EUR
4613.28
(+44)
USD
4042.47
(+27)

Новости:

Образование: путь прогресса


№77/2017
21 апреля 2017

Президент Шавкат Мирзиёев в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан обозначил конкретные приоритетные задачи всех сфер на 2017-2021 годы. Один из разделов этого программного документа затрагивает важнейший сектор - социальный, включающий в себя и систему подготовки кадров. Здесь хватает вопросов, требующих неотложного внимания и скорейшего разрешения, о которых не раз говорили и говорят соотечественники в своих обращениях в Виртуальную и народные приемные главы государства, а также Министерство народного образования. О ведущейся в этом направлении работе - рассказ начальника Главного управления по развитию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МНО, доктора педагогических наук Маъруфжона ВАХАБОВА:

- Указ главы государства "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан" от 7 февраля этого года - документ огромного значения, играющий важную роль в кардинальном обновлении всех сторон жизни в стране. В соответствии с ним разработан и комплекс мероприятий по дальнейшему развитию образования. В частности, в системе МНО предусмотрено осуществление широкомасштабных преобразований для повышения качества обучения и воспитания юного поколения, строительства новых школ, реконструкции и капитального ремонта действующих, полного обеспечения их современным лабораторным оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями, литературой и методическими пособиями. Особое внимание будет уделено коренной модернизации общего образования, в том числе путем углубленного освоения ребятами таких востребованных дисциплин, как иностранные языки, математика, физика, информатика, химия, биология. Среди актуальных задач - реализация государственной молодежной политики, рост квалификации наставников, расширение сети дошкольных учреждений, улучшение условий в имеющихся и повышение охвата ими малышей. Главный же приоритет работы министерства и всех его подразделений - воспитание духовно и интеллектуально развитых, физически здоровых, свободно мыслящих и социально активных личностей, преданных Родине и имеющих твердую жизненную позицию. Для достижения поставленных целей предстоит сделать многое.

Прежде всего необходимо усовершенствовать существующую нормативно-правовую базу на основе требований дня. Исходя из задач нашего времени соответствующие документы будут пересмотрены и содержательно обогащены с прицелом на рост качества и эффективности подготовки кадров. Запланировано принятие новой редакции Положения об общем среднем образовании, вступившего в силу еще в 1998 году. Вместе с тем решено усовершенствовать структуру Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, профильных управлений областей и города Ташкента, а также систему методического обеспечения учебных заведений.

Важно поднять на новый уровень и работу по формированию у молодежи чувства патриотизма, сопричастности к судьбе страны и уважения к законам. Другая задача - укрепление духовного иммунитета к опасным идеям и течениям, выработка четких представлений об окружающем мире.

Здесь особое место отводится пропаганде среди детей и их семей любви к чтению и значения книг в совершенствовании личности, что предусмотрено распоряжением Президента страны "О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения" от 12 января нынешнего года. Помогут в этом учителя, имеющие богатый жизненный опыт люди старшего поколения, активисты махаллей. В сотрудничестве с Союзом писателей Узбекистана в школах уже устраиваются творческие встречи с известными писателями и поэтами, в том числе в формате видеодиалога, связывающем жителей разных регионов. При поддержке Узбекского агентства по печати и информации распространяются электронные версии художественных произведений. Фонды библиотек и информационно-ресурсных центров пополняются новыми изданиями разных направлений.

Не забываем и о физическом развитии. Принимаются меры для еще большего вовлечения детей в занятия спортом и успешного их участия в престижных соревнованиях. В частности, для расширения рядов юных атлетов на общереспубликанских играх среди школьников "Умид нихоллари" и обеспечения дальнейших их успехов на международных турнирах.

Надо создать и внедрить в практику общеобразовательных учреждений современную методологию преподавания дисциплин, направленную на развитие личности ребенка и опирающуюся на мировые стандарты сферы. Это позволит коренным образом улучшить качество учебного процесса. Речь идет о весьма обширном поле для деятельности. Предстоит утвердить новые государственные образовательные стандарты на основе принципов непрерывности, преемственности и компетентного подхода. Следует отметить, к настоящему времени уже подготовлены усовершенствованные стандарты по общеобразовательным предметам для школ, профессиональных колледжей и академических лицеев. Тому поспособствовал опыт преподавания иностранных языков в системе непрерывного образования с применением вышеназванного подхода.

Намечена поэтапная разработка учебников и методических комплексов нового поколения по 18 предметам, которые входят в базовый курс с начальных до выпускного классов.
В рекомендуемых стандартах с пересмотренным содержанием будут охвачены прежде всего уровни от начального владения предметом (А1) до специализированного (B1+). У детей будут формировать коммуникативные компетенции, умение обращаться с информацией и новинками науки и техники, навыки саморазвития и граждан­ской социальной активности, национальные и общечеловеческие ценности, математиче­скую грамотность. Педагоги станут чаще и эффективнее использовать на уроках электронные пособия, виртуальные лабораторные работы, развивающие игры, дополнительные цифровые ресурсы.

Успешное осуществление задуманного зависит как раз от наставников. В планах - запуск системы непрерывного повышения их профессионального мастерства, особенно по точным и естественным наукам, а также регулярное проведение форумов по проблемам преподавания конкретных предметов. Последние уже стартовали.

Это подводит нас к четвертому пункту - реформирование системы подготовки профессиональных учителей, их переподготовки и повышения квалификации наряду с усилением кадрового потенциала. Будут пересмотрены и адаптированы к нынешним запросам государственные требования к содержанию и качеству соответствующих программ для руководящих и педагогических работников. Ряды тех, кто делится знаниями с коллегами, пополнят молодые специалисты с большим научным будущим. А в профильных вузах создадут новые курсы по методике преподавания отдельных дисциплин.

Пятая стратегическая задача связана с уже упоминавшимися детскими садами. Фундамент работы в этом направлении заложило постановление Президента страны "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы" от 29 декабря 2016-го. Согласно ему в сельских населенных пунктах построят 50 новых детсадов, 1167 действующих реконструируют, а 983 - капитально отремонтируют. Все, а это 2200 учреждений, оснастят инвентарем, учебно-методическими пособиями и прочим необходимым, укрепив тем самым материально-техническую базу.

В рамках утвержденной постановлением пятилетней прог­раммы решено открыть 6100 групп кратковременного пребывания, где еще больше ребят смогут получать нужные знания и навыки. Эта альтернативная форма подготовки к школе уже хорошо зарекомендовала себя. А 400 тысяч родителей мальчиков и девочек трех-шести лет, не посещающих детсады, получат литературу для домашнего обучения.

На основе мировых требований будут приняты и внедрены современные программы дошкольной подготовки, уровень которой качественно возрастет. Особое внимание - улучшению педагогического состава детсадов путем обеспечения достойными кадрами и модернизации модели их профессионального развития.

Шестой приоритет - укрепление организации делопроизводства и исполнительской дисциплины в структурах управления народным образованием и самих учебных заведениях. Здесь отдельно надо отметить необходимость улучшения взаимодействия с гражданами, работы с обращениями физических и юридических лиц в Год диалога с народом и интересов человека. Уже действуют виртуальная приемная и "телефон доверия" министерства. Руководители учреждений сферы тоже открывают подобные приемные, налаживают открытое общение с населением на местах, оптимизируют систему предоставления интерактивных услуг.

А с 1 марта во всех школах появились "Кабинеты диалога с родителями", призванные усилить контакты с семьями ребят. По установленному расписанию здесь ведут прием директор, его заместители по учебно-воспитательной и духовно-просветительской работе с привлечением в случае надобности классных руководителей и других опытных педагогов. Минимум раз в месяц устраиваются Дни диалога с родителями при поддержке общественных советов по партнерству "Семья - махалля - образовательное учреждение". Это поз­воляет оперативно решать возникающие вопросы и обеспечивать реализацию законных прав людей.

Как видно, обозначенные в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан задачи служат ведущим фактором модернизации системы народного образования. Их претворение в жизнь поможет нам вырастить всесторонне зрелое и гармоничное поколение, которое будет вести страну по пути прог­ресса, к покорению все новых вершин.

Записал
Рамиль Исламов.

(При поддержке
пресс-службы Министерства
народного образования).

Фото УзА.



Также в разделе:

№189/2014

Слово - участникам международного форума

 В международном форуме принимают участие представители государств-членов Всемирной туристской организации ООН, специалисты из десятков стран с развитой индустрией туризма, таких как США, Великобритания, Испания, Китай, Южная Корея, Япония, Индия, Греция, Египет, Турция, Израиль, Индонезия, Синга... Подробнее

Уголки хорошего настроения

Когда столбик термометра доходит до 40о по Цельсию, кому-то покажется, что лучшее спасение от жары - домашние или офисные четыре стены, кондиционеры да арбузы с мороженым. А в это время тысячи горожан устремляются в лучшие парки столицы, чтобы весело провести время с родными и друзьями у берего... Подробнее
№139/2013

Второе рождение фольклора

  Хабибулла Шарипов, главный балетмейстер Каракалпакского государственного фольклорного ансамбля «Айкулаш жулдызлары». - В области развития культуры и искусства за годы независимости произошли существенные преобразования – это видно и на примере нашего фольклорного ансамбля. Нац... Подробнее
Регионы