20 Август 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +22,2 °C

Культура
1 Июл  2019 1066

Семь нот - семь дорог Мустафо Бафоева

Бесконечно далекий и близкий мифический "властитель пернатых" - Семург приоткрывает завесу тайны в Страну вечности лишь тем, кто прошел через долину исканий, любви, познаний. Эта аллегория, лежащая в основе творения Алишера Навои "Язык птиц", когда-то вдохновила известного композитора Мустафо Бафоева на создание не менее выдающейся музыки. Сродни она и творческому, жизненному пути, полному духовных поисков самого композитора, который, несмотря на возраст, с завидным постоянством не устает радовать любителей музыки новыми сочинениями. Одно из последних его творений - драма "Томирис", премьера которой состоялась в Узбекском Национальном академическом драматическом театре. О поиске своего места в музыкальной вселенной, создании жанров на пересечении культур Востока и Запада,  народном творчестве, развитию которого придан в стране качественно иной импульс, а также современной эстраде говорит заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, лауреат Государственной премии имени Абдуллы Кадыри Мустафо Бафоев.

Автор крупных сценических произведений, симфоний, ораторий, балетов, камерно-инструментальных сочинений, концертов, более 200 песен и романсов, его творчество отличается широким разнообразием замыслов и драматургических решений.

Во многих произведениях композитор возвращается к восстановлению древних ладов, традиционных обрядов. Он создает и новые жанры, например, телебалеты "Нодира", "Гороскоп Улугбека", "Свет из прошлого", телеопера-дастан "Священная Бухара".

Особый интерес представляет циклическое произведение "Шелковый путь в моем воображении" для виолончели (соло), струнного квинтета, ударных и фортепиано, посвященное известному японскому виолончелисту Йо Йо Ма, который ведет активную творческую деятельность в США и дает концерты в разных странах мира. По мнению М. Бафоева, объемное, насыщенное звучание виолончели в большей мере напоминает теплый, мягкий тембр человеческого голоса. В то же время это качество сближает ее со звучанием узбекских народных струнно-смычковых инструментов (сато, кубиз).

Нужно отметить, что он, воспевая искренние человеческие чувства дружбы, вносит большой вклад в дело укрепления товарищества между народами. Это произведение впервые прозвучало в 2003 году на международном музыкальном фестивале в Ташкенте "Ильхом ХХ" в исполнении У. Имамова и камерного оркестра. Здесь М. Бафоев мыслит категориями планетарного масштаба и выступает как художник мира. Для композитора Великий шелковый путь в его художественном творчестве служит неисчерпаемым источником для восприятия и осмысления культурного диалога народов.

- Для меня в музыке эталонами являются Бетховен, Бах. Это - вечность, непревзойденная вершина. В "Языке птиц" использовал "Лунную сонату", а в произведении "Абадият" - "Вечность" для камерного оркестра "Согдиана" - 9-ю симфонию Бетховена, которая является, по сути, гимном всему человечеству.

В произведениях всегда стремлюсь использовать общекультурные музыкальные связи - от Дальнего Востока до Средней Азии, - делится композитор. - Если обратиться к древним временам, то можно найти общие связи между нашей культурой и казахской, каракалпакской, алтайской и таджикской. Часто использую в произведениях горловое пение. К примеру, в "Звуках Само" музыка написана для двух исполнителей на ударных инструментах, что связано с древним Востоком.

Опираясь на национальные художественные традиции, Мустафо Бафоев существенно обновляет рамки устоявшихся веками жанров. Так, в оперу "Омар Хайям" включены сцены празднования Навруза, что перекликается с детскими воспоминаниями композитора, который, будучи мальчишкой, с друзьями выходил далеко за пределы кишлака под Бухарой и собирал тюльпаны, участвовал в сайиле.

После этой оперы, по словам М. Бафоева, написал еще одну - "Небо моей любви", посвященную великому ученому с мировым именем - Фергани. Она до сих пор идет в ГАБТе.

- Надеюсь, что восстановят оперу-балет "Омар Хайям", где есть одна очень интересная сцена - беседа со звездами, - отмечает визави.

Посвящены выдающимся личностям и еще два произведения маэстро, где тесно переплетены и создают уникальный синтез народные мотивы, все шесть томов шашмакома и европейская классическая музыка. "Авиценна" идет в Душанбе на таджикском языке, также как и "Борбат". Последний был выдающимся музыкантом своей эпохи, одним из основоположников  народного песенного жанра мавриги, сохранившегося по сей день в Бухаре и Хорезме.

Мустафо Бафоев одним из первых обратился к народной музыке, которая, по его словам, ведет композитора к познанию народной мудрости, души. В свое время он руководил оркестром народных инструментов, был дирижером на радио, использовал отрывки из дастанов на концертах.

- Искусство бахши, выдающимся достоянием которого является "Алпомиш" и которому в этом году по инициативе Президента посвящен международный фестиваль, очень древнее, - говорит композитор. - Сегодня особенно распространено в Сурхандарье, где сказители в качестве аккомпанемента используют домбру. И если раньше произведения бахши звучали в основном в узком семейном кругу, то позже стали организовываться полномасштабные концерты, что придало этому жанру новый импульс развития. Мы не должны забывать свои корни, историю. Большую роль здесь играют и родной язык, на котором звучат произведения бахши, и традиционная музыка, и мастерство импровизации. Этот жанр, хоть и вышел из народа, ни в чем не уступает профессиональным, так как сказитель сочетает в себе умение одновременно быть композитором и поэтом, музыкантом и певцом. Сохранение и приумножение такого бесценного национального богатства - благородная цель, которая сегодня воплощается в жизнь.

…Общаешься с этим удивительным человеком и с трудом представляешь себе, что свою судьбу с музыкой он связал не сразу. Когда поступал в Бухарское музыкальное училище в класс гиджака, не знал даже нотной грамоты.

- Изначально хотел стать певцом - у меня хороший голос. Но я пришел в 13 лет, на вокал не взяли, сказали, голос будет ломаться, - вспоминает собеседник. - Год учился, не понимая ничего, фактически даром потерял время, пока осознал - это моя профессия - и начал усердно заниматься. И уже со второго курса стал писать музыку, хотя и играл в то время с ошибками, не знал правил. Первыми написал небольшие пьесы - романсы, танец для гиджака, но гармонии тогда не знал, правда, интуитивно чувствовал форму и фактуру.

Бафоев особенно выделял вокальную музыку, писал романсы, оперы.

- Мне кажется, человеческий голос - самый непосредственный путь к сердцу слушателя, проникновенный и совершенный из всех музыкальных инструментов. Конечно, сейчас пишу очень много инструментальной музыки - это развивает круг выразительных средств, но все же вокальное начало остается первостепенным. Сейчас являюсь автором пяти симфоний и прихожу к мысли о синтезе жанров. Написал более 30 концертов для тамбура, сато и габоя с симфоническими оркестрами, много хоровых произведений. Ну и, конечно, независимо от жанра, считаю, музыка всегда должна быть современна и вместе с тем традиционна - это то, что будет отличать ее, придаст индивидуальный облик и вдохнет жизнь, - говорит компо­зитор.

В планах - выпустить более десяти книг, в основном - учебные пособия, где М. Бафоев хочет обобщить весь накопленный опыт и передать его молодежи.

В настоящее время, отмечает композитор, глава государства уделяет большое внимание развитию культуры, народного творчества, но еще имеются моменты, которые требуют решения. 

Так, в Государственной консерватории, где преподает маэстро, занятия ведутся не на должном уровне, не хватает педагогов, методики необходимо усовершенствовать. Что касается повышения квалификации наставников, то, по словам М. Бафоева, большинство вопросов онлайн-тестирования не связано с музыкой и искусством в целом.

- В вашем творчестве нашли отражение практически все музыкальные жанры, кроме эстрады. Что вы можете сказать о ее сегодняшнем состоянии? - обращаюсь к Мустафо-ака. 

- У меня есть два произведения, связанных, хоть и не напрямую, с этим жанром. Что касается современной эстрады, мало ее слушаю. Несомненно, здесь есть свои таланты, но, если брать в целом, зачастую это  подражание Западу, плагиат, самоучки, не знакомые глубоко с музыкальным искусством. Много песен-близнецов, которых пишут так называемые композиторы, пользуются спросом те, кто может создавать аранжировки. В то время как тем, кто действительно посвящает себя музыке, не платят зачастую гонорары. Решение этих вопросов позволит поднять уровень нашей культуры, открыть новые имена. Ведь музыка - это огромная вселенная, в которой всегда есть место полету фантазии.

Записала
Оксана Кадышева.

"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 132 (29095) от 1 июля 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech