USD = 8085.11 SUM   EUR = 9487.07 SUM
Ташкент

Хотели как лучше…

Дата публикации: 28 10 2017

Пенсионерка Людмила Ким из Карши несколько месяцев назад решила сделать ремонт в своей двухкомнатной квартире и до сих пор не может прийти в себя после этого длительного, изнурительного и очень затратного, если не сказать разорительного процесса. Не полагаясь на собственные возможности, женщина и ее супруг наняли бригаду "опытных мастеров", которых рекомендовали знакомые. Но, как потом выяснилось, эти ремонтники обладали не столько большим опытом в сфере строительства, сколько отличным умением навязывать простодушным клиентам свою волю.

- Проблемы начались уже во время покупки стройматериалов, - рассказывает женщина. - Мастера настоятельно "рекомендовали" нам воспользоваться услугами, как они сказали, "лучшего в городе магазина", а также выбрать и прибрести именно те виды шпатлевки, краски, кафеля и других товаров, с которыми им, видите ли, привычнее работать. Пытались возразить. В соседней торговой точке выбор гораздо богаче, а некоторые виды точно такой же продукции стоят намного дешевле. Однако ремонтники сказали, что по таким ценам продаются только поддельные товары, и дали понять, что не собираются работать с "фальшивкой". Поверив им на слово, по очень высоким ценам купили то, что посоветовали. При этом набрали, как потом оказалось, много лишнего и ненужного. А некоторых материалов, наоборот, взяли меньше. Пришлось докупать нужное количество продукции.

Но на этом "фокусы" бригады ремонтников не закончились. В конце первого дня работы они нарушили первоначальный уговор и отказались убирать строительный мусор, мол, он им пока не мешает. Хозяйке квартиры пришлось ежедневно делать уборку самой. Затем начались опоздания - мастера приступали к работе в 10-11 часов утра, а уходили уже через 2-3 часа после обеда, который, согласно устному договору, Людмила Дмитриевна готовила за свой счет. Дошло до того, что работники, каждый раз придумывая отговорки, практически перестали выполнять пожелания заказчиков.

- В итоге вместо десяти дней ремонт продлился почти месяц, и мы потратили на него втрое больше денег, чем планировали, - с обидой в голосе продолжает пенсионерка. - Когда дело дошло до сантехниче­ских работ и замены электропроводки, оказалось, что у них нет нужных инструментов и оборудования. Пришлось вызывать других мастеров. И самое главное - после стольких мучений и такой нерво­трепки мы получили совсем не то, что хотели. Конечно, можно пожаловаться, но кому и на кого, у меня ведь даже номера телефона этих мастеров не осталось…

Безусловно, действия горе-ремонтников, по сути обманувших Людмилу Дмитриевну и ее супруга, вызывают справедливое возмущение. С похожими и даже более серьезными проблемами сталкивается подавляющее большинство граждан, решивших сделать ремонт. К примеру, весьма ощутимый урон кошелькам потребителей наносит очень распространенная в этой сфере система так называемых "откатов", когда владельцы магазинов выплачивают вознаграждения мастерам за "продвижение" товаров заведомо низкого качества и покупку их клиентами строительных материалов по завышенным ценам. Не меньше, а иногда и гораздо больше вреда может принести и обычный непрофессионализм работников по найму, несоблюдение ими строительных норм и правил, что в лучшем случае может обернуться за­тратами на повторный ремонт, а в худшем - повлиять на устойчивость здания, спровоцировать пожар.

- Случаи нарушения прав потребителей в этой сфере происходят часто. Однако, что удивительно, наши граждане практически не обращаются с жалобами в соответствующие органы, - говорит исполнительный директор Кашкадарьинского областного территориального объединения обществ защиты прав потребителей Алишер Мухаммадиев. - Хотя у большинства из них есть все шансы восстановить справедливость и в тех ситуациях, когда ремонт выполнен некачественно (пусть даже договор был заключен устно), и в тех случаях, когда стройматериалы были проданы им по завышенным ценам. Но, как правило, большинство потребителей или вообще не обращается за защитой своих прав, или ищет другие способы воздействия на виновных. Однако случаи, когда им удается получить хоть какую-то компенсацию, почти не бывает.

- С напарником занимаемся ремонтом жилья уже несколько лет, - говорит мастер отделочных работ Ганишер, который трудится неофициально и поэтому не захотел назвать свою фамилию. - Брака стараемся не допускать, но, если по нашей вине случаются какие-то недостатки, всегда готовы их устранить. Нам антиреклама не нужна. Однако зачастую виновником некачественной работы становится сам заказчик - он пытается сэкономить на стройматериалах, ограничивает по срокам, меняет первоначальный вариант и по ходу ремонта ставит новые задачи и требования. Конечно, в идеале еще перед началом ремонта у хозяина дома или квартиры обязательно должны быть проект и смета, но, как вы сами понимаете, многие считают траты на их разработку лишними, пренебрегают услугами дизайнеров, которых у нас раз-два и обчелся, и действуют на "авось". Да и большая часть коллег по цеху в проектно-сметной документации вообще ничего не смыслит. Другое дело - работники официальных строительных организаций, различных фирм и компаний. Однако у них так много подрядов по возведению типовых домов, многоэтажек, школ и детсадов, что они почти никогда не берутся за ремонт квартир и домов в част­ном секторе.

Потребителям было бы удобно иметь доступ к информации об индивидуальных предпринимателях (ИП), официально оказывающих соответствующие виды услуг. Но большинство мастеров, выполняющих по заказам населения работу по строительству, ремонту и отделке жилья, не спешат регистрироваться в качестве ИП, ведь тогда им предстоит ежемесячно выплачивать фиксированный налог по установленной ставке и страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд. Вместо этого они, рискуя быть привлеченными к ответственности, предпочитают оставаться в "тени" и наносят тем самым ущерб не только государству и обществу, но и собственным интересам, ведь период неофициальной работы не входит в трудовой стаж и не учитывается при исчислении размера пенсии. Более того, не регистрируясь в качестве индивидуальных предпринимателей, они постоянно рискуют остаться без оплаты за свой труд, ведь, если заказчик окажется недобросовестным, пожаловаться на него будет невозможно. Действующие нелегально также лишаются возможности получать кредиты, сотрудничать напрямую с производителями стройматериалов, официально нанимать квалифицированных работников и многого другого, что могло бы способствовать их дальнейшему профессиональному росту, материальному благополучию.

На первый взгляд кажется, что выявить мастера по ремонту жилья, занимающегося незаконной предпринимательской деятельностью, и заставить его официально зарегистрироваться просто. Но, как утверж­дают работники налоговых органов, сделать это без активного содействия самих потребителей практически невозможно. Иногда в ходе специальных рейдов по пресечению такого вида нелегального бизнеса вдруг "оказывается", что бригада ремонтников - это "дальние родственники" хозяина дома, пришедшие на хашар и помогающие ему на добровольной и безвозмездной основе. Отсутствию на рынке услуг по ремонту жилья легальной и реальной альтернативы "халтурщикам" отчасти способствует и наше с вами безразличное отношение - как к нарушению прав потребителей, так и к соблюдению законодательства. За­крывая глаза на их "фокусы", мы продолжаем поощрять затянувшиеся "гастроли" горе-ремонтников.

Батыр Темиров.

Соб. корр. "Правды Востока".

Кашкадарьинская область.

 

Количество просмотров

199

Новостная лента