USD = 8069.29 SUM   EUR = 9403.14 SUM
Ташкент

Возрождает. Шьет. Обучает

Дата публикации: 26 10 2017

Пожалуй, именно так можно охарактеризовать деятельность Гульнары Эмбергеновой - инициатора создания Каракалпакского общественного объединения "Золотое наследие Арала", руководителя семейного предприятия "Ембер-Гуля" и ООО "Муйнак Аму тулкунлари".

…Осень в Каракалпакстане, как и в других регионах нашей страны, - пора свадебных торжеств. Гуляют молодожены в окружении близких друзей и родственников. Посещают достопримечательности Нукуса, возлагают цветы к памятникам. Просто веселятся. Делятся своим счастьем и словно говорят: "Посмотрите, какие мы красивые!"

Удивительно, но большинство пар в необычных нарядах. Не в традиционном белом и черном. Иные свадебные платья невест, колоритные костюмы женихов. Одежда вроде бы украшена незатейливыми и строгими геометрическими фигурами, а как смотрятся на этом фоне сочетания цветов красного и синего, желтого и серого. Ничего лишнего, кричащего. Во всем тонкий вкус и соразмерность, своеобразная симметрия, отточенные вековыми традициями и обрядами каракалпакского народа. Вероятно, этим определяется самобытность нации.

- Каждый узор, цвет несут смысловую нагрузку, - считает Гульнара Эмбергенова. - Синяя вышивка - печаль девушки, прощание с детством, красная - новая пора в жизни с оптимистичным будущим. Костюм жениха может поведать, какого он рода, сколько у него братьев и сестер, количество… овец в отаре. Геометрические треугольники, ромбы, квадраты, расположенные как бы в хаотическом порядке, расскажут, чем занимаются юноша и девушка, какая у них профессия, об их увлечениях. Значимы и головные уборы. Женщины, например, носят своеобразные шлемы-платки. Отзвук древнего матриархата в крае. Напоминание легенд о кырк кыз - сорока девушках-воительницах или о подвигах знаменитой Тумарис. Другие истории - о выборе украшений. Они в основном являются оберегами от злых духов, сглаза. Монисты и бусы, например, к плодородию, богатому урожаю, достатку в семье…

Чтобы рассекретить тайные знаки национальной одежды, художник по образованию, бывший преподаватель колледжа искусств в Муйнаке буквально "перелопатила" массу старинных фолиантов в хранилищах библиотек, дневала и ночевала в музеях имени Игоря Савицкого, краеведческом в столице Каракалпакстана. Сделала немало эскизов обрядовых костюмов разных эпох в музее Востока в Москве, консультировалась с искусствоведами в Санкт-Петербурге.

- А началось увлечение с подготовки к уроку по этнографии в колледже, - продолжила Гульнара. - Особенно заинтересовала четкая графика вышивок на национальной одежде. Чем она отличается - столь необычная по сравнению с яркими одеяниями, например, в Ферганской долине с применением тканей атласа, адраса, или тех же соседних - Бухарского оазиса, Сурхандарьи и Кашкадарьи, где все цвета радуги зачастую в цветастую полоску?

Изыскания Эмбергеновой тянут на кандидатскую степень наук по искусствознанию. Но она намеренно отказалась от перспективы получения ученого звания. Ее больше привлекала практика возрождения уникальной каракалпакской одежды, о которой, действительно, остались лишь воспоминания из старины глубокой. Многие даже считали, что она занимается просто "мертвым искусством". Но сама училась и других обучала, основываясь на традициях предков.

Организовала семейное предприятие "Ембер-Гуля". Привлекла к шитью бабушек и их… дочерей, внучек. Так осуществляла преемственность поколений. Одни вспоминали, как все было когда-то, другие осуществляли на деле давно забытое.

Ставка на такую предприниматель­скую деятельность сполна оправдалась. Банковский кредит Эмбергенова и ее около сорока соратниц довольно быстро погасили. Спрос на ручную работу оказался высоким не только среди муйнакцев, но и туристов, любителей экзотики. Первые словно хотели поддержать соотечественниц в благородном начинании, а зарубежные путешественники - чтобы сохранить память о пребывании в зоне экологического бедствия, где, несмотря ни на что, все же жизнь бьет ключом. Теперь не только в Муйнаке, но и одноименном районе открылись салоны красоты, другие фирмы, специализирующиеся на пошиве именно национальных костюмов и атрибутики. Заказы стали поступать от фольклорных ансамблей и коллективов. В частности, от артистов известного государственного ансамбля "Айкулаш".

Мастерицы-рукодельницы поверили в свое будущее. Государство всячески содействует развитию ремесленничества, надомному труду, предлагая льготные кредиты и преференции, чтобы возродить национальную культуру. Принят ряд постановлений Президента страны, Кабинета Министров Узбекистана. Это  гарант благосостояния их семей.

Эмбергенова пошла дальше, осуществляя комплексную программу общественного объединения "Золотое наследие Арала", инициатором создания которого стала она. В Нукусе открыла ООО "Муйнак Аму тулкунлари". Накопленный опыт позволил предприятию быстро встать на ноги. Теперь ее единомышленники предлагают потребителям не только оригинальную одежду, но и вручную вышитые кошельки, иные сувенирные аксессуары, без которых ни один турист не покидает Каракалпакстан.

Сакен Набиев.

Тимур Низаев.

Спецкоры "Правды Востока".

Фото Рашида Галиева.

Муйнак-Нукус-Ташкент.

 

Количество просмотров

95