EUR
3883.95
(+82)
USD
3595.02
(+47)

Новости:

Образование: путь прогресса


№77/2017
21 апреля 2017

Президент Шавкат Мирзиёев в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан обозначил конкретные приоритетные задачи всех сфер на 2017-2021 годы. Один из разделов этого программного документа затрагивает важнейший сектор - социальный, включающий в себя и систему подготовки кадров. Здесь хватает вопросов, требующих неотложного внимания и скорейшего разрешения, о которых не раз говорили и говорят соотечественники в своих обращениях в Виртуальную и народные приемные главы государства, а также Министерство народного образования. О ведущейся в этом направлении работе - рассказ начальника Главного управления по развитию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МНО, доктора педагогических наук Маъруфжона ВАХАБОВА:

- Указ главы государства "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан" от 7 февраля этого года - документ огромного значения, играющий важную роль в кардинальном обновлении всех сторон жизни в стране. В соответствии с ним разработан и комплекс мероприятий по дальнейшему развитию образования. В частности, в системе МНО предусмотрено осуществление широкомасштабных преобразований для повышения качества обучения и воспитания юного поколения, строительства новых школ, реконструкции и капитального ремонта действующих, полного обеспечения их современным лабораторным оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями, литературой и методическими пособиями. Особое внимание будет уделено коренной модернизации общего образования, в том числе путем углубленного освоения ребятами таких востребованных дисциплин, как иностранные языки, математика, физика, информатика, химия, биология. Среди актуальных задач - реализация государственной молодежной политики, рост квалификации наставников, расширение сети дошкольных учреждений, улучшение условий в имеющихся и повышение охвата ими малышей. Главный же приоритет работы министерства и всех его подразделений - воспитание духовно и интеллектуально развитых, физически здоровых, свободно мыслящих и социально активных личностей, преданных Родине и имеющих твердую жизненную позицию. Для достижения поставленных целей предстоит сделать многое.

Прежде всего необходимо усовершенствовать существующую нормативно-правовую базу на основе требований дня. Исходя из задач нашего времени соответствующие документы будут пересмотрены и содержательно обогащены с прицелом на рост качества и эффективности подготовки кадров. Запланировано принятие новой редакции Положения об общем среднем образовании, вступившего в силу еще в 1998 году. Вместе с тем решено усовершенствовать структуру Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, профильных управлений областей и города Ташкента, а также систему методического обеспечения учебных заведений.

Важно поднять на новый уровень и работу по формированию у молодежи чувства патриотизма, сопричастности к судьбе страны и уважения к законам. Другая задача - укрепление духовного иммунитета к опасным идеям и течениям, выработка четких представлений об окружающем мире.

Здесь особое место отводится пропаганде среди детей и их семей любви к чтению и значения книг в совершенствовании личности, что предусмотрено распоряжением Президента страны "О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения" от 12 января нынешнего года. Помогут в этом учителя, имеющие богатый жизненный опыт люди старшего поколения, активисты махаллей. В сотрудничестве с Союзом писателей Узбекистана в школах уже устраиваются творческие встречи с известными писателями и поэтами, в том числе в формате видеодиалога, связывающем жителей разных регионов. При поддержке Узбекского агентства по печати и информации распространяются электронные версии художественных произведений. Фонды библиотек и информационно-ресурсных центров пополняются новыми изданиями разных направлений.

Не забываем и о физическом развитии. Принимаются меры для еще большего вовлечения детей в занятия спортом и успешного их участия в престижных соревнованиях. В частности, для расширения рядов юных атлетов на общереспубликанских играх среди школьников "Умид нихоллари" и обеспечения дальнейших их успехов на международных турнирах.

Надо создать и внедрить в практику общеобразовательных учреждений современную методологию преподавания дисциплин, направленную на развитие личности ребенка и опирающуюся на мировые стандарты сферы. Это позволит коренным образом улучшить качество учебного процесса. Речь идет о весьма обширном поле для деятельности. Предстоит утвердить новые государственные образовательные стандарты на основе принципов непрерывности, преемственности и компетентного подхода. Следует отметить, к настоящему времени уже подготовлены усовершенствованные стандарты по общеобразовательным предметам для школ, профессиональных колледжей и академических лицеев. Тому поспособствовал опыт преподавания иностранных языков в системе непрерывного образования с применением вышеназванного подхода.

Намечена поэтапная разработка учебников и методических комплексов нового поколения по 18 предметам, которые входят в базовый курс с начальных до выпускного классов.
В рекомендуемых стандартах с пересмотренным содержанием будут охвачены прежде всего уровни от начального владения предметом (А1) до специализированного (B1+). У детей будут формировать коммуникативные компетенции, умение обращаться с информацией и новинками науки и техники, навыки саморазвития и граждан­ской социальной активности, национальные и общечеловеческие ценности, математиче­скую грамотность. Педагоги станут чаще и эффективнее использовать на уроках электронные пособия, виртуальные лабораторные работы, развивающие игры, дополнительные цифровые ресурсы.

Успешное осуществление задуманного зависит как раз от наставников. В планах - запуск системы непрерывного повышения их профессионального мастерства, особенно по точным и естественным наукам, а также регулярное проведение форумов по проблемам преподавания конкретных предметов. Последние уже стартовали.

Это подводит нас к четвертому пункту - реформирование системы подготовки профессиональных учителей, их переподготовки и повышения квалификации наряду с усилением кадрового потенциала. Будут пересмотрены и адаптированы к нынешним запросам государственные требования к содержанию и качеству соответствующих программ для руководящих и педагогических работников. Ряды тех, кто делится знаниями с коллегами, пополнят молодые специалисты с большим научным будущим. А в профильных вузах создадут новые курсы по методике преподавания отдельных дисциплин.

Пятая стратегическая задача связана с уже упоминавшимися детскими садами. Фундамент работы в этом направлении заложило постановление Президента страны "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы" от 29 декабря 2016-го. Согласно ему в сельских населенных пунктах построят 50 новых детсадов, 1167 действующих реконструируют, а 983 - капитально отремонтируют. Все, а это 2200 учреждений, оснастят инвентарем, учебно-методическими пособиями и прочим необходимым, укрепив тем самым материально-техническую базу.

В рамках утвержденной постановлением пятилетней прог­раммы решено открыть 6100 групп кратковременного пребывания, где еще больше ребят смогут получать нужные знания и навыки. Эта альтернативная форма подготовки к школе уже хорошо зарекомендовала себя. А 400 тысяч родителей мальчиков и девочек трех-шести лет, не посещающих детсады, получат литературу для домашнего обучения.

На основе мировых требований будут приняты и внедрены современные программы дошкольной подготовки, уровень которой качественно возрастет. Особое внимание - улучшению педагогического состава детсадов путем обеспечения достойными кадрами и модернизации модели их профессионального развития.

Шестой приоритет - укрепление организации делопроизводства и исполнительской дисциплины в структурах управления народным образованием и самих учебных заведениях. Здесь отдельно надо отметить необходимость улучшения взаимодействия с гражданами, работы с обращениями физических и юридических лиц в Год диалога с народом и интересов человека. Уже действуют виртуальная приемная и "телефон доверия" министерства. Руководители учреждений сферы тоже открывают подобные приемные, налаживают открытое общение с населением на местах, оптимизируют систему предоставления интерактивных услуг.

А с 1 марта во всех школах появились "Кабинеты диалога с родителями", призванные усилить контакты с семьями ребят. По установленному расписанию здесь ведут прием директор, его заместители по учебно-воспитательной и духовно-просветительской работе с привлечением в случае надобности классных руководителей и других опытных педагогов. Минимум раз в месяц устраиваются Дни диалога с родителями при поддержке общественных советов по партнерству "Семья - махалля - образовательное учреждение". Это поз­воляет оперативно решать возникающие вопросы и обеспечивать реализацию законных прав людей.

Как видно, обозначенные в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан задачи служат ведущим фактором модернизации системы народного образования. Их претворение в жизнь поможет нам вырастить всесторонне зрелое и гармоничное поколение, которое будет вести страну по пути прог­ресса, к покорению все новых вершин.

Записал
Рамиль Исламов.

(При поддержке
пресс-службы Министерства
народного образования).

Фото УзА.



Также в разделе:

№210/2016

Зарегистрированы кандидаты в Президенты Республики Узбекистан

28 октября состоялось заседание Центральной избирательной комиссии, на котором был рассмотрен вопрос о регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. Центральная избирательная комиссия, расс­мотрев представленные политическими партиями документы, приняла постановления о регистраци... Подробнее
№211/2015

Земной профессионал неба

 Управлять воздушными лайнерами с земли - непросто. От каждого действия, способности мгновенно принимать единственно верное решение в той или иной ситуации зависит многое. Поэтому в диспетчерской международного аэропорта "Термез" высоко ценят опыт, знания и сноровку Сергея Федорцова, который труд... Подробнее
№232/2014

Вектор социального развития

"Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества". Статья 14 Конституции Республики Узбекистан.  За годы независимости наша республика накопила мощный экономический потенциал, позволяющий эффекти... Подробнее
Регионы