23 Октябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +9,8 °C

Культура
3 Авг  2019 1227

Хилол Насимов: курс на высоту

Жестокое разочарование, счастье и глубокая печаль, раскаяние - это далеко не полный список гаммы чувств, которые благодаря мастерству известного режиссера и сценариста Хилола Насимова переживают зрители его картин. Человеческий трафик и религиозный экстремизм - одни из ведущих тем фильмов Насимова, убежденного, что кино способно не только воспитать, но и предостеречь в жизни от дурного пути. Наша беседа - о новых горизонтах в его творческой карьере и перспективах развития сферы в целом.

Выпускник Ташкентского театрально-художественного института свой путь в мир искусства начал в 1987 году в качестве ассистента режиссера на студии "Узбекфильм". С тех пор он ни разу не изменил однажды выбранному делу, всегда своей работой доказывая, что кино - один из важнейших инструментов воспитания зрителя.

Он стал автором сценария, соавтором и режиссером множества вызвавших большой резонанс в обществе картин. Среди фильмов, снятых Насимовым в последние годы, - "Заблудившиеся", "Одноклассники.ру", "Подлость", "Священный долг", "Обманутая женщина" и другие. Его ленты удостоены призов на международных фестивалях "DetectiveFEST" и "Киношок", нацио­нальной премии "Эътироф". Он также сыграл немало ролей на большом экране.

Героев его картин объединяет одно - в погоне за призрачным счастьем они оказываются на чужбине, где осознают, что их просто обманули в угоду чужим интересам и целям. Далее - трудный путь раскаяния и возвращения на родину. Фильмы Насимова поднимают многие жизненно важные вопросы, связанные с темой отчего дома, поистине трагическими ошибками некоторых наших земляков, из-за которых они оказались "по ту сторону" и порой не ведают, что творят. К примеру, по словам режиссера, картина "Обманутая женщина" об образованной соотечественнице, имеющей дружную и крепкую семью, но попадающей в плен вредных идей. Под их влиянием она забывает о детях и муже, в плену испытывает унижения, проклиная себя за то, что оказалась здесь из-за ложных понятий. Она должна была стать смерт­ницей, но когда видит других таких девушек, испытывает шок. В итоге ей удается сбежать, хотя решимости вернуться обратно в семью не хватает.

- Если говорить о ленте "Магия смерти", то здесь наравне с экстремизмом поднята и еще одна важная тема, - говорит режиссер. - У нас привыкли делать пышные свадьбы. Но не у всех есть такая возможность, потому многие попадают в большие долги. Чтобы избавиться от них, герои картины - отец и сын - уезжают в другую страну, где попадают опять же под влияние экстремистов и в итоге оба погибают. Этой же теме посвящен и еще один фильм "Жизнь", основанный на реальных событиях. В центре его - защищающие родину от преступников и погибшие 26 бойцов в возрасте от 22 до 27 лет. У кого-то из них остались жены, маленькие дети, другие даже не успели соз­дать семью.

Но не все работы Хилола Насимова обращены лишь к одной проблематике. Ему интересен простой человек со своими радостями и горестями, пытающийся обрести среди жизненных неурядиц и коллизий душевное равновесие, найти свой путь добра и правды. Таков, к примеру, сирота Ёдгор. Одноименный фильм - по повести Гафура Гуляма с таким же названием, где изображены истинно народные персонажи, отражен национальный колорит.

- Адаптировали ленту к современным реалиям, так как там описываются события 1930-х - к примеру, есть эпизод с разводом, когда мужчина говорит жене "талок", и считается, что они уже не супруги, - говорит режиссер. - И дело не только в этом. Мировоззрение в целом ведь сегодня у зрителя совсем другое. Сценарий согласовывали с дочерью великого писателя Олмос-апой. Она его одобрила и даже похвалила за то, что нам удалось найти новые нюансы. Какова была радость, когда картина нашла живой отклик у зрителя. Главного героя мать оставила на произвол судьбы, его воспитывает другая семья, принимает как родного. Та женщина решила повидать сына только через семь лет. Она передает ему через кого-то талисман, который будет охранять его, но так и не решается встретиться с ним. Хотелось показать не только ее раскаяние, но и стремление не ломать пов­торно судьбу собственному ребенку, ведь он считает папой и мамой других людей.

А вот в картине "Пошт арава" на первый план выходит трагедия маленького человека. Режиссер хотел показать, что у арбакеша тоже есть душа, мечты и чувства, стремление изменить свою жизнь. Но трагедия таких людей в том, что выйти из замкнутого круга им мешает в первую очередь их мировоззрение.

- Считаю, что искусство должно служить народу, - говорит Хилол Насимов. - Никогда не сомневаюсь, стоит ли браться за новую ленту, чтобы освещать наболевшие проблемы в обществе. И зрители, надо отметить, сегодня стали более избирательными. Их уже не заманишь так называемыми комедиями, ширпотребными мелодрамами. Они ходят и на "тяжелые" картины.

В настоящее время собеседник работает вместе с автором книги "Улуг салтанат" народным писателем Мухаммадом Али над фильмом "Великий Темур". Параллельно готовится еще один интересный проект - по случаю Года Казахстана в Узбекистане. Начаты съемки картины о многовековой дружбе двух народов - "Мерос" ("Наследие"). Сценарий, автором которого является Х. Насимов, основан на сюжете повести Тураба Тулы "История семи лепешек".

 - В книге описываются времена, когда жил известный суфий Ходжа Ахмед Яссави, мы же перенесем героев и в ХХ век, пору Второй мировой войны, - поясняет режиссер. - Биография великого мыслителя достоверно неизвестна, однако о нем существует множество легенд. В картине задействуем популярных актеров Казахстана и нашей республики. Это будет еще и шанс проявить себя молодым.

Cегодня со стороны государства уделяется большое внимание отечественному кинопроизводству. Принят не один документ о развитии сферы для того, чтобы она вышла на мировой уровень. И режиссер вносит в это благородное дело свою лепту. Будучи преподавателем Государственного института искусств и культуры Узбекистана, передает накопленный опыт молодежи.

- Как наставник могу сказать, - продолжает собеседник, - что студентам выделяются сегодня со стороны государства гранты в размере 63 миллионов сумов. Считаю, этого достаточно для того, чтобы проявить себя, раскрыть свой талант. Более того, каждый год организуем Международный фестиваль "PROlogue", чтобы новички смогли презентовать свои труды. Многие уже успели побывать на стажировках в Китае, Малайзии, Индии. Считаю большим достижением то, что мой ученик Хасан Алиев поступил во ВГИК, и его обучение оплатило Национальное агентство "Узбеккино". Также мои ученики Мафтуна Аликулова, Санжар Султанов, Достон Хожиматов неоднократно получали призы на международных студенческих кинофестивалях.

- Вы известны не только режиссерскими работами, но и как актер - снимались в таких нашумевших картинах, как "Близнецы", "След Саламандры" и другие. А что вам ближе?

- Всегда говорю своим ученикам: для того, чтобы стать хорошим режиссером, надо обладать актерскими способностями. Раньше многие критики не воспринимали меня в роли артиста. Сегодня ситуация изменилась, - улыбается он.

- А каким видите достойное кино?

- Это, в первую очередь, - зрелище. Но должна быть золотая середина между зрелищностью и идейностью. Если нет воспитательной роли, это не искусство. У летчика есть определенный предел высоты, а у режиссеров нет таких ограничений. Очень хотелось бы снимать комедии, но по-настоящему качественные, с соответствующей игрой актеров. Еще мечта - создавать серьезные исторические фильмы. Эта тема очень востребована, народ хочет знать национальную историю и героев.

Оксана Кадышева.

Фото Музаффара Абдуллаева.

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 155 от 3 августа 2019 года.

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech