22 Сентябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +36,5 °C

Культура
23 Мая  2019 3348

Шепот Сурхана

Государственный музей истории Узбекистана, берущий свое начало в 1876 году, когда еще назывался Ташкентским публичным музеем, является крупнейшим хранилищем историко-культурных ценностей на территории нашей республики. Заметное место в его собраниях занимают памятники археологии, нумизматики и этнографии, найденные на территории Сурхандарьинской области.

Известно, что в эпоху бронзы там как раз и возникли первые центры земледельческого населения с развитым ремесленным производством. Эту хозяйственно-культурную форму характеризует изобретение гончарного круга и последующие за ним открытия, новые виды творчества. Классическими являются поселения городского типа: Сапаллитепа, Джаркутан, Моллалитепа и другие.

Наиболее широко в ГМИ представлены материалы из Сапаллитепы. Это план реконструкции, фотографии раскопок, производившихся экспедицией Института археологических исследований Академии наук Узбекистана, керамические сосуды - горшковидные, приземистой и вытянутой формы, с шаровидным туловом, конической формы миски, изготовленные на гончарном круге.

В кушанский период (I в. до н.э. - IV в. н.э.) на территории Сурхандарьин­ской области получила развитие городская цивилизация, тогда же возникли крупные поселения. Раскопанные археологами городища Дальверзинтепа, Старый Термез, Зартепа, Хайрабадтепа, Халчаян и другие, культовые комплексы Айртам, Каратепа, Фаязтепа подарили человечеству прекрасные образцы живописи, скульптуры, архитектурного оформления монументальных зданий.

Благодаря труду археологов музей обогатился коллекциями керамической посуды разных периодов, бронзовых изделий, терракотовых статуэток, образцами керамических труб древнейшего водопровода, снабжавшего водой группу поселений, расположенных к востоку от Амударьи (Фаязтепа, Курган и другие). Здесь же - греко-бактрийские и кушанские медные и серебряные монеты с именами Селевка, Антиоха I, Канишки I и других правителей с I в. до н.э. до I в. н.э.

Фрагменты статуи Будды, горельефное изображение монаха, выполненное из мергелистого известняка, базы колонн, карнизы культовых памятников, выставленные в музее (в подлинниках, а также фотографиях и зарисовках), дают представление о религии, проникшей в Среднюю Азию из Индии на рубеже новой эры.

Также одним из интересных памятников кушанского периода является буддийский храмово-монастырский комплекс I-III веков новой эры в Фаязтепе (район Термеза). В нашем музее хранятся фрагменты художественных изделий, вырезанных из мергелистого известняка. Прекрасно сохранилась алебастровая голова Будды. Уникальна и найденная в 1972 году на Фаязтепе каменная скульптурная группа из известняка, изображающая основателя этого учения, сидящего под священным деревом бодхи, и двух стоящих по сторонам от него учеников-монахов.

На Каратепе найдены глиняно-ганчевые голова и скульптуры Будды,  других лиц, фрагменты капители колонны и фриза из белого известняка в виде скульптуры Будды, а также керамических штампов с изображением пиршества и Бога Солнца - Гелиоса, керамический кувшин, черепки подобных сосудов и многое другое. Все находки датированы III-IV вв. н.э.

А на холме Малый Чингиз близ Термеза выявлены остатки древней крепости греко-бактрийского и кушанского периодов, которая защищала находившуюся здесь более двух тысяч лет назад речную переправу через Амударью. Участниками экспедиции на городище собраны изделия из бронзы и железа, датированные концом ХII - началом ХIII веков. Особый интерес вызывают бронзовые орнаментированные подносы - яркое свидетельство высокого уровня развития художественной культуры наших народов.

Сотрудники музея приняли участие в работах экспедиции, организованной Институтом искусствознания и проводившей раскопки на цитадели городища Шухроб-курган. В результате фонды пополнились образцами керамических изделий, терракотовых статуэток, монет, украшений, стеклянных, бронзовых и железных предметов, изделий из камня и кости (всего около 300 неповторимых старинных объектов). Из них особую ценность представляют материалы, найденные академиком Галиной Пугаченковой, из раскопок Халчаяна. Это фрагменты керамических сосудов, украшенных штампованным орнаментом, терракотовые статуэтки, виртуозно выполненная поделка из кости.

В 2007 году в Книгу поступлений музея внесен скульптурный фрагмент с горельефом, найденный в 1979 году Айртамским отрядом Узбекистанской искусствоведческой комплексной экспедицией (УзИСКЭ) в 18 километрах к востоку от Термеза при исследовании буддийского архитектурного комплекса на глубине 1,5 метра от поверхности земли. Горельеф высечен из белого мраморовидного известняка. В верхней части постамента вырезана частично сохранившаяся шестистрочная надпись из трех сотен букв. Тщательное исследование остатков полуразрушенных символов, осуществленное В. Лившицем и Э. Ртвеладзе, позволило прочесть отдельные слова, расположенные на сильно пострадавших от эрозии участках. Таким образом, частично реконструировали надпись, отнесенную к началу или середине II в. н.э. В интерпретации ученых она связана с воссозданием мализо (обнесенного оградой комплекса сооружений) неким Шодиа в четвертом году правления кушан­ского царя Хувишки. Она выполнена бактрийским или кушано-бактрий­ским письмом, возникшим на основе греческого алфавита для фиксирования местного бактрийского языка, который являлся одним из официальных в Кушанской империи.

Обнаружение и прочтение Айртамской надписи стало значительным вкладом в исследование той эпохи. Это одна из первых бактрийских монументальных надписей в Средней Азии, имеющая первостепенное значение для понимания истории создания культового комплекса. Специалисты получили новые существенные данные для дальнейшего изучения древнего языка и письменности.

 Также в музее хранятся и экспонируются стеклянные медальоны из дворца термезских правителей с изображением всадника, охотящегося с соколом. Большую ценность представляют два архитектурных панно, датируемые ХII-ХIII вв. н. э. На одном из них изображены два льва, на другом - мифическое существо.

Сурхандарьинские памятники, хранящиеся и экспонируемые в музее, - яркое свидетельство разнообразия и богатства материальной и духовной культуры народа Узбеки­стана на протяжении всей его многовековой истории. Они воспитывают у подрастающего поколения уважение к традициям, берущим начало в давние времена, на заре становления человеческой цивилизации.

Лариса Левтеева.
Кандидат исторических наук.

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 105 (29068) от 23 мая 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech