13 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +7,3 °C

Культура
11 Янв  2019 1338

Софокл еще актуален?

Зимняя афиша театра "Ильхом" щедра на сюрпризы. В ней оказались представлены и древнегреческая трагедия, и история советского политзаключенного, и совместная постановка обычных актеров и людей с особенностями развития.

Открыл зимний парад премьер независимый проект - спектакль "Антигона", объединивший творческие силы разных коллективов. Артисты - из "Ильхома", государственных академического русского драматического и Молодежного театров, композиторы и музыканты - из ансамбля "Омнибус", хореограф - из Театра движения "Лик". А поставил античную трагедию молодой режиссер Кемаль Султанов - уроженец Ташкента, выросший в Германии и последние годы работающий в Великобритании. Аспирант Драматического центра Лондона (Лондонский университет искусств, колледж "Central Saint Martins") интересуется синтезом литературы, эстетики, философии и социологии со сценическим искусством. Своей первой работой на родине он выбрал пьесу Софокла.

Судьба самоотверженной героини мифов - дочери Эдипа и Иокасты - благодаря великому драматургу обрела жизнь в веках. Два ее брата сражались за противоборствующие стороны и погибли. Одного погребли с почестями, а второму в том отказали. Нарушив запрет царя - своего дяди, Антигона совершила необходимый по традиции обряд, за что была замурована в пещеру. В конфликте неписаных родовых обычаев и официальных законов, личного и общественного - суть трагедии.

Наши актеры создали целую вереницу ярких образов. Верную своим идеалам заглавную героиню сыграла Екатерина Белова, прорицателя - заслуженная артистка Ольга Володина, стража - Христина Белоусова. Интересное решение придумали для царя и его сына. В двух составах первого по-разному исполнили заслуженная артистка Марина Турпищева и Глеб Голендер, второго - Алина Циммерман и Анвар Картаев. Ходят персонажи по сцене, буквально усыпанной глиной, сверху струится вода, а подле них все время находится хор. Спектакль, верный тексту оригинала, наполнили звуками и хореографией, которые, по словам авторов, призваны были превратить его в зрелище-ритуал, вокально-пластическое действие. Им важно было помочь публике перенестись в атмосферу Древней Греции и сопереживать людям, жившим совсем в иных условиях. Ведь Софокл создал трагедию в далеком 441 году до нашей эры. Актуальна ли она теперь? Однако тем и хороша пьеса, что ее содержание до сих пор находит отклик в сердцах. Что важнее - закон небесный или человеческий? Ответ на этот вопрос многие ищут поныне.

Ровно полтора тысячелетия спустя разворачивается трагедия несколько иного рода - "Вятлаг". Это не привычный спектакль. Аудитории зачитывали фрагменты дневника латышского крестьянина Артура Страдиньша, отправленного в 1941-м за контрреволюционную деятельность сначала в лагерь, затем - ссылку в Сибирь. Мысли и впечатления он тайно записывал на папиросной бумаге. Один год из его жизни и представил ташкентскому зрителю российский режиссер, драматург и педагог Борис Павлович. Прежде он руководил отделом социально-просветительских программ БДТ имени Г.А. Товстоногова, при поддержке центра "Антон тут рядом" поставил спектакль "Язык птиц" с участием непрофессиональных актеров - людей с расстройствами аутистического спектра. Ныне возглавляет петербургскую творческую площадку "Квартира".

Тяжелый труд на лесопилке, воровство в бараках, лагерная больница, воспоминания о молодой жене и сообщения об очередной смерти кого-то из заключенных - все это описывается спокойным тоном. Павлович не стремился напомнить о размахе репрессий тех лет. Здесь в центре - история страны на примере судьбы обычного человека. И она оставляет гнетущее впечатление.

Третья премьера - тоже от Б. Павловича. Собственно, ради нее он и приехал изначально в Узбекистан, став куратором лаборатории "Инклюзивный театр". Каждый понедельник последняя собирала актеров "Ильхома" и людей с особенностями развития, чтобы раскрыть возможности их творческого взаимодействия и самовыражения. Инициативу поддержали Швейцарское бюро по сотрудничеству при Посольстве Швейцарии и Детский фонд ООН в Узбекистане. Результатом общих усилий стал проект "Жизнь как чудо". Это яркий пример арт-терапии и социализации тех, кто чаще всего остается наедине со своей проблемой.

- Театр восполняет дефицит, который стал наиболее острым в последнее время - дефицит участия, присутствия, - считает Борис Павлович. - Арсенал современного искусства служит продуктивному вмешательству в реальность, преодолению отчуждения. Художественный проект можно считать случившимся, если благодаря ему изменилась жизнь хотя бы одного человека.

Алексей Романов.

Опубликовано в газете "Правда Востока" №6 (28969) от 11 января 2019 года.

 
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech