USD = 8069.29 SUM   EUR = 9403.14 SUM
Ташкент

Иной взгляд на философию Востока

Дата публикации: 21 09 2017

В конце августа в соответствии с распоряжением Кабинета Министров в Самарканде состоялась международная научная конференция "Центрально­азиатский Ренессанс в истории мировой цивилизации". Ее проведение связано с назревшей особой потребностью в более внимательном прочтении нашего наследия, в том числе в области академической философии.

К неизученным страницам относятся специфика формирования онтологического и гносеологического мировоззрения, генезис философско-научного мышления, определения их роли в научной жизни общества и истории культуры. Кроме того, эти проблемы приобретают важное значение в свете актуальности аргументированной критики различных современных европоцентрист­ских концепций, которые пытаются охарактеризовать духовность мусульман­ского Востока только с позиций религиозности и мистицизма.

Особый интерес в этом плане представляет научное творчество Абу Насра Фараби. Оно имело энциклопедический характер, поэтому теоретическое наследие "Аристотеля Востока", основателя восточного аристотелизма (перипатетизма) настолько обширно и многогранно, что в нем можно найти подтверждение или зачатки большинства современных идей философии, психологии, политологии, социальной антропологии. Но главная заслуга заключалась в том, что его труды послужили систематизации всей философской системы Ближнего Востока до и после него. Он стал основоположником не только первого периода Восточного Ренессанса X-XII веков, но и последующих XIV-XV столетий. Синтезировав античную и древневосточную философию, Фараби поднял аристотелевскую на новый уровень, избавив ее от иерархического взгляда на общество, унаследованного от платоновской идеи. Новое понимание классификации наук в лице философии Фараби стало служить общественно-политическому развитию не только Востока, но и Запада.

Но современная методология изучения его творчества и вообще философии Ближнего, Среднего Востока и Центральной Азии не позволяет всесторонне объективно рассмотреть это наследие со всеми его глубокими корнями, влияющими и на современные реалии глобального мира. Например, в современных общест­венно-гуманитарных науках одним из основных методов истолкования восточных учений является такое ответвление европоцентризма, как ориентализм. Причем в последние десятилетия XX века соответствующие подходы стали все чаще подвергаться критике даже в западной историографии.

Этот термин есть философско-культурологическая система образов о Востоке, объединяющая идеи и цели Запада по отношению к его действительности. Основатель систематизации этой теории Эдвард Саид в качестве эпиграфа к своей книге "Ориентализм" взял ошибочное высказывание Карла Маркса: "Они не могут представлять себя, их должны представлять другие". И в этой попытке описывать Восток с точки зрения западных концепций чувствуется огромный разрыв между парадигмами, отсутствие понимания стиля и понятийного аппарата восточной философии. Потому ориентализм, выделившийся как самостоятельное направление еще в XVIII веке, до сих пор имеет сильное влияние и формирует неадекватную картину восточного мира.

В результате, с одной стороны, на Западе и в нашем регионе соз­дана мощная база научных работ по творчеству великих средневековых мыслителей. Но с другой, многие аспекты их трудов, включая философию Фараби, не изучены на должном уровне. Во-первых, его наследие - это синтез античной и исламской культур, пример межцивилизационной коммуникации и диалога. Во-вторых, все, что было создано после него, строилось на основе уже открытого им. Отсюда возникает необходимость нового прочтения диалектики в изложении и интерпретации восточных перипатетиков. Новый подход к изучению философии Фараби нужен и для создания истории политической философии мусульман­ского мира, в частности, Центральной Азии. Это особенно актуально в переходный период развития общества.

Шахноза Мадаева.

Заведующая кафедрой
философии и логики
Национального университета Узбекистана имени
Мирзо Улугбека,
доктор философских наук.

 

Количество просмотров

97