USD = 8069.29 SUM   EUR = 9403.14 SUM
Ташкент

Гимн всепобеждающей любви

Дата публикации: 04 11 2017

Премьера балета "Поэма двух сердец" состоялась в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои.

Эта красивая история впервые была поставлена здесь же 35 лет назад при участии поистине звездного сос­тава. В основу ее легло произведение Шарафа Рашидова "Книга двух сердец", опубликованное в журнале "Шарк юлдузи" еще в 1959-м. Именитого автора вдохновила поэма "Комде и Модан" индийского поэта и мыслителя узбекского происхождения Мирзы Абдукадыра Бедиля, который в свою очередь написал ее по мотивам местного фольклора и включил в крупное философско-дидактическое сочинение "Познание" (1711-1712).
А Шараф Рашидов, как известно, был человеком интеллигентным, высоко ценил классическую восточную литературу и хорошо в ней разбирался. Его глубоко тронула легенда о великой, но обреченной любви.

- Когда в нашем театре решили поставить этот балет, начали активно искать подходящего композитора, - вспоминает главный режиссер ГАБТа заслуженный деятель искусств Фирудин Сафаров. - Одним из лучших кандидатов был народный артист Азербайджана Ариф Меликов - поныне здравствующий автор получившей мировое признание "Легенды о любви". К тому времени он уже давно не создавал балеты и сам искал новый материал. С радостью приняв приглашение из Узбекистана, написал замечательную музыку. Мы вместе встречались с Шарафом Рашидовым, который тогда попросил не указывать свою фамилию как автора либретто, учитывая его статус главы республики.

Меликов предложил в хореографы заслуженного деятеля искусств России Игоря Чернышева, служившего до того главным балетмейстером Одесского, Молдавского и Куйбышевского театров оперы и балета, а также ставившего спектакли на лучших сценах Латвии, Эстонии и других стран. Премьеру стали готовить одновременно в двух городах - Ташкенте и Самаре. Здесь центральных персонажей исполняли Рано Каримова, Хасан Бозоров, Ашот Геворгян, Батыр Ахундадаев и Шавкат Турсунов. Дирижировала постановкой народная артистка Дильбар Абдурахманова. Результатом стал большой успех интернационального творческого коллектива.

- На премьере нас всех поздравил сам Шараф Рашидов, который остался доволен спектаклем, - рассказывает игравший тогда Карашаха Шавкат Турсунов, ныне являющийся главным балетмейстером ГАБТа. - Хореография И. Чернышева даже тогда опережала современную на несколько десятилетий, а потому и сегодня воспринимается с интересом.

В 1983-м театр представил "Поэму двух сердец" в московском Большом театре и Кремлевском дворце. Ее отлично принимали и зрители, и критики. Однако в силу ряда причин вскоре она пропала из репертуара. И потому в этом году, по случаю празднования 100-летия со дня рождения Шарафа Рашидова коллектив ГАБТа с удовольствием взялся за возрождение спектакля.

При восстановлении дуэт балетмейстеров - заслуженных артистов Узбекистана Замира Нурымбетова и Шавката Турсунова - был твердо намерен сохранить оригинальное сценическое решение. Специально в качестве консультанта был приглашен представитель известной творческой династии Азарий Плисецкий - артист балета и хореограф. Заслуженный артист России начинал в Большом театре, выступал на Кубе, во Франции, Испании, Японии, США, был партнером Ольги Лепешинской и Алисии Алонсо. А последние 25 лет трудится педагогом-репетитором известной школы-студии Мориса Бежара "Рудра" в Швейцарии. В ГАБТе он проводил мастер-классы для артистов театра, а также молодых преподавателей Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии, помогал на репетициях "Поэмы двух сердец".

- Счастлив, что впервые приехал сюда, что пригласили - это почетно и неожиданно. Много слышал о Ташкенте с детства, ведь моя мама Рахиль Мессерер по окончании ВГИКа играла в первых узбекских фильмах еще в 1920-х, дома хранились их афиши. Впоследствии здесь выступала сестра Майя, восторгавшаяся городом и театром, ведь у вас и тогда была известная школа балета, - говорит Азарий Плисецкий. - Вот и теперь в ходе репетиций и мастер-классов убедился: здание ГАБТа - изумительное, а труппа хорошо понимает, что от нее требуется. То, с какой скоростью артисты воспринимают все новое, свидетельствует о качестве их подготовки. У них есть и вдохновение, и талант, и любовь к ремеслу. Своей задачей видел обеспечить качество исполнения, чтобы получился спектакль-праздник, тем более что "Поэма двух сердец" мне была знакома, как и ее автор. В хореографии очень удачно совмещены восточная тема и западные приемы.

То же справедливо и в отношении музыки Арифа Меликова. Сочетание получилось необычное, как смогли убедиться зрители на премьерных показах. Сразу обращает на себя внимание оригинальность хореографического рисунка, какого не увидишь в других спектаклях. Классические движения здесь активно перемежаются с отсылками к акробатике, что стало серьезным испытанием для артистов, которым нужно было не забывать и об актерской игре. С этой точки зрения балет можно расценить как один из сложнейших в национальном репертуаре ГАБТа.

Главную партию танцовщицы Комде в трех составах играют две ведущие солистки Надира Хамраева и Ольга Сабирова, а также начинающая Ширин Хасанова. Эмоциональный образ музыканта Модана убедительно соз­дали Дониёр Хасманов и Бекзод Акимбаев. На его фоне не так выделяется фигура Карашаха (Улугбек Олимов и Замир Фазлутов).

Общее впечатление от постановки заметно усиливают колоритные декорации Зубайдулло Батырова, переносящие публику то под чертоги шахского дворца, то на зеленые луга, то в барханы. Целую галерею ярких костюмов создала Лобар Палванова. А музыкальным руководителем и дирижером нынешней постановки стал заслуженный деятель искусств Фазлиддин Якубжанов.

Ведущие творческие силы театра постарались передать всю красоту балета и величие его ключевой идеи - о любви, которой не страшны никакие преграды и которая всегда побеждает даже смерть. Эту мысль заложил в спектакль автор либретто Шараф Рашидов, и возвращение "Поэмы двух сердец" стало достойной данью уважения его памяти.

Алексей Романов.

Количество просмотров

94