другом случае главными участниками конфликта стали десятиклассники. Гузаль (здесь и далее имена изменены) рассказала своему однокласснику Махмуду о том, что Анвар в его адрес нецензурно выражался и оскорблял родственников. Обиженный обратился к сверстнику со словами: "Если ты мужчина, мы пойдем за пределы школы и разберемся". В свою очередь Анвар заверил, что ничего подобного не говорил, но чтобы показать, что не боится Махмуда и может за себя постоять, вышел с ним на разборку. В итоге Махмуд нанес однокласснику ножевые ранения, от которых тот скончался на месте. В обоих случаях виновники получили уголовное наказание. Исходя из вышесказанного очень сложно дать однозначный ответ.

- Что объединяет трудных подростков?

- Как правило, подобное тянется к подобному. Практически все трудные подростки схожи в мировоззрении. У них в основном одни обиды, жизненные ситуации. Чаще всего они ничем не занимаются. Рано начинают пробовать алкоголь, табачные изделия, психотропные препараты. Для них это обычный образ жизни. Можно ли назвать их за это плохими? Нет, нельзя. Плохих детей не бывает. Есть безответственные и равнодушные взрослые. Помните, как в «Маленьком принце»:

- Люди забыли эту истину, - сказал Лис. - Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили.

Так почему же многие взрослые забывают о том, что они в ответе за своих детей? Ведь именно их равнодушие, иногда и асоциальный образ жизни ведет к трагическим ситуациям. В последние годы все чаще можно встретить родителей, которые считают, что воспитанием должны заниматься учителя в школе, инспекторы профилактики. В общем, кто угодно, но не они. Но есть очень верное высказывание - накормить и одеть ребенка – это еще не воспитание. В обществе принято считать, что трудные подростки в основном встречаются в неблагополучных семьях, это не так. Зачастую бывает, что с виду семья вполне благополучная, а поведение ребенка оставляет желать лучшего. Здесь как раз мы и имеем дело с отсутствием контакта между детьми и родителями. Взрослые, как правило, в этих семьях просто откупаются от детей дорогими подарками, деньгами. Уже с малого возраста в сознании ребят складывается определенная картина того, что им все дозволено, а связи или деньги родных решат все проблемы. 

- Кто виноват в жестокости детей?

- Жестокость не появляется за один день. И дети не в одночасье становятся трудными. Нежелание взрослых видеть проблему приводит к упущенному времени. Есть одна замечательная притча о том, когда родители принесли к мудрецу трехмесячного ребенка. Они спросили, когда же нужно начинать воспитывать малыша, тот ответил, что они опоздали на целых 12 месяцев.

Ребенку в первую очередь необходимо чувствовать любовь и понимание взрослых. К сожалению, об этой простой истине зачастую многие забывают. В нашей работе не редки случаи, когда родители даже не подозревают о том, что их чадо курит, издевается над своими сверстниками, употребляет алкоголь. Был, к примеру, случай, когда ученик девятого класса принес на урок пиво. Учитель вовремя заметил, сообщил директору школы и инспектору профилактики. Наказание понес родитель мальчика. Стоит сказать и о том, что детская жестокость иногда лишь отражение того, что ребенок видит в семье. К примеру, отец обижает мать, сына, при этом никто его не останавливает. Естественно, что и ребенок начинает копировать подобную модель поведения взрослых. Откуда в его сердце возьмется сострадание, если он с малых лет видит, что все решается кулаками.

- Какую работу вы проводите с трудными подростками?

- Работа комплексная. Можно сказать, что «ювелирная». В нее подключаем классного руководителя, представителей махаллей. Безусловно, с самого начала необходимо установить контакт с ребенком. Кто работал с детьми, знает, насколько это бывает сложно. Ведь тот, кого все считают трудным, похож на колючего ежика. Он в каждом чувствует опасность. Подобраться к нему не всегда легко. Такие ребята, как правило, не доверяют взрослым, для них практически отсутствует авторитет. Одних профилактических бесед не всегда достаточно, иногда нужно показать ребенку, что его ждет в случае того, если он продолжит идти по выбранному сейчас пути. Стараемся вовлечь ребят в спорт. Они находятся непосредственно под нашим контролем и наблюдением. Конечно, отличным подспорьем в этом вопросе было бы наличие штатных психологов в школах, которые непосредственно вели бы работу с детьми.

- Какой бы вы дали совет родителям?

- Безусловно, заниматься своими детьми, интересоваться их жизнью, разговаривать с ними с малых лет. Тогда в переходный возраст не возникнет та самая пропасть, после которой очень сложно найти общий язык.

Оксана Малосабирова.

 

Наш Telegram-канал - @pvouz.

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech