21 Май 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +30,7 °C

Документы
28 Мар  2019 1126

О стратегии дальнейшего развития и реформирования электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан

Постановление Президента Республики Узбекистан
Повышение промышленного потенциала отраслей экономики и регионов страны, стимулирование развития предпринимательской деятельности, рост благосостояния и улучшение качества жизни населения невозможны без обеспечения надежного функционирования электроэнергетической отрасли.
 
В современных условиях обеспечение развития конкурентной среды в электроэнергетической отрасли и привлечения инвестиций обуславливают необходимость коренного совершенствования институциональных и организационно-правовых основ деятельности в сфере генерирования и поставки электроэнергии.
 
В целях практической реализации задач по реформированию электроэнергетической отрасли и повышению ее инвестиционной привлекательности, а также во исполнение задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:
 
1. Принять к сведению предложения Всемирного банка по совершенствованию системы управления электроэнергетической отраслью республики, в том числе предусматривающие оптимизацию производственных процессов.
 
2. Согласиться с предложением Министерства энергетики, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан о реорганизации АО «Узбекэнерго» в соответствии с современными методами организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии путем:
 
а) создания акционерного общества «Тепловые электрические станции», осуществляющего управление тепловыми электростанциями и электроцентралями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию;
 
б) создания на базе упраздняемых УП «Узэлектросеть» и филиала «Энергосотиш» АО «Узбекэнерго» акционерного общества «Национальные электрические сети Узбекистана», осуществляющего:
 
эксплуатацию и развитие магистральных электрических сетей республики;
 
транспортировку электрической энергии по магистральным электрическим сетям республики и межгосударственный транзит;
 
экспорт и импорт электрической энергии, а также взаимодействие с электроэнергетическими системами соседних государств;
 
единое оперативно-диспетчерское управление предприятиями по производству электрической энергии, в том числе с участием частного капитала, а также магистральными и региональными электрическими сетями;
 
функции единого закупщика электрической энергии от предприятий – производителей электрической энергии, в том числе с участием частного капитала, а также продажи электрической энергии предприятиям региональных электрических сетей;
 
в) создания акционерного общества «Региональные электрические сети», осуществляющего управление предприятиями территориальных электрических сетей, распределяющих и реализующих электрическую энергию конечным потребителям;
 
г) реорганизации и ликвидации отдельных хозяйственных обществ и предприятий, входящих в состав АО «Узбекэнерго», согласно приложению № 1;
 
д) передачи Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан по балансовой стоимости непрофильных и неиспользуемых активов и долей АО «Узбекэнерго» и входящих в его состав организаций согласно приложению № 2 для их последующей реализации в установленном порядке в течение 2019–2021 годов.
 
3. Определить, что:
 
формирование первоначальных уставных капиталов вновь создаваемых акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» осуществляется за счет передачи активов и долей государства и АО «Узбекэнерго» в уставных капиталах хозяйственных обществ, указанных в приложениях №№ 3–5;
 
передача Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан активов и долей АО «Узбекэнерго» и входящих в его состав организаций, указанных в приложении №2, осуществляется по балансовой стоимости в счет уменьшения долей государства и АО «Узбекэнерго»;
 
активы, пакеты акций и доли передаются вновь создаваемым акционерным обществам в счет формирования (увеличения) доли государства в их уставных капиталах;
 
права акционера по государственным пакетам акций в уставных капиталах акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» осуществляются Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан.
 
4. Создать Проектный офис при Министерстве энергетики Республики Узбекистан в качестве рабочего органа Комиссии по реформированию электроэнергетической отрасли, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2018 года № ПП–3981 (далее – Проектный офис) с предельной штатной численностью управленческого персонала в количестве 20 единиц, финансируемого за счет средств внебюджетного Фонда развития топливно-энергетической отрасли.
 
Установить, что Проектный офис возглавляется заместителем министра энергетики Республики Узбекистан, курирующим электроэнергетическую отрасль.
 
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок:
 
утвердить план мероприятий по реорганизации АО «Узбекэнерго» и входящих в его состав организаций с указанием конкретных сроков проведения каждого мероприятия и ответственных лиц, предусмотрев в том числе инвентаризацию активов и обязательств реорганизуемых предприятий АО «Узбекэнерго»;
 
обеспечить организацию деятельности Проектного офиса с привлечением в его состав международных и отечественных экспертов и специалистов в области реформирования электроэнергетической отрасли;
 
утвердить программы развития генерирующих мощностей и реализации крупных инвестиционных проектов в электроэнергетической отрасли на период до 2030 года, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций.
 
6. Министерству энергетики разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
 
в срок до 1 мая 2019 года – критерии оценки эффективности деятельности акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» на 2019–2020 годы с указанием целевых показателей (индикаторов) по снижению себестоимости и сокращению потерь энергоресурсов, а также пошаговых механизмов их достижения;
 
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 июня 2019 года – Комплексную программу по цифровизации электроэнергетической отрасли на 2019–2021 годы, предусмотрев конкретные мероприятия, сроки и источники финансирования работ по внедрению системы управления ресурсами, автоматизации производственных и управленческих процессов (ERP), программно-аппаратного комплекса диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), а также ускорению реализации проекта по внедрению автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ);
 
совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, Министерством жилищно-коммунального обслуживания в срок до 1 сентября 2019 года – Концепцию топливно-энергетического обеспечения страны на 2020-2030 годы (далее – Концепция);
 
в месячный срок со дня принятия Концепции совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли при техническом содействии Азиатского банка развития – уточнения и дополнения в программы развития генерирующих мощностей и реализации крупных инвестиционных проектов в электроэнергетической отрасли на период до 2030 года с учетом прогнозов перспективной потребности отраслей экономики и населения в электрической энергии;
 
совместно с Министерством строительства при технической поддержке международных финансовых институтов, консалтинговых компаний, профильных проектных институтов в срок до 1 декабря 2019 года – предложения по совершенствованию строительных норм и правил, стандартов, нормативных документов в области технического регулирования проектирования, строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики с учетом передового мирового опыта.
 
7. Министерству финансов совместно с Министерством энергетики, Министерством экономики и промышленности при технической поддержке международных финансовых институтов и консалтинговых компаний в срок до 1 мая 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по совершенствованию методологии определения тарифов на электрическую энергию, предусмотрев полное покрытие эксплуатационных, операционных и инвестиционных расходов при производстве, передаче и распределении электрической энергии, а также установление предельной нормы рентабельности предприятий электроэнергетической отрасли.
 
8. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить в установленном порядке:
 
формирование уставных капиталов акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана», «Региональные электрические сети» и утверждение их учредительных документов;
 
совместно с Министерством энергетики Республики Узбекистан привлечение высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных, обладающих необходимым опытом и практическими навыками, на руководящие должности акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети».
 
9. Установить, что:
 
средства, поступающие от реализации активов, указанных в приложении № 2 к настоящему постановлению, за исключением средств, оставляемых в распоряжении Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов, направляются в уставный капитал АО «Тепловые электрические станции» в качестве вклада государства с целевым направлением указанных средств на погашение кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее – Фонд), привлеченных тепловыми электростанциями и электроцентралями, за счет увеличения доли АО «Тепловые электрические станции» в их уставных капиталах;
 
стоимость передаваемого в соответствии с настоящим постановлением имущества, имущественных прав, включая акции и доли в уставном капитале, хозяйственных обществ от одной организации другой, в том числе при их реорганизации и ликвидации, не является объектом налогообложения по всем видам налогообложения;
 
вступление Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан и вновь создаваемых акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» во владение 50 и более процентами акций юридических лиц, принадлежащих организациям, входящим в структуру АО «Узбекэнерго», вследствие реорганизации последних не рассматривается как вновь приобретенный пакет акций;
 
формирование уставных капиталов вновь создаваемых акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» осуществляется по балансовой стоимости имущества, вносимого в уставные капиталы акционерных обществ, с последующей капитализацией в их уставные капиталы разницы между балансовой и рыночной стоимостью данного имущества;
 
права и обязательства по действующим договорам АО «Узбекэнерго», в том числе дебиторская и кредиторская задолженность, связанная с покупкой и реализацией электрической энергии филиала «Энергосотиш» АО «Узбекэнерго», за исключением предусмотренных в пункте 15 настоящего постановления, переходят АО «Национальные электрические сети Узбекистана».
 
10. Принять предложение Министерства энергетики Республики Узбекистан о создании на базе АО «Сельэнергопроект» современной многопрофильной проектной организации АО «Узэнергоинжиниринг», осуществляющей проектирование всех типов электрических сетей напряжением от 0,4 кВ до 500 кВ включительно с применением инновационных технологий и достижений современной науки.
 
Министерству энергетики совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить «Дорожную карту», предусматривающую привлечение финансирования, в том числе заемных средств, грантов международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, для дооснащения АО «Узэнергоинжиниринг» современными техническими и вычислительными средствами, аппаратными программными продуктами.
 
11. Разрешить сроком до 1 января 2021 года, в порядке исключения, заключать ежегодно прямые договоры сроком действия не более одного календарного года:
 
акционерным обществам «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» и входящим в их состав организациям – на оказание услуг (работ) с организациями, выводимыми из состава АО «Узбекэнерго», а также с входящими в его структуру хозяйствующими обществами;
 
тепловым электростанциям и электроцентралям – на приобретение запасных частей и комплектующих, необходимых для осуществления ремонтных работ, с предприятиями-изготовителями в соответствии с техническими заданиями, прошедшими экспертизу в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» при Министерстве экономики и промышленности, с указанием их предельной стоимости.
 
12. Согласиться с предложениями Министерства энергетики, Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и Фонда о сокращении использования средств Фонда в размере 318,4 миллиона долларов США, ранее предусмотренных для финансирования инвестиционных проектов АО «Узбекэнерго», за счет замены их на привлекаемые заемные средства международных финансовых институтов и оптимизации стоимости проектов согласно приложению № 6.
 
13. Освободить акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции» и «Региональные электрические сети» от уплаты:
 
сборов за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и рассмотрение документов о выпуске ценных бумаг;
 
автотранспортных сборов при перерегистрации передаваемых автотранспортных средств реорганизуемых организаций.
 
14. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 июля 2019 года:
 
размещение в регионах республики промышленных энергоемких производств с потребляемой мощностью более 10 МВт до принятия решения об их строительстве и отводе земельных площадей осуществляется исключительно по согласованию с Министерством энергетики в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
 
закупка электрической энергии у независимых производителей, созданных за счет частных инвестиций, в том числе иностранных, осуществляется на конкурсной основе (за исключением проектов, по которым приняты постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан) с указанием предельной стоимости вырабатываемой электрической энергии.
 
15. Определить, что:
 
переоформление кредитов и займов, выданных АО «Узбекэнерго» для финансирования инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, на акционерные общества «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети» и входящие в их состав предприятия, а также АО «Узбекуголь» осуществляется согласно приложениям №№ 7 и 8;
 
поручительства АО «Узбекэнерго» и его филиала «Энергосотиш» по кредитам, привлеченным АО «Узбекэнерго» и входящими в его состав обществами, согласно приложениям №№ 9 и 10, подлежат переоформлению в установленном порядке на акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции», «Региональные электрические сети» и «Узбекистонтемирйуллари»;
 
акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции», «Региональные электрические сети» являются правопреемниками активов и обязательств АО «Узбекэнерго», связанных с реализацией инвестиционных проектов, в том числе групп реализации проектов на тепловых электростанциях и электроцентралях, предприятиях территориальных электрических сетей, в УП «Узэлектросеть» и отраженных в его финансовой отчетности на дату реорганизации согласно приложению № 11.
 
16. Министерству финансов Республики Узбекистан в соответствии с изменениями, вытекающими из настоящего постановления:
 
совместно с коммерческими банками и Фондом обеспечить переоформление кредитных обязательств, привлеченных для реализации инвестиционных проектов АО «Узбекэнерго», на вновь создаваемые акционерные общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции» и «Региональные электрические сети» и входящие в их состав предприятия;
 
внести изменения в ранее выданные государственные гарантии по обязательствам АО «Узбекэнерго».
 
17. Министерству экономики и промышленности, Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством энергетики в срок до 1 июля 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Программу дальнейшего расширения локализации производства оборудования, комплектующих, запасных частей для электроэнергетических объектов, эксплуатируемых в республике.
 
18. Министерству энергетики совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
 
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Премьер-министра Республики Узбекистан – министра энергетики Султанова А.С.
 
 
 
Президент Республики Узбекистан
                                            Ш.МИРЗИЁЕВ
 
 
Город Ташкент,
27 марта 2019 года.
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech