EUR
3883.95
(+82)
USD
3595.02
(+47)

Новости:

22.02.2017


№37/2017
22 февраля 2017

Привлекательность национального вида спорта

В результате широкой популяризации в нашей стране национального боевого искусства - узбек жанг санъати - этот вид спорта становится все более привлекательным для молодежи.

В секции по национальному виду спорта в транспортно-промышленном колледже Джизакского района 115 юношей и девушек повышают свое мастерство. Молодые спортсмены, Хосилбек Джабборов, Махлиё Мелибоева, Дилшода Холмуродова, Муниса Давлатбоева, Сабрина Абдужалилова, Джавохир Холмуродов завоевывают достойные места на соревнованиях, проводимых в стране и за рубежом.

- В узбек жанг санъати воплощены присущие нашему народу мужество и патриотизм, - говорит тренер Барно Кушбокова. - Этот вид спорта физически закаляет молодежь, формирует в ней такие благородные качества, как мужество, честность, воля и выдержка.

На снимке: тренер по узбек жанг санъати Барно Кушбокова
с подопечными на занятии.

Фото Ш. Назарова (УзА).

Джизакская область.

 

 

Указ
Президента Республики Узбекистан

О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению
эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан

Одним из приоритетов дальнейшего развития страны является последовательная демократизация судебной системы, обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти.

За истекшие годы проведена значительная работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.

Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование порядка отбора кандидатов и назначения на должности судей. Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей не имеет четкого правового статуса, осуществляет деятельность на общественных началах и наделена ограниченными полномочиями.

Кроме того, наличие двух высших органов судебной власти - Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан приводит к дублированию функций управления судебной системой, не обеспечивает единую судебную практику.

Вхождение судей военных судов в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан, порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции органами юстиции не соответствуют принципу независимости судебной власти.

Действующая структура и штатная численность системы судов не обеспечивают рационального распределения служебной нагрузки, что требует их совершенствования и оптимизации с учетом современных требований.

Необходимость обеспечения надежной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, реализации конституционной нормы по осуществлению административного судопроизводства, а также повышения правовой культуры населения обуславливают создание системы административных судов.

В целях дальнейшего обеспечения подлинной независимости, повышения эффективности деятельности и авторитета судебной власти, совершенствования структуры судов и системы отбора и назначения на должности судей:

1. Образовать Высший судейский совет Республики Узбекистан (далее - Совет), являющийся органом судейского сообщества и оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Республике Узбекистан.

2. Упразднить Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан с передачей высвобождаемой 21 штатной единицы ее исполнительного аппарата в Совет.

3. Определить основными задачами Совета:

формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей, назначения судей из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дачи рекомендации для выдвижения на руководящие судейские должности;

принятие мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия;

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации судей, осуществление оценки эффективности их деятельности, а также инициирование вопроса о поощрении судей;

осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, налаживание диалога с населением, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения;

подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления;

рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности судей, а также о даче заключения на привлечение их к уголовной и административной ответственности.

4. Установить, что:

председатели, заместители председателей, судьи Конституционного суда и Верховного суда Республики Узбекистан избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;

председатели и заместители председателей Военного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Совета;

судьи военных судов, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) и межрайонных судов назначаются на должность и освобождаются от должности Советом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.

5. Одобрить предложение Верховного суда Республики Узбекистан о преобразовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан с предельной численностью 21 штатная единица управленческого персонала.

6. Установить порядок формирования сос­тава Совета, согласно которому:

председатель Совета назначается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;

одиннадцать членов утверждаются Президентом Республики Узбекистан из числа судей по представлению председателя Совета, за которыми сохраняется статус судьи на период пребывания в должности члена Совета;

девять членов утверждаются Президентом Республики Узбекистан из числа представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в области права.

7. Распространить на членов Совета, работающих на постоянной основе, гарантии, условия оплаты труда и льготы, установленные для судей.

8. Одобрить предложения Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Министерства обороны Республики Узбекистан, предусматривающие с 1 июня 2017 года:

объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, создание единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства - Верховного суда Республики Узбекистан;

образование административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) административных судов, которым подведомственно рассмотрение административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений, а также дел об административных правонарушениях;

сокращение штатной численности Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов на 159 единиц и упразднение взвода охраны Военного суда Республики Узбекистан;

перевод штатной численности Военной коллегии Верховного суда Республики Узбеки­стан, Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов из состава Вооруженных Сил Республики Узбекистан в систему Верховного суда Республики Узбекистан без сохранения за судьями и работниками военных судов правового статуса военнослужащих, в том числе прав, льгот и преимуществ, установленных для военнослужащих;

образование судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан с упразднением Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан;

преобразование хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

создание 71 межрайонного, районного (городского) экономического суда, которым подведомственно рассмотрение дел в первой инстанции;

введение в структуры судов должностей старшего помощника, помощника судьи в пределах общей установленной штатной численности с упразднением действующей должности секретаря судебного заседания, установив для них 10-12 и 8 разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке соответственно.

Установить, что действующие судьи хозяйственных судов продолжают осуществлять свою деятельность в качестве судей Верховного суда и соответствующих экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента до окончания срока их полномочий.

9. Для укомплектования вновь создаваемых судов выделить дополнительно 560 штатных единиц управленческого персонала, в том числе судей - 318 единиц, финансируемых за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Установить предельную штатную численность управленческого персонала:

Верховного суда Республики Узбекистан в количестве 168 единиц, из них судьи - 67 единиц;

судов по гражданским делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 313 единиц, из них судьи - 108 единиц, межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам в количестве 654 единицы, из них судьи - 252 единицы;

административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 128 единиц, из них судьи - 58 единиц, районных (городских) административных судов в количестве 408 единиц, из них судьи - 204 единицы;

судов по уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 326 единиц, из них судьи - 115 единиц, районных (городских) судов по уголовным делам в количестве 898 единиц, из них судьи - 321 единица;

Военного суда Республики Узбекистан, территориальных военных судов в количестве 28 единиц, из них судьи - 10 единиц;

экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 117 единиц, из них судьи - 59 единиц, межрайонных, районных (городских) экономических судов в количестве 433 единицы, из них судьи - 181 единица.

10. Образовать Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан (далее - Департамент при Верховном суде) путем:

передачи 51 штатной единицы управленческого персонала подразделений по материально-техническому и финансовому обеспечению судов Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

введения 17 штатных единиц управленче­ского персонала за счет экономии государственных бюджетных средств в связи с утратой статуса военнослужащего судьями военных судов Республики Узбекистан.

Установить предельную численность Департамента при Верховном суде в количестве 68 штатных единиц, в том числе в центральном аппарате - 12 единиц, в территориальных отделах - 56 единиц.

11. Основными задачами Департамента при Верховном суде определить:

организацию работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, а также подготовку предложений по ее совершенствованию;

обеспечение эффективного освоения средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, принятие мер по созданию надлежащих условий для деятельности судов;

разработку предложений по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.

12. Утвердить:

структуру, штатное расписание Высшего судейского совета Республики Узбекистан, а также разряды оплаты труда членов и работников исполнительного аппарата Высшего судейского совета Республики Узбекистан по Единой тарифной сетке согласно приложениям N№N№ 1-3;

структуру Верховного суда Республики Узбекистан согласно приложению N№ 4;

структуру центрального аппарата Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, типовую структуру его территориальных отделов согласно приложениям N№N№ 5-6;

организационно-штатную структуру системы военных судов Республики Узбекистан, структуру Военного суда Республики Узбеки­стан согласно приложениям N№N№ 7-8;

типовые структуры административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районных (город­ских) административных судов согласно приложениям N№N№ 9-10;

типовые структуры судов по гражданским делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам согласно приложениям N№N№ 11-12;

типовые структуры судов по уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районных (город­ских) судов по уголовным делам согласно приложениям N№N№ 13-14;

типовые структуры экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонных, районных (городских) экономических судов, зоны юрисдикции межрайонных, районных (городских) экономических судов согласно приложениям N№N№ 15-17.

Предоставить председателю Верховного суда Республики Узбекистан право по согласованию с Советом вносить, при необходимости, изменения в структуры соответствующих судов в пределах установленной общей численности управленческого персонала.

13. Министерству обороны Республики Узбекистан в трехмесячный срок:

принять решение по вопросу увольнения с действительной военной службы всего личного состава военных судов Республики Узбекистан в соответствии с законодательством в связи с пересмотром структур военных судов;

обеспечить передачу в установленном порядке Верховному суду Республики Узбеки­стан зданий, служебных жилых помещений, транспортных средств, мебели, компьютерной техники и иного имущества, используемых Военной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан, Военным судом Республики Узбекистан, окружными и территориальными военными судами.

14. Верховному суду Республики Узбеки­стан обеспечить:

в месячный срок совместно с Министерством юстиции разработку и внесение проектов Закона "О Высшем судейском совете Республики Узбекистан", постановлений Президента Республики Узбекистан об утверждении Положения об Исследовательском центре изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан, его структуры, а также Положения о Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан;

в трехмесячный срок совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта внесение предложения о создании единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации судейских и других юридических кадров;

совместно с Советом укомплектование Верховного суда Республики Узбекистан, вновь соз­даваемых судов высококвалифицированными кадрами, в первую очередь из числа судей и работников судов, должности которых сокращаются в соответствии с настоящим Указом;

размещение, обустройство, оснащение мебелью, компьютерной техникой и средствами связи вновь создаваемых судов, а также Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;

в двухмесячный срок совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции разработку и внесение предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа, в том числе по пересмотру компетенции судов по граждан­ским и уголовным делам, вновь создаваемых экономических судов в связи с образованием административных судов, а также по совершенствованию полномочий апелляционной и кассационной инстанций судов по вынесению окончательного решения без направления дела на новое рассмотрение в случае изменения или отмены решения нижестоящего суда.

15. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить размещение вновь создаваемых судов.

16. Министерству финансов Республики Узбекистан:

обеспечить совместно с Верховным судом, Министерством юстиции и Министерством обороны Республики Узбекистан утверждение и регистрацию смет расходов и штатных расписаний соответствующих судов, а также внесение изменений и дополнений в смету расходов Министерства обороны Республики Узбеки­стан, имея в виду уменьшение денежных средств, выделяемых на содержание военных судов;

совместно с наблюдательным советом Фонда развития судов и органов юстиции обеспечить выделение из Фонда финансовых средств, необходимых для содержания вспомогательного персонала, размещения, обустройства, оснащения мебелью, компьютерной техникой и средствами связи вновь создаваемых судов, а также Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;

выделить в 2017 году, а начиная с 2018 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан необходимые бюджетные средства на финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

17. Кабинету Министров Республики Узбекистан, хокимияту г.Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по размещению Верховного суда Республики Узбеки­стан в административном здании, отвечающем задачам и требованиям настоящего Указа.

18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок провести критическое изучение состояния использования современных технологий в деятельности судов и внести соответствующий проект решения правительства об утверждении Программы практических мер по дальнейшему совершенствованию информационных систем и ресурсов судов, направленных на повышение эффективности деятельности судебной системы и уровня доступа населения к правосудию.

19. Возложить на Комиссию по реализации приоритетных направлений обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, образованную Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года N№ УП-4947 "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан", организацию эффективного, качественного и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

Президент

Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

21 февраля 2017 года.

 

Комментарий
к Указу Президента Республики Узбекистан
"О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению
эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан"

Центральное место в преобразованиях, осуществляемых в судебно-правовой сфере страны, занимают последовательная демократизация судебной системы, неукоснительное соблюдение конституционного принципа о независимости судебной власти, обеспечивающей надежную защиту прав и свобод человека.

Так, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшее совершенствование системы отбора кандидатов и назначения на должности судей закреплены в качестве ключевых направлений реформ, проводимых в судебно-правовой сфере.

Принятие Указа Президента Республики Узбекистан "О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан" стало важным шагом в реализации отмеченных задач и ознаменовало переход государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень.

В соответствии с Указом в целях коренного совершенствования системы отбора кандидатов и назначения на должности судей, расширения участия судей в данном процессе, повышения статуса и полномочий органа, ответственного за формирование высококвалифицированного судейского корпуса, образован Высший судейский совет Республики Узбекистан.

Высший судейский совет в качестве органа судейского сообщества призван осуществлять содействие обеспечению соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. Высший судейский совет включает в себя председателя Совета, назначаемого Сенатом по представлению Президента Республики Узбекистан, и 20 членов, утверждаемых Президентом Республики Узбекистан из числа судей, которые составляют большинство его состава, а также представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и квалифицированных специалистов в области права. При этом 13 членов Высшего судейского совета осуществляют свою деятельность на постоянной основе, остальные 8 членов - на общественных началах.

На Высший судейский совет возложены задачи по формированию судейского корпуса на основе открытого и прозрачного конкурсного отбора кандидатов на должности судей из числа наиболее квалифицированных специалистов, принятию мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия, организации профессиональной подготовки кандидатов и судей, налаживанию диалога с населением.

Высшему судейскому совету передается полномочие назначения по согласованию с Президентом Республики Узбекистан на должность и освобождения от должности судей, за исключением судей Конституционного суда, Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей Военного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

В целях осуществления системного анализа судебной практики, подготовки предложений по ее совершенствованию Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде Республики Узбекистан преобразовывается в Исследовательский центр изучения проб­лем правосудия при Высшем судейском совете.

Значимым положением Указа стало объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства - Верховный суд Республики Узбекистан. Данная реформа приведет к устранению дублирования функций управления судебной системой и формированию единой судебной практики.

Параллельное функционирование двух высших органов судебной власти не обеспечивало единообразное применение требований законодательства и приводило к принятию различных решений по схожим вопросам.

Особое значение имеет формирование новой системы судов, уполномоченных рассматривать споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях.

Впервые образуются судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан, административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районные (городские) административные суды, которые призваны обеспечивать реализацию конституционной гарантии прав граждан на обжалование в суд незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.

До сегодняшнего дня рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц осуществлялось судами по гражданским делам и хозяйственными судами в соответствии с Гражданским и Хозяйственным процессуальными кодексами, а дел об административных правонарушениях - судами по уголовным делам в соответствии с Кодексом об административной ответственности.

Теперь подобные дела будут рассматриваться вновь создаваемыми административными судами. Также будут разработаны проекты новых законов "Об административном судопроизводстве" и "Об административных процедурах", направленных на установление процессуального порядка рассмотрения административных дел, укрепление законности в деятельности государственных органов, внедрение современных процедур реализации прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Исходя из современных требований, а также в целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения защиты прав субъектов предпринимательства Указом хозяйственные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента преобразовываются в соответствующие экономические суды. При этом, с учетом последовательного увеличения экономического потенциала страны и количества субъектов предпринимательства, создаются межрайонные, районные (городские) экономические суды.

Необходимость создания межрайонных, районных (городских) экономических судов обусловлена наличием хозяйственных судов только областного уровня. Вследствие значительной отдаленности данных судов от отдельных районов предприниматели с момента подачи искового заявления и до разрешения судом спора были вынуждены неоднократно ездить в областной центр, что сопряжено со значительными материальными и временными затратами.

В целом дислокация создаваемых экономических и административных судов на местах позволит повысить уровень доступности судебной защиты граждан, проживающих в отдаленных регионах, а также предпринимателей.

В целях соблюдения принципа независимости судебной власти, самостоятельного решения вопросов материально-технического и финансового обеспечения судов Указом образован Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, на который возложена задача по организации материально-технического и финансового обеспечения судов, созданию надлежащих условий для деятельности судов, улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.

Важное значение имеет также передача штатной численности военных судов из состава Вооруженных Сил Республики Узбекистан в систему Верховного суда. Вхождение военных судей в штат Министерства обороны не в полной мере соответствовало основополагающим принципам независимости судебной власти, организации ее деятельности, поскольку данное министерство является органом исполнительной власти.

Для повышения эффективности деятельности судов и подготовки резерва судейских кадров в Указе предусмотрено введение в структуру судов должностей старшего помощника, помощника судьи.

Отдельное внимание уделено внедрению информационных и коммуникационных технологий в деятельность судов, что направлено на повышение эффективности судебной системы и уровня доступа населения к правосудию. В частности, определена необходимость утверж­дения Правительством Программы практических мер в данном направлении.

Следует отметить, что реализация предусмотренных в Указе положений потребует внесения изменений и дополнений в ряд актов законодательства, в том числе в Конституцию Республики Узбекистан, Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, Закон "О судах". В целом Указом предусмотрены исторические преобразования, которые позволят совершенствовать и оптимизировать судебную систему Республики Узбекистан с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

Впереди - масштабная работа

 Какие бы из основных направлений Указа Президента нашей страны Шавката Мирзиёева "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан" от 7 февраля 2017 года не рассматривать, совершенствование государственного и общественного строительства или обеспечение безопасности, применение возможностей информационно-коммуникационных технологий уместно в каждом.

Что могут дать ИКТ обществу? Прежде всего среду, в которой взаимодействие с государством удобно и доступно, максимально учтены потребности и нужды жителей. На развитие событий в этом русле направлена отраслевая программа Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций по реализации Стратегии действий в Год диалога с народом и интересов человека. В ней предусмотрены разработка организационно-правовых основ дальнейшего развития сферы, совершенствование системы "Электронное правительство", ИКТ-инфраструктуры, создание дополнительных удобств предпринимателям, меры по обеспечению информационной без­опасности.

В самом процессе разработки Стратегии действий широко применены ИКТ. На портале "СОВАЗ" размещен для обсуждения и внесения предложений проект соответствующего указа Президента, который набрал наибольшее количество комментариев - такой активности за время работы портала еще не было. Этот пример показывает, как может сократиться расстояние между государством и народом с помощью современных технологий. Если взять сферу обращений граждан, то здесь также по количеству заявок лидирует способ их подачи через веб-сайт.

- Важная задача министерства - дальнейшее расширение и повсеместное внедрение ИКТ, в том числе в работу государственных органов, обеспечение полноценного интерактивного уровня взаимодействия с гражданами, - говорит исполняющий обязанности начальника главного управления внедрения электронного правительства и развития государственных услуг Мининфокома Бахтиёр Угламов. - У нас уже есть Единый портал интерактивных государственных услуг, который можно назвать главным достоянием системы "Электронное правительство". Количество поступивших через него обращений недавно превысило миллион, решено более 98 процентов из них. Однако пока очень рано говорить о том, что реализован весь потенциал портала.

ЕПИГУ - динамичная структура, которая легко поддается обновлению, развивается и совершенствуется, растет количество предоставляемых услуг. Ряд мероприятий, пред­усмотренных в названной выше отраслевой программе, еще более активизирует этот процесс. Так, в результате создания персональных кабинетов для пользователей портала у граждан появится возможность получать персонализированные услуги. Для этого потребуется обеспечить более углубленную интеграцию информационных систем и баз данных государственных органов и ЕПИГУ. Кроме того, предстоит внедрить систему оплаты электронных государственных услуг, оказываемых через портал. С учетом всего этого будет разработана новая версия ЕПИГУ 2.0.

Третье приоритетное направление Стратегии действий - развитие и либерализация экономики, которая предусматривает в том числе и меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей.

Свои задачи в этом направлении есть и у Мининфокома. К примеру, акционерная компания "Узбектелеком" в 2017 году запланировала модернизацию центров коммутации - в междугородных АТС будут установлены более 17,1 тысячи современных портов.

Также в этом году предусматривается достичь стопроцентного охвата населения Узбекистана, в том числе проживающего в горной и труднодоступной местности, цифровым телевидением. В рамках отраслевой программы планируется установка 66 передатчиков с высокой мощностью и 328 - маломощных.

- Операторы расширят охват территорий сетями мобильной связи, в частности, планируется установка 1843 базовых станций на 115,2 миллиона долларов, - говорит исполняющий обязанности начальника управления развития телекоммуникационной инфраструктуры Мининфокома Сирожиддин Усманов. - Увеличится также доступ населения к высокоскоростному интернету. Намечена прокладка 2300 километров оптико-волоконных линий связи. Говоря о проектах Стратегии действий, необходимо отметить, что граждане в своих обращениях дают понять, чего они ждут от сферы ИКТ. Сами жители, специалисты министерства, руководство страны - каждая сторона внесла свою лепту в составление пошагового плана того, как эти ожидания станут реальностью.

Еще одна особенность в том, что в реализации стратегии участвуют не два или три минис­терства и ведомства, а все организации - от высших звеньев государственной власти до коммерческих организаций, каждая структура, чья деятельность так или иначе соприкасается с интересами граждан. Выше приведена лишь часть мероприятий, намеченных в рамках отраслевой программы одного министерства. Это во многом объясняет, почему глава нашего государства требует от госслужащих повышенного энтузиазма и энергичности - впереди масштабная работа.

Мухаммад Каршибаев.

 

 

 

 

Поддержка значимых инициатив

 Состоялось заседание Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан. Его участники обсудили приоритетные направления и объемы государственной финансовой помощи представителям "третьего сектора".

Принимаемые меры реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах нацелены на усиление практического социального партнерства государственных структур, ННО и СМИ в рамках модернизации страны и либерализации общества, обеспечения прав и законных интересов узбекистанцев. В этом процессе Общест­венный фонд при парламенте страны, его органы содействуют развитию институтов гражданского общества, повышению их социальной активности, усилению роли средств массовой информации, обеспечению открытости органов государственной власти и управления.

- Ежегодно фонд поддерживает реализацию более 250 проектов институтов гражданского общества. Только в 2016-м за счет аккумулированных средств из Государственного бюджета, а также других источников более 12,2 млрд сумов направили на финансирование 275 проектов и программ, в первую очередь региональных представителей "третьего сектора", - отметила депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Н. Айтжанова. - В этом году хорошим подспорьем для ННО, участвующих в реализации задач, отмеченных в Стратегии действий, а также Государственной программе "Год диалога с народом и интересов человека", станут 12 млрд сумов в виде государственных грантов, социальных заказов и субсидий.  Свыше пяти миллиардов сумов из них в форме государственных грантов предназначены для проведения пяти конкурсов, цель которых - широкое привлечение ННО к решению актуальных вопросов, поддержка проектов СМИ по обеспечению свободы слова, повышению информированности зарубежной и национальной аудиторий о результатах демократических реформ в стране, укрепление социального партнерства в сфере экологической и медицинской культуры населения и другие. На размещение социального заказа среди представителей "третьего сектора" выделят 2,4 млрд сумов, поддержку ведущих общественных организаций - еще 4,27 млрд сумов в виде государственных субсидий.

В целом реализация инициатив, финансируемых Общественным фондом, позволит обеспечить участие в них более тысячи ННО и других институтов гражданского общества. Комплексно-системный подход в предоставлении государственной поддержки участникам "третьего сектора" обеспечит целенаправленность и эффективность их деятельности.

Елена Довгалюк.

 

 

 

 

 

Студенты - на передовой науки

 В филиале Российского государственного университета нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина в Ташкенте состоялось открытие ежегодной студенческой научной конференции "Нефть и газ-2017".

С 2011 года в филиале организовывается студенческая научная конференция, приуроченная к дню Губкинских чтений. Проводятся они в Москве с 1947 года и посвящены развитию идей основателя университета.

На пленарное заседание конференции были приглашены ученые Академии наук Республики Узбекистан Сайёра Рашидова, Машхура Мавлани, ведущие специалисты нефтегазовой отрасли.

В выступлениях гостей отмечалось значение дальнейшей интеграции науки, образования и производства. В современных условиях особую значимость приобретают вопросы динамичного развития и повышения качества процесса подготовки кадров, широкого вовлечения в науку молодежи, укрепления и эффективного использования потенциала высших образовательных и научных учреждений в инновационном развитии республики. Отмечена роль академиков Академии наук в выявлении и поддержке талантливой молодежи, активизации их исследований.

 Докладчики представили в своих выступлениях перспективы развития геолого-разведочных работ, состояние и перспективы развития глубокого бурения, задачи молодых специалистов в обеспечении устойчивого развития нефтегазовой отрасли.

Основная цель научной работы студентов - становление современного, творчески мыслящего специалиста, исследователя современных проблем науки и практики. В ходе конференции рассмотрены вопросы укрепления минерально-сырьевой базы, приоритетного развития геолого-поисковых работ, разработки и бурения нефти и газа, применения современной техники и инновационных технологий, актуальные проблемы экономики и химии, а также других направлений.

Нигора Самарходжаева.

Заместитель директора
по духовно-просветительской работе филиала РГУ нефти
и газа имени И. М. Губкина.

 

 

 

 

 

 

 

Вектор перемен

2017-й по инициативе главы нашего государства Шавката Мирзиёева объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. Символично, что одним из принятых за последнее время нормативно-правовых актов стал Указ Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли" от 3 февраля этого года. Самобытному представителю гражданского общества как самой близкой к народу структуре в нем отведена роль реформатора взаимоотношений государства и его жителей.

Об этом, а также задачах, стоящих перед благотворительным общественным фондом "Махалла", говорилось на пресс-конференции, организованной в Национальном пресс-центре Узбекистана. В годы независимости органы самоуправления граждан стали полноправными участ­никами осуществляемых в стране реформ, надежными союзниками государства в деле сохранения в обществе мира и спокойствия, воспитания молодежи в духе любви к Родине, приверженности идеям независимости, общечеловеческим и национальным ценностям, укрепления инс­титута семьи, трудоустройства населения, развития предпринимательства, благоустройства и озеленения территорий.

- Указ Президента страны "О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли" от 3 февраля этого года имеет важное значение в обеспечении эффективного исполнения возложенных на институт махалли широкомасштабных задач на основе современных требований, - сказал заместитель председателя фонда "Махалла" Д. Рузиев. - Он определил вектор дальнейшей работы фонда, обозначил ряд перемен в структуре сходов граждан. Еще больше повысится роль органов самоуправления граждан, расширятся меры формирования атмосферы взаимного уважения, доброты и милосердия, сплоченности общества, сохранения и развития национальных и общечеловеческих ценностей. Укрепится взаимодействие с государственными и общественными организациями в воспитании юношей и девушек духовно развитыми и физически здоровыми личностями, обеспечении их занятости, социальной поддержке уязвимых слоев населения, представителей старшего поколения. При непосредственном участии махаллей будут обеспечиваться общественный порядок и безопасность, раннее предупреждение правонарушений. Также предусмотрено ввнедрение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов, координации деятельности органов самоуправления граждан.

В рамках исполнения указа Республиканскому совету по координации деятельности органов самоуправления граждан придан статус юридического лица с образованием его в форме ассоциации сходов граждан. В качестве его структурных подразделений сформированы территориальные советы Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов.

Для дальнейшего повышения эффективности осуществляемых мер по воспитанию молодежи в духе любви к Родине, уважения многовековых традиций нашего народа, обеспечению мира и стабильности, стимулированию социальной активности представителей старшего поколения в Республиканском совете предусмотрены должности заместителя председателя по организационным делам и методическим вопросам, в Республиканском совете и территориальных советах предусмотрены должности заместителей председателя по делам молодежи, религиозно-просветительским вопросам, делам престарелых и ветеранов. В органах самоуправления граждан - в долж­ности заместителя председателя схода граждан - консультанта по вопросам молодежи.

Усилить партнерство органов самоуправления граждан с государственными и общественными организациями в решении социально значимых вопросов призвано введение в состав коллегиальных органов советов членов представительных органов государственной власти, должностных лиц ряда министерств, ОДМ "Камолот", фонда "Нуроний", Комитета женщин.

Будут разработаны территориальные программы на 2017-2021 годы, которые предусматривают укрепление материально-технической базы органов самоуправления граждан, создание детских спортивных площадок, объектов бытового обслуживания. До 1 декабря 2018-го примут меры по строительству на основе типовых проектов зданий комплексов "Центр махалли" в районах и городах. Намечено учредить нагрудный знак "Махалла ифтихори", которым будут награждаться инициативные граждане и представители общественных структур, внесшие достойный вклад в осуществление профильных задач.

Лола Ташходжаева.

 

 

 

 

Спрос рождает предложение

 В сельских районах Наманганской области, как и других регионов, все больше развивается сфера услуг. На растущий спрос населения откликаются представители малого бизнеса.

Из введенных в прошлом году в эксплуатацию 718 точек услуг и сервиса 86 процентов размещены в сельской местности. Спектр предоставляемых ими услуг обширен: от пошива одежды до ремонта современных гаджетов.

В каждом из 212 крупных кишлаков и поселков город­ского типа области в среднем по три таких комплекса. Благодаря их созданию сельчане пользуются качественными услугами в своих населенных пунктах, не выезжая в районные или областной центры. В сфере трудятся более 3,5 тысячи молодых специалистов.

Аскар Рахимов.

Наманганская область.

 

 

 

 

Профессиональная помощь

 Ведущие специалисты республиканского НИИ травматологии и ортопедии оказали профессиональную помощь навоийским пациентам. Несколько раз в год столичные медики практикуют показательные операции в регионах.

В ходе нынешнего визита в Навоийский област­ной детский многопрофильный медицинский центр и филиал Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи хирурги прооперировали пятерых больных, в том числе семилетнего ребенка. Для врачей детского центра проведены мастер-класс и семинар "Общие проблемы травматологии и ортопедии".

Дилфуза Гулямова.

Соб. корр. "Правды Востока".

Навоийская область.

 

 

 

 

 

Пример для подражания

Президент Шавкат Мирзиёев в докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям на 2017-й, отметил в числе неот­ложных задач решение вопроса рациональной занятости женщин.

Женщина во все времена олицетворяла мир и покой в семье, воспитывала детей, готовила домочадцам, словом, была и есть хранительницей домашнего очага. В начале девяностых годов прошлого столетия многие в силу обстоятельств того периода стали заниматься бизнесом, преимущественно торговым. Тяжелым, непривлекательным, но приносившим доход, позволявшим прокормить семью.

Тот опыт закалил многих. История знает не один пример того, как наши женщины умело совмещают работу с поддержанием все того же уюта в доме. И не секрет, что им сложнее покорять вершины бизнеса, чем мужчинам. Главными преградами остаются недостаточность знаний при составлении деловых планов, сборе документов и, как следствие, неуверенность в себе.

- Сегодня государство предоставляет широкие возможности для развития бизнеса всем, в том числе и прекрасной половине, - говорит председатель комитета женщин Букинского района Ташкентской области Мархабо Абдулазизова. - Это упрощенная система регистрации предприятия по принципу "одно окно", льготы для семейного бизнеса, кредиты, в том числе льготные для выпускников колледжей, среди которых немало девушек. В нашем районе в малом бизнесе заняты 456 женщин. Сфера их деятельности разноплановая - услуги, торговля, сельское хозяйство. Например, успешно занимается развитием животноводства в сходе граждан села "Барат Умаров" предпринимательница Гульнора Рахимбердиева. Восхищает результатами своего неустанного труда фермер хозяйства "Рават" Манзура Эшбаева, выращивающая хлопок и зерновые культуры.

Только в том деле можно преуспеть, в котором знаешь толк. Женщины, родившиеся в сельской местности, с детства знают, как выращивать хлопок с пшеницей, поэтому и приступают к фермерству смело. Но большая часть предпринимательниц в том же Букинском районе все-таки предпочитает сферу торговли и услуг. Свое дело теперь открывают не от нехватки средств, а для улучшения семейного бюджета, достижения своей мечты.

Разве у женщин нет амбиций? Конечно, есть, как в случае с Малохат Исматовой из Буки. Замуж вышла рано, едва окончив школу. Четверо сыновей появились один за другим. Муж в бизнесе, дом - полная чаша. У молодой женщины оставалась лишь одна нереализованная мечта: сделать мир прекрасным. С чего начать? С себя и своего окружения. Уговорив супруга помочь с финансами, она сначала открыла салон красоты на четыре посадочных места, здесь же - услуги маникюра и макияжа. Отдельную комнату отвели под салон свадебных платьев. Через год появился еще один.

Сегодня салоны красоты "Бегойим" и "Маржона" не нуждаются в рекламе. А предпринимательница строит планы по расширению бизнеса.

- Секрет прост, - без ложной скромности говорит Малохат. - Если за что-то берусь, то делаю все основательно. Это качество с детства привили родители. Изначально все было продумано до мелочей. Модные прически, макияж, маникюр, платья - всему этому училась по журналам и интернету. Недостатка в информации нет, черпай не ленись. В налаживании бизнеса в первое время выручал муж. Теперь стараюсь обходиться самостоятельно. Читаю необходимую литературу, экономические издания, слежу за изменениями в законодательстве.

Не у всех есть возможность начать дело с имеющимися собственными средствами. Но им всегда помогут банки. Благодаря льготным кредитам многие могут открыть свой бизнес. Так, в Букинском районе в 2016 году три девушки по окончании колледжей стали предпринимательницами. Оформив кредиты, одна из них открыла швейное производство, а две занялись сельским хозяйством. О результатах говорить еще рано, главное - начало положено. Может, именно эти девушки завтра станут примером для подражания для многих других, желающих начать свой бизнес?

Альмира Мустафина.

Соб. корр. "Правды Востока".

Ташкентская область.

 

 

 

 

Двоевластие сохраняется

 Четвертый тур чемпионата Узбекистана по мини-футболу, прошедший в Самарканде, не изменил соотношение сил в верхней части турнирной таблицы. По-прежнему сохраняется двоевластие.

Набрав одинаковое количество очков - по 53, нога в ногу шагают "Олмалик" и "Дустлик AIN" из Карши. Правда, теперь у каршинцев нет запаса в один матч. В самаркандском туре молодежь столичного "Ардуса", занимающая третью позицию, сумела переиграть основного претендента на "золото" - 2:1. Причем представители Кашкадарьи лишь под занавес поединка забили гол престижа.

"Олмалик" сполна воспользовался тем, что основной конкурент на высшую ступеньку пьедестала споткнулся. Одолел амбициозный "Когон" из Бухарской области - 2:0, забив мячи буквально на последней минуте, а также "Ардус", проявив волю к победе. Подопечные главного тренера Александра Попова уступали по ходу встречи со счетом 0:2.

Очень старались хозяева площадки - футболисты клуба "Нафис". На равных играли со стоящим намного выше по рейтингу "Бунёдкором", но уступили с минимальным результатом - 3:4. Не повезло в матче с "Дустликом-AIN" - 2:3. Не хватило опыта во встрече с "Олмаликом" - 4:6. А в последний день соревнований молодые самаркандцы просто не выдержали физических нагрузок. Уступили "Металлургу" - 3:6. В родных стенах "Нафис" записал в актив лишь один балл. Сыграл вничью с "Пахтакором" - 3:3.

Кстати, столичный клуб сумел выбраться из стана аутсайдеров и занять восьмое место. Пахтакоровцы внесли еще шесть очков в свою копилку. Сломили сопротивление "Локомотива" (4:2) и "Бунёдкора" (6:5).

Вне игры в борьбе за награды оказались "Локомотив", набравший в двадцати матчах лишь шесть очков, андижанский "Турон-С", пропустивший из-за финансовых проблем два тура, и "Нафис", которому и родные стены не помогли.

 

 

Еще не все потеряно

 Второе поражение потерпела боксерская команда "Тигры Узбекистана" на групповом этапе профессиональной лиги The Wolrd Series Boxing и пока занимает последнее место с тремя баллами.

Напомним, что наша первая пятерка проиграла в гостях "Китайским драконам" - 2:3. Учтя ошибки и промахи, тренеры Тулкин Киличев и Рахматжон Рузиохунов заметно усилили вторую пятерку, включив в сборную сразу четырех олимпийцев. Но и такой шаг не принес желаемого результата на ринге Талдыкургана (Казахстан) в противостоянии с "Орланами Астаны". Увы, вновь разочарование. Узбекистанцы потерпели сокрушительное поражение - 1:4. Достойно выступил лишь серебряный призер Игр-2016 в Рио-де-Жанейро (Бразилия) Бектемир Меликузиев. Не смогли внести в общий зачет ни одного очка Аброржон Кадыров, Мураджон Ахмадалиев, Шахрам Гиёсов и Баходыр Джалилов.

После двух туров серии WSB впереди казахстанцы с семью баллами, на второй позиции российская "Команда патриотов бокса", имеющая на одно очко меньше, у китайских профессионалов четыре выигранных поединка.

Однако для наших соотечественников еще не все потеряно. Впереди четыре тура, три из них - в Ташкенте. На своем ринге "Тигры Узбекистана" встретятся с россиянами (4 марта), мастерами из Китая (17 марта) и казахстанцами (1 апреля).

Напомним, что два лучших коллектива продолжат борьбу в следующей стадии командного первенства профессионалов по версии WSB.

 

 

 

Играли спиной к воротам

 Лига чемпионов Азии. Группа "А". Первый тур. "Аль Таавон" (Саудовская Аравия) - "Локомотив" (Узбекистан) - 1:0, "Аль Ахли" (Объединенные Арабские Эмираты) -  "Истиклол" (Иран) - 2:1.

Уже в первом тайме закрались сомнения. "Локомотив", выдержав предполагаемый стартовый навал "Аль Таавона", довольно резво стал не только контратаковать, но и периодически прессинговать соперника на чужой половине поля.  Для такой тактики требовалась хорошая физическая подготовка.

Железнодорожников хватило на первый тайм. Выдержали заданный темп. Однако, имея некоторое статистическое преимущество, следует признать, что наши земляки по существу не создали ни одного выгодного момента,  играли как бы без ворот. Первый тайм -  0:0.

После перерыва наши ребята "сдулись". Силенок не хватило. Не было прежней прыти. Тяжело и натруженно переходили от обороны к атаке. А футболисты "Аль Таавона", почувствовав слабину гостей, все увереннее шли вперед. Вначале попали в штангу, а затем на 68-й минуте, после ошибки вратаря Нестерова на выходе, и вовсе забили гол. Промахом удачно воспользовался полузащитник Талал Ал-Абси.

Нельзя сказать, что именно этот эпизод решил исход встречи. У хозяев были еще ситуации, когда они могли отличиться.  Наши защитники трудились в поте лица. А вот линия атаки ташкентцев выглядела беспомощной. За 45 минут второго тайма ни разу не потревожила голкипера клуба из Саудовской Аравии, которая по итогам прошлого отечественного чемпионата была лишь четвертой.  Не подали  даже ни одного углового. Как можно добиться хотя бы ничьей, если играешь спиной к воротам противника?

В следующем туре действующий чемпион Узбекистана встретится у себя дома с  "Аль Ахли" из Объединенных Арабских Эмиратов, который переиграл на своем поле иранский "Истиклол". Матч состоится 27 февраля. У игроков есть время опомниться, "почистить перышки", а тренерам - сделать должные выводы.   

Тимур Низаев.

Обозреватель "Правды Востока".



Также в разделе:

№136/2015

11.07.2015

Уфимский  саммит ШОС Как сообщалось ранее, Президент  Республики Узбекистан Ислам Каримов  9-10 июля в городе Уфа Российской Федерации принял участие в очередном заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества Основные мероприятия саммита состоялись 10 июля. ... Подробнее

22.10.08

Центр передовых технологий Приоритеты -  в интересах человека Особой строкой в программе реформирования здравоохранения выделена работа по расширению сети специализированных научно-практических медицинских центров. Они призваны оказывать населению уникальные высокотехнологичные медицинские ус... Подробнее

28.09.11

Фабрика в махалле В Андижанской области с каждым годом производится все больше товаров, пользующихся стабильным спросом на зарубежном рынке Новое иностранное предприятие "Фикентекс Андижан", созданное в алтынкульском кишлаке Жалабек в партнерстве с малайзийскими компаньонами, осуществило проект на... Подробнее
Регионы